Sweden Rock’2016: Юбилей не без культа
Ноябрь 20, 2016
Виктор Блинов (3 статей)
Поделиться

Sweden Rock’2016: Юбилей не без культа

Легендарный «Sweden Rock» в этом году отмечает 25-летие. В масштабах истории рока четверть века – юбилей достаточно значимый. Основанный в то непростое время, когда масс-медиа предсказывали скорый конец тяжелой музыки, фестиваль пережил вторжения гранжа и брит-попа, готик-рока и ню-метала, успел сменить несколько мест проведения, а самое главное – сделал счастливыми десятки тысяч фэнов, побывавших на этом музыкальном празднике.

Впрочем, организаторы решили не делать культа из этого юбилея. Несколько праздничных баннеров, футболка со специальным дизайном и выставка афиш со всех прошедших фестивалей – вот, пожалуй, и все, что напоминало нам о 25-летии. Как и обычно, команда «Sweden Rock» сосредоточилась на главном: идеальной организации, отличном звуке, свете, спецэффектах, и, конечно же, подготовила очередной убойный список участников. Некоторые из них в этот раз порадовали поклонников по-настоящему эксклюзивными шоу…

День 1-й. 8 июня.

Одним из первых в самый короткий фестивальный день на сцену вышел Майк Трамп со своим электрическим проектом Rock’n’Roll Circuz. Бывшему фронтмену White Lion, вероятно, несколько надоели акустические сеты, с которыми он выступал последние несколько лет. Так что программу нового тура можно назвать возвращением к корням. Rock’n’Roll Circuz – это мягкий, мелодичный хард-рок в сочетании с проникновенным и немного сентиментальным вокалом Майка. Такой стиль весьма востребован в Скандинавии, поэтому неудивительно, что концерт собрал довольно много зрителей. К их восторгу, Майк включил в сет-лист несколько композиций из репертуара White Lion, в том числе один из главных хитов группы, «Tell Me». К слову, все песни White Lion звучали как-то по-домашнему спокойно и непринужденно, как будто не было вовсе в карьере Майка тех самых «золотых стадионных лет» в конце 80-х.

Шведы Eclipse, выступавшие следом, не новички на рок-сцене. Правда, за пределами родной страны группа не слишком известна. Здесь следовало бы добавить «к сожалению», потому что ее музыка действительно заслуживает внимания. С первых же секунд концерта музыканты увлекают слушателя вихрем энергичного хард-н-хэви с яркими мелодиями, риффами и классным вокалом в духе Энди Дериса. Слушать Eclipse вживую – одно удовольствие, тем более, что в арсенале коллектива есть настоящие концертные боевики вроде «Wake Me Up» и «Bleed And Scream».

Параллельно с Eclipse на самой маленькой сцене фестиваля, в тенте «Rockklassiker», играл шотландский коллектив King Witch, который некоторые музыкальные критики успели назвать одним из главных открытий 2015-го года. Признаюсь, до этого концерта я не слышал ни одной композиции группы, так что их выступление стало для меня приятным сюрпризом. King Witch играют довольно жесткий эпический дум-метал с плотными гитарными партиями и сменами ритма. Такую музыку сегодня не часто услышишь вживую. Музыканты черпают вдохновение и в раннем творчестве Black Sabbath, и в альбомах Candlemass, и в классических вещах Paradise Lost. Дополнительную оригинальность группе придают весьма выразительные вокальные партии в исполнении фронтвумен Лауры Доннелли. Лаура поет в мощном, местами даже резком стиле, однако там, где нужно, может быть более спокойной и лиричной. Очевидно, она заимствует некоторые вокальные приёмы у знаменитого Мессайи Марколина, но делает это с душой и не опускается до слепого подражания. Уверен, что во многом благодаря сценической харизме Лауры группа завоевала на этом концерте немало новых поклонников.

После выступления King Witch у нас была возможность увидеть еще несколько коллективов из Швеции. Хард-рокеры Bonafide известны главным образом благодаря тому, что написали неофициальный гимн «Sweden Rock Festival» – пафосную композицию «Fill Your Head With Rock». Именно ее исполнение и вызвало наиболее позитивную реакцию фэнов.

 Skitarg – одна из тех групп, которые приобрели известность на родине благодаря своим эпатажным шоу, эксцентричному макияжу и нарядам. Сами музыканты называют свой стиль Clown Metal. В реальности он представляет собой довольно заурядную смесь мелодик-дэта и трэша. На сцене, щедро украшенной черепами вперемешку с надувными шариками, эти парни устраивают настоящий клоунский балаган. Два вокалиста в потешных одеждах носятся как безумные по сцене, бросают в толпу такие же потешные предметы реквизита и забираются на сценические конструкции.

Гитаристы и барабанщик, хоть и ведут себя поскромнее, выглядят не менее «достойно». Не уверен, что слушать эту группу на диске так же интересно, как на концерте, особенно тем, кто не знает шведский язык.

Ветераны британского хэви Diamond Head, записавшие недавно долгожданную новую студийную работу, не могли упустить шанса представить ее на «Sweden Rock». Из ветеранов 80-х в группе остался лишь гитарист Брайан Татлер, однако Diamond Head не потеряли своего фирменного саунда и, как выяснилось, своих фэнов. Тент, в котором играли музыканты, был забит до предела. Новобранец группы вокалист Расмус Андерсен превосходно справляется со своими обязанностями.

Классические композиции Diamond Head, такие как «Am I Evil?» и «Lightning to the Nations», звучат в его исполнении весьма убедительно. Выступление запомнилось еще и тем, что на сцену было выпущено, пожалуй, рекордное количество дыма. Музыканты, игравшие на втором плане, буквально тонули в нём. Если группа таким образом пыталась воспроизвести атмосферу клубного концерта, то это вполне удалось.

