Jinjer: Одиночество на вершине
Октябрь 2, 2021
Владимир Импалер (1137 статей)
Поделиться

Jinjer: Одиночество на вершине

10 сентября 2021-го, концерт Jinjer в полном клубе-тысячнике стал, скорее всего, первым большим выступлением популярной зарубежной группы в России с тех пор, как 13 марта 2020 года полная арена бывшего стадиона «Динамо» приветствовала мировых звёзд металла, шведскую группу Sabaton. Пандемия тогда уже набирала силу, но вряд ли те, кто собрался на концерте в тот день, предполагали, что в ближайшие полтора года им не удастся услышать живьём зарубежных артистов, по крайней мере, сравнимого уровня известности… Конечно, концерты были, и довольно массовые тоже, но только отечественных музыкантов.

Тут скептики возразят: не очень-то и зарубежной, Jinjer – из Украины, всего-то пять лет назад они играли в Москве в небольших клубах… Но звёздами нынче становятся очень быстро, а с момента подписания контракта с Napalm Records, лейблом, который в металлической «табели о рангах» уже наступает на пятки Nuclear Blast, трудолюбивый украинский квартет выпустил уже три альбома, EP и концертник. Разогрев у Arch Enemy и Cradle of Filth сменился хедлайн-турами, и прямо после выступления в Москве у Jinjer в графике Германия, Швейцария, Голландия, Франция… Словом, это реальные звёзды без поправки на соседство по бывшей империи. А насчёт зарубежной – к добру или нет, но уже много лет украинская метал-сцена развивается своим путём – у неё свои звёзды, герои и ориентиры. И музыка, и сам успех Jinjer – тому подтверждение.

Изначально концертов Jinjer в России планировалось два – в Москве и Петербурге, они уже однажды переносились, как и многое в пандемию, а питерскую дату и вовсе пришлось отменить, видимо, антиковидные требования в северной столице оказались невыполнимыми. А в Москве, в клубе «1930», что в районе метро «Добрынинская», воспользовались новым форматом «ковид-free» – когда попасть на концерт можно только по QR-коду, означающему, что его обладатель вакцинирован или недавно получил отрицательный ПЦР-тест. Некоторая доля фэнов из-за этого осталась за бортом, но те, кто озаботился прививками или тестами, наслаждались шоу прямо как в старые добрые доковидные времена – без масок и без дистанцирования. И зал был практически полон, так что схема подтвердила свою жизнеспособность. Жаль только, что среди тех, у кого не нашлось QR-кода, был главный в нашей редакции поклонник Jinjer. И на концерт вызвался идти ваш покорный слуга, движимый прежде всего любопытством – за что всё-таки люди любят эту группу, почему именно она выбилась в звёзды своего жанра?

Вспомним времена 25-летней давности. Период, когда отечественные тяжелые группы издавали на Западе просто из моды на всё советское, прошёл, и, по большому счёту, кроме Gorky Park и «Круиза» никто там особо не прогремел. Андеграунд даже средней руки лейблы мало интересовал в силу своей удалённости – для раскрутки нужны гастроли, а «заграница» тогда была как другая вселенная. Исключения были – типа Mental Home на Century Media, но именно исключения. (Мировой интерес к этнической сцене, скажем, тувинской, к джазу – другой случай.) А вот ближе к концу «нулевых», с появлением шенгенского пространства, и поездки стали делом рядовым, да и появилась возможность раскрутиться, никуда и не выбираясь, за счёт YouTube и соцсетей. Но лишь две тяжелые команды из стран экс-СССР стали звёздами первой величины, и обе они, по интересному совпадению, издаются на лейбле Napalm Records и используют женский экстремальный вокал – это российская «Аркона» и украинская Jinjer. Но отличий между ними больше, чем сходства. Если «Аркона» разрабатывает свою национальную идентичность (пусть и в известной степени сконструированную – это авторская музыка вокалистки Марии Архиповой, а не аутентичный фольклор и тем более не эстрада в кокошниках) и поёт на русском, то Jinjer –явление совершенно интернациональное. В своем творчестве группа опирается на мировой музыкальный словарь, который безупречно изучила (как вокалистка Татьяна Шмайлюк – английский в инязе города Горловки) и виртуозно на нём изъясняется, в рамках одной песни жонглируя стилями и звучаниями.

