ProgDay VII: На какой высоте летим?
Algabas,dark cabaret,Local,neo-prog,progressive rock,Quorum Absent Sunday,Москва,обычный,Пещера Костарева Декабрьский ProgDay – седьмой из серии прог-концертов, проходящих каждый последний вторник месяца. И его вполне могло и не быть, потому что наше традиционное пристанище, Клуб Козлова, решил посвятить конец декабря корпоративам. Проще всего было бы просто пропустить месяц и продолжить в январе.
Но уж очень хороша была дата — 25 декабря, Рождество, и давно хотелось попробовать что-то сделать у Костарева и пригласить две команды, которые не проходили к Козлову по тамошним форматным соображениям — Algabas и Quorum. Третью команду, Absent Sunday, посоветовал Костарев, и я решил поверить его рекомендации. И, как оказалось, не зря.
Пещера Костарева знакома меломанам уже давным-давно, и мы уже проводили там прог-концерты, в частности, летом 2009-го там было «пред-пати» так и несостоявшегося «ИнПрога на Холмах», а зимой того же года мы привозили туда шведов Beardfish на вечеринку с участием Vespero… С тех пор, правда, Пещера сменила целых два места дислокации, нынешнее — третье. У него есть определенный плюс в виде географическом — близко от метро Дубровка, простым путем — минут 10, быстрым, по дворам — вдвое меньше, проход на территорию совершенно свободный, просторный основной зал и еще маленький зальчик-репбаза в подвальном этаже. Минус — вечное ощущение житейской неустроенности, следствие того, что в любой момент Костарева могут оттуда «попросить», какие-то кучи всего подряд повсюду, снующая повсюду большая собака, плюс жуткая духота — отопление включено на полную катушку, а двери открывать нельзя из-за звукоизоляции. Поэтому, конечно, в «бытовом» отношении зал сильно уступает козловскому, и я понимаю, почему львиная доля аудитории ProgDay прийти к Костареву так и не решилась. Но и наш круг друзей и поклонников трех выступавших команд оказался вполне пристойным — человек 40 на пике посещаемости.
С самого начала мне хотелось придать концерту ощущение праздника, так что во время выступления Algabas я даже поиграл немного в официанта и разнес по рядам зрителей стаканчики с вином… («На какой высоте мы летим», — сыронизировал, кажется, Дима Штатнов). Правда, увлекшись празднованием, я слегка перестал следить за регламентом, в результате чего вместо обещанных 50 минут группа из Владимира отыграла больше часа, что слегка подпортило впечатление от их сета. Да и сами музыканты сетовали на технические проблемы, плывущий от перепада температур строй инструментов, и, по их словам, из концертов за последние несколько месяцев это был далеко не лучший.
Тем не менее, Algabas показали «товар лицом» — поющий басист и автор текстов Сергей Миляев, гитарист Владимир Михайлов (журналист «ИнРока»!), клавишник Илья Фролов, барабанщик Алик Погосян. Команда ведет историю еще со времен, когда Миляев жил в Казахстане (ее название переводится с казахского как «Головой вперед!»), но нынешний состав собрался только этим летом. Несмотря на это, звучит команда слитно, сыгранно, у нее вполне зрелый музыкальный материал — где стилистика нео-прога сочетается с хард-роковой жесткой подачей материала. Снижает уровень восприятия только голос Миляева — он явно на любителя и ассоциируется больше с русским роком, в ту же тему и «философские» тексты. Причем и этот голос тоже может звучать на своем месте — как в ироничной «Формуле безумия», а вот когда Сергей хочет изобразить что-то драматически-возвышенное, получается, пардон, как утка, вообразившая себя лебедем. Но если отвлечься от пения, то многие темы очень хороши, убедителен 11-минутный эпик (в сетлисте так и названный — «Эпик»), забавна пародийная «Суздаль», написанная как ответ западным рецензентам, спрашивавшим, что в их музыке русского. Вот Algabas и создали вещь, где понапихано вдоволь русского — и перезвон колоколов, и синтезаторные дудочки, и мелодия «калинки» (или «березоньки», уж не помню). Я очень надеюсь, что эта вещь — шутка!
После окончания сета владимирцев Костарев изобразил жестами слово «Караул!» и сообщил, что по правилам к десяти вечера вся громкая активность на студии должна быть прекращена. Я только развел руками — а раньше сказать? Не гнать же со сцены друзей, приехавших ради выступления из другого города!
Костарев встал на страже у двери, чтобы ее, не дай бог, никто не оставил открытой. Quorum отчекались в спринтерском темпе, и шоу продолжалось.