Качественный хард-рок c «винтажным» звуком в исполнении высококлассных музыкантов — таково было выступление Graham Bonnet Band. Немногие рок-вокалисты «старой гвардии» до сих пор поддерживают свой голос в такой же отличной форме, как Грэм. Удивительно, но такую классику, как «Since You Been Gone» и «Lost in Hollywood», он поет так мощно и энергично, словно только что прибыл на машине времени из начала 80-х. Грэм, которому уже почти 70 лет, «зажигал» на сцене побольше своих молодых коллег по группе. Помимо композиций Rainbow, музыканты сыграли несколько вещей Alcatrazz и Michael Schenker Group.

Около полуночи на сцену вышли хедлайнеры первого дня – Blind Guardian. Группа подготовила почти идеально сбалансированный сет-лист, способный удовлетворить даже самого капризного поклонника группы. Тяжелые, скоростные боевики, эпические среднетемповые песни, композиции с симфоническими элементами, акустические баллады… – музыканты постарались продемонстрировать все грани своего творчества. Конечно же, группа не могла обойти стороной свежий диск «Beyond the Red Mirror». Одна из новых композиций, «The Ninth Wave», открывала концерт. С наибольшим энтузиазмом зрители принимали классические хиты: «The Script for My Requiem», «The Last Candle», «Bright Eyes», «Mirror Mirror». Без них не обходится, пожалуй, ни одно выступление Blind Guardian. Радует, что группа до сих пор с удовольствием играет и старый боевик из 80-х «Valhalla». Одной из последних была исполнена популярнейшая «The Bard’s Song». Фэны, как полагается, спели ее хором от начала до конца, заставив вокалиста Ханси Кюрша лишь развести руками от восхищения. Мистическую ауру концерту придавало таинственное синее освещение сцены. Иногда казалось, что на сцене двигаются не сами музыканты, а лишь их тени. Отдельно стоит отметить гитаристов. Среди коллег по «тяжелому цеху» гитарный дуэт Андре Ольбриха и Маркуса Зипена – один из лучших на сегодняшний день. Они работают вместе с 1987 года, и их безупречная сыгранность неудивительна.

День 2-й. 9 июня.


Солнечное утро второго дня фестиваля располагало к прогулкам по окрестностям или отдыху на берегу Балтийского моря. Но пропустить шоу Lordi мы никак не могли. Тем более, что это был первый концерт фестиваля, который проходил на второй по величине сцене, названной в этом году «Lemmy Stage». Таким образом организаторы отдали дань памяти бессменному лидеру Motorhead, который, как говорят, ни разу не отказывался сыграть на Sweden Rock. На мониторах по краям этой сцены между выступлениями артистов демонстрировались фотографии Лемми и ролики, снятые на одном из прошлых фестивальных концертов Motorhead.

Однако вернемся к шоу Lordi. Адепты хоррор-рока собрали перед сценой очень много зрителей, не дав никому усомниться в своем культовом статусе в Скандинавии. Многие старались подобраться поближе, чтобы в деталях рассмотреть знаменитые костюмы музыкантов. Играть в таких латексных доспехах в жаркий июньский полдень – дело непростое. Однако группа не подавала вида, что это доставляет им хотя бы малейшее неудобство. Мистер Лорди, как и подобает настоящему монстру, не уставал пугать фэнов — он подходил к самому краю сцены и энергично размахивал своим фирменным топором. Концерт на 90% состоял из хитов — «Blood Red Sandman», «My Heaven Is Your Hell»,  «Devil Is a Loser»… Конечно, не был забыт и пафосный боевик «Hard Rock Hallelujah», объявляя который, Мистер Лорди не отказал себе в удовольствии напомнить всем о триумфе группы на Евровидении в 2006 году.

Ярким событием дня стало выступление группы экс-басиста Motley Crue Никки Сикса. Проект Sixx:A.M. представил на фестивале полноценное полуторачасовое шоу в поддержку нового альбома «Prayers For The Damned». На волне популярности современного американского хард-рока этот коллектив сумел добиться очень неплохих коммерческих результатов, что подтвердилось и на фестивале. Фэны занимали места в первых рядах задолго до начала шоу, а на автограф-сессию музыкантов, которая проходила тут же, в фестивальной зоне, выстроилась длинная очередь. Напористые и прямолинейные композиции Sixx:A.M. отлично звучат вживую и быстро раскачивают публику, да и фронтмен группы Джеймс Майкл не дает никому заскучать.

В конкурсе на звание самого заводного вокалиста «Sweden Rock»-2016 Джеймс легко бы занял одно из первых мест. Отдельное спасибо за то, что Никки Сикс никоим образом не эксплуатирует музыкальное наследие Motley Crue. И само его шоу было подчеркнуто скромно в плане света и сценического оформления. А вот от чего Никки так и не смог отказаться, так это от яркого макияжа и глэмовых аксессуаров в сценических костюмах.

Еще одни гости из Соединенных Штатов – ветераны глэм-метала L.A. Guns. Участники классического состава группы, вокалист Фил Льюис и барабанщик Стив Райли (ex-WASP), по-прежнему полны энергии и всё так же делают ставку на имидж бесшабашных рокеров. Одетые во всё черное, украшенные стальными цепочками и заклепками, музыканты L.A. Guns всем своим видом дают понять, что дух 80-х жив и по сей день. Сет-лист оказался весьма предсказуем, – 90% песен были взяты с первых трех релизов группы. В середине шоу Стив Райли исполнил короткое драм-соло, а изюминкой стал кавер хита Принса «Purple Rain». Кстати, совсем недавно было объявлено о том, что основатель L.A. Guns Трэйси Ганз присоединится к группе, чтобы отыграть несколько эксклюзивных концертов. Остается только сожалеть, что одним из этих эксклюзивов не стало выступление на «Sweden Rock».

