Joe Lynn Turner: Тот, который остался
Март 11, 2023
Владимир Импалер (1137 статей)
Поделиться

Joe Lynn Turner: Тот, который остался

Пять раз! Ровно столько, пишут в соцсетях, переносился московский концерт Джо Линн Тёрнера. Первый раз его ждали в столице с концертом ещё до пандемии, формальным поводом для него стало 30-летие вышедшего в 1990 году единственного с участием Джо альбома Deep Purple «Slaves and Masters». Но нагрянула пандемия, потом вроде как отошла на второй план, но иной раз думаешь, что лучше бы уж продолжалась эпоха локдаунов и масок…

Но сейчас речь не о том. За эти три года поток западных рок- и метал-гастролёров, казавшийся бесконечным, прекратился резко и практически полностью. Кажется, последними, кто приезжал к нам до пандемии, были Sabaton и Тиль Линдеманн, в прошлом году в крохотное «игольное ушко» умудрился втиснуться Петер Тагтгрен с группой Pain, причём был этот концерт 23 февраля 2022 года… И всё. Кстати, как раз в дуэте с Тагтгреном записан новый, вышедший в конце 2022-го сольник Джо Линн Тёрнера. И вот теперь к нам приезжает Джо… Совпадение? Наверное, да. Но поразительно, как сейчас Тёрнеру удаётся «сидеть на двух стульях» – он продолжает активную карьеру на мировой сцене, играет на крупных европейских фестивалях типа Tuska, тот самый новый сольник «Belly of the Beast» отлично освещался в рок-журналах по всему миру. В то же время живёт Джо, по рассказам фэнов, в основном в Минске, жена его как раз из Белоруссии, говорят, что он даже якобы подумывает о получении гражданства (правда, неясно, российского или белорусского). Да и в России Тёрнер был регулярным гостем, и даже совсем недавно, 24 сентября 2022 года был концерт в клубе «Джеггер» в Петербурге, а выступление в Москве было перенесено не из-за чьих-то козней, а из-за проблем со здоровьем артиста.

Сейчас всё, слава Богу, с самочувствием в порядке, по крайней мере, на сцене Джо пышет энергией, которую совсем не ждёшь от 70-летнего рокера. Хотя нет, от рокера как раз таки ждёшь – те, кто не поддался соблазнам drugs & rock’n’roll и не сошёл с дистанции, просто не могут не держать себя в хорошей форме. Иначе никак… Люди с таким послужным списком – Deep Purple, Rainbow, Ингви Мальмстин, – тем более сохранившие голосовые связки в нормальном состоянии, чем дальше, тем ценнее становятся… Просто потому, что гастроли западных звёзд в России сейчас практически нереальны (исключений, кроме Ронни Ромеро, который недавно выступал почему-то в составе кавер-шоу Queen, и не вспоминается). А вырастают всё новые поколения людей, которые хотят понять, что это такое – классика рока, и прикоснуться к ней в оригинале, увидеть кого-то из тех, кто записывал любимые альбомы, заглянуть в своего рода живой музей рока, пока есть такая возможность.

Стало быть, вопрос в том, адекватно ли и качественно ли Джо Линн Тёрнер нам эту классику представляет. С одной стороны, да: сам Джо, повторюсь, в прекрасной форме. Голос его за последние лет 15-20 практически не утратил силы и диапазона, хотя заметно огрубел в сравнении с тем, каким мы его привыкли слышать на записях Rainbow. (А вот песни с альбома «Slaves and Masters», пожалуй, Джо поёт даже мощнее, чем на диске, жаль, что так мало он берётся за этот репертуар). Репертуар сольных концертов – 100% классика, всё сплошь «пурпурно-радужная», не везде своя, но и репертуару Гиллана и Дио наш герой, что называется, does the justice. Иногда даже внося какие-то свои интересные черты – например, в «Catch the Rainbow» появляются нотки соула вместо ронниевского «рок-бельканто».

Группа – другое дело. Совершенно ясно, что в той точке карьеры, в какой сейчас находится Джо, нет ни финансовых, ни организационных возможностей поддерживать постоянно действующую группу, тем более – из сравнимых с ним по уровню инструменталистов, какими были участники, скажем, Hughes Turner Project и Over the Rainbow. Остаются местные кавер-бэнды, которые подряжаются играть с ним, когда возникает необходимость. Когда-то давным-давно Тёрнер играл с командой Greentown из Зеленограда. Сейчас вместе с ним – коллектив из Минска, дополненный питерцами… На концерте Джо назвал всех только по именам, но после изучения соцсетей удалось идентифицировать всех, кроме клавишника (Тёрнер его представил Гришей из Петербурга).