Москвичи Quorum — команда, пригласить которую на «ProgDay», пусть и не у Козлова, было просто делом чести. Да и просто хотелось услышать музыку Дмитрия Штатнова после очень долгого перерыва. В прошлый раз, на концерте в «Меццо-форте», в составе команды участвовала Елена Каневская (из Eternal Wanderers) на клавишных и бэк-вокале, сам же Штатнов метался между клавишными, басом и микрофонной стойкой. Теперь Каневская отсутствует, зато прибавился басист Владимир Яновский. Плюс старожилы состава — гитарист Павел Барабанов и барабанщик Сергей Никаноров, так что теперь Quorum — квартет. Играет он (к этому мнению мы с Михайловым пришли после долгих теоретических дискуссий) всё-таки тоже нео-прогрессив, но несколько иного склада, чем предыдущая команда. Вместо гитарно-ориентированной, жесткой, песенно-ориентированной музыки Algabas — многочастные концептуальные вещи, пышные клавишные соло ярких тембров, длинные инструментальные секции, и… всё это отлично слушается и вдобавок вполне самобытно! Были нарекания на голос Штатнова — мне кажется, потому, что он оказался громковато выведен и звучал куда резче, чем на альбоме (сказывается еще отсутствие бэков). Что касается языка… странное дело. Пока звучали вещи с альбома «Клубкино путешествие», я вообще не замечал, на каком языке они поются — вокал был скорее инструментом, нормально сочетающимся с остальными. А из «клубкиной» программы ярче всего прозвучала часть 2 — вообще инструментал. А вот в новой, еще не изданной вещи «Отражения» вдруг проявилась та самая синергия, взаимоусиление музыки и смысла текстов. Смысл вещи — судьба алкоголика, который не смог противостоять своей пагубной страсти. Трагические фортепианные аккорды и слова, где в глазах пьяницы мелькают горлышко бутылки, протягиваемой из ларька, как спасительная соломинка, и его горло, руки, душащие его, отнимающие его жизнь. Очень трудная и очень личная вещь. Под занавес — возрожденная из самого раннего репертуара «Снег», песня, с которой началось мое знакомство с музыкой Quorum — мы когда-то брали ее на сборник в «Салоне АВ». Естественно, теперь она прозвучала совсем на другом качественном уровне, а концерт завершился на светлой ноте.
На часах к тому времени было уже почти 11, паника усилилась, но группа Absent Sunday ждала своего часа, уже переодевшись в сценические костюмы. Отступать некуда, веселимся!
Повторюсь, я совершенно не знал, чего ожидать от команды. И первые полчаса концерта просто смотрел на нее чуть ли не с открытым ртом. Настолько хорошо сыгранная, интересная, яркая и драйвовая оказалась группа. Другое дело, что насчет прогрессива Костарев, видимо, чуточку пошутил. То, что играет Absent Sunday, они совершенно верно описывают термином рок-кабаре, и первая ассоциация, всплывающая в голове — это «Серебряная свадьба». Только на английском и, сорри, белорусы — с гораздо более сильным вокалом. В остальном — тот же образ актрисы-Коломбины у микрофона, шутливый конферанс, короткие иронические истории в текстах, пышные сценические наряды (уж казалось бы, ради Пещеры и так наряжаться — но артист всегда должен быть артистом), хитовые песни с ураганной их подачей. В составе команды две скрипки (одна из них — Шура Демьянова из Kostarev Group, в своем мейк-апе совершенно неузнаваемая), электроконтрабас, ударные и клавиши/вокал. Появилась группа меньше года назад, и то, какого уровня они добились уже сейчас, подсказывает — возможно, перед нами будущие звезды…
Впрочем, не так-то Absent Sunday и далеки от прогрессива. В репертуаре их, помимо собственных вещей, песни Тори Эймос и сделанной под кабаре Metallica «Hero» была кавер-версия… культовых ирландских фолк-арт-рокеров Mellow Candle. Согласитесь, небанальный выбор! А вокалистка Озма, простите, не знаю, как на самом деле, Нагатовна — ярая поклонница Питера Хэммилла и знаток всякого другого прог-рока. Наблюдая за ней на сцене, я не мог отделаться от чувства, что передо мной женская инкарнация Льва Ганкина — так артистично она строила рожи, пучила глаза и молотила по синтезатору.
Кончилось тем, что все оставшиеся человек 12 вызвали группу на бис. «Что, можно им еще сыграть?» — спросил я Костарева. — «Этим — всегда можно!» — ответил он. И Озма Нагатовна спела совсем уж безумный кавер песни их друзей по московской сцене Purple Eve, под аккомпанемент двух kazoo и всего, что под руку пришлось. На часах было уже почти 12, и оставалось только допить всё, что было, и упасть. Или же пойти в сторону метро. Мы предпочли последнее.
Владимир ИМПАЛЕР
Фото: Катерина Межекова