Ярким и запоминающимся оказался концерт североирландского трио Therapy? Наверняка все помнят их знаменитый альбом «Troublegum», ставший настоящей сенсацией начала 90-х. Увы, ни одна из следующих работ группы не смогла даже слегка приблизиться по популярности к этому диску. Вдобавок из-за бесконечных экспериментов в 2000-х музыканты растеряли значительную часть фэнов, и этим, возможно, объясняется то, что у сцены собралось не много зрителей. Однако те, кто всё же пришел послушать Therapy?, не были разочарованы. Музыканты играют с такой отдачей и надрывом, будто это их последнее выступление в жизни, а лидер группы Энди Кэйрнс не жалеет ни струн, ни голосовых связок. Плотный и агрессивный саунд на некоторых песнях приближается к трэш-металу. Приятно удивила и прекрасная подборка песен, среди которых было несколько очень неплохих вещей с последнего релиза, «Disquiet». Наградой для тех, кто остался на концерте до конца, стали два главных хита – «Nowhere» и «Screamager».

Конечно, Therapy? было тяжело конкурировать с легендарными Slayer, которые играли практически в то же время на главной сцене фестиваля. На мой взгляд, более логично слушать их после захода солнца, однако концерт проходил в дневное время и частично лишился той зловещей атмосферы, которую отцы трэша не устают поддерживать уже почти 35 лет. Впрочем, музыканты постарались сделать все возможное, чтобы держать фэнов в напряжении на протяжении всех полутора часов. С фестивальной площадки обрушился ураган зубодробительных боевиков, среди которых, конечно же, классические «Mandatory Suicide», «Raining Blood», «South of Heaven» и «Angel of Death». Суровый бородач Том Арайа практически не общался с публикой, ограничиваясь лишь короткими объявлениями песен. Гитарист Exodus Гэри Холт весьма органично вписался в коллектив, и фирменные соло Ханнемана, о которых так беспокоились поклонники, звучат в его исполнении безупречно. Несмотря на все потрясения трехгодичной давности, Slayer не теряют форму и отрабатывают живую программу, словно идеально настроенный механизм.

    

Почти сразу после Slayer на соседней площадке начался концерт еще одной группы из «большой четверки трэш-метала» – Megadeth. Вместе с нестареющими основателями Дэйвом Мастейном и Дэвидом Эллефсоном на сцену вышел гитарист Кико Лоурейро, известный по Angra, а место за ударной установкой занял Дирк Вербьюрен из шведской группы Soilwork. Так как Megadeth сейчас активно гастролируют в поддержку альбома «Dystopia», примерно треть сет-листа была посвящена новым композициям. Остальные две трети Дэйв отвел под классический «Best Of». Первым номером — одна из самых любимых фэнами вещей, «Hangar 18», во время которой отчетливо проявилось смягчение саунда группы. Еще через пару песен стало понятно, что причина этого — стиль игры Лоурейро. Гитарные партии в его исполнении звучат более плавно и мелодично – давнее увлечение Кико классической гитарой дает о себе знать. Приглашение бразильского виртуоза на место второго гитариста Megadeth показалось вполне естественным, тем более что Дэйв уже давно не делает упор на традиционное трэшевое звучание.

Выступление Queen и Адама Ламберта было самым ожидаемым событием дня, да и, наверное, всего фестиваля. Даже самые яростные критики проекта не могли упустить возможность услышать знакомые с детства хиты в исполнении двух оригинальных участников группы и одного из самых талантливых вокалистов современности. Огромное поле перед главной сценой было плотно заполнено гостями фестиваля, предвкушающими грандиозное шоу. Шоу, которое, по Фредди Меркьюри, должно продолжаться. Ровно в 22:15 занавес, закрывавший сцену, упал, и под первые риффы «One Vision» перед фэнами появились заметно поседевшие Брайан Мэй и Роджер Тэйлор в компании сессионных музыкантов. Буквально через несколько секунд из-за кулис выскочил Адам Ламберт в пиждаке, покрытом серебристыми заклепками, и в широких квадратных очках, закрывающих пол-лица. Вскоре выяснилось, что под этими очками скрываются… еще одни очки, но уже обычных размеров. Первая половина концерта была по большей части посвящена драйвовым рок-боевикам, таким как «Seven Seas of Rhye», «Stone Cold Crazy» и «Fat Bottomed Girls». Надо сказать, Адам замечательно справился с этой программой. Трогательным моментом шоу стала баллада «Love of My Life», которую исполнил Брайан Мэй, аккомпанируя себе на двенадцатиструнной гитаре. Во время песни на гигантском овальном мониторе по центру сцены внезапно появилась фигура поющего Фредди Меркьюри, что вызвало бурную реакцию публики. Казалось, расчувствовавшийся Брайан вот-вот заплачет. Поющий Фредди еще несколько раз появлялся над сценой, и Адам Ламберт устраивал с ним виртуальный дуэт. Затем пришло время взять в руки микрофон Роджеру Тэйлору. Он вышел вперед и спел «A Kind of Magic». Место за барабанами во время этой песни занял его сын Руфус.

