Метал-Ёлка‘2022: Просто праздник!
Прелестно! Божественно прекрасно приходить 1 января в стены «ГлавКлуба», где уже не первый год в этот день вершится праздник для столичных металхэдов. Впрочем, не только столичных, как показывает опыт и практика, едут на «еловые хэдбэнгинги» гости из других регионов. Традиция нарушилась только в прошлом году, когда 15-я по счёту «Метал-Ёлка» проходила не в первый вечер года, а под занавес зимы. Почему вышло так, можно узнать в репортаже с того фестиваля. А на сей раз всё случилось в срок и по графику.
Возможно, открывшая фест «Эсента» начала даже раньше графика, так что автор строк пропустил пару первых композиций. В момент входа в зал парни завершали «Трогвара», после чего объявили «Проклятье». Обе вещи вошли во второй альбом «Под знаком беды», выпущенный в прошлом году. Признаюсь честно: в студийном виде он меня не впечатлил. А вот «живьём» коллектив порадовал! Чувствуется, что парни (самым старшим участникам команды – по 33 года) подходят к творчеству осознанно, любят то, что творят и искренне верят в то, о чём поют. Они фактурны и харизматичны, прекрасно сыгранны и раскрепощённо ведут себя на сцене. Под впечатлением от концерта переслушал тот самый второй альбом и понял, что с первого раза его недооценил.
Сет «Эсенты» вместил с него пять композиций, и ещё две – с дебютного CD «Вечность» (2018). Это добротный мелодичный пауэр-метал европейской модели. В группе – барабанщик Антон Селиванов, басист Михаил Завацкий, клавишник Виктор Бобров, лидер-гитарист Антон Лозенчук и второй, поющий гитарист Владимир Щаулов. По сведениям «Метал-архивов», Владимир также является фронтменом группы Kvelond, благодаря чему носит соответствующий псевдоним.
Завершила сет «Эсента» кавером «Прощай же, Друг!» Это русскоязычный перевод композиции, оригинал которой известен любому, кто знаком с пауэр-металом даже поверхностно. Если не догадались – смотрите сет-лист! Начало положено. И начало – хорошее!
Сет-лист группы «Эсента»: Отчаянно и Зло; Трогвар; Проклятье; Под Знаком Беды; Эра Мщенья; Воины Вечности; Прощай же, Друг! (Blind Guardian cover).
Вторыми на сцену выходил «Колизей». И они были в этот вечер именинниками. Группе исполнилось 15 лет. Возраст! Неразбериха в составе и параллельное участие нескольких музыкантов в других командах будто укрепляют дух квинтета. На сегодня коллектив выглядит следующим образом. У микрофона – Сергей Подкосов, экс-фронтмен «Арктиды» и «Харизмы», который отлично вписался в коллектив. Его вокальные данные выше всяких похвал, в материал певец вжился, и кажется, будто именно он был в составе всё время. Мне не довелось быть на концертах «Колизея» во времена, когда там пел Евгений Егоров, но почти семь лет назад видел группу с Дмитрием Скиданенко. Тогда команда обкатывала свой второй альбом «Жить, чтобы жить» (2013), в котором поэкспериментировала с саундом, добавив жёсткости гитар, приперчив это всё электроникой. В силу того, что «Колизей» в тот жаркий июльский вечер 2014 года был одним из многих выступавших в ныне ушедшем в историю клубе «Plan B», он запомнился скорее фактом того, что это было, а вот как это было, в голове не отложилось. Теперь картина выглядит иначе, и хочется пожелать этому составу стабильности и должного продвижения. Группа этого достойна!
В качестве интродукции бессменный басист группы Алексей Колюхов заиграл на своём пятиструннике тему «Jingle Bells» и с этими звуками пошёл за кулисы, откуда вскоре вернулся уже с остальными участниками команды. Это ещё один стоявший у истоков «Колизея» музыкант, гитарист Роман Валерьев («КорSика», Amalgama, Forces United, экс-«Харизма», экс-«Эпидемия»…); второй гитарист Александр Казарин (Fragile Nova, Fragile Art, Terragenesys), за шесть лет уверенно влившийся в состав, и барабанщица Екатерина Сорокина, которую в 2016 году мужской коллектив переманил из гёрлз-метал-бэнда Aella. Вместе с Валерьевым она играет и в группе «КорSика».