Но вернёмся к концерту. В зале «1930», по их официальному сайту, вмещается 2500 человек. Заполнен он был плотно, пусть и не до отказа. Сперва перед публикой предстал разогрев – москвичи Morokh. К сожалению, узнал я о нём, уже оказавшись в зале, и к тому времени выступление только-только завершилось. Отзывы – умеренно-позитивные. Недолгое ожидание – и вот из колонок звучит тема интро, которую Jinjer включают во всех городах турне – это «Прогулка в автобусе» Александра Зацепина, советское джазовое ретро из фильма «Операция «Ы». Интересно, как воспринимают его иностранцы…

Первая «живая» вещь – «On the Top» с альбома «Macro». Сперва к публике выходят выходят инструменталисты – гитарист Роман Ибрамхалилов и басист Евгений Абдюханов, за ударными – Владислав Уласевич, этот состав неизменен уже пять лет и закалён мировыми гастролями. И наконец, на авансцену выбегает Татьяна Шмайлюк – настоящая ЗОЖ-модель, татуированная брюнетка в чёрной коже и спортивного вида куртке. Контровое освещение даёт на чёрной коже красные отблески, отчего образ приобретает скорее садо-мазо, чем спортивный характер. Пение безупречно – и чистый вокал, и гроул, и переходы между ними, хорош и звук в целом, мощный, плотный и качающий, иногда даже возникает подозрение, что есть гитарные «подклады», но такую насыщенность может давать и звучание пятиструнного баса. В зале вскоре образуется небольшой мошпит, хотя основная масса публики предпочитает внимать действу «по-математически» – стоя, как вкопанные, и благоговейно впитывая каждый звук.

Огромный, во всю сцену экран показывает не живые крупные планы артистов, как это чаще бывает, и не фрагменты их многочисленных и весьма занятных клипов, а некие абстракции, бегущие узоры и линии, которые, вместе с тем обостряют восприятие музыки. Отличная работа «виджея». Лишь один раз за весь концерт на экране появился некий конкретный образ – но об этом позже…

«Пятки горят, но ты всё ещё бежишь в этом вечном марафоне за успехом. Ещё один день, ещё один доллар – долог путь к вершине. Не одиноко ли на вершине?» Всё это поётся по-английски, конечно, и в фирменной манере Jinjer, с постоянными скачками от чистого, сильного, эстрадной постановки пения к сочному низкому гроулу, который, если не глядеть на сцену, ни за что не назовёшь женским. (А вот скрима практически нет, что довольно неожиданно для альтерно-метала с женским вокалом, но, наверное, правильно). Собственно, путь Jinjer к мировой известности и начинался с того, что в паре YouTube-клипов Татьяна Шмайлюк показывала, как ей удаются эти безумные переходы. Видео получились, как говорится, в высшей степени «виральными», т.е. впечатлённые зрители тут же делились ими с друзьями, и, например, опубликованный в 2017 году клип на «Pisces» (с альбома «King of Everything», 2016) набрал к настоящему времени 55 миллионов (!) просмотров и 650 тысяч «лайков». А также комментарии в духе «Под эту песню хочется вломиться в чей-то дом и полить там цветы» и «Эта песня – словно дуэт Гвен Стефани и Макса Кавалеры».

«Мне так давно не случалось говорить по-русски, but… но я попробую!» – произносит Татьяна после второй песни. – Хорошее настроение?» Толпа гудит в ответ. «Та же ситуация!» И начинается «I Speak Astronomy» с «King of Everything», самая ранняя вещь в сет-листе («Pisces» почему-то не исполняли), с прекрасным вокальным подъёмом в конце – публика ждала его, затаив дыхание. В этой песне брутальная грув/мат-металлическая основа соседствует с атмосферными, практически пост-роковыми вставками. И в этом суть подхода Jinjer, по крайней мере, в их самых ярких вещах – в них всегда есть некий «твист», иностилистическая вставка. Что-то звучит более-менее ожидаемо – как, например, мрачный атмосферный прог-метал в «Teacher Teacher», вспомним Cynic и иже с ними, что-то абсолютно неожиданно и вместе с тем классно – как регги в «Judgement & Punishment». При этом регги там не ради хохмы, а подходит по смыслу текста, как противопоставление жестокости… («Мы пришли из мира, где доброта означает слабость, где чувства – по расчёту, а помощь бывает только свыше»). И, возможно, единственный, но исключительно яркий мотив в фольклорном духе – в песне «Retrospection», первый куплет которой спет по-русски. «Кто тебя выхаживал / Грусть любовью скрашивал? / Позднею весной порастет травой / Тот, кто тебя нёс над головой»… Последняя строчка повторяется как чистым вокалом, так и гроулом…