Вторая часть шоу Queen имела этакий торжественно-богемный окрас. В неё вошли «I Want to Break Free», «Crazy Little Thing Called Love», финальная «We Are the Champions» и, конечно же, «Bohemian Rhapsody», которую Ламберт исполняет с наибольшим воодушевлением. Вряд ли кто-то рискнет всерьез сравнивать Адама с Фредди, однако невозможно не признать выдающиеся вокальные данные этого молодого человека: впечатляющий диапазон, четкий контроль над голосом, а также его артистичность и раскованность. После этого концерта не остается вопросов, почему именно Ламберту выпала честь выходить на сцену с одними из величайших рок-музыкантов мира. Остается выразить огромную признательность Брайану Мэю и Роджеру Тэйлору, – ведь именно благодаря их нескончаемому энтузиазму шоу всё еще продолжается.

Уже после полуночи соседняя сцена оказалась во власти короля мистики и ужасов Кинга Даймонда. Несомненно, это было самое подходящее время для его выступления. Впрочем, «выступление» – слово здесь не слишком подходящее. Это было настоящее музыкально-театрализованное представление. На сцене — декорации в виде старинного особняка с красивыми деревянными лестницами по обе стороны, ведущими на верхнюю площадку. Между лестницами — барабанная установка. «Особняк» украшали готические витражи, горгульи, а позади висели два огромных светящихся креста. С мрачноватым голубым освещением всё это сильно напоминало картинку из фильмов ужасов. Под звуки интро «Out from the Asylum» перед публикой появился сам Кинг Даймонд в «фирменном» макияже, цилиндре и длинном черном сюртуке, застегнутом на все пуговицы. В качестве держателя для микрофона, как и обычно, использовались две перекрещенные кости. На «Sweden Rock» Кинг привез программу «Abigail In Concert» — исполнение от начала до конца классического альбома 1987 года. Впрочем, в начале шоу нашлось место и для композиций с «The Eye», «Them», «Conspiracy» и даже для двух песен времен Mercyful Fate – «Melissa» и «Come to the Sabbath». А живое исполнение «Abigail» перфекционист Кинг Даймонд продумал до мелочей. Казалось, всё происходящее на сцене подчинялось взглядам и жестам мастера. Идеально отточенные движения всех участников, полная слаженность гитарных партий Энди Ла Рока и Майка Вида, превосходная игра давнего партнера Кинга по сцене, актрисы Джоди Качиа в роли Мириам. А такие детали, как, например, монахи в капюшонах, несущие стойку с акустической гитарой, или кукла Эбигейл, поднимающаяся из своего саркофага, производят гораздо бОльшее впечатление, чем тонны пиротехники и спецэффектов.

День 3-й. 10 июня.

В полдень третьего дня на сцену вышли ветераны шведского мелодик-метала, группа 220 Volt. Эта группа отметилась парой неплохих альбомов в середине 80-х, но затем последовали проблемы с составом, и в последние 20 лет она была фактически расформирована и забыта. Лишь в 2014 году музыканты собрались, чтобы записать новый диск. С тех пор основатели коллектива, гитаристы Матс Карлссон и Томас Древин, ухитряются поддерживать группу на плаву и редкими выступлениями напоминают о себе поклонникам. Постоянного певца в составе нет, и для концерта на «Sweden Rock» был приглашен Матти Альфонцетти из группы Skintrade. В целом концерт прошел скучно. Судя по реакции публики, большинство пришло послушать только две самые известные композиции группы – «Firefall» и «Eye to Eye». И хотя в середине сет-листа музыканты неожиданно сыграли очень бодрое попурри из песен Black Sabbath и Rainbow, это не особо помогло.

Любителям пауэр-метала наверняка пришелся по вкусу концерт молодой шведской команды Twilight Force. Ребята выпустили всего два альбома, первый из которых даже смог попасть в национальный музыкальный чарт. С первых же риффов стало понятно, что перед нами достойные продолжатели дела Луки Турилли. Быстрый, ритмичный пауэр с клавишными пассажами и неоклассическими нотками в мелодиях. Здорово продуман и визуальный имидж группы, – одетые в костюмы в стиле кинотрилогии «Властелин колец», музыканты очень эффектно смотрятся на сцене. Группа может похвастаться и своим неутомимым фронтмэном, который не отдыхал во время концерта ни секунды, исполняя при этом все вокальные партии кристально чисто.

Loudness – пожалуй самая известная хэви-метал группа из Японии. Она привезла на «Sweden Rock» программу «Shocking Devil’s Land», посвященную своему 35-летию. В составе Loudness сегодня играют трое оригинальных участника, – вокалист Минору Ниахара, басист Масаёси Ямасита и гитарист-виртуоз Акира Такасаки. На последнем стоит остановиться подробнее. Стиль Акиры уникален, музыкант с легкостью смешивает японскую экзотику, американский драйв и мелодизм новой волны британского хэви. Фирменные переходы от скоростных риффов к блестящим соло, безупречная точность игры и яркий, выпуклый звук гитары Акиры не могут не восхищать. Шоу открывали композиции с самого известного диска группы «Thunder in the East». Суперхит «Crazy Nights» уже давно стал классикой тяжелой музыки, за ним последовали «Like Hell» и «Heavy Chains». После композиций 80-х были сыграны несколько песен с последнего альбома группы «The Sun Will Rise Again», которые звучали настолько классно, что я даже пожалел, что не ознакомился с этим материалом заранее. Музыканты обошли вниманием альбомы, записанные с вокалистом Майком Вескерой. Говорят, группа рассталась с ним на негативной ноте, и предпочитает не включать в сет-листы даже самые удачные песни того периода.

