Manfred Mann’s Earth Band: С «кейтаром» наперевес
Концерт в «Крокус Сити Холле» завершил европейский мини-тур группы, посвященный 50-летию творческой деятельности Манфреда Манна. Изначально в этот день было запланировано совместное выступление MMEB и Barclay James Harvest, но последние не приехали по причине болезни гитариста Джона Лиса. Фэнов прог-рока ожидал еще один сюрприз: в компании Манфреда Манна появился новый вокалист Роберт Харт.
Харт начинал свою карьеру в качестве соло-певца еще в 1980-е годы, а высшим достижением его к моменту прихода в MMEB, похоже, стало участие в группе Bad Company. Роберт спел на двух альбомах группы 1995 и 1996 годов. Забавно, что в последние годы «трудные подростки» английского блюз-рока находят работу в неожиданных командах. Многие из вас помнят сенсационный концерт тандема Queen + Paul Rogers в «Олимпийском» в сентябре 2008 года. Как выяснилось, чтобы послушать песни Bad Company и Free, нужно было пойти на Queen. Ведь даже «Show Must Go On» Пол Роджерс пропел в стиле соул… Роберт Харт в MMEB воспринимается намного гармоничнее, чем Пол в Queen, благо что корни у Манфреда Манна и Мика Роджерса те же самые – блюзовые.
Рискну предположить, что советско-российские слушатели питают к ансамблю особые чувства: MMEB – одна из немногих групп, чьи пластинки, в данном случае великолепный альбом «Watch», официально издавались «Мелодией» в СССР. Концертный репертуар, львиная доля которого – по-прежнему переработки чужих авторов, не сильно изменился за прошедшие лет десять. Это выверенный материал, который лишь на 30-40 процентов состоит из прог-рока, а в остальном является довольно стандартным блюз-роком и помпезным хард-роком. Традиция же открывать выступления композицией «Spirits In The Night» насчитывает уже несколько десятилетий. Нельзя сказать, что эта песня сильно изменилась с тех пор, но, будучи поставленной в начале концерта, неминуемо теряет в тонкости нюансов – основной упор группа делает на энергетику исполнения. Наверное, естественнее песня слушалась бы в середине сет-листа.
У Роберта Харта пышная седая шевелюра, но, несмотря на это, он чрезвычайно моложав и подтянут, носит кроссовки и джинсы, ведет себя очень бодро и активно, постоянно заигрывает с публикой и жонглирует микрофонной стойкой. Всё же трудно назвать его фронтменом; «командуют парадом» по-прежнему Роджерс и Манн. Манфред, кстати, прятался в правом углу сцены за армадой клавиатур, над которыми мерно колыхалась его фирменная шляпа а-ля Крокодил Данди африканского «разлива». Время от времени он выходил вперед с наплечным синтезатором Roland и импровизировал на пару с Роджерсом. Кстати, Мик сейчас выступает с желтым Фендером, с которым, в частности, он появился на сцене с Эриком Клэптоном в январе текущего года.
Казалось бы, зачем нужен второй вокалист при поющем Мике Роджерсе? Поскольку почти все композиции вокальные, то на Мика, конечно, легла бы большая нагрузка быть одновременно активным гитаристом и вокалистом. Кстати, подпевают в группе все, включая самого Манфреда, басиста Стива Кинча и барабанщика Джеффа Данна.
В контексте прог-рока самый яркий момент выступления – шедевр «Father Of Day, Father Of Night» с альбома «Solar Fire» 1974 г. Целиком пропетая Роджерсом, сохранившим все знакомые интонации, эта вещь нисколечко не потеряла в глубине и сложности. Сохранился эпический размах, а замысловатость гитарных и клавишных партий, пожалуй, даже усложнилась. Роджерс с удовольствием демонстрировал свой фирменный гитарный стиль – иногда его игра напоминала фламенко с привкусом стали. На ура принимала публика и коммерческие «боевики» «Blinded By The Light» и «Don’t Kill It Carol», хорошо знакомые нашим слушателям. Судя по улыбке Мика, он хорошо относится и к репертуару, опубликованному после его ухода в 1975 году. Похоже, материал пластинок «Angel Station» и «Watch» для него столь же комфортен, сколь и ранние работы. Жаль, что в сет-листе отсутствует «Visionary Mountains», которая здорово украсила бы концерт. Что касается других, блюз-роковых композиций, то Мик в них играл риффы, а не соло. Несколько выделялась мелодизмом версия классической баллады Брюса Спрингстина «Dancing In The Dark», не сильно изменившаяся после вмешательства Мэнна и друзей. Она напомнила мне хит Алана Парсонса «You»re Gonna Get Your Fingers Burned». А когда зазвучали вступительные аккорды к песне «Davy’s On The Road Again», подкатил комок к горлу – невозможно удержаться от сравнения двух голосов, Роберта Харта и Криса Томпсона. Дело в том, что Крис обладает, конечно, не самым оригинальным вокалом в роке, но у него присутствует душевная теплота и мягкость; Роберт же поёт более жестко, по-блюзовому, иногда даже в стиле соул. Вообще, Харт «живьем» всё же обыгрывает Томпсона – мощью, энергетикой. Возможно, на этот эффект рассчитывал лидер группы, который всячески бодрится на восьмом десятке лет. А кто из этих двух певцов вам кажется лучше – дело исключительно вкуса.
