Как закалялись мозги, или к 15-летию «ИнПрога-2005»
Бывают события, к которым мысленно возвращаешься спустя многие годы, которые остаются в копилке бесценных жизненных воспоминаний. И так радостно знать, что мы в них принимали самое непосредственное участие. Концерт великой шведской авант-роковой группы Samla Mammas Manna в Москве в 2005 году — одно из таких событий. А если вспомнить, что это был не просто концерт, а целый двухдневный фестиваль прогрессивной музыки самого разного толка — от симфо-готики до спэйс-рока, собравшие коллективы из пяти стран, шести городов, что многих групп уже нет на свете, что уже ушли в мир иной лидер «Самлы» Ларс Хольмер и основатель «До Мажор» Андрей Сучилин… В день юбилея фестиваля мы публикуем репортаж, который был напечатан в «ИнРоке» №17/2005.
КАК ЗАКАЛЯЛИСЬ МОЗГИ,
или INPROG’2005 ГЛАЗАМИ ПРОМОУТЕРА
Себя от холода страхуя,
Решил я привезти Тацуя.
Но с той Тацой дал маху я,
Теперь сплошной мозгоибутцу*.
(Вместо эпиграфа)
(*Мagaibutsi – название одного из многочисленных проектов Йошиды.)
14 и 15 мая в московском клубе «Апельсин» прошел 4-й фестиваль прогрессив-рока «InProg’2005″. В первый день выступили команды «Затерянный Мир» (Москва), «До Мажор Нео» (Москва), Tanquam (Ярославль), «Невидимый Фронт» (Москва) и Samla Mammas Manna (Упсала, Швеция). Во второй день играли Olive Mess (Рига, Латвия), DisenGage (Москва), Kostarev Group (Москва), Hidria Spacefolk (Хельсинки, Финляндия), Marimba Plus (Москва).
Мы провели сумасшедшие два дня и чуть менее сумасшедшие несколько месяцев, впервые на фестивале выступали зарубежные хэдлайнеры – словом, «боевое крещение промоутера» состоялось. Решение привезти три иностранные группы, конечно, было смелым и даже самонадеянным, шишек набили мы немало, но поняли главное – МЫ МОЖЕМ. Для нас основным в нынешнем «ИнПроге» было даже не качество самих выступлений (хотя это очень важно, но лишь верхушка айсберга), а то, что мы смогли более-менее прилично (нам даже кажется, что более, чем менее) всё организовать. Все получили визы, купили авиа- и железнодорожные билеты. Все прибыли вовремя и вовремя отправились обратно. Никого не задержала таможня. Все были встречены, доставлены на места, расселены, накормлены (надеемся, даже вкусно), напоены, прогуляны по городу, сопровождены в аэропорты и на вокзалы. Сложнее всего было продумать такое расписание (своеобразный «путевой лист») фестиваля, чтобы всё успеть, учитывая существующие транспортные проблемы. И это получилось, спасибо нашему замечательному автобусу, безымянным таксистам и всем, кто помог с машинами. Не сорвалась ни одна из запланированных поездок, было найдено и доставлено на концерт всё (ну, почти всё…) необходимое оборудование, собраны все вещи, предназначенные для мерчандайзинга, и даже фестивальные майки были готовы точно в срок (спасибо «Спике!»). Организованная рекламная кампания, может, была не такая уж мощная, но принесла свои плоды. В общем, мы считаем, что всё получилось, хотя не обошлось, конечно, без накладок и досадных недоразумений – примем это в расчет и в будущем попытаемся избежать ошибок. А то, что мы будем продолжать, уже решено.
А пока попробуем извлечь из памяти отдельные фрагменты происходившего на фестивале и вокруг него. Нет смысла писать подробный отчет с «разбором полетов» по каждой команде. Да и невозможно это, организаторы и публика были по разные стороны события – и насладиться концертом как зрители мы не могли… Впрочем, не привыкать.
За четыре месяца до часа Х.
