NAMM MusikMesse’2019: От индустрии – к хэппенингу
Сентябрь 26, 2019
Владимир Импалер (1136 статей)
Поделиться

NAMM MusikMesse’2019: От индустрии – к хэппенингу

Сентябрь, Сокольники, последние тёплые дни осени, MusikMesse. Всё как всегда. Утро четверга, павильоны только что открылись. На открытой сцене разыгрывается гитарист Алексей Страйк. «Постой, паровоз, не стучите колёса», – звучит знакомая мелодия, переходящая в… похоронный марш. Музыканты шутят.

То, что вы и так знаете – с каждым годом выставка становится всё меньше, вот уже и былой «классический» павильон легко вмещает всех желающих, так, что второй этаж не пригодился, а внизу из прессы – мы да онлайн-коллеги из рок-портала «EQ»/журнала «EQ Magazine». Кстати, отметившие в этом году 10-летие. Вот время летит…

Рядом, через дорогу, павильоны 4/4А, там некоторая часть музыкальной экспозиции и много-много световой. Она называется Prolight + Sound NAMM, раньше эта экспозиция заканчивала работать в субботу, а остальные держались до воскресенья, но сейчас всех уравняли и суббота – последний день для всей выставки. Свет и инсталляция – словно другой мир, огромный, тихий и вальяжный, никакие кризисы и перемены на него не влияют. Ещё был 17-й барабанный павильон, но на сей раз – совсем крошечный, и если там и были интересные события, о них нам узнать не удалось.

Что касается традиционного «смыслового ядра» выставки – гитар, барабанов, синтезаторов, акустических оркестровых и прочих инструментов – оно истончилось до предела. Где былые монстры гитаростроения, где огромные павильоны Gibson, Fender, Dean… список можно продолжать ещё долго? Только Asia Music активна со своими «Бульдогами», простыми, но достойными инструментами, которые вовсю эндорсит наш заслуженный прогстер Александр Костарев. Зато мощным фронтом выступают русские производители. От «Шамрая», старожила этого рынка, и модных Inspector Guitars до мастеров-одиночек, которые на сей раз объединились в одном «кооперативе». Стенд по центру зала собрал и рок-инструменты (среди которых, например, Валерий Гуляев, делавший уникальные басы для Сергея «Гребстеля» Калачёва, а сейчас показывавший акустику для Алексея Кузнецова), и классические рояли, и «народников» со своими балалайками, калюками и трещотками. Кстати, вплоть до этого года я думал, что самое сокрушительное и беспощадное на музыкальной выставке – это выступление Tractor Bowling в электричестве. Но нет, оказалось, человек, играющий на колокольчиках (в просторечии металлофоне) в течение получаса одну и ту же трель на высоких нотах – это ещё более гарантированный «вынос мозга». Особенно когда на стенде напротив какой-нибудь гитарист пытается рассказывать о своём творчестве. (А волынку с собой принести слабо?) Может, отчасти поэтому в этом году «ИнРок» принял решение не устраивать громких событий и концертов, ограничиться небольшим розыгрышем призов. Шума вокруг и так было много. А за спиной у нас ещё и находился один из лекционных залов – думаю, им от выступлений под боком было бы не очень комфортно.

Лекционная программа – то, что постепенно становится основным форматом выставки, перетягивая аудиторию от программы на стендах и открытой сцене. Были люди, специально приезжавшие, чтобы послушать какого-нибудь уважаемого рок-музыканта с советами о том, «как себя продвинуть» или, допустим, как написать хорошую песню. Рок-поэт Александр Елин, преподаватель вокала Юлия Гурьянова, гитаристка Елена Сигалова, рок-музыкант и звукорежиссёр Дмитрий Бельф – вот те, кого удалось, пусть и кратко, застать. И всё – при стабильном интересе публики, бывало, что в зале почти не оставалось пустых мест. «Там рассказывали, какие сейчас есть траблы… то есть нет, какие есть тренды…» – комментировал один парень, выходящий из лекционного зала, другому. Раскрыть в таком формате общения какие-то великие тайны, конечно, нельзя, но встречи имеют другой смысл – они мотивируют, дают понять, что ты не один и есть к чему стремиться.

