Indro Hardjodikoro & The Fingers: Новая коллекция
ethno/fusion,Foreign,Indro Hardjodikoro,КЗ,Москва, Чтобы найти интересное, ищите странное. Перед концертом фьюжн-команды из Индонезии Indro Hardjodikoro & The Fingers это ощущение странности просто зашкаливало: огромный престижный концертный зал «Мир», участие лауреата фестиваля в Юрмале, тоже индонезийца, показ индонезийских мод и, в довершение ко всему — бесплатный вход по приглашениям от посольства Индонезии.
Что же это будет? Обычный концерт Индро, выдающегося басиста и музыканта своей страны, мы уже слышали, его фестивальный сет — тоже, но обстоятельства его третьего визита оставались до конца неясными.
Ясно только, что благодаря упорству и самоотверженности индонезийских музыкантов они смогли наладить и закрепить связи с Россией. На свой первый концерт, фестиваль «Музэнерго» в Дубне, артисты сами искали средства, во второй раз их приметили и спонсоры, и солидный джаз-фестиваль в Петербурге, и вот теперь концерт уже поддерживается на самом высоком и официальном уровне. Молодцы!
Для Индонезии же Индро и компания стали одной из своих «визитных карточек», возможностей показать в лучшем виде культуру своей страны перед москвичами. Одна из целей концерта, озаглавленного «Прекрасная Индонезия», — привлечь побольше туристов из России в эту далекую страну с древней и богатой культурой. Не знаю, как в страну, а в КЗ «Мир» привлечь аудиторию удалось — зал был почти заполнен, причем как русскими слушателями, так и индонезийцами, которых, как оказалось, в Москве совсем немало…
Состав команды Индро постоянно растет, если в первый приезд это был квартет — две бас-гитары (Indro Hardjodikoro и Fajar Adi Nugroho), ударные (Demas Narawangsa) и клавишные (Andy Gomez Setiawan), во второй прибавились перкуссионист Ade Rukandi и вокалистка Дира Суганди, то теперь в составе был еще и флейтист (исполнитель на бамбуковой флейте Diki Suwarjiki, участник проекта Tohpati Ethnomission). Певица, правда, приехала новая, вместо впечатляющей джаз-дивы Суганди — поп-звезда Рена Херлиани (на сайте Индро ее зовут иначе — Rere Reina).
Барышня чуть менее смуглая, чем остальные индонезийцы, с тремя огромными, похожими на гитарные колки шпильками в прическе, она вполне могла бы выступить на фестивале эстрады, скажем, Башкирии, благо ее манера пения, с обилием восточной мелизматики, скорее ассоциируется с Турцией, чем с Индонезией. Свою работу она проделала вполне достойно, пусть и без «откровений» — от знакомой по предыдущим гастролям Индро «Панонг Хидонг», индонезийский версией хита «Очи черные», до потенциального хита шашлычных всего мира «Яле-яле». Буклет концерта (очень полезная штука, объясняющая, что откуда взялось) говорит, что эта песня — в малайском стиле. На другом полюсе — балийская народная мелодия «Janger», в которой музыканты смогли как следует разыграться и устроили настоящую барабанно-перкуссионную дуэль с привлечением аплодисментов зала.
По этому небольшому набору песен, конечно, нельзя судить о музыкальной культуре Индонезии, но можно сделать некоторые догадки: балийская музыка в ней представляет наследие ранней, индуистской культуры, более современные вещи представляют собой арабско-мусульманские влияния, и, наконец, уже в наше время Индонезию, как и весь мир, покорили джаз, соул, поп-музыка. Эту причудливую смесь культур мы, видимо, сейчас и слышим.