Совещание в редакции*:
– Кого бы пригласить на этот раз, чтобы мероприятие было мощнее, чем в 2004-м? «Арсенал» уже был, а таких же значимых фигур в нашем роке, пожалуй, нет… Решено, зовем «фирмачей»!
Польские неопрогстеры Satellite? Нет концертного состава. RPWL? Не отвечают. Sieges Even? Сидят в студии. Это лишь некоторые из многочисленных вариантов… Зато пришел ответ от Ларса Холлмера из шведской арт-рок-легенды Samla Mammas Manna.
(* Да не смутит читающего эти строки слово «редакция» – она действительно существует, но не в физическом измерении, а как некая музыкально-культурная миссия, везде и нигде одновременно. – Авт.)
КРАТКАЯ БИОГРАФИЧЕСКАЯ ВРЕЗКА
Группу Samla Mammas Manna (в переводе – «Собиратели Материнской Манны») называют «главной тайной шведского арт-рока». Музыканты стали первопроходцами жанра у себя на родине – команда образовалась еще в 1969-м! У истоков «Самлы» стоит ее бессменный лидер, клавишник Ларс Холлмер, именитый музыкант, несколько лет назад получивший за свой сольный альбом шведскую премию «Грэмми». Именно «Самла» в компании с такими грандами, как Univers Zero и Henry Cow, вошла в пятерку основателей музыкального движения R.I.O. – Rock In Opposition. Глубоко оригинальные по своей музыке, Samla Mammas Manna всегда были в авангарде прогрессив-рока. А их шоу порой превращались в самый настоящий… балаган! Разрушен миф о том, что арт-рок должен быть печальным и серьезным. Ларс сотоварищи показали, что в прогрессиве есть место и «легким» жанрам, и просто шутке. В нынешней группе – три участника классического состава плюс Тацуя Йошида, легендарный авангардный барабанщик из Японии, известный по коллективу Ruins и сотрудничеству с Джоном Зорном.
За три месяца до часа Х.
Более-менее вырисовывается формат фестиваля: два дня, зарубежный хэдлайнер в первый день, исключительно российский состав (не считая арт-роковой группы Olive Mess из ныне суверенной Латвии) – во второй. Телефонный звонок Ларсу Холлмеру, лидеру и клавишнику «Самлы»:
— Здравствуйте, это Владимир. Прояснилась ли ситуация с вашим приездом?
— Я и Косте Апетреа (гитарист) можем прибыть к указанной дате, но 17-го у меня концерт в Канаде, поэтому нам желательно играть 14-го. Тацуя (Йошида, японский барабанщик группы) согласен приехать, но он боится русского посольства. Его там очень обидели в прошлый раз. А Ларса Крантца я никак не могу застать дома.
— А что с ним?
— Работает водителем автобуса, вечно в разъездах…
Так, с хэдлайнером проблемы, надо срочно действовать. Пишем еще одно, практически авантюрное письмо по e-mail совсем незнакомой нам молодой финской группе Hidria Spacefolk. Узнали мы о ней из восторженных репортажей с американского фестиваля Nearfest’2005. И финны ответили!
КРАТКАЯ БИОГРАФИЧЕСКАЯ ВРЕЗКА-2
Коллектив Hidria Spacefolk, в противовес маститым шведам, совсем еще юн, но это имя уже гремит на прог-фестивалях, а два студийных альбома собирают восторженные отзывы критиков. В группе – музыканты с совершенно разными вкусами, ранее исполнявшие музыку от дэт-метала до техно. Сия адская смесь после долгих совместных джемований в хипповской коммуне на берегу озера Хииделинна дала удивительный по красоте результат – психоделический спэйс-рок, родственный Ozric Tentacles, Hawkwind и Gong.
За два месяца до часа Х.
Письмо от Тацуя Йошиды (или Йосиды Тацуи – кто поймет эти японские имена!):
«Я сходил в посольство. Всё хорошо. Плохого русского там не было».