Несколько лекций посетил наш автор, гитарист группы Enine Владимир Михайлов.

Владимир Михайлов: Помимо бдения на стенде «InRock» и общения с коллегами-музыкантами и читателями журнала (действующими, потенциальными и не очень), удалось посетить и ряд лекций. Например, знаете ли вы что-нибудь о «Цифровой музыкальной дистрибуции и сборах вознаграждений»? Или о «Современной музыкальной индустрии и монетизации записей»? А как насчёт «Формирования концертного тура»? Лично я очень условный специалист в этих областях. И после посещения лекций сильно больше знать не стал. Но убедился, что в общем и целом работаю в верном направлении. И на том спасибо. А вот из лекции очаровательной гитарвумен Елены Сигаловой я усвоил ряд способов развития своего «гитарного воображения». Приведённый ею пример, когда Джо Сатриани интерпретировал слова и понятия на гитаре, и вовсе заставил задуматься об организации с коллегами подобных игр/упражнений. Как изобразить на гитаре «Чёрную дыру»? Сложно? Хорошо, а как насчёт… пиццы? Сильно легче? Вот то-то и оно! Короче, всем быть – как Сатриани! Лично я пошёл тренироваться…

Не меньше публики было и у открытой сцены, благо и в четверг, и пятницу стояла отличная, почти летняя погода, и только в субботу были моменты похолодания и дождя, но тоже недолгие. Программа четверга была достаточно разношёрстной – от уже упомянутого Алексея Страйка с неплохим пауэр-металом, команды «Арфа саунд» с рок-каверами для камерного состава (арфа, скрипка, флейта, ударные), группы «Ё Бэнд», которая неожиданно оказалась крепким англоязычным альтерно-роком, до очередной инкарнации группы «Круиз». В ней поёт и играет на гитаре Григорий Безуглый, на басу – Фёдор Васильев, на ударных – Василий Шаповалов. Команда сначала долго-долго не могла начать – искали сигнал с гитарной педали эффектов, потом почти после каждой песни Безуглый настраивал гитару, развлекая народ разговорами. «Многие меня не любят, некоторые – боятся, а есть те, кто без меня жить не может», – говорил он, а затем звучала, допустим, «Виза для круиза» или ещё какой хит раннего, «догаиновского» периода. Публика была в основном довольна.

Больше всех у открытой сцены из нашей редакции провёл времени Яков Каганцов. Ему слово.

Яков Каганцов: Программу открытой сцены в субботу открыл гитарист Темур Квителашвили. Он выступает на выставке регулярно, и каждый раз – с неизменно высоким качеством, играет виртуозно и с очень красивым звуком. Сет-листы его выступлений не сильно меняются год от года. Но «The Song of Old Postmen» (автор – Давид Торадзе) и «Take Five» (Пол Дезмонд) – из тех композиций, которые можно слушать бесконечно и каждый раз восхищаться их мелодиями. В этот раз Темур внёс изменение в программу, третьим номером прозвучал невероятно эмоциональный джаз-роковый номер.

После Темура Квителашвили на сцену поднялся итальянский гитарист Маттео Манкузо. Это был первый его визит в Россию. По его словам, для итальянца в Москве было «слегка холодно». Те, кто застал саундчек музыканта, видели, как он, закончив настраиваться, быстро натянул на руки тёплые перчатки. Маттео играет исключительно пальцами, что довольно нетипично для электрогитаристов. Исполняет он джаз-рок и фьюжн. Виртуоз порадовал слушателей композициями из репертуара Алана Холдсуорта, Чика Кориа, трио The Aristocrats. Исполняя композицию последних «Bad Asteroid», после одного из самых сложных технических мест в соло Маттео победно вскинул вверх правую руку, сжатую в кулак. Мол, получилось! Отыграв сет, Маттео Манкузо пообещал слушателям, что скоро вернётся в Россию и даст ещё концерты.

