Paradise Lost: Джентльменская сдержанность
Февраль 20, 2020
Михаил Стеблецов (244 статей)
Поделиться

Paradise Lost: Джентльменская сдержанность

Приезд на российскую землю пионеров дум-дэта, британцев Paradise Lost – событие, может быть и не уникальное, но точно не второстепенное. Посмотреть на парней из Галифакса хотя бы раз обязательно стоит. Всё-таки колорит музыки 90-х, когда появлялись целые новые направления, определяли в том числе и они. И пускай группу стилистически штормило и бросало на камни, у них сохранилась верная армия поклонников, а последние альбомы дают больше позитивных впечатлений, чем негативных.

«ГлавКлуб», пожалуй, лучшая концертный клуб Москвы, в пятничный вечер, проходящий также под знаком и сердечками Святого Валентина, вместил в себя ровно столько поклонников, чтобы не превратить заведение в бочку с селедкой. Немало, но без перебора.

Не обошлось без разогрева. На этот раз «поджигать» фанатов вышли 2 Wolves, стилистически верно подобранный коллектив из Финляндии. У группы уже четыре полноформатных альбома, последний на данный момент, «…Our Fault», вышел в прошлом году. Финны приглянулись фанатам Paradise Lost, группу принимали хорошо и с душой. Со сцены звучал, честно скажем, не очень виртуозный, но при этом атмосферный дэт-дум с гроулом и чистым вокалом, имея отсылки то к нашим хедлайнерам, то к своим землякам Amorphis. Музыканты коллектива, как огромные финские лоси, занимали собой всю сцену. Их впечатляющие габариты (исключение – один из гитаристов) внушали трепет, что в сумме с музыкой формировало целостную картину-настроение. При этом огромные финны были улыбчивы и явно довольны радушным приемом. Любят у нас метал-группы из Суоми! Вокалист Илкка Валконен с густой длинной шевелюрой, как и подобает фронтмену, больше всех приковывал внимание, а его позы должны были послужить хорошей пищей для фотографов. Злобный рык и улыбка – милое сочетание. Коллектив отыграл полчаса, но, думаем, и более длинный сет-лист точно бы не разочаровал публику.

Paradise Lost вышли на сцену ровно в девять вечера и начали с хита “Enchantment” со знакового альбома “Draconian Times” 1995 года, чем моментально наладили контакт с публикой, и концерт потёк свои чередом. На «заднике» сцены висело полотно с обложкой альбома «Medusa», вышедшего уже три года назад. Это, видимо, стоило расценивать как продолжение концертного тура и запоздалую презентацию альбома. С него было сыграно максимальное количество песен – три. Предыдущий приезд группы в Москву был как раз в год выхода «Medusa», но он больше был похож на презентацию предыдущего альбома «Plague Within».

Теперь о нюансах и особенностях нынешнего концерта. Голос Ника Холмса, фирменный и узнаваемый, заметно «просел». Особенно отчётливо это было слышно на партиях чистого вокала. Возможно, он был недостаточно выведен в миксе, но и при этом предположении всё равно заметно, что проблемы имеются. Сама группа выглядела уставшей и очень статичной, как будто за плечами огромный по продолжительности тур (а передышка у коллектива была). За всех отдувался гитарист Аарон Эди, который активно мотал лысой головой, топал ножкой, обильно потел и периодически общался с публикой посредством улыбок. Остальные члены коллектива – настоящие думовые джентльмены: мужская грусть, минимум движений и серьезность намерений. Грег Макинтош находился на противоположном конце сцены от автора, его наблюдать было не совсем удобно.
Музыкально самым интересным показался басист Стив Эдмонсон. Его партии выделялись нетривиальностью, их хотелось внимательно рассмотреть, изучить и расслушать. При этом Стив провел весь концерт на одном месте, вообще не передвигаясь, полностью закрыв собой правой стороне зала новичка-барабанщика Валттери Вяйринена. Новичка даже несмотря на то, что Валттери в группе уже четыре года. Иначе он пока не воспринимается. Про его технические возможности что-то сказать сложно: партии не портил, играл хорошо, и, видимо, этого группе достаточно.

Что получалось у группы лучше всего – так это создавать настроение. В этом британцы мастера. Атмосфера была идеальна для жанра и компенсировала и простоту музыкальных партий, и отсутствие особой техничности. Скупые на эмоции, Paradise Lost вызывали своей музыкой ощущение сдержанной глубокой грусти и печали, обрамляя это по-британски сдержанными музыкальными фразами. Особенно здорово звучали песни из альбомов первой половины 90-х (кто бы сомневался), реакция на них была самой сильной и экспрессивной. При этом удивляли выкрики из зала с просьбой исполнить композицию «One Second». Период конца 90-х и начала «нулевых» – самый противоречивый и спорный у группы, но, оказывается, и него есть свои поклонники. И это даже хорошо. Даже закрывали концерта вещью именно с «One Second» – «Say Just Words». А вот выбор других композиций на бис немного удивил: это «No Hope In Sight» и «Faith Divides Us – Death Unites Us».

В общей сложности концерт продлился почти полтора часа, чего, в принципе, было достаточно. А общее впечатление от него следующее: если вам интересно само направление или конкретно группа Paradise Lost, то посетить её выступление однозначно стоит. Это настоящие мастера атмосферы и легенды стиля. Но такого, отчего бы сердце ёкнуло, а эмоции было бы не удержать, – такого на концерте не было. Было безусловно интересно, но не более того.

P.S. Все-таки первый период Paradise Lost, их первые пять альбомов – самый знаковый и выдающийся. Не хватило песен с «Gothic», «Shades of God» и «Icon», прозвучали всего три песни на три альбома. Хорошо ещё что «Draconian Times» не забыли!

(P.P.S. от редактора. На мой взгляд, творчество британцев делится несколько иначе. Сперва дум-дэтовые «Lost Paradise», «Gothic», «Shades of God», потом вторая фаза — эталонные для жанра дум-готики «Icon» и «Draconian Times» плюс начало экспериментов в «One Second», третья — шокировавший фэнов поп-звучанием «Host», ну а затем шаг обратно, поиски своего лица на пересечении всего ранее сыгранного и спокойная эволюция уже в статусе классиков стиля, – Impaler.)

Сет-лист: Enchantment, From the Gallows, Tragic Idol, Isolate, Blood and Chaos, Forever Failure, Requiem, Medusa, Erased, As I Die, Beneath Broken Earth, Embers Fire, Gothic, The Enemy. Бис: No Hope in Sight, Faith Divides Us – Death Unites Us, Say Just Words.

Михаил СТЕБЛЕЦОВ
Фото – Наталья Бондарева.
Благодарим MadStream Concerts за аккредитацию.
Фотоальбом целиком — 


Или https://vk.com/album-2548741_270809690

Общее впечатление

Москва, "ГлавКлуб"
14 февраля 2020 г.
MadStream Concerts

Михаил Стеблецов

Михаил Стеблецов