Catharsis: Юбилей в зеркале времени
Октябрь 23, 2021
Владимир Импалер (1137 статей)
Поделиться

Catharsis: Юбилей в зеркале времени

Группе Catharsis – 25 лет! В такие моменты понимаешь, как быстро бежит время. И для всех – по-разному. К московским пауэр-металлистам оно благосклонно, похоже, с такой музыкой можно и самим законсервироваться в своих вечных 25… И в этом в очередной раз можно было убедиться на юбилейном концерте.

Музыканты готовили праздник ещё к 1 августа, как раз в день юбилея. Но концерт пришлось перенести из-за очередной волны ковида и соответствующих органичений, и хорошо, что не вообще отменить! До последнего всё висело на волоске, и, как мы уже знаем, «катары» едва успели до очередного закрытия всего и вся. В общем, то, что вместо праздничного опен-эйра, как мечтали изначально, получился концерт в помещении, кажется минимальной жертвой нынешним обстоятельствам.

Площадка, надо сказать, непривычная для «металлических» выступлений. Клуб «Gipsy» (именно так, через «i») расположен на острове Балчуг (он же Болотный), рядом с бывшим рок-клубом «Red», и летом у него работает та самая открытая площадка, на которой хотели выступить Catharsis. Как, наверное, славно выглядел бы концерт на фоне речной воды, особенно в хорошую погоду… Но не сложилось, а когда встал вопрос о переносе, было естественно назначить концерт в том же клубе, но в помещении. Зайдя внутрь и поднявшись на второй этаж, вы видите некий гибрид бара и турецкого отеля, с высоченными потолками и стеклянной стеной с видом на Москву-реку, с фонтанами (!), статуями царя Давида (!!) и Венеры Милосской (!!!), с диско-шаром над сценой, которая расположена не в конце одного пространства, а как бы в углу, вдобавок фанатские массы оказались разделены категориями билетов – рядом у сцены были «випы», а в одном из «коридоров», за ограждением – остальная публика. Может, в этом причина, что к назначенному времени начала концерта, 19:30, зал был, как поётся в одной из песен Catharsis, «нелюдим», лишь горстка заядлых фэнов у сцены. Впрочем, волноваться пришлось недолго – за следующие полчаса перед сценой стало тесно, а клуб заполнили фэны в фирменной атрибутике, с флагами и прочими приметами праздника.

Звучит вступление – увертюра из фильма «Рокки», и на сцену выходят наши герои. Понимая, что читают этот текст не только фанаты, на всякий случай перечислим: Игорь «Джефф» Поляков (гитара), Олег Мишин (гитара, флейта), Олег Жиляков (вокал), Александр Тимонин (бас), Юлия «Red» Чумакова (клавишные), Анатолий Левитин (ударные) и Ольга Петрова (скрипка). Из них единственный, кто играет в группе все эти 25 лет – Джефф, немногим позже пришла в команду Юлия, потом из зеленоградской пауэр-метал-команды Amon завербовали покорителя женских сердец Жилякова, за ней из End Zone пришёл Олег Мишин, ставший к тому же основным композитором Catharsis, ну а «на новенькую» – скрипачка, которая пусть и не участвует во всех песнях (хиты 2000-х участие её инструмента не предполагали), но, оказавшись на авансцене, сразу получает подобающую долю прожекторов и внимания публики.

Но всё-таки главное «оружие» группы и по сей день – её фронтмен. Не потеряв ни силы, ни красок в голосе, он царит на сцене, демонстрируя весь наработанный за пару десятилетий арсенал эффектных движений. А его голос, как благородное вино, с годами только крепнет. Хорош был и звук – с начала и до самого финала.
После заводной «открывашки» «Кто ты?» с альбома «Крылья» (2005) и совсем свежей «Время потерь» Жиляков поприветствовал публику. «Как нельзя кстати песня, – заметил он. – Сколько прошло времени с 1 августа? Чёрт возьми… Мы всех вас рады видеть в этом уютном зале «Джипси». Друзья, творческий вокально-инструментальный коллектив «Катарсис» поздравляет вас всех с нашим юбилеем. 25 лет вместе, на одной сцене – это действительно сила!»

Сейчас вообще время юбилеев, каждая группа переживает круглую дату и стремится сплотить фанатов, предложив им то, чего не услышишь на обычных концертах. Скажем, ретроспективу своего творчества от первого альбома к последнему. Или микрореюнионы с основными экс-участниками. Или выход на сцену гостей из числа друзей группы. На этом концерте гости были, и прекрасные, а вот с «флэшбэками» из истории не получилось. И надо объяснить, почему. Дело в том, что играли Catharsis на заре своей истории музыку, радикально непохожую на нынешнюю – это был дум-дэт-метал с мужским гроул-вокалом и элементами гитарной неоклассики, с названиями песен на латыни и англоязычными текстами. Позвать оригинального вокалиста Сергея Бендрикова, увы, уже не получится – он трагически погиб (попал под поезд) в начале 2020 года. Автора материала тех лет, гитариста Антона Ариха – теоретически возможно, но его расставание с группой вышло не вполне дружеским, и хотя он (как и Бендриков, как и клавишница первого состава Александра Абанина) играли на концерте, посвящённом 15-летию группы, после него Арих запретил издавать живую запись со своим участием. Повторять этот экспириенс, вероятно, не было смысла. Из экс-участников нельзя не назвать первого барабанщика Владимира Мучнова, который ушёл вместе с Арихом и потом играл в брутал- и стоунер-металлических группах, и его преемника Андрея Ищенко, который участвовал в «золотом» составе времён альбомов «Имаго» и «Крылья», позднее играл в Hieronymus Bosch и «Арконе», а сейчас – в старинной хэви-метал-команде «Чёрный кофе». Будем думать, что они были просто заняты в этот день.