Еще одна достаточно молодая команда – канадский квартет Monster Truck. Группа неплохо известна у себя на родине и уже успела завоевать несколько канадских музыкальных наград. Парни с внешностью работяг с лесопилки играют смесь драйвового хард-рока в стиле AC/DC и сочного, утяжеленного блюза, местами приправленную кантри-мотивами. Такая музыка, наверное, лучше всего воспринимается на небольших клубных концертах. Главным кумиром гитариста Monster Truck, Джереми Уайдермэна, однозначно является Ангус Янг. Бегая по сцене с классической «рогатой» гитарой Gibson SG, он не стесняясь копирует движения и манеру игры Ангуса. Басист Йон Харви не только отлично владеет инструментом, но и обладает весьма впечатляющим мощным хрипловатым вокалом. Неудивительно, что особенно проникновенно он исполняет именно медленные блюзовые песни. Группа собрала на свой концерт не слишком много зрителей, – большинство предпочли отправиться на выступление Гленна Хьюза, проходившее в то же время.

Следующим заслуживающим внимания было шоу Литы Форд. К радости фэнов, после многих лет затишья Лита вернулась на большую сцену в компании превосходных музыкантов. В черной коже, с длинными светлыми волосами и неизменной красной гитарой B.C. Rich она производит эффект на публику, еще не начав играть. Выступление на фестивале имело слегка ностальгический окрас. И хотя её знаменитые песни звучат по-прежнему свежо и энергично, легкая грусть по ушедшим «восьмидесятым» буквально витала в воздухе. Мы услышали до боли знакомые «Kiss Me Deadly», «Back To The Cave», «Can’t Catch Me» и кавер Элтона Джона «The Bitch is Back». Прозвучал даже хит времен The Runaways «Cherry Bomb», но почему-то не было ни одной вещи с нового альбома Литы «Time Capsule». Кульминацией стала баллада «Close My Eyes Forever», которую Лита исполнила на красивой двухгрифовой гитаре, а партии Оззи спел второй гитарист Патрик Кеннисон. Весь концерт Лита пребывала в прекраснейшем настроении, рассказывала небольшие истории, связанные с той или иной песней, и перекидывалась шутками с музыкантами. Кстати, помимо отличного шоу, фэнов Литы ждал еще один подарок – недавно выпущенная автобиография «Living Like A Runaway». Эту книгу можно было купить и подписать лично у автора на автограф-сессии.

Шоу классиков стадионного рока Foreigner, которое проходило на главной сцене фестиваля, было несколько омрачено начавшимся дождем. Многие зрители поспешили укрыться в тентах, и надо отдать должное вокалисту группы Келли Хансену, который всеми силами старался удержать людей у сцены. Несмотря на дождь и ветер, он постоянно выбегал на выступ сцены и заводил публику как мог.
Вскоре певец несколько промок и даже был вынужден взять полотенце. К счастью, к середине концерта погода стала улучшаться, а во время душещипательной баллады «I Want To Know What Love Is» и вовсе выглянуло солнце. Чтобы выразить признательность самым преданным фэнам, не испугавшимся дождя, Хансен спустился со сцены и устроил с ними братание, чем вызвал некоторый ажиотаж в первых рядах. Сет-лист же не преподнёс сюрпризов — набор 100% хитов, тщательно отобранных из запасников Мика Джонса и сыгранных профессионалами своего дела. Сам Мик почти весь концерт предпочитал скромно держаться в глубине сцены. Только на финальной «Hot Blooded» неутомимый Келли Хансен наконец смог вытащить его вперед, где они вместе исполнили припев.

Немного позже на сцену вышел еще один известный музыкант по фамилии Хансен. Думаю, все догадались, что речь идет о лидере пауэр-метал-команды Gamma Ray. Совсем недавно этот гамбургский квартет стал квинтетом – состав пополнился новым вокалистом Франком Беком. Что ж, теперь у Кая действительно стало больше свободы во время шоу, однако в музыкальном плане это вряд ли стало для группы значительным плюсом. Кай всё так же берёт на себя значительную часть вокальных партий, причем исполняет их с прежним напором и энергией. Бек отлично поёт более мелодичные песни Gamma Ray и вещи Helloween времен Михаэля Киске, такие как «I Want Out», а вот совсем старые боевики вроде «Ride the Sky» даются ему сложнее. Кстати, в начале одной из композиций произошел небольшой конфуз: Бек и Хансен забыли, кому из них первому нужно начинать петь, в результате первых строчек песни зрители не услышали. Впрочем, надо отдать должное, Бек быстро исправил эту ошибку. В целом Gamma Ray — отлично сыгранный концертный коллектив с ярким и чистым звуком. Кай Хансен с возрастом не теряет форму, радует фэнов забавными музыкальными фишками и устраивает для них вокальные упражнения. Пожалуй, этот концерт стал главным событием дня для любителей классического пауэра.

В завершении насыщенного дня на главной сцене — концерт прощального тура Twisted Sister, нескромно названного «Forty and Fuck It». Игнорировать это событие было абсолютно непозволительно, тем более что на предшествующей концерту пресс-конференции музыканты пообещали «незабываемое шоу, состоящее из всего самого крутого, что было сделано группой за 40 лет существования». Этот концерт, как, собственно, и весь тур, стал своеобразным посвящением барабанщику Twisted Sister Эй Джею Перо, который скончался в 2015 году. Его место на время турне было предложено вездесущему Майку Портному. Причину столь нетривиального выбора Ди Снайдер объяснил так: «Когда-то давно Эй Джей сказал, что если с ним что-нибудь случится, то Майк Портной — именно тот парень, кто сможет его заменить». У фэнов не было ни малейшей причины пожаловаться на игру Майка. Он не стал изобретать велосипед, а честно исполнил все партии так, как они звучат в оригинале.

