Korpiklaani/Trollfest: Бородатые девы и рок-стары
Декабрь 30, 2019
Дмитрий Кошелев (570 статей)
Поделиться

Korpiklaani/Trollfest: Бородатые девы и рок-стары

Праздничное шоу, посвящённое простой календарной субботе 14 декабря, лично для меня началось с Патриаршего моста. К Новому году на нём появились украшения, похожие на щупальца, они светились, а на концах их были некие подобия морских звёзд. Глаза порадовались и в клубе: сцена была обильно украшена воздушными шариками.

Танцпол был заполнен ещё за двадцать минут до начала представления. Сперва из порталов звучали балканские народные темы, а в 20:10 раздалось весьма продолжительное интро. Небезызвестно, что Trollfest любят чего-нибудь эдакое отчебучить, и в первую очередь своим внешним видом. Достаточно вспомнить «Oktobierfest» в клубе Volta в 2013 году. Тогда они загримировались так, что напоминали незадачливых кровельщиков, которые, заливая крышу, измазались с ног до голов гудроном. А нынче на сцену вышли… девицы-красавицы. «Первой» из них был лысый барабанщик Эйрик «Trollbank» Рентон. За ним вышли остальные облачённые в платья «троллихи». Клавишник/аккордеонист Кай «Fjernkontrollet» Рентон был в розовом, а на голове у него светился венок из электрогирлянды. Саксофонист Даг «Drekka Dag» Стриберг — в зелёном, и разноцветные огоньки украшали его саксофон. Кстати, в предыдущий приезд Trollfest за этот инструмент отвечала настоящая барышня. Басист Эйвинд Болт Стрёнен «Lodd Bolt» Юханнесен – в красном платье с кокетливым вырезом на спине. И наконец, гитаристы. В голубом – сессионный участник группы Мортен «Leif Kjønnsfleis» Мюллер, в белом, в свадебной фате и с изрядно выдающихся размеров накладным бюстом — основной гитарист Джон Эспен «Mr. Seidel» Сагстад. И последним на сцену вышел фронтмен, вокалист и перкуссионист Йостейн «Trollmannen» Ауствик. Он единственный был одет по-мужски: шорты, рубашка, жилет. Голову его венчал убор, сплетённый из воздушных шариков. После пары песен он был передан на танцпол и тут же разобран на составные части. Счастливые обладатели фрагментов этой «шапки» ещё долго ими размахивали.

В таких необычных одеяниях бородатые (все без исключения) тролли чувствовали себя вполне комфортно. А уж то, что они вытворяли на сцене… Я пытался по-честному слушать Trollfest дома. Играют они хорошо, пишутся качественно, да только студийные опусы при всей любопытности концепций за душу не берут. Потому попытки проникнуться творчеством норвегов пришлось оставить после выхода альбома «Kaptein Kaos» (2014). После этого у Trollfest вышло ещё два диска, на которых они основательно взяли курс на балканский фолк. И именно этим музыкальным языком они рассказывают… «Норвежские сказки». Имеется в виду альбом «Norwegian Fairytales», вышедший в этом году. И больше половины (6 из 11 композиций) с него прозвучало в Москве. Не были забыты и нетленки прошлых лет.

Мне довелось наблюдать концерт с VIP-балкона, и было видно, что многие пели вместе с группой. Причём вторили и чистым голосам басиста, клавишника и гитариста (того, что в белом), и экстремальному вокалу Трольманнена. А вот слова, которые говорил Тролльманнен между песнями, разобрать было невозможно благодаря чудовищному акценту и «скорострельности» произношения вокалиста. Тем не менее, на «Kaptein Kaos» он смог поманипулировать публикой, заставляя приседать и подпрыгивать то одну половину, то вторую, а то и весь танцпол.
Похоже, неотъемлемым элементом шоу Trollfest является «паровозик». На сей раз он «поехал» под звуки «латинистой» композиции «Byttingenes Byttehandel». На прошлом концерте, в «Вольте», локомотивом выступил Мистер Сейдель, а ныне эту священную обязанность взял на себя басист. И если шесть лет назад количество публики, мягко говоря, оставляло желать лучшего, то длина народного «ручейка», который тянулся вслед за Лоддом Болтом сквозь переполненный танцпол, воистину впечатляла. И хотя Trollfest были заявлены в качестве спецгостей, они отыграли полноценный сет из 15 композиций, включая кавер на Бритни Спирс. Знатоком её творчества не являюсь и сравнить с оригиналом не могу, вероятно, это было просто глумление бородатых женщин над безбородой. Но глумление высокотехничное и художественное.

В перерыве между сетами двух команд часть «троллей» фестивалила, раздавая автографы и фотографируясь с фэнами у прилавка с мерчем. Тролльманнен переоблачился по такому случаю в княжеский кафтан, а Мистер Сейдель и Лодд Болт так и остались в платьях. На лотке в широчайшем ассортименте были представлены футболки Korpiklaani, куда более скудно — Trollfest, были и магниты на холодильник. Ни эксклюзивных, ни даже лицензионных изданий на CD и виниле не наблюдалось
Ждать финнов пришлось около получаса. И наконец – заветное интро. Признаюсь, я переживал. Последний альбом Korpiklaani «Kulkija» получился созерцательно-медитативным и сентиментальным. А ведь не секрет, что музыканты любят открывать концерты номерами с самых свежих своих опусов. К счастью, в этот раз было не так. До новинок добрались только к третьей песне, это была нетипичная для нового диска боевая «Juomamaa».

