Гитарный фестиваль Ивана Смирнова: «Иванов день» длиною в вечность
Сентябрь 20, 2021
Яков Каганцов (107 статей)
Поделиться

Гитарный фестиваль Ивана Смирнова: «Иванов день» длиною в вечность

Три дня, с 8 по 10 сентября, в Москве шёл первый фестиваль, посвящённый выдающемуся российскому гитаристу Ивану Смирнову. Организаторами стали его сыновья, тоже музыканты – Михаил и Иван Смирнов-младший. «ИнРок» побывал на втором из дней фестиваля, проходившем в клубе Алексея Козлова.

Иван Смирнов-младший — организатор фестиваля.

Выбор этот неслучаен. Именно 9 сентября Иван Смирнов отметил бы 66-летие. В клубе Алексея Козлова гитарист неоднократно выступал сольно, а в 1980-х играл в группе Алексея Козлова «Арсенал». На фестивале побывали двое корреспондентов – Яков Каганцов и Пётр Кулеш, так что получился репортаж на двоих с комментариями одного из организаторов, Михаила Смирнова.

Пётр Кулеш: Программа «Первого Российского гитарного фестиваля Ивана Смирнова» поражала как масштабом, так и «звёздностью» состава. Все дни фестиваля проходили на разных площадках – 8-го это была «Соборная палата», культурный концерт Православного гуманитарного университета, а 10-го – кафе «Ex:Libris». Все залы очень разные, со своим настроением. Мы присутствовали только на одном из трёх фестивальных дней, посему были лишены удовольствия послушать многих прекрасных музыкантов. Таких, как, скажем, Дмитрий Илларионов и Андрей Шепелёв (экс-«Кукуруза», экс-«ГрассМейстер»), исполнитель на харди-гарди Андрей Виноградов, исполнитель на народных духовых Сергей Клевенский, группа «Белый острог» и квинтет «Теория струн».

Алексей Давлетшин и Асия Шакирова.

Яков Каганцов: Концерт в клубе Алексея Козлова открыл Алексей Давлетшин. Он рассказал о своей дружбе с Иваном Смирновым, о том, что не раз играл с ним на одной сцене. Алексей исполнил программу, состоящую из пяти авторских романтических эстрадно-джазовых пьес для акустической гитары с металлическими струнами. После первой композиции к Алексею присоединилась пианистка Асия Шакирова. Мелодии, исполненные дуэтом, по словам гитариста, должны войти в его новый альбом.

Михаил Оленченко.

Следом на сцену вышел Михаил Оленченко. Он также исполняет произведения собственного сочинения, но для классической гитары. Его творчество неразрывно связано с русской народной музыкой, русским фольклором. Михаил сказал, что творчество Ивана Смирнова оказало на него одно из самых сильных влияний. После исполнения двух пронзительно красивых сольных композиций на сцену вышли братья Смирновы. В коллективе отца Михаил Смирнов отвечал за клавишные инструменты, аккордеон и перкуссию, а Иван Смирнов-младший – за вторую акустическую гитару.

Алексей Давлетшин.

Пётр Кулеш: Думаю, что не ошибусь, если скажу, что выступления Давлетшина и Оленченко стали своеобразным мостиком от дня открытия фестиваля в «Соборной палате» ко дню второму. Первый день был торжественным – звучала музыка Шостаковича, Рахманинова, Баха, а также Ивана Смирнова-старшего в переложении для классической гитары. А во второй на смену академическому музицированию пришёл джаз-роковый клубный отрыв. Неслучайно Алексей Давлетшин в конце своего сета полушутя-полусерьёзно показал хэви-металическую козу и даже совсем по-рокерски подпрыгнул, пояснив, что сделать это ему ужасно хотелось уже вчера. Но, находясь в строгом зале, будучи при пиджаке и галстуке-бабочке, поступить таким образом было бы просто неуместно.

Оленченко, братья Смирновы, Мешков.

Яков Каганцов: Михаил Оленченко и братья Смирновы довольно часто играют в составе трио, состоящего из двух гитар и перкуссии. У них наработан совместный репертуар. Одна из самых ярких и любых пьес трио – композиция Ивана Смирнова «Цыганская история». Без нее не обходится ни один концерт трио. Прозвучала она и в этот раз. Гитаристы по очереди ярко и зажигательно солировали. Затем к трио присоединился Роман Мешков с электрической бас-гитарой, и квартет исполнил композицию «Rumbo», сочиненную Иваном-младшим и вошедшую в его дебютный сольный альбом «Сон-Остров» (2020). Эту вещь он посвятил великому испанскому гитаристу Пако де Лусии. Последним номером программы прозвучала еще одна красивая и светлая пьеса Михаила Оленченко под названием «Inspiration».

