Оргия Праведников: В огонь и обратно
Январь 16, 2021
Владимир Импалер (1136 статей)
Поделиться

Оргия Праведников: В огонь и обратно

То, что концерт-презентация нового альбома «Оргии Праведников» состоялся вопреки всему – сущая банальность, но это так. Преодолевать – это у Сергея Калугина и компании в крови, и чем грандиознее замысел, тем больше встаёт на пути всяческих приключений. А замысел альбома «Время будить королей» – самый масштабный во всей истории группы.

Сперва, когда группа объявила сбор средств на его запись, грянула пандемия, казалось, людям вообще будет ни до чего, кроме собственного выживания, но фэны чудесным образом собрали всю сумму и даже больше. Потом, когда уже была назначена дата московской презентации в культовом ДК им. Горбунова (10 октября 2020 года), за считанные дни до концерта Сергей Калугин свалился с высокой температурой и подозрением на коронавирус, и выступление перенесли на январь. Фэны ждали новой даты, а самые нетерпеливые могли в декабре съездить в Воронеж и Тулу, где презентации прошли как намечено. Но центральным концертом всё же оставался московский, именно в столице у группы есть возможность представить материал максимально близко к тому, как он записывался, с участием большинства студийных гостей и со сценическим шоу, именно сюда съезжаются фэны со всей страны…

Хотя и в том, что концерт пройдёт в новую дату – 9 января, были сомнения. После очередного ужесточения правил, когда вместимость залов оказалась ограничена 25%, любой концерт как коммерческие мероприятие стал казаться безумной затеей. А концерт в стоячем зале – и вовсе невозможен. (Трудно представить «Оргию», играющую перед рядами кресел… разве только совсем старинные концерты в ЦДХ). Но «Горбушка» смогла обеспечить все правила дистанцирования – пол расчертили хитроумной системой черточек и крестиков, а по ходу концерта персонал следил за теми, кто в толпе снимал маски, и довольно-таки аккуратно просил их снова надеть.

При входе в ДК им. Горбунова всякий, кто начал слушать рок-музыку больше десяти лет назад, задавался одним и тем же вопросом: «Когда я здесь был в последний раз?» И ещё одним: «Что-нибудь изменилось?» Ответ на первый у каждого свой, и наверняка вспомнятся не только последние, но и первые посещённые концерты. UDO, Nazareth, Jethro Tull, Питер Хэммилл, Nightwish, Paradise Lost, Faith No More?.. Или кто-нибудь из легенд русского рока? В любом случае с точки зрения рок-истории это, как говорят сейчас, место намоленное. И для «Оргии Праведников», известных приверженцев литургичности и символизма, выбор площадки тоже был знаковым, хотя, возможно, сейчас найдутся залы и удобнее расположенные, и лучше оборудованные.

А вот на второй вопрос ответ простой – не изменилось практически ничего. Да, у гардероба установили стойки с экранами, соорудили стену с портретами героев русского рока, у которой фэнов ловят докучливые штатные фотографы, но если приглядеться – аура благородного увядания, свойственная старому советскому ДК, никуда не делась. И даже странно, что в этом зале столько лет не было рока, а шли мюзиклы… Хотя в том, что касается отношения к публике, изменение всё-таки есть – перед входом охранник заботливо предупреждает о скользких ступеньках, внутри вручает тем, кому надо, маски и перчатки, хотя у многих фэнов «ОП» все эти аксессуары уже есть, остались после «Бала Казановы»…

Итак, «Время будить королей». Обычно, чтобы понять очередной альбом по-настоящему интересной и глубокой группы, нужно некоторое время пожить с ним. А тут – диск был опубликован ещё 1 октября, месяц проходит за месяцем, а на вопрос «что это было?» с каждым прослушиванием по-прежнему ответов не прибавляется. В таких случаях могут помочь концертные впечатления.

Заглавная вещь,, помнится, прозвучала на большом концерте в клубе «Б1», посвящённом 20-летию «Оргии Праведников». Было это года полтора назад… Было бы красиво, если бы круг замкнулся, и она прозвучала в сете первой. Но открыла выступление другая, менее ожидаемая эпическая вещь «Северный ветер», которую, как рассказывал где-то Калугин, он сочинил ещё в «дооргиевские» времена. Ну а дальше та самая хлёсткая, короткая, с альпийским рогом Юрия Русланова во вступлении и с почти маршевым ритмом «Время будить королей».

«Прошло время задавать вопросы, пришло время получать ответы, пришло время будить королей», – сказал, предваряя песню на концерте, Сергей Калугин. Что это за короли? На первый взгляд, ответ очевиден. Таков один из базовых мифологических эпизодов, спящий король – это Время, разбудив его, мы приближаем конец времён, последнюю битву – Армагеддон (вспомним песню ОП «Армагеддон ФМ» и не только). Но в буклете есть и другая версия: Король – это каждый из нас, пробуждение – это прозрение, обретение собственного «я» и ясного видения мира, а конец света пока подождёт. И слава Богу.