Пожалуй, самым интересным стало выступление трио Александра Костарева. Сам он играл на электрогитаре, Екатерина Морозова – на клавишных, Михаил Золотарёв – на ударных. Концерт состоялся несколько в стороне от основной сцены и параллельно её программе. Музыканты максимально быстро расставили оборудование и инструменты, и после короткого саундчека, на звуки которого уже собрались многочисленные слушатели, начали. Технические трудности удалось решить не сразу, и паузы между композициями были довольно длинными. Что-то не ладилось с клавишными, а громкость гитары, как шутил Костарев, чуть не убила барабанщика. Зато музыка и энергетика трио были просто великолепны. Они как магнит притягивали к себе даже случайных прохожих, которые просто шли мимо и вдруг услышали, как трио Костарева разговаривает напрямую с космосом…

Через полчаса после первого сета был намечен второй, частично акустический, уже внутри павильона, на стенде «Азии Music». Александр Костарев играл на акустической гитаре, Михаил Золотарев – на кахоне, а Екатерина Морозова – на клавишных. Но тут, как это иногда бывает на выставке, произошла накладка. Одновременно в четырёх-пяти местах, находящихся буквально в метре-двух друг от друга, начались выступления других артистов. При этом музыканты трио оставались спокойными и невозмутимыми, они старались донести свою музыку до слушателей, несмотря на стоящий вокруг неимоверный шум и гам…

Работа на стенде в основном свелась к общению, встрече со старыми знакомствами, а порой и с «развиртуализации» с нашими давними авторами. Вот, например, Никита Терёшин пишет нам про блюз уже пару лет, а увидеться удалось только сейчас! Бывает, именно здесь находишь новых авторов и просто интересных людей… Запомнился визит задумчивой девушки, которая долго листала «ИнРоки», потом положила обратно, сказав: «У вас всё нормально». «В смысле?» Оказалось, она училась на журфаке одного из вузов и писала диплом по музыкальной журналистике. Правда, «ИнРок» ей не попадался – досадное упущение. Изучала «Роккор» и, кажется, «Classic Rock». «И как, по-вашему, у нас ситуация с музыкальной журналистикой?» «Точно так же, как и с музыкой. Никак», – отвечала она. Ну что ж, у каждого своё мнение…

Немножко пошуметь удалось только в субботу, когда «Asia Music» дала на время переносную активную колонку (с ручкой а-ля чемодан, что очень удобно). Призы для конкурса – тоже «азийные», от блокнотиков до футболки с символикой гитары Bulldog, а также набор открыток и наклеек, которые нам подарила пиар-менеджер немецкого лейбла AFM Ирина Иванова (вот, кстати, пример – если вы хотите заниматься каким-то музыкальным делом и делаете это хорошо, то неважно, в России вы или где, всё получится). На открытках группы UDO – автографы герра Диркшнайдера, нашего земляка Андрея Смирнова и остальной команды. Самое сложное – это придумать такой вопрос, на который в состоянии ответить те, кто собрался в данный момент у стенда. Ведь не факт, что среди них есть заядлые фэны творчества Accept. Оказалось, «Поезд по России» знают все, песню «Плачет солдат» – немногие, а про участие Удо в записи арийского «Штиля» люди уже подзабыли…

На других стендах же каждый привлекал публику по-своему. У «Шамрая» нюансы аранжировки разъяснял сам Алексей Кузнецов, у производителей укулеле «Лютнер» блистала девушка в жёлтом, тоненьким голоском выводившая песни со словами типа «я – твоя, твоя я…» Рядом пианистка вдохновенно исполняла переложение «Fear of the Dark» Iron Maiden – целиком, до мельчайших нюансов аранжировки. Браво! Разумеется, были и рок-хиты в привычном звучании – тот же Страйк на стенде «Life Music» спел программу каверов «Мастера». У «Азии Music» сыграл Костарев с группой, там же появлялись симпатичные кантри-коллективы, общей темой стенда стала «американа», и все выступавшие облачались в ковбойские шляпы… Костареву пришлось нелегко, потому что прямо перед его выходом на соседнем стенде рок-портала «EQ» гостила группа «Операция пластилин» – публика не умещалась в проход, а автограф-сессия переросла в исполнение песен хором всей толпой…