Открыла сет уже всерьёз и всем составом «Книга судьбы», композиция из метал-оперы «Два диска». Это произведение, к сожалению, так до сих пор и не издано и (тем более) не получило сценического воплощения, которого, несомненно, достойно. Продолжили именинники кавером одного с группой названия. Песню, в 2003 году ставшую символом того, что «Ария» продолжает нести живой огонь в души металхэдов, напевал весь зал. А народу собралось уже предостаточно, чтобы его подпевки было слышно. Танцпол заполнился примерно на три четверти, да и VIP-зона не пустовала. Найти на втором уровне свободный барный стул, с которого открывается хороший обзор, оказалось проблематично.
Далее был ещё один номер с «Двух дисков», «Последний день в году», недавно переписанный с новыми вокалистами. Партию Инферно перепел Подкосов, а за Мамзель спела Елена Минина (актриса театра «Градский холл», фронтледи группы «Джоконда» и ещё одна «лаборантка» Forces United). Увы, на сцену она в этот вечер не вышла. Но появилась другая прекрасная дева. На закрывавшей программу песне «Сила воли» с дебютного альбома «Сколько дорог…» (2009) Валерьев незаметно подменил Сорокину за ударными, а Катя вышла вперёд и «распела» зал, заставив проскандировать припев несколько раз. И когда громкость пения публики барабанщицу удовлетворила, она вернулась за «кухню» и доиграла свою партию. К слову о «Силе воли»: песня живьём в большом зале звучала иначе, нежели в привычном студийном варианте. Проверенная временем и не теряющая актуальности композиция достойно завершила «колизеевский» сет.
Сет-лист группы «Колизей»: Jingle Bells (bass intro); Книга судьбы; Колизей («Ария» cover); Последний день в году; Открой мне дверь; Неоновый цветок; Миру нужен ты; Имя твоё; Сила воли.
Третьей была группа, названная по имени своего фронтмена. Артур Беркут, певец, в представлении не нуждающийся, в наступившем году разменяет седьмой десяток. Cо своей командой он выдал не проникновенную лирику, как на двух полноформатных сольниках, а самые что ни на есть боевики, вошедшие в мини-альбомы. И не только!.. Первой стала песня, к созданию которой Артур имел самое прямое отношение – «Патриот». Обнародованный накануне на youtube-канале «Арии» «Живой огонёк» (новогодний концерт группы «Ария», – прим. ред.) даёт понять: страсти, вызванные расставанием с Беркутом, улеглись. Экс-участник спел в программе «Огонька» «Там высоко», а за несколько дней до этого Интернет облетели фото Артура с группой. В сет вошли ещё два «арийских» номера, но давайте по порядку.
Сначала о том, кто играет с Артуром. Дольше всех, с 2012 года, с Артуром играет басист Станислав Козлов, тёзка и однофамилец басиста (какие совпадения!) группы «Легион». Так что попросим не путать! Это музыканты разных поколений, «легионер» участвует в своей команде с 1991 года, с тех времён, когда герой этих строк был совсем юн и, вероятно, ещё и не помышлял о том, что станет музыкантом. За ударными с 2014 года – Марк Бейгун, играющий также в «Стимфонии». На гитаре – небезызвестный Александр Стрельников, пришедший в команду в 2017-м. Количество групп, с которыми он выступает, зашкаливает все разумные пределы. Послужной список будет поменьше, чем у Андрея Ищенко, но всё равно внушительный. Трио инструменталистов создают мощный бэкграунд и дают драйв, который необходим для уверенной поддержки фронтмена. Никто не тянет одеяло на себя, но и никто не теряется. Всё чётко и продуманно до последней ноты. Артур же продемонстрировал превосходную вокальную форму и выдал отличное шоу. На протяжении всего выступления он держал зал, то приковывая к себе внимание, то манипулируя публикой, чтобы петь вместе. Бриджевый вокализ «Пирата» уверенно пели все. Что творилось во время «арийско-мановаровской» «Пробил час» (в оригинале – «Return of the Warlord») и второй раз за вечер прозвучавшего «Колизея», не поддаётся комментариям. Фурор, феерия, единение. Эти слова не отражают и десятой части того, что творилось на самом деле.