Оленченко, братья Смирновы, Мешков.

Пётр Кулеш: На мой взгляд, манера исполнения и подача Давлетшина, Шакировой и Оленченко были ближе к камерной. Их изящные, мастерски исполненные инструментальные акустические пьесы нужно было смаковать, наслаждаясь продуманностью каждой детали. С появлением же на сцене братьев Смирновых и Романа Мешкова градус происходящего музыкального действа начал стремительно повышаться. Саунд стал более плотным и динамичным, волны совместной игры накрыли и музыкантов, и зрителей. Так что посвящение Пако де Лусии не выглядело надуманным – выступление квартета Оленченко-Смирновы-Мешков действительно вызвало ассоциации со знаменитым трио Маклафлин – ди Меола – де Лусия.

Энвер Измайлов.

Яков Каганцов: Следующим в программе концерта было выступление Энвера Измайлова, которого объединяла с Иваном Смирновым многолетняя дружба. Музыканты неоднократно играли на одной сцене как в России, так и за её пределами. Пока Энвер настраивал свою электрогитару, Михаил Смирнов рассказал о встречах и совместных гастролях музыкантов. Сказал, что вне сцены Энвер является великолепным рассказчиком увлекательных историй и анекдотов, а на сцене он… Но не успел Михаил договорить, как вмешался Энвер, сказав, что на сцене он – сплошной анекдот! В подтверждение этого гитарист в паузах между композициями действительно рассказывал смешные истории про музыкантов.

Энвер Измайлов.

На концертах Измайлова кажется, что играет не он один, а целое трио – гитара, бас-гитара и перкуссия. В своем непродолжительном выступлении Измайлов объединил пьесы на виртуозность с красивыми восточными мелодиями, а также с цитатами из «Thunderstruck» AC/DC и «Caravan» из репертуара Дюка Эллингтона. Гитаристам Энвер Измайлов в шутку пожелал быть «гитарными многоженцами», т.е. владеть одновременно несколькими инструментами. А затем чуть тише добавил, что, правда, таскать их тяжело…
Публика в зале долго не хотела отпускать гитариста со сцены и требовала номера на бис. Но этого не случилось. Энвер Измайлов сказал, что когда будет его сольный концерт, тогда зрители придут и наслушаются его игры вдоволь. Что ж, в клубе Козлова очень давно не было его концертов, будем надеяться, что в скором будущем Измайлов приедет с большой сольной программой. Гитарист пожелал братьям Смирновым дальнейшего успешного продолжения дела ушедшего отца…

Энвер Измайлов.

Пётр Кулеш: Объявляя выступление Измайлова, Иван Смирнов-младший назвал его хедлайнером фестиваля. Сложно, конечно, говорить о хедлайнере при таком впечатляющем составе участников, но своеобразным энергетическим «центром тяжести» вечера стал именно он. Измайлов – музыкант уникальный – и как сочинитель, и как исполнитель. Его тэппинговая техника просто завораживает – глазу невозможно оторваться от пальцев, а уху – от тех звуков, которые эти пальцы извлекают. Нескончаемый, интенсивный поток абсолютно виртуозной и драйвовой игры захватил всех. Зрители буквально устроили Энверу овацию и, да, настойчиво требовали номер на бис, потому что такую музыку можно было слушать хоть до утра. Но Измайлов не захотел перетягивать одеяло на себя и, изящно отшутившись, покинул сцену.

Михаил Смирнов, Иван Смирнов-мл. и Юрий Новгородский.