Во главе международной команды – гитарист Александр с псевдонимом Kiss, лидер собственной гитарной школы в Минске. Он сессионно играет с певцом Георгием Колдуном, группой «Сябры» и ещё множеством артистов, чьи имена в мире рока вряд ли кому-то что-то скажут. Также «Кисс» сотрудничает с Государственным академическим симфоническим оркестром Республики Беларусь и композитором Дмитрием Смольским (тем самым!). С ним в группе играют ещё трое из Минска — Артур Березин (бас), Александр Пода (гитара) и Егор Бакунович (гитара). А вот барабанщик – питерец Артём Мамай, и он, пожалуй, самый известный человек в составе – играет сейчас ни много ни мало как с ДДТ! За плечами у «Тёрнер-бэнда» уже были проекты, связанные с рок-каверами, причём не простыми, а оркестровыми! Можно найти отрывки записей – например, гитаристы пилят что-то на тему «Burn», на фоновых экранах пыхают какие-то фейерверки, а вокалист лежит на сцене и снимает всё на мобильник. Вот такой теперь рок – где-то между цирком и пантомимой.

Так сколько нужно гитаристов, чтобы вкрутить лампочку… заменить одного Ричи Блэкмора? Как видите, целых трое. Трудно сказать, зачем: может, надо иметь резервы на случай, если один порвёт струну или захочет попить водички, а может, сдвоенные гитарные соло в тех песнях, где мы привыкли слышать их выученными наизусть, звучат увереннее одинарных. За соло отвечают, как правило, Александр Пода и Александр Кисс, оба с жёлтыми гитарами (только представьте, лимонно-жёлтый Ibanez… бррр! Единственный человек, в руках которого такое будет смотреться уместно – это Кристоф Годен… ну, может, ещё Рон Тал). Один явно любит теппинг, другой – педаль вроде октавера, всё это в арсенале Блэкмора, пожалуй, непредставимо. У «Кисса» инструмент был ещё примечателен росчерком на корпусе. Интересное дело! Кто расписался? Довольно странно просить дать автограф того, с кем постоянно играешь…
Третий из «Blackmores Trio», Егор Бакунович, играл на инструменте более привычного чёрного цвета, в основном ритм, где надо, использовал слайд (жаль, партия в «Catch the Rainbow» была тиховато в миксе), а в целом находился в тёмном углу сцены и отсвечивал мало. Зато именно ему доверено было сыграть соло в «Smoke on the Water».

С ритм-секцией всё проще – басист один, барабанщик тоже. Вопросов к ним нет, разве что к драммеру Мамаю – не ошибся ли он дверьми случайно, идя на репетицию кавер-бэнда Judas Priest… А вот клавишник… Эх, Гриша-Гриша… Понятно, что Джона Лорда не заменишь никем. Да и Тони Кэйри, и Дона Эйри – проблематично. И что тащить в турне настоящий хаммонд с лесли-колонками сейчас нереально. Но попытки изобразить всё сразу с одним-единственным синтюком и макбуком… как-то совершенно неубедительны. А немногочисленные соло – скажем, в «Spotlight Kid», – вызывают только неловкость. Особенно поразил момент в «Perfect Strangers», когда бедняга раза три играл какую-то скучнейшую фразу, при этом ещё и тембром, каким пищит прогулочный детский автомобильчик.

«Давно не виделись! Так много дерьма происходит на свете. Но рок-н-ролл – вот что по-настоящему важно», – сказал (в переводе с английского) Джо, когда отзвучала «открывашка» «Death Alley Driver» из репертуара Rainbow. Тут же Тёрнер предупредил, что ничего из нового сольника в этот вечер звучать не будет. «С этим материалом я к вам ещё приеду!» – пообещал он. Кстати, альбом «Belly of the Beast» интересен не только сотрудничеством с «экстремальщиком» Тагтгреном вместо привычного набора АОРовых музыкоплётов от Frontiers, но и радикальной сменой имиджа. Тёрнер публично признал, что все годы носил парик, и сделал фотосессию без него. Смелый, заслуживающий всяческого уважения шаг. Но… фэны, которые слушают Тёрнера вплоть до сольников, всё-таки не так многочисленны. Можно предполагать, что в зале клуба «1930» часть народу была вообще не в курсе, что у Тёрнера есть какие-то сольники, а уж фронтмена без его привычной прически они бы просто не узнали.

