Glenn Hughes: Назад в будущее
Ноябрь 21, 2018
Катерина Межекова (39 статей)
Поделиться

Glenn Hughes: Назад в будущее

“Пришло моё время! Я пою лучше, чем я мог это сделать тогда, в 70-е!” – говорит Гленн Хьюз про свою программу “Glenn Hughes performs Classic Deep Purple Live”. Такое длинное название, кроме всего прочего, показывает нам еще и то, что Гленн не тянет одеяло на себя. Он не называет свою группу “Glenn Hughes’s Deep Purple”, как многие знаменитые рокеры 70-х делают по отношению к коллективам, с которыми когда-то играли, а демонстрирует: есть Гленн Хьюз сегодня, а есть – Deep Purple сегодня, вчера и 45 лет назад.

Это его прошлое, он соавтор этих песен, и для него важно, чтобы фанаты услышали то, что они так любят, в наилучшем исполнении. “Я люблю вас! Я здесь, чтобы вы были счастливы”, – снова и снова повторяет Гленн. Он вообще довольно много общается с залом между песнями, почти после каждой песни прижимая две руки к сердцу, показывая, как важно ему всё происходящее! При этом, обращаясь к залу, он намеренно говорит четко и медленно, чтобы русскоязычные зрители могли лучше его понять.

Концерт открывает “Stormbringer”. Почему-то вспоминается, что было написано на пластинке Deep Purple, вышедшей в советское время, когда названия было принято переводить. “Несущий бурю” – Гленн Хьюз был и остается таким! Вне всяких сомнений, певец сейчас на пике формы. Меньше стало мимики и жестов, хотя по всему его поведению на сцене видно, какое удовольствие он получает, исполняя эти славные композиции. Видно, что петь их ему никогда не надоест. И все его силы отданы голосу. И дело не только в том, что у него большого размера лёгкие или в том, что он поет диафрагмой, не зажимая шею, его секрет в энергии и любви, которую он вкладывает в этот материал. Он искренне верит в то, что делает! Гленн не раз говорил в интервью, что много занимается вокалом, в частности, по упражнениям, которые ему показал его друг Стиви Уандер.

Не только вокал его несравним с Яном Гилланом или Дэвидом Ковердейлом, но и басовая линия звучит совсем по-другому, чем у Роджера Гловера. В игре Хьюза куда больше грува, и его басовые партии звучат более объёмно и мощно. Это не новость, что эти два музыканта играют по-разному, и цель тут не в том, чтобы показать слабость в тех или иных вещах теперешнего состава Deep Purple. Каждый силен в своём, каждый на своём месте! Цель именно в том, чтобы во всех красках описать, насколько сильно и колоритно Гленн Хьюз исполняет эти песни, знакомые всем и любимые.

В «Mistreated» его мастерство владения вокалом поражает больше всего: Гленн рисует своим голосом все грани страдания героя, спускаясь местами до бархатного баритона, надрывно, но к месту, всхлипывая, а потом поднимаясь практически до фальцета. Такие краски эмоций мгновенно вовлекают зрителя в сопереживание, и когда последние ноты «Mistreated» сыграны, чувствуешь, что пережил какой-то катарсис…

И тут понимаешь, насколько же оправдан в данном случае сидячий зал. И это не потому, что большинству зрителей уже хорошо за 40. Почему же – спрашиваем мы менеджера Гленна, и он с улыбкой отвечает: “А вы пробовали смотреть хороший фильм без возможности удобно расположиться в кресле? И можно ли наслаждаться прекрасным ужином или впечатляющим пейзажем стоя? Нет-нет, вам просто необходимо сесть и расслабиться, чтобы полностью погрузиться в происходящее”. К тому же акустика в Светлановском зале Международного Дома Музыки просто великолепная. И на балконе, и с боков – звук отличный, не говоря уже о партере.

С «пёрпловским» репертуаром Гленн будет выступать по миру весь 2019 год. Сет-лист концерта в ходе данной «ветки» турне неизменен. Раньше, в Америке, звучала “Highway Star”, теперь её нет. К следующему этапу гастролей в репертуаре наверняка что-нибудь изменится. Хотя трудно сказать, что можно было бы убрать из такой монолитной программы — без учета инструментальных сольных номеров в ней всего девять песен. Сразу думаешь: почему же так мало! Но зато каких песен! Да и лучше без труда спеть девять номеров, чем задыхаться на двадцати (это не про Гленна). К тому же концерт построен так, что несколько раз Хьюз уходит со сцены передохнуть. Совершенно нет ощущения, что всё это дается ему тяжело, но в 66 лет это весьма разумный подход. Да и надо показать зрителям уровень мастерства музыкантов его группы. Но возвращается Гленн на сцену каждый раз чуть ли не вприпрыжку.