Яков Каганцов: Пожалуй, самое яркое впечатление в этот вечер произвело выступление трио Moonshine в составе: Юрий Новгородский – акустическая гитара и вокал, Евгений Глухов – бас, казу и бэк-вокал, Михаил Данилов – перкуссия, стиральная доска и казу. При этом сами себя музыканты назвали гитарными шалопаями по меркам этого фестиваля. Юрий пояснил, что для него творчество Ивана Смирнова – это отдельная гитарная Вселенная. Уникальная и неповторимая.
Moonshine исполнили программу из акустических блюзов. Стиральная доска пригодилась для «The Monkey Song» из мультфильма «Книга джунглей» (студия Уолта Диснея, 1967 год). Ее эмоционально, от всей души спел Михаил Данилов. Он сказал, что, собственно, и стал музыкантом для того, чтобы хоть иногда иметь возможность играть эту удивительную жизнерадостную песню со сцены. На двух последних номерах к трио присоединился Иван Жук. В его умелых руках электрогитара и пела, и шептала, и отчаянно вскрикивала. Трио, которое стало квартетом, закончило свое выступление большим ударным хитом из репертуара группы Buffalo Springfield – «For What It’s Worth», припев которой публика в зале пела вместе с музыкантами…

Михаил Данилов и Евгений Глухов.

Пётр Кулеш: Moonshine старательно представлялись безалаберными лабухами, попавшими на серьёзный фестиваль едва ли не случайно – в самоиронии Новгородскому, Глухову и Данилову не откажешь. Впрочем, как и в мастерском владении инструментами, и в редкостном обаянии. «Муншайны» завоевали симпатии слушателей мгновенно – даже выйдя после блистательного Измайлова. Ребята исполнили сет, состоящий из каверов (например, «корневая» госпел-версия «In My Time of Dying») и собственных сочинений (таких, как «первый рэгтайм XXI века» «Morning Train»).

Юрий Новгородский, Иван Жук, Михаил Данилов.

На два последних номера в лучезарную полуакустику «муншайнов» решительно вторглась громкая и резкая блюзовая электрогитара Ивана Жука, которая на контрасте прозвучала очень ярко и ещё раз как следует встряхнула зал.
Казалось, к выступлению Энвера Измайлова и Moonshine добавить уже нечего. Однако на сцене мансарды вновь появились братья Смирновы, Михаил Оленченко и Роман Мешков, к которым на этот раз присоединился ещё и барабанщик Михаил Золотарёв, известный по участию в трио Александра Костарева.

Михаил Смирнов, Михаил Оленченко, Михаил Золотарёв, Иван Смирнов-мл., Роман Мешков.

Михаил Смирнов: Во втором отделении мы играли импровизации на темы Джими Хендрикса «Beginnings» и Майлза Дэвиса «Milestones». Оба они, и Хендрикс и Дэвис, были очень почитаемы отцом, и мы с братом росли, слушая и вникая в их музыку. В конце концерта звучала пьеса «Страна, где ночует солнце», написанная Иваном Смирновым-старшим в соавторстве с композитором Ахмадом Бакаевым. Это композиция изначально была частью саундтрека Бакаева, написанного для фильма «Кош Ба Кош».

Пётр Кулеш: Две гитары, бас, пианино, перкуссия и ударная установка обменивались музыкальными фразами, длинными соло, образовывали общее звуковое пространство – короче, это был полный отрыв и выход в какую-то музыкальную нирвану. Время приближалось уже к половине первого, но в клубе по-прежнему было очень много народа, поскольку оторваться от этого летящего наслаждения было совершенно невозможно.

Иван Смирнов-мл., Михаил Золотарёв, Роман Мешков.

Яков Каганцов: Три концертных дня фестиваля стали настоящим праздником для любителей гитары и творчества Ивана Смирнова.

Пётр Кулеш: И было очень радостно видеть полный зал. «Свободных мест нет», – сказала мне девушка-администратор при входе. На концерте царила атмосфера дружеской вечеринки, праздника, в которой если и была толика грусти, то только светлой. Да, потеря Ивана Смирнова невосполнима, но музыка, которую он любил, которую сочинял и исполнял, продолжает жить и приносить людям невероятную радость.

Михаил Смирнов: То, что фестиваль получился таким насыщенным и интересным – это полностью заслуга моего брата Ивана. Ему принадлежит идея, он сам всё организовывал. Конечно мы очень благодарны нашим друзьям-музыкантам. Случайных людей на сцене во все три дня фестиваля не было. Поэтому и получилось это единение сердец аудитории и артистов.

Яков КАГАНЦОВ
Пётр КУЛЕШ
Фото – Пётр Кулеш.
Сердечная благодарность Михаилу Смирнову за помощь в подготовке материала и Араику Акопяну за аккредитацию на фестиваль.

Фоторепортаж целиком:

Общее впечатление

9 сентября 2021 г.
Москва, клуб Алексея Козлова

Яков Каганцов

Яков Каганцов