Lost World Band/Eternal Wanderers: Космический концерт
Сентябрь 21, 2017
Дмитрий Кошелев (570 статей)
Поделиться

Lost World Band/Eternal Wanderers: Космический концерт

Всего полгода назад… или целых полгода назад? Кажется, только что московские прог-рокеры Eternal Wanderers и их собратья по жанру Lost World, проект, ныне ставший международным, отыграли концерт в «Китайском лётчике Джао Да», впечатливший автора этих строк настолько, что отныне выступления «Затерянного мира» он решил не пропускать. И вот настало время очередного московского визита лидера Lost World Андрея Дидоренко, проживающего ныне в Нью-Йорке, но не только к этой поездке был приурочен концерт, состоявшийся 7 сентября в «Glastonberry Pub».

На этот раз The Lost World Band играли в первом отделении. Прежде всего бросилась в глаза замена клавишника. Константин Юдин, игравший в «Китайском лётчике», теперь искал выгодные ракурсы, запечатлевая действо фотокамерой, а за инструментом была клавишница по имени Юлия Басис. Остальные «обитатели затерянного мира» были те же, кто представлял его весной: барабанщик Константин Штирлиц, басист Евгений Кузнецов, флейтист и бэк-вокалист Василий Соловьёв и, собственно, бэндлидер – скрипач, гитарист и вокалист Андрей Дидоренко. Концентрироваться на том, что происходило вокруг, было некогда — музыка забирает с первых нот.

Открыли сет композицией «The Voyage». Она отлично для этого подходит: вдохновляет и подводит к магии последующих пьес. «Metamorphosis» с её вкрадчивым вступлением, разворачивающимся в неторопливый, полуотстранённый от реальности трип. Именно трип, не путешествие. Вещь в «поркупайновском» духе, но напрочь лишённая эпичности, завершилась неприлично быстро. Обе композиции – с альбома «Solar Power» 2013 года. Затем музыканты, что говорится, копнули поглубже. «Kaleidoscope» с солирующей флейтой Соловьёва в духе Яна Андерсона была опубликована в 2009 году. Есть в ней некоторая пасторальность, но поля и прочие сельские виды, которые возникают в воображении при её звуках – явно неземного происхождения. На агрессивной и бодрящей ломаной ритмикой «Run This By Me Again» Дидоренко, доселе игравший на гитаре, взял в руки скрипку. Симфоническая поэма «Tongues Of Flame» – абсолютный прог-роковый шедевр со сменами повествовательного плана и настроения внутри композиции: от торжества к меланхолии с романтическим финалом. На этой же волне, практически нонстопом, без объявления – баллада с лёгким психоделическим налётом «Facing The Rain». В какой-то момент поймал себя на мысли, что пою её вместе с музыкантами. Неопроговая, по-мариллионовски парящая «Nothing» с вокальными подтяжками в духе Хогарта доставила не меньше радости. И ещё один эпик! «State Of Mind». Прозвучали две из трёх частей этого барочного скрипично-флейтового концерта. В первой элементы барокко психоделичны. Вторая часть практически безударная, то есть без барабанов, однако когда Штирлиц вступил в финале, в воздухе замаячил призрак King Crimson времён «Red».

В инструментальной пьесе «Watchbird» отлично раскрыта тема перманентного полёта, в котором чудо-страж то парит, то стремительно ускоряет движение, то пускается в свободное падение, то ритмично взмахивая крыльями, набирает высоту и скорость. Неожиданная кода даёт простор слушательской фантазии; финал полёта в разном настроении можно трактовать по-разному. «When The Time Is Still» – ещё одна баллада с причудливым ритмическим рисунком, где бас Кузнецова ведёт невероятной красоты мелодию. «Time Squares» стала самой авангардной и жёсткой композицией сета. Главную роль здесь играют ударные, в средней части — практически соло, за которым будто перебрасываются короткими фразами остальные инструменты.

Здесь, пожалуй, самое время сказать о звуке. На протяжении всего вечера он был просто безупречным. Было громко, но при этом каждый инструмент был слышен до мельчайших нюансов. Если полгода назад в «Джао Да» команда звучала целостно и хорошо, то здесь – отлично! На этом фоне не могу не сказать несколько слов и об игре клавишницы. Юлия Басис – академический пианист, но и с электронными инструментами справляется на раз, извлекая из них то звуки обычного пианино, то спэйс-роковые пейзажи, она выдаёт то психоделические «загоны», то, иной раз, и призрачно-инфернальные картины. «On Thin Ice» Василий заявил как лирическую балладу, которую благодаря причудливому ритмическому рисунку нежной не назовёшь. «Awakening Of The Elements» стала той вещью, в которой Андрей Дидоренко блеснул живым мультиинструменталистским мастерством. Почти одновременно в ней он сыграл и на гитаре, и на скрипке. «Пробуждение» вышло крайне бодрое и уверенное, без раскачки, но и без излишнего форсирования событий. Композиция концептуально подвела к финальному номеру: «Collision Of The Elements». Тут всё в соответствии с названием. Неожиданные реакции на столкновения элементов-стихий. Живьём от неё не просто захватывает дух, это настоящий улёт до трансцендентальнокомпенсаторного крышесноса.

