John Nemeth и Jumping Cats: В Россию с гармошкой
Московская блюзовая команда Jumping Cats завела хорошую традицию – где-то раз в полгода-год в Россию с ее «подачи» приезжают интересные западные музыканты, свежая кровь вечноживой блюзовой сцены.
Позапрошлый гость Владимира Русинова и компании, гитарист Кирк Флетчер – мой ровесник, нынешний, Джон Немет – на год младше, и три года назад уже приезжал и играл точно так же с Jumping Cats, так что в России его помнят и любят. С тех пор прибавили оба – Немет получил изрядную пачку блюзовых наград, «Прыгающие коты» также заматерели, накопили опыта живой игры и сценического взаимодействия с гостями.
В такой комбинации – западный гость и местная группа – есть и плюсы, и минусы. Конечно, было бы интересно оценить в деле американских музыкантов, играющих с Джоном. С другой стороны, это вполне в природе блюза – такие вот странствия по миру с гармошкой в кармане, спонтанные взаимодействия, пересечения культур, благодаря которым каждая гастроль и каждый концерт несет долю интриги и поиска. И, надо подчеркнуть, нынешнее выступление было не спонтанным, а отлично подготовленным. Музыканты играли не расхожие блюзовые стандарты, а репертуар Джона Немета, музыку его собственного сочинения.
Немет – интересный музыкант и интересный человек. На постерах он представал эдаким подтянутым молодцеватым франтом, романтическим бандитом эпохи «сухого закона», в костюме и котелке. Но в нынешний свой приезд он вообще не заботился об имидже – полноватый, с бородкой и изрядной многодневной щетиной, в кепочке и простенькой майке. Ничего внешнего, только то, что в душе – то есть соул.
Перед концертом Джон интересно рассказывал о себе, своем музыкальном пути, подходе к творчеству. У него цепкий аналитический ум, вместо обычных «я так чувствую» он подробно объяснял, чем отличается соул от блюза с точки зрения гармонии, музыкального языка. А затем показывал, как можно дуть в губную гармошку… без самой гармошки, и какие ошибки делают новички, подражая игре ветеранов. Сам Немет вообще никому не подражал – в своем глухом провинциальном городке Бузье он освоил инструмент без помощи учителей и самоучителей. Подбирал на записи гармошечные темы на фортепиано и затем искал эти ноты на гармошке. Упорный человек!
Jumping Cats и Немет в этот приезд давали три концерта в Москве и один в Киеве. Нынешний – заключительный из московских, и если в репертуаре и были какие-то «заусенцы», то к этому разу они были отшлифованы. Музыканты – гитарист Владимир Русинов, басист Михаил Белов, барабанщица Ксения Дубровская (Немет не уставал делать комплименты «самой прекрасной русской девушке за ударной установкой») и присоединившийся к команде клавишник Григорий Сандомирский (Goat’s Notes, Lampa Ladino), – были не просто аккомпаниаторами, а равноправными партнерами Джона. И сольными партиями гитары и клавишных а-ля хаммонд можно было заслушаться не меньше, чем гармошечными проходами Немета (как он говорил, это не соло, а «солики» – soleys, то есть повторяющиеся риффообразные фразы на инструменте). Но были и настоящие, длинные и курчавые соло, понятное дело.
Репертуар Немета – и соул, и фанк, и буги, и ритм-н-блюз, словом, много всего и нескучно. Но всё-таки надо подарить большой торт тому человеку, который убедил его развивать свои таланты как соул-вокалиста. Соул-баллады Джона – словно мини-спектакль, разговор по душам с залом, в котором он то поет соловьем, то обращается к залу, а то и шепчет что-то доверительно Русинову, словно он – сосед по стойке в баре. Мол, знаешь, чувак, вот как ведь бывает… Голос и манера Немета могли бы показаться слащавыми – да что там, они такими и кажутся на записи, но живьем весь этот сахариновый налет куда-то исчезает, и остается только голос и интонации, которым веришь. Даже не нужны оказываются ни костюм, ни котелок – зачем, когда человек может и так всё сказать и всё передать.
Возможно, сказывалась атмосфера клуба «Форте», чопорность и скованность – как тут «оттягиваться» и «делать шоу», когда перед тобой – ряды столиков, между которыми едва протиснешься, и респектабельные мужчины едят жаркое и пьют шампанское? Но по нынешнему концерту мне показалось, что Немет – вообще не шоумен. Ему это попросту не надо. Смотреть на его лицо скучно, на движения – тоже, он не старается выбираться вперед, и скупой сценический свет, как правило, падает мимо него. Простой небритый американский парень в повседневной одежде. Но как поёт!
Оказалось, правда, что все свои шоу-таланты Немет прибегал для особого случая. Где-то в первой половине концерта (а длилось шоу больше двух часов, не считая антракта!) он как будто что-то вспомнил, прямо на глазах публики порылся в своем чемоданчике и извлек оттуда два диска – свои свежие релизы «Blues Live» и «Soul Live». А дальше начался настоящий спектакль из жизни американских коробейников. «Вот этот джентльмен за столиком справа – он ведь хочет диск! И вот та барышня напротив – я знаю, диск Немета – лучший подарок барышне! А вот вы – вы можете купить один альбом, а потом смотреть на него и думать – ах, чёрт! Прочему я не взял два… Так возьмите два. Со скидкой. Угадайте, почём?» Публика потянулась со своими рублями и опустошила почти всю коробку. Думал, дело дойдет до аукциона, но последние два диска Немет оставил себе. Наверное, чтобы поддразнить поклонников на следующий день, в Киеве.
Владимир ИМПАЛЕР
Фото автора.
Благодарим Владимира Русинова за аккредитацию на концерт.