«Metal Crowd Festival»: Холод, крики, миллионы
В конце августа в городе Речица, что в Гомельской области Белоруссии, прошел ежегодный фестиваль «Metal Crowd». На нём побывала наш корреспондент из Брянска Наталья Проконина.
Ее отчет, написанный в оригинальной манере – набор картинок и впечатлений, который вряд ли расскажет вам в подробностях, кто и как сыграл, зато поможет составить впечатление о том, что это такое — метал-фестивали на пост-советском пространстве, а также узнать об алкогольных пристрастиях одной московской альтерно-металлической группы. Слово автору…
Поезд «Москва-Брест» прибыл в Брянск в 0 часов 20 минут. Подхожу к своему вагону, возле которого уже стоит московская группа Save. Вместе мы держим путь в Гомельскую область, город Речица, где 24 и 25 августа пройдёт ежегодный международный фестиваль экстремальной музыки «Metal Crowd Festival».
Я слышу про этот фест впервые и понятия не имею, что он может из себя представлять. Заявлено 40 групп-участников, состоящих в основном из белорусских, украинских и российских музыкантов. Кроме того, ожидаются выступления команд из Дании, Турции, Норвегии, Венесуэлы, Румынии, Латвии, Германии, Швейцарии и даже Бразилии. В хедлайнерах Illdisposed, Sybreed и Suidakra.
Save ехали восемь часов в плацкарте. За это время они успели влить в себя ром, текилу, водку и пиво, тем самым превратив вагон в десятый круг ада. Гневные проводницы натравили на группу полицейских. Те провели воспитательную беседу и пообещали снять нарушителей спокойствия с поезда в случае вызывающего поведения. Музыканты всё же угомонились, хоть и падали периодически с полок.
В Беларусь я заехала по всем местным музыкальным канонам – слушая «Ляписа Трубецкого» в 6:30 утра. Время здесь отстаёт от московского на час, поэтому кажется, что оно тянется очень медленно. Настоящий взрыв мозга произошёл, когда за пять тысяч российских рублей мы получили больше миллиона белорусских денег. В этой стране каждый может почувствовать себя олигархом.
Вместе с гитаристом Save Стасом и его девушкой Светой заселились в трёхзвёздочную гостиницу «Речица Люкс». Таксист сказал, что это самое дорогое жильё в городе, но нам оно обошлось в две тысячи российских рублей за два двухместных номера на сутки с мягкими кроватями, шкафом, телевизором, балконом и приличным санузлом. Остальная же часть группы сняла какой-то сельский домик, получивший кодовое название «синяя халупка».
До выступления ребят на фестивале ещё куча времени, поэтому мы успели выспаться и позавтракать. В ближайшем кафе «Нова» оставили 800 российских рублей за троих, причём поели много и вкусно. В Речице непривычно мало людей и машин. Этот небольшой городок похож на сонную деревеньку с частным домами и пятиэтажками, расположенными далеко друг от друга. Повсеместная тишина и спокойствие начинают настораживать.
Погода окончательно испортилась: накрапывает мелкий дождь и ужасно холодно. Беспросветный серый пейзаж вгоняет в тоску и уныние. Мне хочется вернуться домой, несмотря на то, что в целом в Белоруссии неплохо. Вообще я давно сделала вывод, что хорошо везде, где есть любимые и дорогие люди. Здесь и сейчас мне жутко одиноко и безрадостно.
«Metal Crowd Festival» начинает своё вещание с 13:30 в спорткомплексе «Надежда». Мы же приехали туда около 17 часов. Суровые охранники потыкали пальцами в каждую вещь сумки. Когда «фэйс-контроль» миновал, можно было увидеть, что на огромном футбольном поле разместились две сцены – маленькая и большая (главная). С малой краем уха слышались вопли российских музыкантов Morigan, а с большой – белорусской команды LUA. Оригинальные бело-чёрные футболки и треки последних я оценила ещё в Интернете. Сразу отметила, что эта группа встряхнёт всех качественным металкором.
Morigan же приехали на фестиваль с определённой целью – засветиться везде, где это возможно. Поэтому они бесплатно раздавали свой EP и выискивали в толпе людей журналистов. Их выступления я почти не застала, зато познакомилась лично. Заметив бэджик «Media», ребята навязчиво и самоотверженно рассказывали о своей группе.