    Безусловно, Twisted Sister – коллектив не совсем обычный. Кто еще из музыкантов, играющих тяжелую музыку, может позволить себе 10 лет не выпускать ни одной новой песни, и при этом оставаться сверхвостребованной концертной группой? С одним и тем же набором вещей Twisted Sister ухитряются выдавать необыкновенно красочные и разнообразные шоу, главной фигурой в которых остается Ди Снайдер. В проклепанном жилете, надетом на голый торс, и развевающимися на ветру волосами он представляет собой настоящий сгусток энергии, вырвавшийся на сцену откуда-то из темноты. Как и подобает настоящему шоумену и мастеру импровизации, он может позволить себе и длинные монологи между песнями, и шутки о коллегах из других групп. Может затеять какую-нибудь игру с фэнами, выпить на сцене чашечку кофе, долго представлять зрителям всю туровую команду, включая сценических рабочих. Однако не нужно думать, что Ди Снайдер вкалывает один за всех, – остальные участники группы также отрабатывают программу без халтуры и фальши. Чего только стоят искрометные гитарные дуэли Джей Джей Френча и Эдди Охеды, или фирменный выпуклый стиль игры басиста Марка Мендозы.

Это и без того замечательное шоу было щедро приправлено взрывами, огненными фонтанами, а в самом финале гигантский логотип группы, висевший в глубине, неожиданно загорелся, осыпая сцену яркими искрами. Наверное, именно таким и должен быть прощальный концерт, – никакой грусти и ностальгии, а только мощный драйв и зажигательный рок-н-ролл на полную катушку. Группе удалось донести до зрителей главную мысль: с этим туром заканчивается история Twisted Sister, но история рок-музыки продолжается. И когда на пресс-конференции Ди Снайдеру был задан стандартный вопрос: «Чем же вы собираетесь заниматься после завершения финального турне?», – он, не раздумывая, ответил словами из своей песни: «I Wanna Rock!» И этот ответ не может не вселять оптимизм.

Те, кого окончательно не покинули силы, смогли насладиться живым выступлением проекта Тобиаса Заммета Avantasia. Невозможно не восхититься упорством и трудолюбием Тобиаса, который сумел собрать в одном шоу таких вокалистов, как Михаэль Киске, Боб Кэтли, Йорн Ланде, Эрик Мартин, Ронни Аткинс и Аманда Cоммервиль. Это было по-настоящему увлекательное действо с грамотным подбором композиций, интересными световыми эффектами и прекрасно выполненными декорациями в стиле фэнтэзи. Многие ожидали, что Ди Снайдер, исполнивший одну из партий на последнем диске Avantasia «Ghostlights», также примет участие в концерте, однако на сцене он, к сожалению, не появился.

День 4-й. 11 июня.

Последний день фестиваля начался для нас с выступления супергруппы The Winery Dogs, в которой играют настоящие мастера своего дела, – Майк Портной, Билли Шиэн и Ричи Котцен. Совместные проекты музыкантов с громкими именами, конечно, не редкость, но зачастую их сотрудничество ограничивается работой в студии либо парой эксклюзивных концертов. The Winery Dogs, напротив, полноценный, активно гастролирующий коллектив с постоянным составом. В своем часовом выступлении музыканты представили фэнам как уже достаточно популярные песни вроде «Elevate», так и композиции с совсем нового диска «Hot Streak». Их стиль варьируется от техничного «олдскульного» хард-рока до фанка и фьюжна с замысловатыми ритмическими рисунками. Из общей массы выгодно выделяются номера, которые строятся вокруг басовых партий Шиэна, именно на них Билли по максимуму демонстрирует свои феноменальные приемы игры. Невероятно интересно было также наблюдать и за выступлением Ричи Коцена, который несколько лет назад отказался от использования медиатора и теперь играет исключительно пальцами. Удивительно, но используя такую технику, он добивается на некоторых песнях довольно жесткого и плотного звучания.

В это же самое время на соседней площадке собрались любители старого-доброго мелодик-рока в британском стиле. Они предвкушали выступление группы Gun. Этот коллектив был достаточно известен на стыке 80-х и 90-х благодаря дебютному альбому «Taking On the World». В Gun играют отличные музыканты, но с подачей материала и контактом с публикой у них явные проблемы. Вероятно, причина этого кроется в постоянных сложностях с фронтменом и отсутствии в команде харизматичного лидера. К тому же в сет-листе преобладали спокойные, среднетемповые композиции… Результат – один из скучнейших концертов всего фестиваля.

В самый разгар фестивального дня на «Lemmy Stage» вышли одни из ярких представителей коммерческого рока 80-х — The Hooters. Группа всегда была крайне популярна в Скандинавии, так что количество зрителей на их концерте вполне могло конкурировать с выступлениями хедлайнеров. Благодаря ярким мелодиями и заразительным припевам The Hooters моментально завоевывают внимание, и даже те, кто никогда не слышал группу, невольно начинает подпевать таким хитам, как «Johnny B», «And We Danced» или «Day by Day». Немного удивил живой звук, – безупречно чистый и четкий, максимально близкий к альбомному.

