Grave Digger: Система Медузы
Июнь 1, 2013
Владимир Импалер (1137 статей)
Поделиться

Grave Digger: Система Медузы

Amalgama,Foreign,Grave Digger,ККЗ,Москва В который раз приезжает в Россию Grave Digger, не помнит даже лидер группы Крис Болтендаль. Шестой? Седьмой? Да что там гадать, если одно нынешнее его российско-украинское турне включает восемь городов – почти без передышки, от Петербурга до Ильичевска, и тут уж не то что запомнить – остаться бы в добром здравии после такой «Одиссеи».

Понятно, что в маленьком городе-спутнике Одессы Ильичевске Grave Digger играют не чаще, чем пролетает метеорит над Челябинском, а вот что касается Москвы, то, конечно, концерты «гробокопателей» давно перестали быть событием и привлекают только заядлых фэнов данной конкретной группы. Или совсем юную молодежь, которая еще не ходила на концерты пару лет назад. Или тех, кто по какому-то стечению обстоятельств пропустил все предыдущие визиты «Диггеров». Среди них, как ни странно, и ваш покорный слуга.
В нынешнем турне команду сопровождала московские группы Amalgama и «Черный рассвет» (насчет участия последних во всем турне не уверен). Можно ругаться на тему бессмысленности «разогрева», а можно видеть в этом зачатки нормальной европейской практики т.н. package tours, когда задачи финансового обеспечения турне и привлечения публики как-то распределяются сообразно популярности и толщине кошельков участников гастролей. Это нормально — а нежелающие слушать всё сразу могли отсидеться в баре или прийти попозже, что большинство и сделало.

Меня же журналистское любопытство привело в клуб где-то на середине сета первой команды — москвичей «Черный рассвет». (Что характерно, уже была когда-то пауэр-метал-группа «Алый рассвет»…) Совсем еще юные ребята играют некий русскоязычный эпик-пауэр, который разнообразит партия скрипки, с совершенно неудобоваримым вокалом. Ни тембра, ни диапазона, ни сценической харизмы. Извините, но с таким голосом «каши не сваришь».

Вышедшие им на смену «Амальгама» — пример очень сильной клубной команды с упором на кавер-репертуар. Нет, и собственный материал (качественный, но очень клишированный русскоязычный мелодик-метал) у команды неплох, но по всему видно, как зажигаются глаза фронтмена, когда он выходит на сцену «в образе» Роба Хэлфорда, Удо Диркшнайдера или Эрика Адамса. Для любителей конкретики — прозвучали «Wrathchild» (Iron Maiden), «Kings of Metal» (Manowar) и «Burning» (Accept), а вот в хэлфордовский наряд Влад Ивойлов наряжался, исполняя собственную вещь «Амальгамы». Певец обладает безупречными вокальными данными, умеет вести себя на сцене, работать с публикой. Примечательны и другие участники команды — чего стоит басист, на вид — эдакий Рудольф Шенкер в роли Кощея Бессмертного… Словом, если это и игра в хэви-метал-бэнд, то игра на очень достойном уровне. Хотя внешние данные Ивойлова — эдакого пухловатого коротко стриженого крепыша, идут всё-таки слегка вразрез с привычным образом хэви-метал-фронтмена, и иногда, наблюдая его перфоманс в духе «кони сытые бьют копытами», нельзя удержаться от смеха. Особенно когда он облажается в садо-мазо-атрибутику а-ля Хэлфорд и страстно облизывает железный хлыст. Возникает вопрос — почему же Роб Хэлфорд выглядел во всей этой ерундовине так круто, а все остальные (включая господина Оуэнса) — так по-дурацки? Ответ — нужна аутентичность, то есть, проще говоря, нужно быть геем. Готовы ли «Амальгама» к таким жертвам ради искусства?