Группа выглядела органично. Впервые на моей памяти финны смотрелись не как шуты-лешие, а как истинные рок-звёзды, для которых сцена роднее дома родного. Кстати, как и участники Trollfest, Korpiklaani абсолютно все имеют разной длины и плотности бороды. Вальяжный, совершенно трезвый вокалист Йонне Ярвеля, статный гитарист Кане, облачённый в белый джинсовый костюм скрипач Туомас Роунакари, аккордеонист Сами Перттула, внешне похожий на фронтмена Die Apokalyptischen Reiter… Колоритнейший басист Яркко Аалтонен был одет в майку и плиссированную юбку. За ударными – новый участник Самули Микконен. Он сменил барабанившего с самого начала Матсона. Что сказать о новичке? Отлично держит ритм, в команду вписывается, внимание привлекает.
Каждый участник имеет свой собственный образ. Выглядят Korpiklaani, особенно для тех, кто видел их впервые, будто выдернутые из разных стран и эпох персонажи. Но что визуальный ряд!? В этот вечер группа выдала отличный сет с прекрасным звуком, и на мысли об их одёжке во время концерта просто не оставалось времени.

Сет можно условно поделить на четыре части: три в основной программе и четвёртая — бис. После первых шести номеров, последним из которых был хит «Happy Little Boozer», пришло время медитативных вещей, в основном с того самого нового альбома «Kulkija». На этом блоке Йонне взял в руки акустическую гитару и показал, что мастерство не пропил. Не следует забывать, что долгое время Ярвеля играл на гитаре на пару с Кане, и лишь в последние пять-шесть лет сосредоточился только на пении. На сей раз гитара придавала психоделическому духу «второго блока» некоей арт-роковости. А небольшую, примерно в минуту длиной пьесу, которую Йонне сыграл в одниночку, можно смело назвать «приветом Стиву Хоу». Кто бы мог подумать, что «Корпы» и так могут?.. А могут!

Из шаманства музыканты начали выводить публику с помощью «Lempo». И уж тут шоу вышло на финишную прямую. Снова пошли в ход фолк-боевики. Были и приятные сюрпризы в сет-листе — песни с двух первых альбомов, которые не звучали «живьём» года с 2006-го — это «You Looked Into My Eyes», «Fields In Flames» и «Old Tale». Завершила основную программу «нетленка» «Wooden Pints». Признаюсь, эту вещь я очень люблю. И в студийной версии она до сих пор пробирает до мурашек, а живьём, с безукоризненным звуком, просто срывает башню наглухо. После неё музыканты удалились…

…чтобы вернуться через каких-то три минуты. Но вышел на сцену поначалу один Йонне. Он сел за ударную установку и начал играть на ней соло. Пусть и без изысков, но чётко. Вскоре, правда, появился штатный драмер Самули, буквально изгнавший вокалиста от барабанов «к станку», то есть к микрофонной стойке. Бис вышел тематически алкогольным. Первой была «Tequila», после неё фронтмен открыл банку пива, первым делом полил свои дрэды, затем отхлебнул и, объявив «Beer Beer», запустил початую жестянку по траектории высокой дуги, и она приземлилась чуть дальше середины танцпола. Что касается последнего номера, то его название публика начала скандировать с самого начала и выкрикивала гораздо чаще и активнее, чем название коллектива. И было бы странно, если бы Korpiklaani эту вещь не сыграли. В первую очередь, потому что Россию без водки, особенно иностранцам, представить нелегко. Да, это была «Vodka». Так завершилось лучшее из шести увиденных мною живьём шоу Korpiklaani и один из лучших концертов 2019 года.

На выходе, около гардероба, сидели двое «бузеров». Один спал, второй тошнился. Судя по их виду, финала они не застали. Предпочли песнопениям о хмельном натуральный барный продукт, а зря. То, что звучало со сцены «Рэда» вечером 14 декабря, было сильнее текилы, пива и водки.

Сет-листы. Trollfest: Fjøsnissens fjaseri; Kjettaren mot strømmen; Toxic (Britney Spears cover); Brumlebassen; Steel Sarah; Illsint; Kaptein Kaos; Trine Reinlender; Renkespill; Solskinnsmedisin; Byttingenes Byttehandel; Professor Otto; Deildegasten; Espen Bin Askeladden; Der JegerMeister.
Korpiklaani: Hunting Song; Sahti; Juomamaa; A Man With a Plan; Let’s Drink; Happy Little Boozer; Kallon malja; Harmaja; Old Tale; Fields in Flames; Aallon Alla; Kylästä keväinen kehto; Jägermeister; Kotikonnut; Henkselipoika; Lempo; Ämmänhauta; Pilli on pajusta tehty; You Looked Into My Eyes; Wooden Pints. Бис: Tequila; Beer Beer; Vodka.

Дмитрий КОШЕЛЕВ
Фото — Наталья Патрашова (с) Headbanger.RU
Благодарим Игоря Полякова (JC Sound) за аккредитацию.

Вся фотогалерея с концерта:

Общее впечатление

14 декабря 2019 г.
Москва, "Red Club"
JC Sound

Дмитрий Кошелев

Дмитрий Кошелев