Финская команда брутального фолк-метала Finntroll – частые гости на европейских фестивалях, а на «Sweden Rock» еще и особенно ожидаемые, поскольку поют на шведском. Как всегда, веселые и энергичные, с раскрашенными лицами и забавно торчащими накладными ушами, ребята отработали программу на пять с плюсом. Стало меньше жестких блэковых номеров, зато заметно прибавилось задорного и ритмичного плясового материала с клавишной основой. Это – именно тот стиль и звучание, который так ценят фэны группы, и благодаря которому Finntroll нашли свое уникальное место на хэви-метал-сцене. Музыканты сыграли довольно много песен с последнего студийного диска «Blodsvept», а напоследок были оставлены главные хиты – «Trollhammaren» и «Under Bergets Rot».

Стив Вай – один из немногих гитаристов-виртуозов, которые делают основной акцент не на скорости игры, а на красивых мелодиях, необычных гармониях и интересных ритмических рисунках. Именно поэтому живые выступления Вая не превращаются в «кашу» из нот и риффов, и воспринимаются на ура практически всеми категориями рок-фэнов, – от поклонников дэт-метала до любителей АОРа. Так было и на «Sweden Rock». Абсолютно разношерстная публика завороженно слушала, как маэстро творит чудеса со своим фирменным белым Ibanez JEM. Стартовав с популярной и узнаваемой «Bad Horsie», Вай перешел к материалу альбома «Passion and Warfare», с выхода которого совсем недавно минуло 25 лет. Именно поэтому основная часть концерта была посвящена композициям с этого диска. Были исполнены «Liberty», «Erotic Nightmares», «The Riddle», «Ballerina 12/24» и суперхит «For the Love of God». А на мониторах по бокам сцены синхронно с игрой Стива транслировались видеоролики выступлений музыканта начала 90-х. Вай находился в прекрасном настроении, часто подходил к краю сцены, подмигивал фэнам и одаривал их медиаторами. Поражает та легкость и изящность, с которой Стив демонстрирует совершенно сумасшедшие приемы игры. Впечатление, что гитара – это неотъемлемая часть самого Вая, не покидало на протяжении всего концерта.

 В этом году «Sweden Rock», к сожалению, не побаловал слушателей большим разнообразием групп, играющих прог-метал. Этот стиль был представлен лишь одним коллективом – Symphony X. Хотя последние работы продемонстрировали уклон скорее в симфо-метал и неоклассику, нежели в прогрессив, да и саунд стал заметно жестче. Значительную часть сет-листа музыканты отдали новейшей работе «Underworld». Преобладали напористые, агрессивные композиции с плотным звуком, в некоторых песнях Майкл Ромео извлекал из своей гитары практически дэт-металлические риффы, а Рассел Аллен демонстрировал настоящий скриминг. Да и старые вещи, такие как «Sea of Lies» и «Out of the Ashes», звучали на концерте гораздо тяжелее, чем в оригинале. На общем фоне приятно выделялся красивый и одновременно сверхтехничный инструментал «The Death of Balance / Lacrymosa».

В это же время по соседству можно было послушать драйвовый, сырой рок-н-ролл в исполнении шведского проекта Imperial State Electric. Эти ребята в главе с бывшим фронтмэном The Hellacopters Нике Андерсоном наглядно показали, как должен звучать и выглядеть настоящий концертный рок-коллектив. Мощные, энергичные композиции, слегка грязный гитарный саунд, напоминающий о лучших временах гаражного рока и, конечно же, сами музыканты, невероятно энергичные и заводные. И даже несмотря на некоторое однообразие музыкального материала их выступление по-настоящему приковывает внимание слушателей.
Удо Диркшнайдер на время отложил в сторону все дела проекта U.D.O., чтобы отметить 45-летие музыкальной карьеры обширным эксклюзивным туром «Back To The Roots», в котором он поет исключительно песни Accept. Частью этого тура и стало выступление коллектива Dirkschneider на Sweden Rock. Музыканты великолепно подготовились – тут был и отлично поставленный свет, и фирменный, немного винтажный звук, и красивая пиротехника, и, конечно же, тщательно составленный сет-лист. Убойная «эксептовская» классика («Breaker», «Restless and Wild», «London Leatherboys») была разбавлена несколькими изрядно подзабытыми композициями.

На радость фэнам, Удо вытащил из своих запасников «Midnight Highway», «Screaming for a Love-Bite» и «Flash Rockin’ Man». Для биса же были припасены 100% хиты: «Metal Heart», «Fast as a Shark», «Balls to the Wall» и «Burning». Весь материал звучал четко, аккуратно, без малейшего намека на грязь и фальшь. Гитарные соло в исполнении Андрея Смирнова и Каспери Хейккинена сыграны с ювелирной точностью, а Свена Диркшнайдера, заведующего барабанной установкой, можно смело назвать достойным последователем Штефана Кауфманна. Судя по прекрасному настроению самого Удо, он очень доволен нынешним составом.

Не скрою, что выступление легендарного коллектива King Kobra вызывало у нас особый интерес, и ради него мы даже были готовы пожертвовать концертом Anthrax, проходившем в то же самое время. Однако на деле этот восставший из пепла проект Кармайна Апписи (он же Кермин Эппис, по поводу произношения ведутся бурные споры, — прим. ред.) оставил весьма двойственное впечатление. Думаю, основные претензии должны быть адресованы вокалисту коллектива Полу Шортино. Длинный белый шарф поверх черного пиджака, нелепые солнцезащитные очки, – в таком образе Пол больше напоминал туриста на одесской набережной, чем фронтмена хард-роковой группы. Даже во время исполнения самых энергичных песен группы, таких как «Ready to Strike», он почти не двигался по сцене, а его лицо не выражало абсолютно никаких эмоций. Спев несколько песен, Пол пожаловался зрителям на холодный шведский вечер и отправился за кулисы, предоставив басисту Джонни Роду возможность сыграть небольшой сольный номер. В середине концерта музыканты сыграли кавер Black Sabbath «Heaven and Hell», а еще через пару песен пришло время барабанного соло неподражаемого Кармайна, стиль игры которого копировали и продолжают копировать барабанщики со всего мира.