У Grave Digger подобных проблем идентификации, понятно, не возникает. Вся долгая извилистая история группы показывает, что Grave Digger — это Крис Болтендаль, а Крис Болтендаль — это Grave Digger. Попытки доказать обратное , причем даже в судебном порядке, его экс-гитаристом Уве Лулисом, провалились. И всё же даже закоренелые фэны Криса согласны, что именно с Уве были записаны лучшие работы команды — «The Reaper», «Symphony of Darkness» и знаменитая фэнтэзи-трилогия — «Tunes of War», «Knights of Cross» и «Excalibur». После недоброго расставания с Лулисом Крис привлек к работе экс-гитариста Rage Манни Шмидта, музыканта одаренного, но в «Диггере» себя мало чем проявившего (хотя определенная доля фэнов ранних Rage стала благодаря этому поклонниками Grave Digger), а недавно, два альбома назад, на смену Манни пришел Аксель Ритт, ветеран мелодик-рока и лидер неплохой команды Domain. С Акселем Крис как-то лучше сработался, и первый их альбом «Clans Will Rise Again» получился не слабее той самой фэнтэзи-трилогии. А вот совсем свежий «Clash of the Gods», увы, мало что прибавил к наследию группы — Крис зачем-то решил вернуться к примитивному «олдскулу» 80-х — а ведь «диггеры» 80-х, были, скажем так, середнячками.

Весь этот краткий экскурс в историю был нужен, чтобы объяснить, что предстояло услышать фэнам группы на этот раз. Несколько не очень нужных новинок (из которых остается в памяти только «Medusa» с царапающим душу тихим вкрадчивым вступлением), что-то для порядку с шмидтовского периода и всеми ожидаемые хиты про Шотландию и короля Артура. (Вот только любимая вещь «The Reaper» была представлена одним только кусочком в начале «нарезки» хитов). А кульминацией шоу стал, естественно, «Rebellion» с фонограммными волынками и вполне живым и уверенным скандированием куплета при помощи всего зала.

Зал стоит отдельного рассказа. На концертах ветеранов пауэр-метала и публика, как правило, далеко за тридцать, так было и здесь — причем ветераны-тусовщики в потрепанных джинсовках с нашивками чередовались с этаким странным типажом, что ли, остепенившихся братков. Один раз эти личности даже устроили небольшой мордобой — еще на «разогреве». Была и кое-какая молодая поросль — видимо, как раз из числа тех, кто был слишком юн в прошлый приезд «Диггеров». В общем, несмотря на частоту визитов, Криса и компанию в Москве еще есть кому слушать, хотя после аншлага на Diablo Swing Orchestra днем раньше зал казался даже пустоватым. Возможно, вся аудитория спокойно уместилась бы и в «Плане Б».

После концерта довелось слышать упреки Grave Digger в холодности, в простой «отработке» концерта… Но, простите, что вы хотите, какого трепета и замирания чувств, от людей, которые провели на сцене и в ночных поездах (а то и автобусах) неделю? Да, Крис в своем конферансе говорит достаточно стандартные вещи, отдавает должное публике, признается в любви к Москве, к московским металхедам, говорит, что чувствует себя здесь как дома (перед песней «Home at last»), повторяет несколько заученных слово по-русски… Но если это и работа, то сделанная по высочайшим стандартам качества, на совесть и с любовью. Как сказал Болтендаль в интервью в день концерта, он на сцене ощущает себя не героем металла, не бунтарем. Он там просто чтобы развлекать публику, и не стоит ожидать от него какой-то сверхоткровенности.
У рокеров (да и металлистов тоже) есть странное свойство — они «консервируются» в том возрасте, который для них наиболее естественен. Как это достигается — чудодейственной ли силой музыки, или магией «подтяжек», грима и краски для волос, уже не важно. Вот и Крис издалека — худощавый, поджарый, с копной совсем не поредевших от времени волос, кажется почти юношей, силен и его фирменный, пробирающий до печенок голос. Только увидев его вблизи, понимаешь, что этот человек уже совсем седой, и лет ему сейчас примерно столько, сколько было Дэну Маккаферти, когда я первый раз увидел живьем Nazareth, а уже тогда Дэн казался почти пенсионером… Крису Болтендалю — 51? Да бросьте вы, быть того не может!

Сет-лист: Charon (интро, в записи), Clash of the Gods, Death Angel & the Grave Digger, Hammer of the Scots, Ballad of a Hangman, The House, Killing Time, Medusa, Excalibur, The Reaper / We Wanna Rock You / Baphomet / Twilight of the Gods, Knights of the Cross, The Round Table (Forever), The Dark of the Sun, Home at Last, Rebellion (The Clans Are Marching). Бис: Yesterday, Highland Farewell, Heavy Metal Breakdown.

Владимир ИМПАЛЕР
Фото: Катерина Межекова
Благодарим Алексея Морозова за аккредитацию.

Владимир Импалер

Владимир Импалер