На моей памяти это лучшее выступление Артура из тех, что довелось видеть живьём. Из них три – в составе группы «Артур Беркут», один с «Арией», и ещё один – в проекте Zooom, игравшем на разогреве у Dio в Санкт-Петербурге в начале 1999 года. Не сомневаюсь в крутизне его пения в «Автографе», но, увы, пока на концертах этой легенды нашей рок-истории бывать не довелось. Как, до этого дня, не случалось лицезреть и ещё одну группу-участницу нынешнего вечера. Но об этом позже.
Сет-лист группы «Артур Беркут»: Патриот («Ария» cover); Без правил; Металл устал; Пират; Пробил час («Ария»/Manowar cover); Орёл; Колизей («Ария» cover).
Артур сотоварищи подняли планку так, что продолжателям «ёлочной» программы удержать её было сложно. Даже если это Catharsis. В профессионализме команды, благодаря которой возникла традиция проведения «Метал-Ёлок», и продолжающаяся шестнадцатый год подряд, сомневаться не приходится. Стоявшие у истоков праздника регулярно выступают предпоследними. И начали «Катары» здраво. Предваряло выход музыкантов интро со звуком новогодних курантов, после чего группа выдала обойму проверенных временем и заслуженно любимых народом хитов: «Имаго», «Не зарекайся»…
После того жару, что задала предыдущая команда, что-то случилось с чистотой восприятия. В песне «Кто ты?» Олег Мишин сыграл чарующее соло, и это оживило картину. Затем был ещё один хит из «золотой обоймы»: «Призрачный свет». Ну а далее – кавер. И вот тут что-то пошло совсем не так, и появилось понимание, что не в моём внутреннем настрое дело. Обычно звук плывёт в начале сета, но тут он поплыл в середине. Окончания «за упокой», к счастью, не случилось, но погрешности незамеченными не остались. Воодушевления не добавило то, что «Баллада Земли» прозвучала без голоса Сергея «Абрея» Абрамова, с образом которого и связан, и думаю, не только для автора этих строк, данный номер. Нехватка вокалиста «Омелы» в этой песне выглядело даже более ощутимым, чем отсутствие на сцене клавишницы Catharsis Джулии Ред. Как и пару лет назад, клавишные на «Ёлке» звучали плэйбэком. Причины вполне понятны: она живёт в другом городе, дочь – ещё ребёнок, новогодний праздник для которого никто не отменял. Душой Юлия была здесь, а технологии позволили слышать пусть и заготовленные заранее, но всё же «родные» её партии.
Не сразу почему-то заставила обратить на себя внимание и скрипачка Ольга Петрова. То ли она так хорошо замаскировалась на заднем плане сцены, то ли действительно вышла только на «Времени потерь». Песня мушкетёров из культового телефильма 80-х со всем известным рефреном «Пора-пора-порадуемся на своём веку…» тоже получилась несколько смазанной. Правда, в финале Олег Жиляков последнее припевное «о» перед финальным «Мерси боку» спас ещё одним профессиональным трюком. Он затянул звук на одном выдохе почти на полторы минуты, но подал это так, будто мгновение остановилось на значительно больший промежуток времени.
Энергия выступления и уверенность, с которой Catharsis подали остаток сета, всё-таки спасли ситуацию. Завершившие выступление песни «Крылья», «Оленьку» и «Воина света» (ну почему руки так и чешутся написать уже не первый отчёт: «Воина Свету»?..) я самозабвенно прогорланил вместе с «Катарами» и нестройным хором «Ауров». Затем было фанфарное аутро, в ходе которого Catharsis провели на фоне уже на четыре пятых заполненного «Главклуба» фотосессию, побросали в передние ряды «трофейные» медиаторы и барабанные палочки, после чего уступили сцену техперсоналу, готовящего оную для…
Сет-лист группы Catharsis: Интро; Имаго; Не зарекайся; Кто ты?; Призрачный свет; It’s My Life (Bon Jovi cover); Баллада Земли; Время потерь; Песня из мюзикла Максима Дунаевского «Д’Артаньян и три мушкетёра»; Крылья; Оленька/Xanandra (Mago de Oz cover); Воин света; Аутро.