Диалог в редакции:
— Финны согласились! Они никогда не были в России и вообще особо нигде не были, очень хотят участвовать в фестивале.
— Так, а что шведы?
— Шведы тоже смогут приехать. Ларс-второй нашелся.
— И что теперь делать?
— Пускай все едут! Финны сыграют хэдлайнерами во второй день!
— Отлично. Тогда мы пригласим кучу наших команд, чтобы никто не обиделся.
— А рижане? Как же они?!
— Пускай тоже едут! Пускай все едут!!! (Демонический хохот.)
За три недели до часа Х.
Концерт популярного арт-рокового артиста. Очередь на вход в Кремль.
– Бесплатная музыкальная газета! Бесплатная музыкальная газета! Бесплатная му… тьфу, убежал. Вот и неси культуру в массы…
Неброско одетый человек с внимательным взглядом:
– Так, гражданин, а что это за газета? За кого агитируем? Пройдемте…
За 10 дней до часа Х.
— Так, группа на сцене, закрываем занавес, камеры включаются, я выхожу к микрофону и говорю: «Если всю неделю вы ломали голову на работе, в выходные не забудьте зарядить мозги!»
Ведущая Лия с телеканала ТНТ – затейница что надо. Пользуясь знакомством с группой DisenGage, она придумала сделать передачу про наш фест. В кадре играла на барабанах и гитаре, задавала каверзные вопросы о прогрессиве, «строила» массовочку (пять человек) перед сценой и заставляла делать умные лица. «А теперь покажите, как вы рубитесь! Как, разве под прогрессив не рубятся? Ну тогда покажите, что делают слушатели под прогрессив!» Съемки проходили всё в том же «Апельсине», администрация которого любезно пригнала на работу звукорежиссеров аж к 11 утра. В общем, сюжетец получился забойный. Жаль, что передача так и не вышла в эфир…
За три дня до часа Х.
Звонок расклейщику:
– Где афиши?
— Были, но все заклеили или сорвали.
— Тьфу на вас!
Итог: ошалелый главный редактор бродит по улицам Москвы с клеящим карандашом в руках и лепит плакаты. В районе станции метро «Октябрьская» его ловят бдительные служители порядка, но вскоре отпускают. Редактор осознает, что расклейщики всё-таки не зря берут свои деньги. Во всяком случае, некоторые из расклейщиков.
За день до часа Х.
Аэропорт Шереметьево. Из расписания мероприятий:
19.45. Прилет шведов.
20.30. Прилет японца.
Шведы прибыли почти вовремя (если бы они прилетели тютелька в тютельку, мы бы их попросту упустили!), а вот Йошиды долго не было. Наконец музыкант, идеально соответствующий своей фотографии в паспорте, появился, смущенно улыбнулся и удостоил товарищей по «Самле»… символического «каратистского» приветствия ногой в воздух. Обнявшись, вся четверка пошла пить пиво в бар аэропорта.
Странный человек Тацуя Йошида. Очень работоспособный («Самла» – лишь один из его триллиона проектов), безумно талантливый, неразговорчивый вплоть до аутичности (наверное, причина этого – языковой барьер)… Порой казалось, что он просто большой ребенок. Порой – что перед нами представитель какого-то внеземного сверхразума.
Ларс Холлмер, напротив, арт-рокер до мозга костей, именно такой, какими мы привыкли представлять себе музыкантов. Галантный, вдумчивый, эмоциональный… Идеальное сочетание хиппи и аристократа. Благородная седина, резкий взгляд из-под всклокоченных волос, мальчишеские порывистые жесты и способность часами рассуждать на любимые темы.
Косте Апетреа – цыганско-запповатого вида курчавый добряк, обожающий рассказывать о выступлении «Самлы» на этно-фестивале в Нарьян-Маре (повторяет с мурлыканьем: «Нарррьян-Марррр!» и изображает руками оленьи рога).
Ларс Крантц из всей четверки выглядит самым старшим, и для него одного «Самла» – единственный музыкальный проект. Милый доброжелательный человек, совершенно не болтливый. Вдобавок – счастливый отец четырех (!) дочерей.
