Pain of Salvation: Исцеляющий огонь
Pain of Salvation,progmetal,ККЗ Москва,Москва Шведские прогрессив-металлисты Pain of Salvation приезжают к нам уже в третий раз, и каждый их концерт – это и изумление, и откровение, и преодоление. И настоящая боль спасения, как сейчас, сырым пасмурным февралем 2013-го, когда настроение на нуле, а вера в будущее изрядно поколеблена происходящими вокруг событиями…
По традиции, группа посещает Россию в периоды затяжного межсезонья, когда людям даже с вполне устойчивой психикой так нужны поддержка, понимание и вообще точка опоры.
Первый концерт шведов в феврале 2008 года, в светлой памяти клубе «Апельсин», был из разряда невероятного: не верилось, что группу (на тот момент уже с более чем десятилетней историей) вообще привезут к нам, что это кому-то здесь нужно… Но «отщепенцев», любящих эту странную, слишком сложную, умную, сумрачную и прекрасную музыку набрался полный зал, а исполнение «Ashes» на балалайках и ложках вообще было чем-то запредельным. Через полтора года, в ноябре 2009-го в обновленной «Горбушке» Pain of Salvation были уже вполне обычными и желанными гостями, но сам гиг поставил всё с ног на голову: где смурь, где надрыв, где раздирание рубашек на груди? «Радостный» диско-метал-хит «Disco Queen», сыгранный почти в самом начале, акцент на материале только что вышедшего на тот момент EP «Linoleum» и совершенно новых песнях, непривычный «альтернативный» звук, шуточки и некая ленца… Чего же ждать еще через три с половиной года? После двух частей нового альбома «Road Salt», вызвавших бурю противоречивых отзывов, попытки участия в «Евровидении», почти полной смены состава и фактически изобретения себя заново? Наверняка чего-то хорошего, ведь в группе по-прежнему есть ее харизматичный лидер – Даниэль Гильденлёв…
Текущий состав Pain of Salvation, несмотря на уход всеми любимых игроков, по личным качествам и общей сыгранности ничем не хуже предыдущих. Наоборот, прибавилось молодости, задора, «отжига». Новейшее приобретение группы – исландский (живущий в Швеции) гитарист Рагнар Золберг, белокурый длинноволосый красавчик, вызвавший вздохи женской части аудитории. Он очень экспрессивно играет на гитаре и, кроме того, превосходно поет бэки высоким голосом. Уже год в группе отслужил клавишник Даниэль Карлссон. Басист Густав Хильм в нынешнем составе тоже около года, но он уже сотрудничал с PoS на заре туманной юности (в начале 90-х), а вообще на его счету работа во многих заслуженных коллективах, шведских и не только. Наконец, барабанщик Лео Маргарит – самый «старый» участник команды, знаток репертуара и российских реалий.
Но прежде чем перейти к концерту, следует сказать пару слов об этих самых реалиях. Начало концерта весьма затянулось, так что пришлось постоять снаружи. Киноконцертный зал «Москва» – удобно расположен, вместителен и всем хорош, если бы не гардероб, находящийся фактически на улице. Во всяком случае, когда стоишь в очереди с/за одеждой, из распахивающихся прямо за спиной дверей сквозит что есть мочи. Далее слушателя ожидал запланированный, но не особо нужный разогрев – московская группа Crimson Blue во главе с певицей/клавишницей Доминикой Хеллстрём (у всех в группе сочные псевдонимы). Не скажу, что их выступление было «слабым звеном» – играют вполне уверенно и качественно, но какого-то «лица необщего выраженья» у этих модерн-металлистов нет. К тому же слегка подкачал звук (виолончель буквально «шкрябала»), а еще совершенно непонятно, зачем певице использовать столь вычурного дизайна огромный микрофон, закрывающий ей пол-лица. Да и вопрос об уместности столь длинных разогревов остается открытым, тем более что основным героям вечера потом не хватило времени, чтобы сыграть пару лишних бисов.