А вот тут настало время неожиданного для меня, давнего любителя и почитателя закрывающей вечер «Эпидемии», признание: это первый концерт группы, который я наблюдаю живьём. Будучи начитанным и наслышанным о гигах «Эпи», имел предвкушение того, что это будет грандиозно. Вышедший незадолго до «Метал-Ёлки» новый альбом «Призраки и тени» только усугубил подогрев интереса. Да, понравился! Признаюсь честно: с поправкой на Новый год и сет, который, как и у «Колизея», был заявлен, как приуроченный ко дню рождения команды, ждал сюрпризов. Например, выходов гостей-персонажей метал-опер. Не скажу, что разочаровался, но гость в сете был всего один: фронтмен «Эсенты» Владимир Щаулов, исполнивший «Жизнь в сумерках». Без гитары. Что касается песен из метал-опер, то за нескольких персонажей отдувался мастермайнд и гитарист Юрий Мелисов, львиная же доля вокальных партий досталась Евгению Егорову. И скажу, что его артистический опыт вкупе с мегаталантом – это нечто!
Три из 16 композиций были из «Призраков и теней». Всё игралось и пелось максимально живьём. Порадовало, что прозвучали «Тёмный рыцарь» и (лично от меня – огромное спасибо за самую любимую песню с нового лонгплея) «Последние врата». «Письмо Ведьмаку» тоже хорошо в виде песни, несмотря на то, что литературный источник с первого захода несколько лет тому назад, как модно ныне говорить, «не зашёл». Львиную долю сета звучали песни раннего периода: «Звон монет», «Я молился на тебя», «Феанор», «Всадник из льда», «Чёрный маг»… До сих пор любопытно, почему группа обходит стороной материал прекрасного творения «Дорога домой» (2010), в котором немало добротных песен? Но это вопрос риторический.
А номера из метал-опер были. Евгений в «Пьяном разговоре», главную партию в котором на студийной версии и в ряде презентаций «Сокровища Энии» спел Алексей Горшенёв, был просто неотразим. Да и в песне «Выбор есть» он прекрасно справился за двоих: за себя (Гилтиаса) и за того парня (Ботар-эля, в опере сыгранного Петром Елфимовым). После неё публику ждал один трогательный сюрприз. Хоть фишка сия и не нова, предложение руки и сердца на концертах любимых артистов дорогого стоит и зрителя любого возраста и любой степени искушённости умиляет! А на предлагающего эти самые части тела и организма накладывают определённую ответственность: сколько свидетелей-то! На сей раз предложение своей девушке Люде сделал фотограф Александр Колбая. Смущению новоиспечённых помолвленных умилялся весь зал. После чего прозвучала финальная вещь сета «Эпидемии» и всей «Метал-ёлки» – «Осколки прошлого».
Сет-лист группы «Эпидемия»: Интро; Звон монет; Пьяный разговор; Жизнь в сумерках (feat. Владимир Щаулов); Тёмный рыцарь; Я молился на тебя; Последние врата; Феанор; Пройди свой путь; Загадка Волшебной страны; Всадник из льда; Письмо Ведьмаку; Чёрный маг; Выбор есть; Осколки прошлого.
Вечер завершился. Первое знакомство с «Эпидемией» оказалось настолько приятным, что, погружаясь в метро, не хотелось уходить в плейлисты и слушать что-либо оттуда. Ехал, смаковал послевкусие… И тут среди вошедших в вагон на «Шаболовской» оказалась Снегурочка. Без Деда Мороза. И почему-то сразу направилась ко мне, поздравила с Новым годом и одарила конфетой. На «Октябрьской» вышла из поезда. Конечно, такое событие только добавило красок празднику. Который снова состоялся и запомнится надолго. Начало концертного 2022-го оказалось прекрасным.
Дмитрий КОШЕЛЕВ
Фото – Наталья Бондарева.
Редакция благодарит Игоря Полякова (Catharsis) за аккредитацию.
Полный фотоотчёт:
Метал-ёлка'2022: Эсента, Колизей, Артур Беркут, Catharsis, Эпидемия
1 января 2022 г. Москва, клуб "Главклуб" Фото - Наталья Бондарева....
Или https://vk.com/album-2548741_282529538
1 января 2022 г.
Москва, "ГлавClub Green Concert"
ГлавClub Green Concert