Словом, вместо ретроспективы на этот раз получилось шоу на основе только актуального материала и без «доисторического». При этом репертуар чётко делится пополам. Пара дисков, обеспечивших звёздный взлёт команды, «Имаго» (2003) и «Крылья», были представлены семью и четырьмя вещами соответственно; пять со «Светлого альбома» (2010) и синглов того периода, пара с «Индиго» (2014) (типичная проблема предыдущего альбома группы с длинной историей) и пять (если считать сингловую «Время потерь») с новейшего «Зеркало судьбы» (2019). Итого 11:12, «современность» побеждает «классику», но с минимальным отрывом.

Концерт Catharsis – праздник не только для ушей, но и для глаз. Чувствуется, что сцена «Gipsy» тесновата для этих «Бременских музыкантов», где каждый сам по себе персонаж и звезда – от брутально-металлических Полякова и Тимонина до элегантной Юлии Чумаковой, которая на этот раз, правда, оказалась на втором плане за клавишной установкой. Будем считать, что это проблема маленькой сцены. Но главный красавец, конечно, Жиляков. Чуть забегу вперёд – концерт длился два с половиной часа, и мне под конец тяжеловато было даже просто стоять, опершись о бортик звукорежиссёрской площадки, а он, примерно мой ровесник, без устали носился по сцене, пел, не теряя дыхания, вдобавок постоянно играл с публикой – то устраивал распевки с залом, то вставал в свои коронные позы. Лучшая из них, наверное, «самолётик», но и жесты лучника, натягивающего невидимую стрелу, и «сеятеля», разбрасывающего в зал невидимую благодать, тоже хороши.

Жиляков умеет и быть на пьедестале, играть в звезду, и сократить дистанцию с публикой до минимума. Порой даже кажется, что нет группы и фэнов, а есть общий круг друзей… «Поднимаю эту чарку за мужчин! Дай Бог нам силы всем, мужики, чтобы почаще вы пили виски, пили пиво, ходили в клубы, смотрели футбол, слушали музыку, рок-музыку, классику, кто какую любит, играли в бильярд, в большой теннис, пусть вам женщины не конопатят мозги. Друзья мои, мужики, я пью за вас!» – говорил он, представляя песню «Взорви мои сны». Было и посвящение дамам, куда без него! И тем из фэнов, которые вместе с группой все эти если не 25, то 20 лет точно… Жиляков видит в публике флаг – знак «Ауров», членов фанклуба группы («Ауры» – с ударением на «у», не от «аурум», а от «Our Catharsis», «Наш Катарсис», – прим. авт.) «Спасибо вам! Вы дали нам превратиться из маленькой гусеницы, которая называется Имаго, в такую красивую бабочку…» – говорит он. Это было и правда удивительное превращение. Сыграл свою роль и композиторский талант Олега Мишина, уже проявлявшийся в End Zone, и стихи Маргариты Пушкиной (жаль, она не смогла быть на концерте…), и понимание того, что музыка – это ещё и продукт, который нужно сделать по правильным рецептам, а потом хорошо подать. И что надо бить всё время в одну точку – если и эксперименты (такие как работа с симфоническим оркестром), то являющиеся логическим продолжением основной творческой линии.

Если очень просто, что такое Catharsis? Многослойный пирог: хэви- и пауэр-металлическая основа, барочный гитарно-клавишный каркас с изящными флейтовыми виньеточками и поверх него песни Олега Мишина (послушайте его сольники!), которые близки к эстраде, романсам, бардовским песням. Они хороши и сами по себе, но только натянутые на этот жесткий скелет, обретают настоящую силу. И голос Жилякова будто создан для них… На юбилейном концерте тому была прекрасная иллюстрация.

Иллюстрацию зовут Алексей Раймар, и это первый из гостей программы, вокалист израильской хэви-метал-группы Desert. В своё время они приезжали играть на разогреве у «катаров» по России, а они совершали ответный визит в Израиль, с тех пор и подружились. «Шалом, Москва! – поприветствовал он зал. – «Я приехал к вам из солнечного Тель-Авива, несмотря на все эти коронавирусные преграды и препоны, чтобы поздравить моих дорогих друзей, ВИА «Катарзис»!»
Уже в музыке Desert были слышны явные «поклоны» шведам Sabaton, а живьём стало очевидно, что певец буквально живёт и дышит их музыкой, и внешне он воспроизводит и манеру поведения Йоакима Бродена, и даже его сценический наряд «под бронежилет». Правда, в его исполнении все эти жесты выглядят преувеличенными и несколько карикатурными. Главное не в этом – в песне «Сердце мира», которую ему доверили, он постоянно недотягивал фразы, проглатывал согласные, а ведь чёткость подачи текста в русскоязычном металле критически важна! Подумалось, что вряд ли песня оказалась бы столь притягательной, если бы он спел её изначально… А вот когда на последнем куплете к нему присоединился Жиляков, всё стало на свои места.