13 мая, вечер. Александр Костарев лично на радио «Культура». No comments.
14 мая 2005 г. Утро-день.
Встречи иногородних музыкантов, саундчеки с 12-ти и бесконечная беготня по городу…
– Так… не лезет! А так? А если чуток оболочку отогнуть, а с другой стороны – в окно высунуть? Где у вас там ножик? Нет? Ну хотя бы отвертка…
Это всего-навсего попытка довезти на «тачке» одолженную в одной доброй фирме 20-киллограммовую миди-клавиатуру Fatar StudioLogic до клуба. Устройство поспело как раз к саундчеку «Самлы», имело, как и требовалось, настоящий молоточковый механизм и почти совпадало с тем, что хотел Холлмер. «Почти» – значит, тембры Ларсу нужно было переключать на саунд-модулях, что привело к некоторой нервозности выступления, которую группа, правда, с легкостью скрыла за своей обычной буффонадой.
– Это ваше ноу-хау со стульями. Но оно не работает!
Это арт-директор клуба «Апельсин». Речь шла о нашей просьбе расставить три ряда стульев в VIP-зоне в дополнение к местам за столиками. Клуб посчитал эту идею совершенно бессмысленной… а может, просто не хотелось людям этим заниматься, сложно сказать – спорить не было ни времени, ни сил. Места и так всем хватило.
Из воспоминаний ХфС.
Гуляем с двумя Ларсами и Косте (Тацуя отказался) по Москве. Выходя с Красной площади, Холлмер рассказывает: «Вообще-то я в Москве уже не первый раз. У меня были и автобусные экскурсии с гидом, и интересный тур по подземке… Я знаю Москву как свои пять пальцев. Если мы сейчас пройдем налево и направо, то выйдем на Арбат…» (действительно, так оно и есть). Не знаю, что предложить гостям. «А Консерваторию вы видели?» – «Нет!» Идем к Консерватории, там под сенью деревьев садимся пить кофе. Глядя на памятник Чайковскому, Холлмер выдает мне всю историю нетрадиционно-сексуальных мучений великого русского композитора с леденящими душу подробностями. «А я люблю Прокофьева», – улыбается в пушистые усы Косте Апетреа и тут же что-то напевает. «Кстати, я хотел бы найти какие-нибудь balalaika recordings, моя сестра – актриса, они делают постановку по русской классике…» Узнав, что мой отец – профессиональный исполнитель на балалайке, Косте приходит в восторг. Обещаю выслать записи. Меж тем мы всё же оказываемся на Арбате, где милые девушки в одном из сувенирных магазинов уговаривают доверчивых иностранцев купить майки с советской символикой по невпупенной цене.
Вечер.
Итак, все баннеры развешаны, саундчеки завершились ровно в шесть (против ожидаемых пяти вечера), фестивальные майки от «Спики» тоже прибыли, пора было открывать двери в зал и произносить приветственную речь.
Первой выступать предстояло московской группе «Затерянный Мир». Консерваторцы смотрелись очень трогательно, а солирующая скрипка была выше всех похвал. Но по игре коллектива чувствовалось, что ему очень не хватает концертной практики. Вдобавок, несмотря на настоятельные просьбы, они всё-таки сыграли несколько песенных композиций, явственно отдающих «русским роком», и этим несколько смазали впечатление.
Затем появились «До Мажор Нео», проект московского гитариста-«крафти» Андрея Сучилина. Этот коллектив буквально в последний момент заменил выбывших по состоянию здоровья архангельцев Blind Vandal. Музыканты в спешном порядке укомплектовали состав барабанщиком DisenGage и подготовили любопытную прог-саундскейповую программу, основной недостаток которой состоял в том, что совершенно невозможно было угадать, где кончается настройка инструментов и начинается собственно выступление.