Певицу Рену на сцене сменял вокалист Сэнди Сандоро (Sandhy Soendhoro), персонаж, вызывавший смесь умиления, удивления и уважения… Но когда он вышел на сцену в первый раз и рассказал на неуверенном английском, как он счастлив оказаться в Москве и как он рад был оказаться лауреатам конкурса «Юрмала-2010», где спел поп-хит Перси Следжа «When A Man Loves A Woman», после чего «стал знаменитым по всей России и СНГ» (это не пресс-релиз, это слова самого певца!), трудно было не рассмеяться. Сам Сэнди, невероятно улыбчивый (суровых индонезийцев на сцене просто не было), крохотного роста, коренастый крепыш, пел отличным соул-блюзовым вокалом в духе Пола Роджерса — словом, если закрыть глаза, то ни за что не поверишь, что на сцене индонезиец. Он исполнил также под аккомпанемент акустики вещь собственного сочинения — проникновенную балладу на английском о том, как надо беречь наш хрупкий мир; что-то на родном языке, и, наконец, в сопровождении Индро и группы, эстрадно-джазовые замедленные версии The Beatles «And I Love Her» и Стинга «Fragile», по стилю недалеко ушедшие от того самого хита Перси Следжа. Пожалуй, это было уже некстати. («Битлз» вообще зверски сопротивляются интерпретациям — улучшения замутняют, опошляют оригинал). И в общую идею — представить индонезийскую культуру московской публике — его перфоманс не очень вписывался. Сэнди хорош, но абсолютно интернационален, он с легкостью найдет работу певца в любом джаз-клубе любой страны, но его творческая деятельность обращена внутрь его страны, он представляет в ней музыкальную культуру мира, а не наоборот. (Это отчасти касается и The Fingers). Правда, у таких певцов тоже есть шансы — вот, вспомним, нынешним вокалистом Journey стал филиппинец Арнел Пинеда. Вдруг когда-нибудь какой-нибудь Джо Бонамасса решит собрать очередной проект? Тогда ему остается только посмотреть в сторону Индонезии.
Наконец, третья часть нынешнего перфоманса — самая дикая, на взгляд пришедшего послушать этно-джаз. В начале и ближе к концу концерта Индро Харджодикоро и его друзья аккомпанировали… модному дефиле, то есть прохаживающимся на авансцене барышням в забавных, хоть и не очень ассоциирующихся с Индонезией нарядах. В то время как барышни сновали туда-сюда, Индро и его ученик-басист Ади Фаджар осторожно «поливали» на своих басовых инструментах. То, что оба они — великолепные инструменталисты, было заметно даже в таком контексте, хотя, конечно, хотелось бы всё-таки услышать их в обстановке настоящего фьюжн-концерта. Жаль, но возможностей по-настоящему разыграться в такой серьезной почти официальной обстановке у них не было. Исключение — та балийская песня с барабанным джемом в середине.
Завершился концерт, как гласит буклет, «одним из национальных гимнов» страны, «Моя родная Индонезия» («Tanah Airku Indonesia»), во время которой на сцену выбрались все организаторы, модели, модельер, работники посольства и сам посол, спевшие вещь, как и подобает гимну — хором. От такой концовки осталось странное чувство — словно попал на чей-то семейный праздник, где все — свои, а ты не знаешь, в каком месте надо вставать и где аплодировать. Но, в конце концов, мероприятие было открытым, а приглашения рассылались всем желающим (больше тысячи человек заинтересовались индонезийским джазом!). И под конец я углядел в глубине сцены менеджера группы, чудесную индонезийскую барышню по имени Найя, с которой мы подружились еще во время гастролей Индро в Дубне, та как-то сразу меня узнала и была очень рада, получив «ИнРок» с репортажем о предыдущем («АртБитовском») выступлении The Fingers. Жаль, не было возможности пообщаться с ней и музыкантами подольше, всё-таки обстановка КЗ «Мир» довольно официозная и, я думаю, всем индонезийцам предстояла какая-нибудь посольская тусовка, а мне там делать явно нечего. Так что на этот раз мы попрощались, но я надеюсь как-нибудь еще услышать The Fingers — лучше в их родной джазовой стихии.
Владимир ИМПАЛЕР
Фото — Катерина Межекова. Фотогалерея — http://www.flickr.com/photos/2tails/sets/72157631956875767
Благодарим Феликса Кима (посольство Индонезии) за аккредитацию.