Kamelot & Kobra and the Lotus: Разные, но близкие
Ноябрь 17, 2017
Дмитрий Кошелев (570 статей)
Поделиться

Kamelot & Kobra and the Lotus: Разные, но близкие

Любители пауэр-метал-группы Kamelot делятся как минимум на две категории. Одни предпочитают четыре ранних альбома и относятся если не презрительно, то в лучшем случае нейтрально к последующим работам, упрекая их в коммерциализации и засилье «симфонической» компоненты. Всё выпущенное после ухода Роя Хана они вовсе не признают. Другие воспринимают лишь то, что сыграно и спето во времена участия этого норвежского певца. Однако среди них немало и тех, кому понравилось творение 2015 года. Есть и те, кто, как ваш покорный слуга, относятся к группе без фанатизма и находят прелести во всех четырёх «эпохах». Поэтому на выступлении Kamelot в клубе «Red» я оказался не случайно.

 За полтора часа до начала концерта, когда я уже собирался выдвинуться в сторону клуба, мне позвонил питерский коллега. Я просто не мог не поделиться с ним радостью предвкушения своей первой встречи с легендарными американскими пауэр-металлистами. Оказалось, товарищ видел их днём раньше, в клубе «Аврора», и сообщил, что Kobra And The Lotus звучали ужасно, а хедлайнеры – ещё хуже. Такое сообщение насторожило, но оптимизма я терять не стал, и уже через час вошёл в клуб.

Прессу ныне в клуб «Red» запускают через VIP-вход, основная масса зрителей заходит через обычный, но и тем, и другим трудно пройти мимо лотков с «мерчем». Правда, даже к четвертьвековому юбилею хедлайнеры не подготовили для российской публики ничего, кроме туровых футболок одного вида и нескольких картинок с магнитами. А потом вдруг вспомнилось, что на самом-то деле группе в этом году, который, очевидно, уже на исходе, исполнилось 26 лет. И, опять же, если посмотреть на эту проблему с другого ракурса, нового материала Kamelot не выпускал с позапрошлого года, переизданиями меломанов не радовал, а то, что было в продаже ранее, видимо, уже продалось. Поэтому оставалось только порадоваться за тех, кто видел группу в начале турне в поддержку альбома «Haven» и смог раздобыть нечто эксклюзивное.

А вот спецгости концерта Kobra And The Lotus своих поклонников порадовали и широтой ассортимента, и привлекательностью цен. Особенно на диски. Давно не приходилось видеть на концертах винил по цене 700-1000 рублей за штуку и 500 – за один компакт. Родной, тамошний, фирменный! В наши дни столько же, а порой и дороже, стоит в клубах российская лицензия. Правда, сходу покупать альбомы канадцев я не стал. Всё дело в том, что играет группа отменно, зажигательно, искромётно, качественно… Список восторженных эпитетов можно продолжать долго. Но сколько ни слушал я последние пару альбомов, мне они нравились исключительно во время звучания, а стоило закончиться альбому, ни одной мелодии не вспоминалось. Может, концерт изменит отношение?..

Не то чтобы вопрос «купить/не купить» меня прямо терзал, но дилемма имела место. В таком размышлении проследовал на танцпол, где в 20:00, строго по расписанию, зазвучало интро и на сцену вышли Kobra And The Lotus. Публики к этому моменту в зале было значительно меньше, чем на концерте Rhapsody неделю назад. К началу зал был заполнен примерно наполовину. Но те, кто был, встретили музыкантов громогласным приветствием. Народ радовался каждой композиции. Звук был не идеальным, но и назвать его плохим или средним значило бы погрешить против истины: он был хорошим. Выглядят музыканты как люди, ничего в этой жизни не способные, кроме как… рубить хард-н-хэви. Это они и делают. Со знанием дела, круто и убедительно.