Когда программу фестиваля продолжили ярославские симфо-готик-рокеры Tanquam, многие удивились: что эта команда делает на прог-фестивале? На мой взгляд, красота и сложность музыки этого коллектива позволяет смело отнести ее к прогрессиву. Вообще, у масштабных музыкальных конструкций Андрея Никитина и Ирины Кузнецовой (барабаны и клавиши соответственно) и много общего с классикой, однако скудные средства реализации приближают материал к готике, где «секвенсорность» половины партий не считается нонсенсом. Тем не менее, «живьем» проект звучит исключительно мощно и насыщенно. Слушали Tanquam буквально с открытыми ртами.
Инструментальный квартет «Невидимый Фронт» – частый участник московских прог-мероприятий. С каждым концертом группа звучит всё более внушительно. Выступление на «ИнПроге» – в каком-то смысле прыжок выше головы. Никогда еще музыка «инфронтовцев» не была такой мощной, насыщенной и чувственной… Впервые в выступлении команды участвовал флейтист, и эксперимент получился весьма удачным.
А потом… а потом на сцену вышли Samla Mammas Manna и вышибли из наших мозгов все воспоминания об услышанном ранее. Сначала, словно желая распугать «неофитов», Ларс сотоварищи шарахнули совершенно жесточайшей авант-проговой композицией и лишь затем вернулись к привычному арт-фолковому репертуару «Самлы». Музыканты непрестанно шутили, общались с залом, строили друг другу забавные рожицы… порой даже казалось, что поведение коллектива было, в отличие от их предыдущего приезда, несколько натянутым – ведь респектабельная обстановка «Апельсина» не слишком располагала к бесшабашному веселью. Вдобавок продолжались проблемы со звуком. Видимо, это нарочито «хулиганское» поведение диктовал имидж. Зато одно точно было настоящим – музыка. Небывалое сочетание исполнительского класса и импровизационной свободы. Подумайте только – перед концертом они вообще не репетировали с Йошидой! При этом насколько целостно группа звучала…
Сказка завершилась ровно в полночь. Желающие получили автографы, зал опустел, и мы повели музыкантов «Самлы» ужинать.
Из беседы с Ларсом Холлмером после концерта.
— Мне кажется, вы зря ограничиваете ваш фестиваль рамками прогрессив-рока. Рамки интересной музыки гораздо шире.
— Так сложилось исторически…
— Вы бы могли назвать его, как, например, мои друзья из группы Etron Fou Le Loublan, фестивалем актуальной музыки. L’Musique Actuelle.
— Увы-увы. Слово «актуальный» у нас уже испоганили как только могли.
Как раз день в день с “ИнПрогом” в Москве состоялось другое мероприятие – «Авант», собравшее множество представителей т.н. «актуальной» музыки. Мало того, в те же выходные в «ЦДХ» проходил интереснейший фестиваль этно-рока «Музыка Мира». Свихнуться можно! Многие, и я в том числе, с удовольствием бы посетили все три концерта… Обидное совпадение. Но совпадение ли? Впрочем, неважно. Мне кажется, информация о сроках проведения «ИнПрога» была обнародована достаточно загодя, чтобы можно было избежать подобного рода пересечений…
15 мая 2005 г. Утро-день.
Не буду вдаваться в подробности, скажу лишь, что заснуть в ночь с субботы на воскресенье нам не удалось вообще, поэтому начали мы день в состоянии, максимально приближенном к зомбированному.
Возможно, именно поэтому к обещанной встрече финнов с поезда Хельсинки-Москва я прибыл минут на 10 позже назначенного срока, и…
…обнаружил, что «Хидрию» уже встретили. Сонные музыканты были окружены стайкой невесть откуда взявшихся «готических» девчонок. Мне так до конца и не удалось понять, откуда же девушки прознали о приезде группы и, тем более, какой интерес юным готкам в арт-роке.