В переводе на российские деньги минимальная стоимость билетов на фест составляла около тысячи рублей. Я бы вряд ли пошла сюда за такую сумму, хотя на проезд «туда-назад» потратила в три раза больше. Цены на фестивальный мерч тоже колебались в районе тысячи. Помимо этого, на прилавках лежала атрибутика выступающих групп, средства от продажи которой пообещали честно передать музыкантам.
Тем временем на малой сцене на колени падает сексуальная девушка, затянутая в чёрный кожаный комбинезон. Это российская группа Oblivion Machine рвёт голосовые связки перед сотней слушателей. Кстати, для ежегодного фестиваля такого масштаба здесь крайне мало зрителей. Выходит, что группы слушают группы. Ещё и противная морось зарядила…
На входе раздают плотные широкие листовки, на которых указаны правила поведения на фестивале. Девять первых пунктов начинаются со слова «запрещается», написанного большими красными буквами. Притом три пункта информируют о запрете на алкоголь и курение на территории спорткомплекса. Зарубежные музыканты искренне недоумевали, как можно слушать тяжёлую музыку без спиртных напитков? Это похоже на соты без мёда – целый рок-фестиваль сделали, а от жестких законов государства никуда не денешься. В Беларуси, как и везде, ограничение на продажу алкоголя начинается с 22 часов. А в Речице по непонятным причинам с 20:00.
Также на листовках расписана программа выступления всех групп. Жесткий тайминг, естественно, не всегда соблюдается. Но вот на главную сцену выходят Save. Вокалистки разминаются, парни отстраиваются, народ терпеливо ждёт с кислыми лицами. С первых секунд выступления публика начинает покачивать телами, а после пускается в жидкий слэм. Музыканты гармонично взаимодействуют друг с другом на сцене. Редкий зритель бормочет текст песни «Отравленный поцелуй», что не может не удивлять и одновременно радовать.
Выступление белорусской команды «ТТ-34» поистине стало одним из лучших на «Metal Crowd Festival-2013». Свой сет музыканты начали с песни «П***ец», а закончили легендарным «Джеком». Люди просто обезумели от восторга, вызванного брутальными риффами и резким вокалом, и с первых же минут закрутились в вихре слэма. После выступления вокалист расписался в паспортах двух зрителей, которые собирались послушать эту группу четыре года.
Теперь я знаю, что представляет собой типичный металлический фестиваль. Это гигантское количество кожаной одежды, километры волос и стойкий запах мужской туалетной воды в воздухе. Мои синие кеды и коричневые штаны смотрятся на таком фоне несколько нелепо.
У московской группы Digimortal есть неоспоримое преимущество в моих ушах – это замечательное сочетание гроула с чистым вокалом. Но в целом, ничего выразительного их выступление не продемонстрировало. Разве что неожиданный кавер на The Prodigy.
Странное дело, но на маленькой сцене звук, кажется, отстроен лучше, чем на большой. Конечно, он везде внушительный, но нигде не идеальный. К 22 часам малая площадка завершала свою работу выступлением группы из Турции Riseback. Невероятно красивая девушка у микрофона раззадорила слушателей так, что они не желали отпускать команду и требовали ещё качественных альтернативных песен.
Ближе к ночи основная масса народа подтянулась к главной сцене. По словам организаторов, сегодня на фестиваль пришло в общей сложности около трёх тысяч человек… Наверное, музыкантов и технический персонал тоже посчитали.
Помимо музыки на фесте были замечены услуги боди-арта и хаир-тату. Также выступил минский театра огня «Bealtaine». Такого унылого файер-шоу я ещё не видела. Нет никаких зрелищных элементов, зажигающих зрителей. Подобному мощному фестивалю это совсем не соответствует.
Завершить свой первый день на «Metal Crowd Festival» мне посчастливилось под выступление старейшей и одной их самых популярных групп Беларуси Gods Tower. Этой команде почти 25 лет, а музыканты ещё в самом соку – валят так, что земля дрожит.
Поздно ночью быть одной в незнакомом городе – не самая радужная перспектива. Save уже уехали и оставили местных денег на такси. Но в Речице с этим видом транспорта обстоят серьёзные проблемы – его просто нереально выловить. Всё окружение твердит, что такси можно вызвать по трёхзначному номеру с мобильного. Но для российских телефонов это оказалось непосильной задачей.