После довольно продолжительного перерыва, заполненного трансляцией разного рода хитов, один из них прозвучал как-то по особенному громко и многозначительно: это была песня «Let The Sunshine In» из мюзикла «Hair». Ассоциации с хипповским прошлым не случайны, ведь многое в новом альбоме PoS вызывает ассоциации с золотыми деньками молодежного движения. Затем вышел Даниэль и под аккомпанемент невидимого клавишника прочувствованно спел балладу «Road Salt» – ту самую, что не прошла (и слава Богу) на «Евровидение». Скрипичное «индийское» вступление – и уже вся группа исполняет «Softly She Cries», затем – приснопамятный «Линолеум». Тут надо отметить, что несмотря на доминирование «альтернативных» тенденций в последних альбомах PoS, на концерте звук был весьма сбалансированным и лишь иногда перевешивал в сторону модернового саунда. Этому, конечно, способствовало использование таких непременных атрибутов этой стилистики, как семиструнная гитара и различные «примочки», дающих плавающий, чуть расстроенный звук. Но в целом группе удалось остаться на границе традиционного звучания, что не может не радовать. Да и достаточно много было вещей со старых альбомов («Used», «Stress», «Iter Impius», «Beyond The Pale»…), уравновесивших новый материал, который в концертном исполнении раскрылся с лучшей стороны. Так, после совершенно «классической» «Ashes» ярко прозвучали светло-балладная «1979» (как раз очень хорошо продолжающая тему «хипповской юности») и фолково-напевная «To The Shoreline», обе – из последнего на данный момент альбома. Слушая PoS, иногда удивляешься, откуда у них, таких суровых прогметаллистов, какие-то подспудные влияния то кельтского, то скандинавского фолка, но ведь очевидно же, что тяжелые риффы «Chain Sling» и «Beyond The Pale» – это вывернутые наизнанку народные наигрыши… А благородная «Iter Impius» (альбом «Be») в отсутствие симфонического оркестра весьма убедительно прозвучала под аккомпанемент синтезированных струнных. Кстати сказать, меняли инструменты гитаристы довольно часто (часть песен прозвучала на «акустиках»), что тоже выдает особое внимание к звуку.
И еще поражает сложноскроенность, многослойность этой музыки – и то, что это вообще можно сыграть вживую. В страшном сне не представишь, как собрать воедино все эти разноплановые куски, полиритмические структуры с напрочь отсутствующей сильной долей, какие-то нереальные «ползущие» гармонии, полифонию голосов и гитарных партий, внезапные переходы от вокальных фиоритур к рэпу или гроулингу, от баллад – к грузным риффам, от вязких грохочущих аккордов – к моментам хрупкой тишины… И сыграть так, чтобы это было музыкой – вынимающей душу, пронзительной, брутальной и нежной, потрясающе красивой. Pain Of Salvation удалось еще раз поразить нас – да, это возможно, причем делают они это словно играючи, с драйвом и задоринкой, и от них будто летят искры – прямо в зал, к слушателям, «возгорающимся» в этом невероятном звуковом пламени…
И всё же, несмотря на обилие шуток и боевой настрой Гильденлёва сотоварищи, на беготню по сцене, веселые прыжки и мотания хайрами, концерт был серьезным, отнюдь не развлекательным. Было ли причиной то, что пресловутую «Disco Queen» не сыграли ни в начале, ни в конце, или же крен в сторону «умственного» репертуара, или просто настрой артистов и публики – точно не скажешь. Поэтому вывернутый наизнанку блюз «No Way» и затем – зачарованная, холодноватая «Sisters», исполненные на бис, оставили в концерте знак многоточия, заставили задуматься о происходящем – в себе, в жизни, вокруг нас… Это ли не цель искусства – дать нам возможность думать, осмысливать, взглянуть на мир другими словами? Признаем, то, о чём поют Pain Of Salvation, случается с каждым из нас – депрессии, тяжелые переживания, моменты слабости и отчаянья, злости на весь мир, близких, Бога… Но музыка Pain Of Salvation дарит нам и дорогу к свету, спасению, исцелению. Поэтому счастье – пережить всё это еще раз, увидеть, с какой легкостью Даниэль и Ко. расправляются с терзающими их и нас демонами, как можно с улыбкой противостоять ударам судьбы. Этот концерт был именно таким – исцеляющим и обновляющим. Что может быть лучше в разгар февраля, когда наши метеориты бороздят просторы вселенной?..
Елена САВИЦКАЯ
Фото: Елена Войтенко.
Благодарим Алексея Федорова и Delta Mekong Concerts за аккредитацию.