Ближе к концу выступления King Kobra мы все же не смогли удержаться от посещения соседней площадки, где вовсю «рубили» ветераны треш-метала Anthrax. Пронзительный вокал Джоуи Белладонны и фирменный «режущий» звук гитары Скотта Иэна, – именно на концерте начинаешь по-настоящему понимать, почему это сочетание всегда вызывало такой восторг поклонников стиля. Несмотря на то, что музыканты Anthraх недавно отпраздновали 35-летие коллектива, списывать их со счетов еще очень рано. Они полны энтузиазма, и, что самое главное, имеют мощную поддержку фэнов, – люди в футболках Anthraх встречались в этот день на каждом шагу.

Незаметно подошло время центрального события дня: концерта шведской хэви-метал-команды Sabaton. Кто бы мог подумать еще лет пять назад, что эти ребята станут хедлайнерами заключительного дня одного из крупнейших фестивалей Европы! Впрочем, как поведал во время концерта лидер группы Йоаким Броден, он всегда верил в то, что Sabaton добьются успеха. «11 лет назад мы играли на этом фестивале на самой маленькой сцене, и я пообещал тогда, что когда-нибудь Sabaton обязательно выступит здесь в роли хедлайнеров», – рассказал Йоаким. Обещание выполнено, и нам оставалось только оценить масштаб долгожданного шоу. Оформление главной фестивальной сцены напоминало фронтовой лагерь. По бокам стояли макеты двух танков, в одном из которых была смонтирована барабанная установка, к микрофонным стойкам — прикреплены каски и автоматы, позади в несколько рядов тянулись круглые прожекторы, а в центре находился огромный экран. На этом фоне весьма гармонично смотрелись сами музыканты, одетые в одинаковые камуфляжные брюки.

Шоу Sabaton было буквально пропитано духом героизма и пафоса. Атмосферу создавали не только помпезные маршевые композиции с соответствующими текстами, но и видеоряд на экране, и даже движения и жесты участников группы. Невообразимое количество пиротехники и фейерверков еще больше подчеркивали торжественность момента. С эффектами определенно чувствовался перебор, однако фэны Sabaton воспринимали их «на ура». А когда в середине концерта музыканты исполнили несколько песен на шведском языке, восторгу зрителей просто не было предела. Было хорошо видно, что для всех участников Sabaton это особенное выступление, которому отдано колоссальное количество сил и энергии, и оно наверняка станет своеобразным эталоном для будуших концертов группы. Интересно, что шоу Sabaton оказалось еще и самым продолжительным на фестивале. Только в основном сете было сыграно почти 20 песен, а еще три вещи, включая один из первых хитов группы «Primo Victoria», были исполнены на бис.

Уже после полуночи началось финальное шоу фестиваля — Michael Schenker Fest. Эксклюзивный концерт легенды тяжелого рока в компании трех вокалистов стал логичным итогом «Sweden Rock’2016». Практически каждая песня — живая классика тяжелого рока, а главных участников шоу без преувеличения можно назвать легендами. Первым на сцене с Шенкером появился Гари Джон Барден. Его сотрудничество с Михаэлем из всех певцов наиболее продолжительное, и на концерте они понимают друг друга с полуслова и полувзгляда. Основу сета составляли хард-роковые боевики с первых трех альбомов MSG, причем предпочтение было отдано дебютному. Прозвучали «Into the Arena», «Victim of Illusion», «Cry for the Nations», «Armed and Ready», кроме этого, Шенкер порадовал композицией времен Scorpions «Coast to Coast». Следом вышел Грэм Боннет, уже выступавший с собственной группой. Одетый в строгий черный костюм и в темных очках он сильно смахивал на итальянского мафиози. Грэм представил публике три песни из единственного альбома, записанного с Шенкером, – «Desert Song», «Dancer» и «Assault Attack». Наконец, очередь перешла к Робину Макоули. Он спел несколько вещей времен McAuley Schenker Group и UFO. Из всех трех вокалистов Робин был, пожалуй, наиболее активным, он постоянно двигался по сцене, заводил публику и даже смог расшевелить чересчур сосредоточенного на своей игре Михаэля. Под конец музыканты выстрелили такими хитами, как «Doctor Doctor» и «Rock Bottom» и, раскланявшись, удалились в темную глубину сцены.

Что ж, четыре дня фестиваля пролетели, словно несколько часов. Остается только поблагодарить артистов, фэнов, наших друзей в Швеции и, конечно же, всю команду фестиваля. Благодаря невероятной трудоспособности и преданности своему делу, эти люди смогли превратить «Sweden Rock» в узнаваемый и уважаемый во всем мире бренд, в качестве которого сегодня не сомневается, пожалуй, уже никто.

Виктор БЛИНОВ
Фото – Анастасия Блинова, Виктор Блинов
Special thanks to Birgit Bräckle and Sofia Lindqvist Lacinai.

От редакции: кто дочитал до конца — тот молодец! А кому и этого мало — отчеты с фестивалей прошлых лет:
http://inrock.ru/live_reports/sweden_rock_2012
http://inrock.ru/live_reports/sweden_rock_2014
http://inrock.ru/live_reports/sweden_rock_2015

Общее впечатление

8-11 июня 2016 г.
Сольвесборг, Швеция

Виктор Блинов

Виктор Блинов