Veil of Secrets «Dead Poetry» (2020)
Возвращение на метал-сцену удивительной вокалистки Вибеке Стене – событие не рядовое. Даже те, кто во второй половине 1990-х был далек от готик-дума, могли обратить внимание на группы с очаровательным сопрано-вокалом. Одной из них была Tristania. Её дебютный альбом «Widow’s Weeds» (1998), с популярнейшим тогда сочетанием вокальных стилей а-ля «красавица и чудовище», стал одной из вершин жанра. Голос Вибеке звучал настолько нежно, трогательно и грустно, что заставлял пылать огнем мальчишеские сердца. Но в 2007 году Вибеке, записав с группой пять альбомов, ушла со сцены и занялась преподаванием вокала. И вот спустя 13 лет – новый полноценный альбом с её участием. Руководит проектом мультиинструменталист Асгейр Микельсон, известный по Borknagar, Ihsahn и Spiral Architect. Он здесь играет на гитаре, басу и ударных. Фактически группа выросла из его проекта God of Atheists, образованного ещё в 2012 году, но так ничего и не выпустившего.
Дебютный альбом Veil of Secrets не удивляет и не шокирует. Это в меру мелодичный, грустный, неторопливый и размеренный дум/готик-метал. В нём нет места резким сменам тем, все развивается плавно и не спеша. Атмосферу печали подчеркивает страдающая скрипка, на которой играет Сарита (Sareeta). Вокал Вибеке спустя 22 года после дебюта не потерял в очаровании. Он нежный, трогательный, свободный, и при этом меланхоличный и неспешный. А прекрасная внешность певицы усиливает впечатление от её голоса. Вибеке погружает слушателя в состояние поздней и холодной осени с её совсем коротким световым днем и первыми заморозками. На диске присутствует мужской гроул (Эрлинг Мальм), но его значительно меньше, чем это позволяла себе Tristania. В Veil of Secrets есть только одна вокальная королева, и редкий гроул ей только служит, почтительно склоняя голову.
Альбом не выделяется технически изощрёнными инструментальными партиями, всё в музыке направлено на то, чтобы огранить голос Вибеке. Приставка «готик» в описании «обязана» только наличию женского вокала, по сути это чистейший дум, в котором нет лёгкости готики. Его меланхоличность, помноженная на соответствующую погоду за окном, производит сильнейший эффект. Музыка покоряет своей атмосферностью и магнетизмом голоса Вибеке. Подобно голосам сирен, он медленно, но верно пленяет вас. Однако когда группа задействует гроул и прибавляет «металлических» оборотов, как в песне “Bryd”, словно встряхиваешься от этого наваждения. Подходящий сезон для альбома как раз начался, поэтому слушайте и наслаждайтесь. Весной и летом такая музыка может и не найти отклик, а вот осень и зима просто созданы для неё… С возвращением, Вибеке, поклонникам тебя не хватало.
Михаил Стеблецов
Опубликовано в InRock #92/2020.
doom/gothic 8/10
Crime Records