Барабанщик Маркус Ли, приютившийся на переднем правом краешке сцены, нисколько не был смущён своим местоположением. Басист Брэд Кеннеди и гитаристы Ясио (Jasio) Кулаковски и Энди Мартонджелли перемещались по сцене как её безраздельные хозяева. Ну и конечно, в центре внимания – эффектнейшая фронтледи, похожая на атаманшу Кобра Пэйдж. Урождённая Бриттани, в 2011-м она официально поменяла имя на Кобру. И, подобно змее, она тоже гипнотизирует и притягивает внимание публики. Три четверти часа, отпущенные канадцам, пролетели совсем незаметно. Профессионалы с большой буквы – ни прибавить, ни убавить. Хотя живое впечатление от их музыки осталось таким же, как и от альбомов: в одно ухо влетели, в другое вылетели. Но тут дело сугубо во мне. В одной из соцсетей довелось прочитать комментарий: «Разогрев оказался на порядок круче хэдов». Не соглашусь! Это две разные команды, каждая из которых великолепна по-своему. Признаюсь, меня сначала соседство двух столь разноплановых коллективов несколько озадачило. «Где собака порылась», стало ясно немного позднее.

Через пять минут после окончания сета Кобры и её команды сцена казалась пустынной. Техники оперативно убрали всю аппаратуру и инструменты разогрева. Осталась лишь ударная установка, возвышавшаяся в дальнем левом углу, и подиум со специальной конструкцией – трубой розового цвета, на которой крепилась массивная «Ямаха» клавишника Оливера Палотаи. Интро, под которое Kamelot вышел на сцену, зазвучало тоже строго по графику, в 21:15. «Открывашкой» предсказуемо стала композиция с последнего на сегодня альбома «Haven».

 

Звук на ней немного плыл, а вокал Томми Каревика был слегка завален. К середине второй, «Ghost Opera», ситуация стала лучше. После неё вокалист сказал практически без акцента «привет, Москва», после чего уже по-английски поделился радостью о своём долгожданном первом визите в Россию. После этого зазвучала «The Great Pandemonium». Томми справлялся с наследием Роя Хана в этот вечер практически играючи. Периодически ему подпевали Кобра Пэйдж, которая с 2015 года значится в составе группы в качестве концертной бэк-вокалистки, реже – гитарист Томас Янгблад. А инструменты на сцену Тому выносил… Ясио Кулаковски, гитарист группы разогрева. Вот и ответ на вопрос, почему в турне участвуют Kobra And The Lotus.

Начиная с «Ghost Opera» звук стал не эталонно-идеальным, но гораздо яснее, чем в самом начале сета; вокал Каревика зазвучал в порталах чётче и яснее. Публики прибавилось. Танцпол наполнился чуть более чем на три четверти, но без давки. Первую половину сета я находился в седьмом-восьмом «ряду», если считать головы стоявших между мной и сценой людей. Достаточно близко, чтобы видеть мимику всех музыкантов, за исключением закрытого тарелками ударника Кэйси Грилло. Самым серьёзным выглядел клавишник Оливер Палотаи, колдовавший над своим инструментом. Гитарист Томас Янгблад и басист Шон Тиббетс были более раскрепощены в своих движениях и перемещениях. Ну а Каревик, как и подобает фронтмену, «отжигал» преимущественно в центре. Первый визит в Россию произвёл на вокалиста неизгладимое впечатление. В паузах он сказал немало тёплых слов в адрес публики и нашей страны. «Кого же он внешне напоминает?» – мучился я некоторое время вопросом. И вдруг дошло: если ему сбрить усы и бородку – вылитый Том Уэйтс, каким мы его знаем по изображениям на конвертах пластинок 70-х – начала 80-х годов. «Шоу двойников» в моём ассоциативном восприятии продолжил басист. Расплети он белокурые тонкие косички, украшающие голову, и смени добродушное выражение лица на агрессивное – и его станет легко спутать с лидером Celtic Frost и Triptykon Томом Гэйбриэлом Уорриором. А в мимике Янгблада однажды мелькнула полуигривая и искренняя, без доли лукавства смешливая «интонация» Ронни Джеймса Дио.