«Ребята, я не знаю, насколько Москва слышала наш новый альбом?» – продолжает певица. «Wallflower» вышел только 27 августа, но публика уже ждала вещи с него, и живьём прозвучало сразу шесть композиций. «Так, ребята, а следующая песня про того, у кого один раз был паралич во время сна», – смеётся Татьяна тоненьким голоском. Это «Sleep of the Righteous», из интервью можно узнать, что песню она написала о собственных страхах и проблемах. Ещё одна новая вещь о проблемах, только более глобального характера – «Disclosure!» На неё музыкантов вдохновил телеэфир, на котором журналист набросился на артистов с критикой по поводу грядущего визита Jinjer в Москву. Ещё того, первого, который был отложен, с тех пор группа успела под впечатлением сочинить песню, записать альбом, выпустить его и вот теперь – сыграть её перед нами.
«Ребята, я давно хотела сказать, что для того, чтобы мы здесь стояли перед вами, было проделано очень много работы. И мы неимоверно ценим этот момент», – произносит вокалистка. «Спасибо!» – скандирует публика. «Это вам спасибо!»

Кажется, такая безделица – взять и приехать из Киева в Москву. Была… Если посмотреть на концертную карту на setlist.fm, можно увидеть, что за всю историю Jinjer сыграли в России только пять раз. Столько же, сколько в Австралии. В Штатах – 86, в Германии – 89, почти в 20 раз больше! Почему? После 2014 года этот вопрос задавать бессмысленно. Группа родом из Донбасса, Макеевки (той самой, оттуда культовая группа «Бредор») и Горловки, жила в Донецке, а когда началась война, смогла вырваться из зоны конфликта буквально в последний момент. Сейчас они в Киеве, а если посмотреть на гастрольный график, то Jinjer можно назвать гражданами мира… Пять лет музыканты отказывались от предложений о концертах в России, и только теперь согласились. Почему? Явно не ради денег – гастрольных предложений у них и так хватает. Наверное, потому, что видят разницу между людьми и государством. А может, ещё потому, что беженцы с Донбасса, и фэны Jinjer в том числе, оказались по разные стороны границы. Про них – и про самих себя, тех, кто лишился родного дома, была написана «Home Back» с альбома «Macro». «После этой песни у нас появился такой вопрос: а Донбасс здесь присутствует? – говорит Татьяна. – Ну, ребята, это было для вас, если что…» Абстрактные узоры на экране превратились в изображение колючей проволоки, а в концовке песни, призывающей вернуть родной дом, звучали строчки: «Дом – это не здания. Дом – это свобода».

«На этом всё на сегодня, – раскланивается певица. – Мы невероятно рады, что мы к вам наконец-то доехали! Я не знаю, что сказать, хочу просто обнять от всего сердца. Москва, вы самые жаркие! Спасибо вам больше, что пришли. Оставайтесь здоровыми и счастливыми…» И она шлёт со сцены воздушные поцелуи, а потом техник делает общую фотографию на фоне публики. Весь концерт, не считая разогрева – 80 минут. Для такой интенсивной музыки – что надо…

Так что же вывело Jinjer в топовые команды? Какая-то особенная местная идентичность, интерес к музыке из Украины, подобный тому, какой в годы перестройки был к музыке из СССР? Вряд ли. Сногсшибательные внешние данные певицы? Ну это же не гёрлз-бэнд на ТВ! Конечно, молодость и внешняя привлекательность помогает приобрести аудиторию среди сверстников, но одних этих факторов недостаточно. Уникальная вокальная фишка, сочетание гроула и женского вокала в одном лице? Возможно, но в этом Jinjer не первые, вспомним американскую команду Otep, которую Шмайлюк называет одним из источников вдохновения. Как и не столь экстремальные, но тоже «женскоцентричные» Guano Apes. Но одними этими примерами дело не ограничивается, список увлечений Jinjer – от прог-дэтстеров Opeth до Anathema, от Slayer до ритм-н-блюза, поэтому их музыка совсем не так однообразна, как кажется при первом прослушивании, особенно не знатоку стиля. Да, Jinjer не стали изобретать велосипед – они пришли в уже хорошо разработанную нишу, взяли всё, что надо, и стали в ней лучшими. А из путей на вершину это один из самых сложных…

Сет-лист: On the Top, Pit of Consciousness, I Speak Astronomy, Disclosure!, Judgement (& Punishment), Sleep of the Righteous, Ape, Retrospection, Perennial, Wallflower, Teacher Teacher, As I Boil Ice, Mediator, Home Back, The Prophecy. Бис: Vortex.

Владимир ИМПАЛЕР
Фото – Наталья Бондарева.
Благодарим Анастасию Кругликову (TCI Concerts) за аккредитацию на концерт.

Все фотографии:

и https://vk.com/album-2548741_281511212

Общее впечатление

Москва, клуб "1930"
10 сентября 2021 г.
TCI Concerts

Владимир Импалер

Владимир Импалер