Через несколько минут музыканты оказались в рядах публики. А вот тут – самое неприятное: публики настолько немногочисленной, что практически всё время смены лайн-апа и декораций любой из них был в шаговой доступности без намёка на ажиотаж. На столике посреди зала – почти вся дискография LWB. Но, судя по количеству зрителей, можно было сказать, что все пришедшие — люди не случайные и наверняка имеющие в домашних фонотеках предлагаемые компакт-диски. Сердце кровью обливается, когда такие концерты проходят практически в пустом зале. Печально… А ведь у Lost World Band это выступление было последним перед важной вехой. В октябре группа выступит на третьем «Progtober Fest», что состоится в Чикаго. Среди почти четырёх десятков участников этого форума помимо наших земляков – группа Мартина Барра, Karmakanic, Tangent… Чикаго – свет для нас неближний, поэтому вернёмся-ка в «Гластонберри».

Eternal Wanderers как-то стремительно и очень быстро, за каких-то пятнадцать минут, заняли место на сцене и сразу же захватили зал. Постоянным читателям «InRock», особенно тем, кто интересуется отечественным прогрессив-роком разной степени тяжести, представлять группу излишне, но на случай, если кто вдруг заинтересуется их творчеством посредством данного репортажа, перечислю поимённо. Это квартет, в составе которого Сергей Рогуля (ударные), Дмитрий Штатнов (бас, клавишные, бэк-вокал), Татьяна Каневская (гитара, бэк-вокал), Елена Каневская (клавишные, лидер-вокал). Первый номер программы «Gamma Waves» увлёк в космические дебри. Эффектно, но натурально и… не ради этого ли я здесь?
На заднике, скромно пустовавшем на сете Lost World Band, возник экран, на который проецировался видеоарт. Единственным минусом было то, что нижнюю часть экрана закрывали музыканты. И это особенно чувствовалось во время второй пьесы – «Valley Of Oblivion». Посвящена она деятелям науки и искусства, значимость которых со временем для большинства обитателей нашего мира, к сожалению, стирается (sic transit gloria mundi). Все они оказываются в той самой Долине Забвения. Следы, оставленные ими в вечности, призрачны. Увы и мне: не всех из тех, кому посвящена эта композиция, и чьи портреты возникли на экране, узнал. Титры были в самом низу и они, повторюсь, были перекрыты. Затем группа сыграла две написанные давно, но ожидающие обнародования лишь в следующем альбоме композиции. Это многочастная психоделично-навороченная «Transformations», и «Eternal Wanderer», написанная аж в 1995 году и на фоне предшественницы показавшаяся более лёгкой и простой, хотя и в ней изюминок было немало. В частности, в её развитии послышался «привет» Питеру Хэммилу.

А далее был настоящий апофеоз концерта: почти получасовой эпик авторства Дмитрия Штатнова в пяти частях «The End Of The Satellite Age». Вступление отдалённо напомнило интро альбома проекта Алана Парсонса «I Robot». А далее – взрыв мозга. На экране – столкновения и гибель спутников, кадры военной хроники XX века. Те, кто знаком с этой композицией лишь по студийной версии, в силах оценить её глубину и мастерство, с которым она исполнена. Живьём, да на отличном звуке, это настолько мощное действо, которое если и не изменит вашу жизнь, то заставит обо многом задуматься. Это (без намёка на пафос) по-настоящему большая Музыка с большой буквы. Я поражаюсь, как после такого эмоционального накала, с каким был исполнен «Конец эры Спутников», можно играть что-то ещё. Однако Eternal Wanderers совершили настоящий подвиг, вернув всех присутствовавших после своего несомненного шедевра на Землю с помощью ещё одной композиции – «Energy Of Light». Это психоделик-фьюжновое электробуги с парой тактов регтайма стало отличным завершением концерта. Сложно организованное полотно композиции воспринимается (не исключаю, что на контрасте с «The End Of The Satellite Age») на удивление легко. Ни с чем не сравнимое удовольствие доставляет и небольшое, недолгое, но яркое вокальное трёхголосье в традициях Yes ближе к финалу.

Признаюсь: этого концерта я ждал. И он не просто оправдал ожидания. Это был незабываемый праздник, оставивший в душе колоссальный резонанс! Можно ли забыть такую подпитку космическими энергиями? Без преувеличения: музыка обеих групп унесла в этот вечер в космос, позволив почувствовать, что любая фантастика может быть не менее реальной и куда более интересной и важной, чем проза жизни.

Дмитрий КОШЕЛЕВ
Фото — Елена Волкова (elenavolkova.su)
Автор благодарит группу Eternal Wanderers за аккредитацию на концерт, ставший для автора одним из главных в этом году.

Общее впечатление

7 сентября 2017 г.
Москва, Glastonberry Pub

Дмитрий Кошелев

Дмитрий Кошелев