Или богам? С этим есть разночтения, потому что дальше по программе «Advaita» / «Om Tat Sat» («Высшая абсолютная истина»), вещь, где Кали, богиня смерти, и Шива, бог-разрушитель, обмениваются некими ритуальными формулами на санскрите. За ней идёт инструментал «In Nomine Patris» («Во имя Отца», того, что из Троицы), дальше на альбоме встречаются фразы из литургических христианских текстов, отчего думаешь, что «Оргия» задалась целью отслужить грандиозную мессу всем верам на свете. Именно поэтому так важно, чтобы эта музыка звучала живьём перед сопричастными слушателями, а на сцене и в зале шло некое концептуальное, объединяющее всех действо.

Возможно, так бы оно и было, если бы не коронавирус. Привычные по концертам «ОП» флэшмобы, танцы и хороводы сократились до минимума, ни тебе самолётиков на «Вперёд и вверх», ни кораблика на «Вдаль по синей воде» (впрочем, и песен этих не было). Со сцены же народ развлекали конфетти-пушкой – штука немудрёная, но всегда радующая, и паровыми столбами, которые, будучи подкрашенными светом, отдалённо напоминают пиротехнику, а их громкое «пшшшш!» небанально дополняет кульминационные моменты песен. А ещё диско-шар над сценой, вроде бы устройство из мира попсы, а не рока, но на этом концерте он сиял в пересечении лучей прожекторов над музыкантами как Чёрная луна из, увы, тоже не прозвучавшей в этот день песни.

Прямо в зале шествовал акробат на ходулях – он появился ещё на интро к первой песне. Издалека сначала показалось, что вносят новогоднюю ёлку – но нет, это было некое шипастое существо вроде дикобраза со светящейся маской-лицом. Как это связано с песней «Северный ветер», не вполне ясно, но потом Оно появилось ещё раз – уже в паре с девушкой-танцовщицей. Та, в белоснежном платье, крутилась на авансцене, а потом «красавица» и «чудовище» встретились и покинули зал вместе. Ещё один актёр появился на сцене во время инструментала «In Nomine Patris». Мальчик – «ловец человеков» с удочкой и ведром в руках сперва осыпал первые ряды публики конфетти, а потом закидывал в толпу, как наживку, флайеры «ОП» с автографами.

В этом действии не только приглашённые актёры, но и музыканты, выходившие на сцену, становились частью одного большого представления. «Оргии» удалось собрать на презентации почти всех ключевых участников записи – от певицы Алевтины Леонтьевой, известной как второй голос «Мельницы» в 2006-2007 годах, в песне «От Бога до земли», до африканского битбокс-артиста Ивана Траоре родом из Мали, который, как оказалось, солирует во вступлении к песне «Время будить королей». Сыграла живьём свои партии в инструментале «Мыс Брана» арфистка Анастасия Паписова (группа Meldis), а чтобы её участие не казалось уж очень коротким, она же спела второй женский вокал в «Om Tat Sat» вместе с сопрано-вокалисткой Еленой Юркиной, без которой уже невозможно представить концерты «ОПы». Хоровые партии придавали звучанию черты барокко. Немного изменилась струнная секция – вместо обычной пары виолончелей на этот раз была всего одна – Наталья Хмелевская, зато добавился струнный квартет – Владимир Чебоксаров, Кристос Холикиас и Милослава Семёнова – скрипки, и Матвей Бурков – альт. Хорошо, что растёт новое поколение «Праведников»! Уже во втором отделении появился Александр Миткевич из Tintal, сыгравший на трубе в нескольких вещах.
Из всех этих выходов самым ярким, конечно, получился номер Ивана Траоре. Когда Траоре стоял на авансцене, Сергей Калугин смотрел на него взглядом шалопая, который только что попал из рогатки в окно директора школы. Чернокожий битбоксер с русским именем и малийской фамилией (её носят несколько известных местных звёзд, музыкантов-гриотов) изображал голосом то звук заводящегося мотоцикла, то ударные, причём так, что основной драммер получил в его лице достойного соперника.

