Hasse Froberg & Musical Companion “HFMC” (2015)
Когда группа называет альбом именем себя, то это поначалу настораживает: жди либо смены стиля (что не всегда приветствуется поклонниками), то ли какого-нибудь программного заявления. Третий альбом Hasse Froberg & Musical Companion действительно стал новой “точкой сборки” для группы: звучание смодулировало в сторону большей “прогрессивности”, при этом и композиторская работа, и аранжировки, и исполнение, и продюсирование вышли на прямо-таки запредельный уровень. Нельзя сказать, что на предыдущих работах (“FuturePast”, 2010 и “PowerPlay”, 2012) что-либо из перечисленного хромало по качеству. Но всё же, при всей искренности и мастерстве реализации, присутствовал в них какой-то элемент стилистической пестроты (от прог-метала/прог-рока до глэма и вполне себе поп-баллад) и, возможно, недостаточно чёткого продюсирования. “HFMC” производит сильнейшее впечатление именно как единое, очень гармонично выстроенное целое в рамках прогрессив-рока, что конечно же привлечет к диску внимание самых взыскательных любителей этого направления. Хотя и здесь, как в открывающей “Can’t Stop The Clock” (на которую впервые в истории группы снят клип), можно даже в рамках одной композиции обнаружить элементы и прог-метала, и “стадионного рока”, и даже “ретро-прога” (в широком диапазоне от Queen до Yes и Rush), но всё это объединено настолько логично, что слушается на одном дыхании. Музыка развивается, живет своей жизнью, и ни одна вещь не выглядит как набранный из кусочков пазл, существуя в неразрывной связи с другими треками.
Возникает вопрос, стоит ли Фрёбергу и его команде играть на паханом-перепаханом поле их “старших товарищей” The Flower Kings (где Хассе, как известно, служит солистом-вокалистом и гитаристом), но ответ однозначен: стоит. Ведь прогрессив — это бесконечное поле для экспериментов, и Фрёбергу и Ко удается вдохнуть в него и свежесть, и драйв, и вдохновение. В том, что Хассе — превосходный мелодист, способный сочинить и “завернутую” прог-тему, и простую, но очень “цепляющую” поп-балладу (что даже сложнее), мы уже давно убедились. Но для “Компаньонов” всё-таки важнее написать хорошую песню с четкой структурой, чем наворотить безумный эпик с кучей эпизодов. И если вам в душу запали зубодробительное интро и нежно-задумчивый припев к той же “Can’t Stop The Clock”, изящный переход к 5/4 в “Everything Can Change”, мощное вступление в духе кримзоновского “Red” из “Pages” или же радостно-плакатная мелодия из “Someone Else’s Fault” — то это не только потому, что темы хороши, но и потому, что каждая абсолютно на своем месте.
Эпик на альбоме тоже имеется — это уже упомянутая 15-минутная помпезная “Pages”, сочиненная, кстати, не лидером группы, а барабанщиком Улой Страндбергом (соратником Фрёберга еще по глэм-металлической группе 80-х Spellbound). Вот они, скрытые резервы композиторского потенциала! Есть на диске и обязательная баллада — но не яркий и лучезарный “поп-хит” в духе хорошой известной по концертам “Song For July”, а печальная, до слез трогающая вещь “Genius” с “колыбельным” слайд-гитарным вступлением. И уж совсем завораживает неожиданная “In The Warmth Of The Evening” с ее “темными” вокальными гармониями и сумрачно-психоделической атмосферой. Полностью в “тяжелом” (но не металлическом, а скорее хард-роковом) саунде выдержана лишь одна вещь — энергично-скоростная “Something Worth Dying For”. Узнаваемый вокал Фрёберга, обрамленный множеством подпевок, звучит эмоционально и насыщенно, с характерными “рокерскими” нотками, но без пережима. А про звуковые детали можно говорить бесконечно — от различных стилистических “виньеток” до победных гитарных соло Антона Линдсьё, живописных клавишных “проходов” Кьела Харалдсона (который может дать хоть джазу, хоть харду) и его же меллотроновых “подкладов”, от которых щемит сердце у всякого любителя “старины глубокой”.
Если уж говорить о программных заявлениях, то бишь о концепции альбома (а она есть, как бы лидер группы в своих высказываниях этого ни отрицал), то в ней очень много личного. И можно было бы отделаться фразами о “кризисе среднего возраста” (хотя у рокеров он, видимо, запаздывает, и вообще 50 лет для мужчины — самый “расцвет сил” и работоспособности), но вчитываясь в тексты, понимаешь, что все эти кризисы даром не проходят. Здесь много трогательных подробностей из рокерской жизни, но много и философских обобщений, глубоких метафор. Тикают часы жизни — мы переворачиваем ее страницы — молодость не вернуть — но впереди еще много прекрасных глав и приключений… И последняя вещь, уже упомянутая “Someone Else’s Fault” (Капитан Очевидность подсказывает, что это смысловая перекличка с Led Zeppelin) — словно попытка самоиндульгенции: не стоит себя винить, лучше забудь о неудачах, расправь крылья и лети. Этот оптимистично-ироничный финал, одухотворенный прекрасной музыкой, настраивает на позитивный лад, что, думается, и является целью альбома.
Цельности пластинке придает и звуковое обрамление — это и повторяющаяся в первой и последней вещи мечтательная гитарная тема вполне в «цветочном» духе, и выделенное в отдельные треки тиканье часов (которое, пожалуй, выглядит немного нарочито). А еще впервые у HFMC в оформлении обложки использован не компьютерный дизайн, а созданный от руки красочный рисунок (автор — Джесс Лобода). Всё в целом заслуживает твердой “десятки” — такие оценки у нас редкость, мы приберигаем их для особо талантливых релизов. И здесь тот случай, когда высший балл можно поставить с чистой совестью, включив диск еще раз на повтор.
Опубликовано в InRock #69
progressive rock 10/10
Glassville Records