Вернёмся к музыке. Четвёртым номером был лично меня порадовавший боевик «Center Of The Universe», а добавила счастья заглавная композиция альбома «Karma». Дух перевести (не только мне, но и ударнику, гитаристу и басисту) помогла баллада «Here’s To The Fall», исполненная вдвоём Томми и Оливером.

Не секрет, что какие-то музыкальные произведения становятся, как и близкие друзья, неотъемлемой частью жизни на определённых её этапах. Такова «Rule The World» с обожаемой «Ghost Opera», согревшая мне душу в весьма важный жизненный момент. В 2007 году я сменил место работы, уйдя из телерепортёров в пресс-службу филармонии. Песня будто вернула тот благословенный период. За каких-то три-четыре минуты все яркие и приятные события десятилетней давности не просто пронеслись перед глазами, но будто были пережиты вновь. Такие моменты дорогого стоят. Вот она, сила музыки, которая практически до конца несла на волнах своей тонкой энергии.

На последующих двух номерах я решил побродить по залу, чтобы сопоставить звук в разных уголках. И не зря! На протяжении звучания «Torn» и «Insomnia» убедился, что везде всё хорошо. Разве что под балконами глуховато, но смотреть оттуда такой сет было бы большой ошибкой. Неведомая сила мистически привела меня к левому краю сцены, как раз к установке Кейси Грилло, когда он начал своё фантастическое соло, в котором хватало и безбашенности, и мастерства. «Liar, Liar (Wasteland Monarchy)» была великолепна, но на фоне прочих впечатлений немного смазалась.

После неё – ещё одно соло. На этот раз – клавишное. Хорош и фееричен Оливер Палотаи. А тут подкрался и финальный номер основного сета – безусловный хит «Forever». Сделав его в два раза длиннее, группа пораспевала вместе с публикой. Плясал, тряс головами и пел практически весь танцпол. В какой-то момент Каревик передал микрофон в первые ряды, а один зритель в него взял да и допел припев. Не просипел, не проорал мимо кассы, а именно спел – великолепно поставленным голосом!

Уйти так просто группа не могла. Скандирование её имени неслось со страшной силой со всех уровней, и через пару минут после слов Каревика «Спасибо, спокойной ночи!» музыканты вновь вышли на сцену. Бис принёс ещё сюрприз. Kamelot вышел в расширенном составе. Седьмым его участником стала Полина «Психея», вокалистка челябинской мелодик-дэтовой формации All I Could Bleed. Она в этом году также отметилась на первом альбоме португальской симфо-прог-метал-группы The Autist. Эффектная, с боевым гримом, в экстравагантном кожаном с меховой отделкой одеянии, она была похожа одновременно на валькирию и амазонку. Полина прорычала партию в песне «Sacrimony (Angel Of Agterlife)» с альбома «Silverthorn», в оригинале исполненную Алиссой Уайт-Глуз из Arch Enemy. Осталась она на сцене и на финальном номере вечера вечера – «Waltz Of Mephisto».

Как было отмечено ранее, у меня нет возможности сравнить этот концерт Kamelot с другими, могу лишь констатировать: группа превосходная и пребывает в замечательной форме. Фотокорреспондент Михаил Грушин, снимки которого украшают данный отчёт, не даст соврать. Пока мы шли из клуба до метро, он обронил восторженную фразу: «Какая потрясающая энергетика у обеих групп»! И даже сейчас, в момент написания этого текста, яркие впечатления от концерта не отпускают.

Сет-лист Kamelot: Veil of Elysium, Ghost Opera, The Great Pandemonium, Center of the Universe, Karma, Here’s to the Fall, Rule the World, Torn, Insomnia, барабанное соло, Liar Liar (Wasteland Monarchy), клавишное соло, Forever. Бис: Sacrimony (Angel of Afterlife), March of Mephisto.

Дмитрий КОШЕЛЕВ
Фото: Михаил Грушин
Благодарим Алексея Кузовлева (JC Sound) за аккредитацию.

Общее впечатление

9 ноября 2017 г.
Москва, "Red Club"
JC Sound

Дмитрий Кошелев

Дмитрий Кошелев