И только в этот момент, к моему стыду, я наконец догадался глянуть вглубь сцены, там, где находилась барабанная установка, и понял, что вместо Александра Ветхова там находится совершенно новый, незнакомый музыкант. Да, этого можно было ожидать – Ветхову не раз приходилось пропускать концерты «ОП» из-за работы в других коллективах, в прошлом его подменял знаменитый метал-драммер Андрей Ищенко, а потом группа решила всё-таки найти постоянную замену и пригласила барабанщика Закка Хемму из группы Vorvayne, который отлично показал себя, но магия классического состава «ОП» оказалась незаменима, и Ветхов вернулся. А накладки с концертными графиками остались. Новичка зовут Павел Богачёв, информации о нём почти ноль (удалось найти только упоминание о его участии в концерте «Рады и Терновника», тоже на замене), и для человека, который впервые играл перед публикой два часа сложнейшего материала, он отлично справился. Хотя, повторюсь, Ветхов неповторим, его игра живьём насыщеннее, тоньше, и, наконец, именно он записал ВСЕ альбомы «Оргии», поэтому любое сравнение с человеком, который в последний момент вышел ему на замену, было бы некорректным. Посмотрим, как всё сложится дальше…

Пока что я рассказывал о концерте без привязки к сет-листу. В первом отделении прозвучал весь основной материал альбома, но в ином порядке. «Танец Казановы», номер, обозначавший на диске водораздел между относительно простыми вещами и эпиками (условно говоря, между «ответами» и «вопросами»), переместился в завершение сета, после него как некое послесловие прозвучало «Солнце из небытия», вещь, для которой Сергей Калугин сам перевёл с немецкого «Оду к радости» Шиллера. По поводу сравнений «нигредовской», акустической, и нынешней, электрической версии «Танца Казановы» в сети уже было немало споров, и чтобы не превращать репортаж с концерта в рецензию на альбом, скажу краткое впечатление – в новой версии, особенно живьём, заслушавшись инструментальной частью, просто перестаёшь обращать внимание на голос. Хорошо это или плохо, пусть каждый решает сам, по крайней мере, версию с «Нигредо» никто не отменял.

После короткого перерыва на сцену вышел барабанщик. Соло Павла Богачёва перетекло в бонус-трек с нового диска – «Женя, стоп!» Честно скажу, при первом прослушивании эта вещь вызвала ощущения примерно такие, как бывают, когда в грозди чёрной смородины вдруг раскусываешь клопа, и в следующие разы я просто останавливал альбом, пока она не началась. (Для того бонус-треки и делают бонус-треками). Живьём песня уже не вызывала такой шок – просто громкий рок-н-ролл со странным текстом, и можно догадываться, зачем он там. После слоновьей дозы пафоса в основном отделении надо дать внутреннему панку прокричаться, пока не стало тошно от собственной благостности… Освежившиеся, фэны получили подборку «оргиевской классики» – от ранних «Сицилийского винограда» и «Убить свою мать» до более-менее современных «Путь во льдах» и «Catcher in the Rye». Был почему-то уверен, что в рождественские дни прозвучит вещь «Звёздной тропой», но увы… Как не было и «Вдаль по синей воде», и «Вперёд и вверх» (к слову, на презентации в Туле в декабре их играли). И концовка в виде неизбежных «Наша родина – СССР» и «Последнего воина»… Бисов не получилось – стрелки часов подошли к 11 вечера, а после 11, как известно, коронавирус резко свирепеет и защититься от него можно только QR-кодом или SMS.

После концерта было много нареканий на звук. Да, «Горбушка» и раньше не была идеальным местом в этом плане. По залу нормальный баланс и слышимость были на бельэтаже, там, где в ДК находится звукорежиссёрский пульт. Вблизи хватало гудежа и бубнежа, но те, кто в первых рядах, всегда идут на это – меняя наслаждение звуком на живую энергию и сопричастность. Именно за этим мы и идём на концерты, а сейчас, когда они стали редкостью – тем более. «Спасибо всем, кто, несмотря на все опасности, пришёл, чтобы поздравить нас с выходом нового альбома, – завершил этот вечер Сергей Калугин. – Вас пришло много, для этого времени – просто чудо. Спасибо от всей группы. Вы – молотки!»

Сет-лист. Первое отделение: Северный ветер, Время будить королей, Advaita / Om Tat Sat, In Nomine Patris, Прыгай в огонь, Звёзды идут сквозь нас, Выше облаков, Мыс Брана (feat. Meldis), От Бога до Земли (feat. Алевтина Певица-Леонтьева), Танец Казановы, Солнце из небытия. Второе отделение: Женя, стоп!, Школа мудрости, Радость моя, Путь во льдах, The catcher in the rye, Виноград, Убить свою мать, Наша родина – СССР, Последний воин мёртвой земли.

Владимир ИМПАЛЕР
Фото автора.
Благодарим Владимира Красикова за аккредитацию.
Вся фотогалерея — 


и https://vk.com/album2483887_275714902

Общее впечатление

9.01.2021 г.,
Москва, ДК им. Горбунова

Владимир Импалер

Владимир Импалер