А может, и узнали бы! По песням… «I Surrender» («Её петь мне никогда не наскучит», – сказал Джо), «Spotlight Kid», неожиданная «Jealous Lover» с би-сайда, «Death Alley Driver» – вот и всё из тёрнеровского периода Rainbow, заметим полное отсутствие баллад – да и в целом, если не считать «Catch the Rainbow», сет вышел очень скоростным и боевым. Хотя вроде самое время для лирики, недавно был Женский день, и Тёрнер о нём знает (хотя и назвал его «babooshka’s day»). Интересно, что русской лексики из уст Джо звучало очень мало, помимо обычных «spasiba», «kharasho» и «kak dila», хотя казалось бы, мог бы успеть выучить и побольше… «Cut Runs Deep» единственная представляла «Slaves and Masters» – а было бы интересно услышать побольше, учитывая, что с годами публика к этому материалу заметно подобрела… Были посвящения Ронни Джеймсу Дио – «Man on the Silver Mountain» и «Catch the Rainbow», перед которой Джо, как показалось, перекрестился, возвёл очи небу и рассказал, что с Дио у него не было соперничества, напротив, они дружили и радовались успехам друг друга.

Поневоле задаёшься вопросом – а не ошибся ли Ричи, не позвав Тёрнера в собранную заново группу Rainbow? Сложный вопрос. Как певец Джо и сейчас ни в чём не уступает чилийцу, который вдвое его младше, он тоже может быть «вокальным хамелеоном», но своего «я» у него явно побольше… Кстати, подумалось, что было бы интересно услышать Тёрнера с фанки-соул-репертуаром – в «Jealous Lover» эти его корни явственно слышатся. Понятно, почему это был би-сайд…
Ну и, конечно, прозвучал «джентльменский набор» классики Deep Purple, к созданию которой Тёрнер отношения не имеет, но пел, играя с Ричи Блэкмором, поэтому как бы прикоснулся и тоже вправе использовать во благо рок-н-ролла…

Полтора часа прошли как один. В Питере за пару дней до этого Тёрнер выступал чуть дольше, москвичам не досталось двух каверов – «Foxy Lady» и «Voodoo Child (Slight Return)» Джими Хендрикса, а также гостевого выхода местного певца в «Perfect Strangers». Зал вовсю подпевал – порой даже без понуканий со стороны сцены. Например, после того, как закончилась «Black Night», звуки хора звучали ещё долго, а Тёрнер сотоварищи с восхищёнными лицами записывали всё на видео. Под конец к сцене пробрались несколько зрителей с подарками, и одна поклонница вручила певцу огромный букет белых роз. Хотя артисту к такому не привыкать, удивление и восхищение в его глазах было неподдельным. Кто-то протягивал ему на подпись огромные винилы, был даже «Slaves and Masters», кто-то вручил портрет… Завершение вышло типичным для сольного Тёрнера – «Smoke on the Water» и «Long Live Rock’n’Roll», своего рода квинтессенция хард-рока «пурпурного» толка.
И вроде музыканты уже поклонились, а публика потянулась к гардеробу, как Джо скомандовал артистам возвращаться, и они сбацали ещё одну вещь (на самом деле спланированную, в Питере она тоже была) – «Burn». Тот случай, когда канонические соло были вообще неузнаваемы, казалось, каждый играет что-то своё, но это и есть рок-н-ролл!

Когда-то Джо Линн Тёрнер, чей голос украшает несколько шедевральных рок-альбомов, был одним из самых долгожданных гастролёров после падения «железного занавеса». Потом статус несколько просел – за счёт и штампованных релизов на лейбле Frontiers, и гастрольного «чёса» на постсоветском пространстве. Своя верная аудитория у Джо всегда была, но на большие площадки он уже не мог рассчитывать. Теперь у Тёрнера новый шанс – он фактически единственный, кто может и хочет выступать в России. И молодёжь, те, кто пропустили момент или, допустим, были ещё маленькими, когда здесь гастролировали Deep Purple, присутствовали в зале в заметной пропорции. Надо ловить момент! А Джо Линн Тёрнер одинаково хорошо справляется с задачей и показать фэнам, что такое хард-рок, в чём его сила, за что его любят, и продемонстрировать скептикам всё то, за что этот жанр терпеть не могут, находят устаревшим, смешным, позёрским, однобоким и… подставьте эпитеты по настроению. В каком вы лагере – решайте сами.

P.S. К сожалению, наш журнал не получил ответа по поводу аккредитации на концерт. Фотосъёмка в зале тоже была запрещена. Поэтому представим вам то, как видят выступление Джо Линн Тёрнера и его группы нейросети.

Сет-лист: Death Alley Driver, Hush, Jealous Lover, I Surrender, Perfect Strangers, Man on the Silver Mountain, Catch the Rainbow, The Cut Runs Deep, Spotlight Kid (включая барабанное соло), Pictures of Home, Black Night, Highway Star, Smoke on the Water. Бис 1: Long Live Rock ‘n’ Roll. Бис 2: Burn.

Владимир ИМПАЛЕР
Фото сгенерировано с помощью вк-сообщества «Academic Art» и мобильного приложения DeepArtEffects (на основе фото на мобильный телефон с концерта).

Общее впечатление

Москва, клуб «1930»
9 марта 2023 г.

Владимир Импалер

Владимир Импалер