Hidria Spacefolk – товарищи совсем еще молодые, лет по 25, пестрого вида и с пестрым музыкальным прошлым. Клавишник Янне Лоуантвуори, например, большую часть своей музыкальной карьеры играл техно, кто-то из участников коллектива увлекается фолком, кто-то – тяжелой музыкой, и ни один из них не отрицает влияния финской культовой команды Kingston Wall. Что же касается «Озриков», с которыми Hidria вечно сравнивают, то от них финны яростно открещиваются. А внешне музыкантов «Хидрии» не отличить от обычного московского неформального люда, особенно растаманской направленности. Вот вам и «прогрессоры»!
Покормив «хидрийцев» и разместив их в гостинице, мы переключились на «Самлу», трем из четырех участников которой уже пора было готовиться к отъезду. Йошида улетал вечерним рейсом, поэтому японец поспешил сообщить нам о своих планах.
— Я собираюсь гулять один.
— Как один? Мы не можем вас отпустить одного. Кто-то должен вас сопровождать.
— Нет! Я могу гулять только один!
— Простите, но мы будем беспокоиться.
— Не надо беспокоиться. Это мое личное дело. Я буду гулять.
И тут меня осенило. Вместо «гулять» (to walk) Йошида говорил «работать» (to work)! Успокоившись, мы отпустили японца в его номер и попрощались с остальными музыкантами Samla Mammas Manna. Эх, как жаль, что Ларс не увидит группы второго дня…
Из воспоминаний ХфС.
Между тем нам нужно было выполнить предъявленный «Хидрией» техрайдер и доставить в клуб два ламповых комбика, желательно Fender Twin Reverb. Как выяснилось, найти такие аппараты в Москве не так-то просто, однако контора X за кругленькую сумму обещала сдать в аренду хоть лысого черта и не подвела. Утром 15 мая фестивальный автобус подъехал к ДК Y, где нас встретил и провел окольными путями на склад ответственный за комбы мальчик Женя. Поднимаясь по крутым лестницам, мы услышали грохот барабанов и гитар: на фоне мощных хард-роковых риффов хор в экстазе выпевал какие-то псалмы. «А это у нас секта *** по воскресеньям собирается, хорошо поют, душевно», – объяснил Женя, таща за одну ручку огромных размеров железный ящик. Второй такой же ящик находился в кинотеатре Z на другом конце города, куда мы и отправились, узнав по дороге, что один из участников фестиваля случайно обнаружил у себя третий «дивайс» нужной нам конструкции и уже привез аппарат в клуб! Продираясь по индустриальным задворкам Москвы, мы увидели КУЧУ наших афиш, наклеенных прямо-таки километрами, видимо, в последний день. Так что расклейщики не обманули…
Вечер.
— У меня такое чувство, что сегодня будет великолепный концерт.
— У меня тоже.
(Диалог двух промоутеров во время саундчека «Хидрии».)
Так оно и случилось. Хотя, положа руку на сердце, делать фестиваль двухдневным было ошибкой. Публика пока к такому не готова. Субботний концерт «Самлы» оттянул большую часть внимания прогстеров, и на «кота в мешке» в лице Hidria Spacefolk сил и средств у многих уже не оставалось. Жаль… Потому что по подбору музыкантов это был лучший день и, возможно, лучший из всех концертов, которые мы организовывали. 14-го состоялось выступление западных знаменитостей с четырьмя нашими командами разогрева. 15-го все группы были одинаково сильны, и не было такого зияющего разрыва в уровне. И не потому, что финны плохи. Напротив, хороши наши. Это признавали после концерта и Hidria…
— А где наш звукорежиссер Яков?
— Его не будет.
— Почему?
— У него творческие разногласия с клубными «звукачами».
(Из промоутерских диалогов.)
Следует отметить, что самоустранение звукорежиссера не стало сколько-либо фатальным, потому что у каждой из команд, не считая Olive Mess, был свой собственный специалист. Да и с рижанами как-то удалось уладить дело, благо именно им предстояло открывать концерт.
Итак, шесть вечера…
— Наш дружеский междусобойчик прошу считать открытым!
Иных слов просто не нашлось – в зале было от силы человек сто.