Помнится, в прошлом году кульминацией выставки стал гитарный фестиваль и визит самого Рона Тала (Bumblefoot, Sons of Apollo). На этот раз в пятницу Елена Сигалова презентовала новый сольный альбом, а гитарист Роман Зорькин собрал буквально полную площадь народу… Классика жива! Венцом программы стал барабанный конкурс Drummers United, который ежегодно проводит Виталий Мелентьев и компания BlastBeat. На сцену выходили и совсем уж малыши-коротыши (правда, выяснилось, что один из них уже помогает отцу выступать с каверами у метро и как раз после своего сета помчался туда), кто-то рассказывал, что начинал упражняться на пнях, другой – на кастрюлях, и все-все-все уверены в блестящей барабанной будущности. Это логично – хороший драммер всегда в цене. А для нас было радостно снова увидеться с основателем группы Tanquam, игравшей на «ИнПроге» аж 14 лет назад, Александром Никитиным, и его ученицами-барабанщицами. Старшая, Ксения Самойлова, когда-то играла с прогметал-группой Santerno, а теперь сделала карьеру в Дубаи и сама там преподаёт детям… Она была тут почти как гостевая звезда и заслуженно получила первый приз. А вот у Нано Мамедовой главные победы ещё впереди, пока у неё почётное третье место. Судьёй конкурса стал главный звёздный гость MusikMesse этого года, барабанщик из Бразилии Элой Касагранде. Его карьера началась в сольной группе Андре Матоса, а сейчас он известен по участию в Sepultura. Долгожданный мастер-класс Элоя начался уже после закрытия выставки, ближе к семи вечера, холодало, намечался дождь… Сыграв интересное, с этническими элементами, соло, гость перечислил элементы своей ударной установки (во главе угла там Paiste) и переключился на брутальные произведения из каталога «Сепультуры». Стало ясно, что на этом MusikMesse-2019 закончена… Что в итоге?

Владимир Михайлов: 2019 год, на мой взгляд, получился пободрее предыдущего. Всё стало более компактным, уже нет ощущения пустоты из-за того, что многие экспоненты больше не участвуют в NAMM Musikmesse Russiа. Неинтересно? Невыгодно? Закрылись / прекратили свое существование? У всех по-разному. Но некая целостность всему происходящему в Сокольниках вернулась…

Да, впечатления от «Мессы» в целом – скорее оптимистичные. Конечно, постепенно круг участников сужается, но выставка, кажется, нашла путь к какой-то новой форме существования. Да, тут уже не будет, как лет 15 назад, нескончаемых толп рокеров, которые мечтают пощупать живьём гитары, которые иначе нигде не увидишь. Всё доступно, всё можно послушать, есть сотни «обзорщиков», музыкантское сообщество переместилось в сеть. А здесь, живьём, получился этакий непрерывный хеппенинг, где повсюду кто-то играет, что-то показывает, каждый старается создать этакий мини-фестиваль вокруг себя. Иногда это получается, иногда – «активности» глушат друг друга. А иногда возникает чувство, что ты на неформальном опен-эйре прошлых лет, особенно когда Костарев сотоварищи играет на улице на аппарате, который привёз сюда Михаил Гущин, один из тех, кто ставил звук на «Пустых холмах»… А тот, кто устал шататься от стенда к стенду, может послушать лекции в одном из нескольких залов: образовательная программа привлекает всё больше внимания. Отсутствие западных брендов дало простор для участия отечественных гитарных (и не только) производителей, и они – на весьма достойном уровне. Выставка не умерла – да здравствует выставка!

Владимир ИМПАЛЕР,
Владимир МИХАЙЛОВ,
Яков КАГАНЦОВ,
фото – Владимир Импалер.

Вся фотогалерея: 

или https://vk.com/album2483887_265783099 и https://vk.com/album2483887_265783083

Общее впечатление

12-14 сентября 2019 г.
Москва, КВЦ Сокольники.

Владимир Импалер

Владимир Импалер