Кстати, сопровождающий состав в ходе меняется. В анонсах было обещано, что за ударными будет Фернандо Эскобедо, а на клавишных – Йеспер Бо Хансен. На сцене же мы увидели за хаммонд-органом Майка Мэнгана (Mike Mangan), а в качестве барабанщика приехал Эш Шиэн (Ash Sheehan). Гитарист — по-прежнему Сорен Андерсен. С чем связаны перемены состава, неизвестно, но они делают концерт ещё более уникальным. К тому же, повторюсь, уровень игры музыкантов – выше всяких похвал. Майк Мэнган во время своего соло обходит «Хаммонд» по кругу, не отрывая пальцев от клавиш. В какой-то момент в его соло слышится отрывок из “Так говорил Заратустра” Рихарда Штрауса. В стиле игры Майка много отсылок, по динамике и красочности, к игре Джона Лорда. Весь «классический» материал исполнен с большим уважением к оригиналу.

Коренастый, с хитрой ухмылкой, рыжей бородой и в кепи, барабанщик Эш Шиэн не стремится переиграть Иэна Пейса, но ни в таланте, ни в энергичности ему не откажешь. В своем сольном номере он веселит зал как может: наливает воды, а потом лупит по барабанам, устраивая фонтан, строит смешные гримасы, засовывает палочки себе в нос, играет кепкой… Это уже напоминает выступление комика, но всё правильно – нужно разрядить эмоции в зале.

Очень хорошо выполняет свою работу гитарист Сорен Андерсен. Он в сольной группе Гленна уже около десяти лет. Артистично, но без лишнего гонора, он играет с душой ту классику рока, на которой вырос, и которую мечтал играть с детства. Благодаря этому соло в “Gettin’ Tighter” и в “You Keep On Moving” звучат свежо и ярко, с уважением и почетом к их автору, Томми Болину.

Удивительно, но даже донельзя заезженную “Smoke On The Water” музыканты играют невероятно легко и живо, словно они ее только на днях написали! Первую строчку припева поют зрители, а затем Хьюз допевает “…Fire in the sky”. Зал подпевает не так громко, как подпевали Яну Гиллану в Олимпийском, зато вокал Хьюза значительно мощнее.

На бис ожидаемо звучит «Burn». Тут уже все встают с мест и подходят ближе к сцене, чтобы быть ближе к кумиру… Хьюз проходит по краю сцены, солидные лысоватые дядечки тянут к нему руки, дамы стараются снять селфи на фоне музыканта. В какой-то момент Гленн снимает очки и говорит: «Посмотрите в мои глаза! Это глаза счастливого человека!» Он улыбается, посылает в зал жесты благодарности, снова и снова признаётся в любви своим фанатам. И неважно, сколько кому лет, важно, как горят глаза зрителей и как они тоже снова счастливы и полны энергии.

“Если Вы когда-либо увидите шоу лучше или услышите эти песни в лучшем исполнении – обязательно скажите мне, я сам хотел бы это видеть”, – говорит менеджер Хьюза. И Гленн со смехом добавляет: “Готовьтесь плакать, не сдерживайте эмоции, я делаю это ради вас, моих любимых фэнов, из моей бесконечной любви к вам!”

И задумываешься — а надо ли вообще сравнивать, пытаться анализировать, какая версия лучше, где музыканты сыграли «как тогда», а где — «как сейчас»? Может, лучше просто отдаться потоку и радоваться, что мы можем слышать эту музыку вживую? Ведь нас там не было. Концертная запись — это не само выступление. Поэтому по-настоящему сравнивать может только сам Хьюз. И для него это — не сравнение, а освобождение от прошлого через переживание того, что не случилось тогда. Способ отпустить наконец фантомные боли семидесятых и стать свободным для новых творений.

А для тех, кто вырос на этих песнях и для тех, кто ещё не родился, это способ услышать песни такими, как они звучали на концертах в 70-е. Шутки шутками, а концерт Гленна Хьюза – действительно машина времени.

Сетлист: Intro, Stormbringer, Might Just Take Your Life, Sail Away, Gettin’ Tighter, You Keep on Moving, клавишное соло (отрывки из «Love Child» и «Also sprach Zarathustra»), You Fool No One (отрывок из «Highball Shooter», гитарное и барабанное соло), Mistreated, Smoke on the Water (отрывок из «Lazy») и Georgia on My Mind (Hoagy Carmichael). Бис: Burn.

Катерина МЕЖЕКОВА
Фото автора.
Благодарим Дарью Дубову (Moscow Show) и Карла Суонна (менеджер артиста) за аккредитацию.

Весь фотоальбом: 

https://vk.com/album-2548741_258710219
https://www.facebook.com/pg/InRockMag/photos/?tab=album&album_id=2418708494813199

Общее впечатление

19 ноября 2018 г.
Москва, ММДМ
Moscow Show

Катерина Межекова

Катерина Межекова