Olive Mess из Риги представляют собой в высшей степени примечательное зрелище. Во-первых, коллектив использует настоящую лютню (средневековый струнный щипковый инструмент). Во-вторых, певец выступает в роскошном расшитом камзоле. В-третьих, клавишнице группы едва исполнилось 15. Интересен и материал – классический симфо-арт-рок с использованием средневековой музыки и фолка. Жаль, что не так давно команду покинула великолепная сопрано-вокалистка Илзе Паэгле. Сменивший ее товарищ в камзоле, хоть и очень старается, но пока не слушается органично.
К выступлению DisenGage публика более-менее подтянулась. Прошлый «ИнПрог» стал настоящим триумфом этого гитарно-инструментального состава. Тогда ребята «зажгли» зал и заслужили вызов на бис. Сейчас, несмотря на смену одного из гитаристов, кажется, что команда несколько «застоялась» в своем репертуаре и недостаток живости компенсирует острым конферансом. Хотя, возможно, просто слишком велики были ожидания…
Группа Александра Костарева также предстала перед нами в изменившемся составе. Барабанщика Андрея Панкратова сменил Александр Бычков, а от фагота коллектив на сей раз отказался. Постепенно меняется сет-лист, в нём появилось несколько новых симфо-произведений, а также пара сольных гитарных номеров Костарева. «Рыжий бес» не дает нам скучать! И если в прошлом году выступление изрядно подпортили проблемы со звуком, то сейчас всё звучало как надо. Можно сказать, что этот концерт был не слабее эталонного выступления в феврале 2003 г., запись которого выпущена на диске «Live@InProg».
Затем настало время Hidria Spacefolk. Не могу не назвать их перфоманс… волшебным, чарующим, завораживающим, необыкновенным, сказочным… Словом, эти ребята – свежие, талантливые, у них всё получается. Они понимают, как должна звучать их музыка. Всё, что они делают, удивительно естественно и гармонично и очень красиво – в плане мелодики «Озрики» перед «Хидрией» бледнеют. Хитросплетение гитарных партий, окрашенных чувственным звучанием ламповых комбов (да-да, тех самых), красочные блики клавиш, сложная полиритмия ударных… постепенно, одна из другой вырастающие темы и грувы… и вдруг – резкая смена всей фактуры, словно начало новой музыкальной «главы». Их музыка и традиционна, и «модна» одновременно: интересно, что послушать группу явились не только прогстеры, но и любители электронного минимализма. Правда, нашлись и те, кто счел игру Hidria чересчур монотонной. Что ж, господа, вы, наверное, не слышали спэйс-рока!
После 75-минутного сета финнов мы чувствовали себя опустошенными. График сдвинулся на полчаса, и Marimba Plus предстояло начинать играть уже в половине двенадцатого ночи. Тем не менее, Лев Слепнер и Ко. и в это время показали всем, кто остался, какой мощной и «тяжелой» может быть эта команда. Дело в том, что обычно «Маримба» выступает в престижных джаз-барах и кабаках, где необходимо играть как можно мягче; однако музыканты группы всегда стремились к року, и на «ИнПроге» им, наконец, представилась возможность выступить так, как хочется. Молодцы! К моим словам присоединились бы и участники Hidria Spacefolk, особенно их барабанщик, отбивший все ладони об колени, повторяя ритмические рисунки своего русского коллеги.
В четверть первого состоялось закрытие фестиваля. Возможно, не столь торжественное, как хотелось бы… Главное, что всё это завершилось. Упаковав остатки мерчандайзинга, мы поехали кормить финнов в бар, расположенный неподалеку от гостиницы. И только как следует расслабились и начали задушевный разговор на тему отличий Маннергейма от Куусинена, как вдруг…
— Где Микко?
— Где-то там, вперед пошел.
— Куда-куда?
— Вот в этот подземный переход.
Идиллии как не бывало. Что-то лопочут встревоженные финны, бежим в подземный переход с одним из них, ищем – никого нет. Помните, сколько выходов из метро «Китай-Город»?! Это прямо-таки катакомбы! К счастью, сама станция была уже закрыта.