По счастливому стечению обстоятельств мне всё же удалось воротиться в гостиницу. В соседнем ресторане «Днепр» Save разместились для последующего кутежа. Возле двери стоит кто-то вроде менеджера и сообщает, что сегодня вход в ресторан стоит 40 тысяч белорусских рублей. Да ещё и дресс-код действует, поэтому я в своих кедах совсем не впишусь в здешнее общество. Отвечаю, что в зале уже сидят сумасшедшие музыканты, которые выглядят ещё более убойно. «Дворецкий» смекнул, что я говорю о людях, пришедших «поесть борща», и пропустил.
Вся пошлость этого пафосного места времён 90-х проявилась моментально. Сцена с разноцветными прожекторами, караоке и старые девы в возрасте под 50 танцуют в массивных белых сапогах – «мечте фетишиста».
Save уже накачались изрядной алкогольной дозой. Мой категоричный отказ от спиртного был встречен недоумением и фразой, что это «далеко от рок-н-ролла». Но важнее оставаться собой, чем наступить на горло собственным убеждениям ради компании. Невольно провожу аналогии с фильмом «Почти знаменит», где корреспондент тусуется с рок-группой и в отдельные моменты чувствует себя крутым. Но такие, как мы, никогда не будут крутыми. И сейчас я понимаю это лучше, чем когда-либо.
После диких танцев под какую-то неведомую попсу гитарист Саша буквально «пропел весь бюджет» в караоке. Он исполнял песни Киркорова, «Градусов» и «Рюмку водки на столе» Лепса. И эти люди совсем недавно заводили отвязную волосатую толпу своими металлическими треками! Вот она, суровая реальность по ту сторону сцены.
Мы просидели в ресторане всю ночь, что объясняло зверскую усталость. Но вокалистка Вика «требовала продолжения банкета». В итоге мы проследовали в холл гостиницы и встретили там множество музыкантов. На диване сидели турки из Riseback. Саша принял их за венесуэльцев и искренне не понимал, почему от него так шарахаются, когда он в сотый раз тычет фото с Уго Чавесом. Вика же наладила с ними контакт по-английски, а водку учила пить по-русски. И куда только вмещались все эти литры?
На следующий день мы проснулись около 11 часов, собрали свои пожитки, купили магнитиков и зашли в полюбившееся кафе «Нова». За соседним столиком разместилась норвежская группа Claymords. Их русский менеджер разрешил музыкантам выпить по бутылке пива, так как команде скоро нужно было выступать на «Metal Crowd Festival».
С Save договорились встретиться вечером на вокзале, чтобы вместе поехать домой, а сейчас я рванула на второй фестивальный день. Быстро поймала такси и вдруг увидела возле дороги тех самых норвежцев, бурно размахивающих руками. Оказалось, что часть музыкантов уже поехала на фест, а другая половина никак не может дождаться такси (о чём я и толкую).
На часах ровно 16:15. На малой сцене объявляют украинскую индастриал-группу Kriogenum. Парни в кибернетических костюмах раскачивают толпу под звуки синтезатора. Великолепная космическая музыка! Но вокалист создаёт дискомфорт своим внешним видом. Будто, он всю жизнь был старшим духовным наставником этих ребят, а сейчас вдруг решил с ними выступить. Хотя орёт знатно.
В то же время на большой сцене заканчивает своё выступление российская команда Little Dead Bertha. Девушка поёт достойным уважения оперным голосом, вокалист – гроуло-скримит. Приятное сочетание, однако.
Сегодня такая же серая погода, как и вчера, только нет противного дождя. Наверное, поэтому народ ведёт себя пободрей. А вот и один из ведущих фестиваля Дмитрий. Как бы не бесили его речи со сцены, но ему удаётся занять зрителей на добрых минут 20, пока очередная группа готовится к выступлению. За это стоит отдать должное.
Название белорусской команды Stormhold напомнило о фантастическом фильме «Звёздная пыль». Почему-то заранее мне подумалось, что их выступление окажется забавным. И за ними было, действительно, забавно наблюдать, хотя публика их ценит и поддерживает.