Прямо противоположный пример – это Дмитрий Борисенков. Фэны «Чёрного обелиска» ещё помнят момент, когда он только встал к микрофону в новой, пост-Крупновской версии группы. Голос звучал тогда, может, не идеально, но в правильном ключе. А теперь это – мастер, способный вжиться в любую песню и сделать её своей. Как «Дальше тишина…», баллада Маргариты Пушкиной – совсем не копия «катаровской» версии, более суровая, грубая, прочувствованная изнутри. Лучший, если выражаться современным языком, «фит» этого концерта.

Главные гости были представлены под конец. Вокалист из Белоруссии Пётр Елфимов когда-то прославился, спев пародию на хэви-метал в эфире «Клуба весёлых и находчивых». Потом сделал карьеру – причём одновременно и в металле, и на белорусской эстраде. А теперь ещё и участвует, несмотря на расстояния, в подмосковной пауэр-метал-команде «Гран-Куражъ». «Я ничего не буду говорить про Винни-Пуха, но вы сами всё понимаете», – представил его Жиляков. «Стреляй, Пятачок!» – обречённо ответил Елфимов. «В нашей группе процветает только любовь и вера, поэтому мы никого не будем убивать. Убивать будем только виски!» – успокоил его хозяин сцены. Жиляков с Елфимовым – два идеально совпадающих голоса и персонажа, даже внешне, недаром кто-то на сцене сравнил их с цирковыми артистами братьями Запашными. И сперва один Елфимов, потом – дуэтом они спели две современные вещи – «Зеркало судьбы» и балладу «Невесомость», на которой нашлось место и коллективным распевкам с залом. «Друзья, у меня прямо слёзы пробиваются. Это мы должны делать, а не вы за нас», – сказал Жиляков. «Я люблю тебя!» – раздался голос из зала, почему-то мужской.

А вот основной сюрприз дня – выход вокалиста «Эпидемии» Евгения Егорова – оказался несколько смазанным. Хотя начало было эффектное: на первом куплете суперхита «Крылья» место у микрофона было пусто и строчки пропели всем залом, на втором выскочил, без объявления, но все узнали, Егоров, и песня с его голосом звучала отлично, хоть и немного неожиданно… Но вот когда на сцену вышел Жиляков и они стали петь дуэтом, стало ясно, что их голоса не «складываются» категорически – слишком разные. Может, поэтому (на самом деле нет!), когда начался «гранд-финал», «Воин Света», и на сцену высыпали все гости вечера, Жилякова там не оказалось. Но голос его продолжал звучать! «Где ты?» – спросил удивлённый Егоров. «А я здесь, посмотри… Знаешь, я всё время хотел побыть в зале. Мне так кайфово! Хочу отсюда на вас посмотреть, как всё выглядит…» Так и сделали – пока хор гостей пел со сцены, Жиляков братался с народом, давал фэнам подпевать… И даже если это было частью сценария, всё равно именно такие живые моменты и отличают обычный концерт от того, который запомнится надолго.

«Пусть будет ещё как минимум четвертушка», – желает Евгений Егоров коллегам. «С днём рождения!» – скандирует публика под музыку-аутро, тему из мультика «Миньоны». Группа делает групповое фото с фанатами и… Что дальше? Явно не тишина. Группа собирается реализовать давнюю мечту о покорении зарубежного рынка и перезаписывает лучшие вещи на английском языке. А пока ещё раз – с 25-летием!

Сет-лист: Кто ты?, Время потерь, Имаго, Призрачный свет, Триста лет полёта, Помни меня, Оставь наше небо, Гонки за мечтой, Hold Fast (feat. Алексей Раймар), Сердце Мира (feat. Алексей Раймар), Я вернусь, Дальше Тишина (feat. Дмитрий Борисенков), Ворота Вавилона, Сталкер, Рассветный зверь, Танцуй в огне, Иной, Баллада Земли, Взорви мои сны, Симфония огня, Зеркало судьбы (feat. Пётр Елфимов), Невесомость (feat. Пётр Елфимов), Xanandra/Оленька, Крылья (feat. Евгений Егоров), Воин Света (feat. все).

Владимир ИМПАЛЕР
Фото – Наталья Бондарева.
Благодарим Игоря «Джеффа» Полякова за аккредитацию на концерт.

Все фото:

Или https://vk.com/album-2548741_281760569

Общее впечатление

16 октября 2021 г.
Москва, клуб "Gipsy"
Фото - Наталья Бондарева.

Владимир Импалер

Владимир Импалер