Возвращаемся.
— А что с ним случилось?
— Он от нас убежал. Хочет сам добраться до гостиницы!
— Но почему?
— Мы ему сказали, что он лысый! И еще недавно он расстался с девушкой и очень переживает…
Амбициозный и, действительно, слегка лысеющий длинноволосый блондин Микко Хаппо – гитарист и «художественный руководитель» группы. Словно мальчишка, он ринулся от своих друзей по лабиринтам подземных переходов. Сколько пива было выпито финнами к тому моменту, никому неведомо, к тому же, говорят, что какая-то добрая душа в клубе напоила их еще и водкой. Что ж, традиция…
Еще несколько минут беспорядочной беготни, и я вспоминаю, что где-то записал финский мобильный номер Микко. Звонок с сотового – и… вот он, музыкант, стоит на другой стороне улицы и размахивает руками.
— Что вы от меня хотите??!!! Оставьте меня в покое! Я сам дойду.
Друзья-обидчики бегут за своим нервным лидером, мы – вместе с ними, а тут недалеко и гостиница.
Всё, приключений хватит. Спать.
16 мая 2005 г. День-вечер.
Из воспоминаний ХфС.
Для публики фестиваль закончился, для нас же настало время немного расслабиться, пообщаться с друзьями-музыкантами и проводить гостей. К часу дня все уже более-менее выспались, погрузились в автобус и поехали кататься по Москве. Арбат (куда ж без него), Воробьевы горы, Храм Христа Спасителя, круг по центру. «Хидрия» в восторге от нашей столицы. Особое впечатление на финнов произвела махина Университета, у которого парни долго фотографировались, сгоняя со своих лиц улыбки и делая каменные «нордические» выражения. Мы же чувствовали себя так, словно с наших плеч свалилась гора. Пообедав и заехав в гостиницу за вещами, мы отправились в «Апельсин», чтобы забрать остававшиеся там инструменты. Последние 20 минут финны провели в магазинчике напротив, где купили «настоящей русской водки», хлеба и… «What does it mean ne ponimayu?» ...пакет гречневой крупы – видимо, в качестве специального русского сувенира. Прощание на вокзале, опять готки, щебечущие: «Ну почему все финские мальчики такие кле-е-е-евые?» (а на концерт-то не пришли!), последние рукопожатия – и наконец автобус везет нас домой. То, что происходило с нами последующие две недели, можно назвать одним емким словом – отходняк.
P.S. В процессе вывоза аппаратуры и прочих вещей из клуба «Апельсин» в понедельник, 16 мая, в спешке мы случайно забрали не принадлежащие нам предметы: один звукозаписывающий дивайс, две пары мужских штанов, гитарная примочка, шнуры в ассортименте. Просим хозяев связаться с нами по адресу редакции.
Владимир ИМПАЛЕР
Хелен фон СКИФФЛ
Фото — Юлия Григорьева, Сергей Петров.
Благодарим за помощь в подготовке и проведении концерта:
Александра Копчикова, Юлию Харину, Игоря Горелого (RAIG), Николая Миловидова, Александра Миловидова, Александра Костарева, Константина Лунькова, Наталью Штраль, Полину Кордик, Елизавету Пекленкову («Ваш Досуг»), Дмитрия Ухова, Юлию Григорьеву, Илью Козлова (и команду progmusic), Владимира Ильинского (рок-эфир «Эха Москвы»), водителя Сергея, журналы «Alive», «Fuzz», «Rockmusic.ru», «Салон АВ» и «Автозвук», сайты zvuki.ru, utro.ru, радио «Культура», телеканал «О2TV».
Полные фотоальбомы с фестиваля:
Юлия Григорьева — https://vk.com/album-2548741_272614203
Сергей Петров — https://vk.com/album-2548741_272615948
Наталья Патрашова — https://vk.com/album-2548741_272617794