На подобном фестивале почти вся музыка сливается в общую рычащую массу. Группам крайне сложно выделиться на фоне других выступающих команд. Безусловно, нужно учесть этот факт, прежде чем критиковать кого-то. Но и музыкантам необходимо иметь свои уникальные фишки, которые бы «цепляли» и «вставляли». Так румыны Krepuskul не показали ничего особенного, поэтому и сказать про них нечего.
На главную сцену вышли знакомые норвежцы Claymords. Кто бы мог подумать, что их милый бородатый толстяк-вокалист вытворяет такой эмоциональный треш. Думаю, что на сольном концерте эти парни покрошили бы толпу на мелкие кусочки, но в чём их отличие от предыдущей группы – понятия не имею. Пожалуй, они выделяются красивыми музыкантами, не паршивым английским языком и гитаристом в большой шляпе, исполнившим мелодию «Калинки-малинки».
На фестивале было большое количество правоохранительных органов, в том числе в штатском. Они патрулировали зрительскую толпу и потихоньку выводили неугодных. По слухам, ночью милиция забрала целых 15 человек из палаточного городка, разбитого посетителями феста недалеко от спорткомплекса. Официальной причиной ареста стало распитие алкоголя в общественном месте. Даже адекватное поведение без происшествий никого не спасло.
От российской группы Nakka я не ждала чего-то сверхъестественного. Но скачущая по сцене и выдающая крутой рёв колоритная женщина, похожая на мою преподавательницу в университете, в возрасте под 40 – это до одурения завораживающее зрелище.
Ещё вчера я увидела в толпе музыкантов знакомые лица. Как оказалось, это белорусская команда A.G. (урезанный цензурой вариант названия Anal Grind). Когда-то они выступали в Брянске, где мы и познакомились. Практически ради них я приехала на второй день фестиваля – уж больно хотелось поддержать мужиков. Что характерно, чем добродушнее люди, тем жёстче их музыка. У A.G. не треки, а сплошной крематорий. Вокалист в маске а-ля Slipknot «хрюкает» под гитару, бас и аудиодорожку с электронными барабанами и женскими стонами. За пять минут выступления, на которых удалось побывать, народ стоял мёртвый. Надеюсь, дальше было лучше, но этого я не увидела, потому что спешила на поезд, который прибывал почти в 19 часов.
Gillman
Придирки по поводу завышенной цены на фестивальные билеты и косяков по части организации улетучились, когда местные музыканты рассказали, что в этот, девятый раз, «Metal Crowd Festival» получился самым масштабным. В прошлом году его проводили в каком-то школьном спортзале, а сейчас он разросся до здоровенного двухдневного опен-эйра. Это колоссальный прорыв, за который нужно выразить жирный респект организаторам.
Illdisposed
Примчалась на вокзал за 20 минут до отправления поезда. В это время Save делали последние закупки пластиковых стаканчиков и ветчины. Безусловно, всю дорогу они бухали. Безусловно, до них опять докопалась полиция. Мы с басистом Аликом решили не встревать в их тёрки и удалились в тамбур. Хотелось тишины и спокойствия, поэтому до поздней ночи болтали о фильмах и представляли, как в скором времени окажемся дома.
Unearthly
Алик пошёл спать в 2 часа. Они окажутся в Москве после 11 дня. А до моего родного Брянска осталось всего 40 минут. Особого резона засыпать уже нет, поэтому я погрузилась в плеер и собственные мысли.
Sybreed
Всё же музыка – это нечто поразительное. Она, как гигантский магнит, притягивает и объединяет множество разных поколений, наций и образов жизни. Ей совсем не важно, на каком языке ты говоришь и где работаешь. Она знает ответы на все вопросы, а главное – помогает найти новых друзей и даже семью. Музыка никогда не покинет и не предаст.
Suidakra
Ни за что не подумала бы, но мне хочется продолжения «Metal Crowd Festival». И всё потому, что там витает особый фестивальный дух, который сложно описать, но можно почувствовать. До новых «металлических» ощущений осталось чуть больше 300 дней.
P.S. Холод Речицы не прошёл даром – по приезду мне пришлось две недели проваляться дома с простудой.
Наталья ПРОКОНИНА
Фото: Наташа Назгул
Бонус-фото