Уверен, музыканты просто не могли разойтись, не отыграв «Mighty Quinn», поэтому их преждевременный уход со сцены был скорее театральным жестом. И действительно, через пару минут они вернулись и сыграли некое попурри из этой песни и классических рок-н-роллов.
P.S. После концерта часть наших воллег пошла брать интервью у Харта и Роджерса, а мы остались ждать их возле служебного входа. Пока делились впечатлениями, мимо нас прошел как будто приторможенный Манфред (в кепке) и сел в гастрольный микроавтобус. Поскольку и я там был, то могу засвидетельствовать: никаких девичьих воплей, разорванного белья и спонтанной автограф-сессии не было. Очевидно, автобус направлялся в аэропорт, и мне оставалось лишь помахать рукой вслед уходящей легенде мирового прог-рока…
Сет-лист: Spirits In The Night, Castles Burning, Captain Bobby Stout, Martha’s Madman, Dancing In The Dark, You Angel You, Father Of Day, Father Of Night, For You, Don’t Kill It Carol, Blinded By The Light, Davy’s On The Road Again, Mighty Quinn.
Андрей ГАЕВСКИЙ
Фото: Екатерина Межекова
Благодарим Владимира Казыханова (Razzle Wolf) за аккредитацию.
Manfred Mann’s Earth Band: Назад к ритм-н-блюзу
Пока в зале медленно, но верно собиралась своя верная тысяча фэнов Manfred Mann’s Earthband, оставалось время немного поразмышлять. Например, о том, насколько люднее в зале было бы, если бы приехали Barclay James Harvest, чей концерт оказался отменен из-за болезни лидера команды. Нет, наверное, точно так же. Но всё-таки жаль — BJH в Россию еще ни разу не приезжали. А вот Манфред…
Интересно повспоминать, сколько раз уже видел Манфреда Манна и его команду. Наверное, три. Первый раз — на стадионе, МСА «Лужники», второй — в «Горбушке», третий — в клубе «Апельсин». Как видим, тенденция нисходящая, как и всегда у «архивных» звезд, первый приезд которых собирает тех, кто хочет «поставить галочку», а следующие — верных фэнов и тех, кто был слишком мал в прошлые их визиты. Самые теплые чувства оставил третий из концертов — может, благодаря хорошему звуку «Апельсина» и чувству особо близкого контакта с артистами. Все три раза коллектив приезжал практически в том же составе (менялись лишь барабанщики), неизменными были персоны вокалиста/гитариста Мика Роджерса, одного из основателей группы, и поющего в команде с начала 90-х дредастого и чернокожего «афроангличанина» Ноэля Маккалы.
Но в 2009-м Ноэль ушел, и вместе с ним ушли и вся африканская составляющая сет-листа MMEB. Сменщик Маккалы — Роберт Харт, седовласый английский джентльмен, более всего известный по участию в Bad Company. Там он сменил Брайана Хоу, который, в свою очередь, сменил Пола Роджерса. Харт записал с группой два добротных альбома и в конце концов уступил место «оригиналу». Ирония судьбы — четыре года назад я видел Пола Роджерса в составе Queen, теперь — Роберта Харта в составе Manfred Mann’s Earthband!
Видно, что Харт не пришел в группу, чтобы исполнять ту же самую роль. Голос Роберта, сильный и выразительный, порой напоминает Брайана Адамса, порой — Пола Роджерса, и балансирует где-то между откровенной эстрадой и первоклассным ритм-н-блюзом. Под стать и поведение певца на стене — настоящий фейерверк улыбочек, умильных жестов и расшаркиваний перед публикой. На контрасте с ним Мик Роджерс сосредоточен, углублен в себя. Мику принадлежит «артовая» классика MMEB типа «Father of Day», которой, признаться, было не очень-то и много. Роберту — приблюзованные версии извечных каверов Дилана и Спрингстина, которых в этот раз оказалось чуть ли не две трети сетлиста. К стыду своему, я почти не узнавал вещи — то ли они прятались на каких-то незнакомых закоулках манфредовских альбомов, то ли были настолько сильно переделаны. Ну а «африканщина» испарилась вместе с Ноэлем. К добру или нет, не знаю — лично мне кажется, что музыка MMEB с его уходом обеднела, стала более плоской. Ритм-н-блюз — это хорошо, но подобных команд много, а прежнее звучание Манфреда, сочетание его отрешенных муговых соло и соул-вокала Ноэля — уникально.
Что появилось, так это превосходное взаимодействие двух довольно близких по тембру и манере вокалистов. Мик и Роберт идеально дополняют друг друга, поют на два голоса, чередуют лидирующие партии. Иногда к ним подключается басист (по секрету, настоящий оперный певец!) и совсем уж редко — сам Манфред. Подобные многоголосые раскладки — самые яркие моменты концерта.
А вот Манфред, кажется, постепенно уходит в тень — в своей собственной группе. Да, у него были превосходные сольные партии, он по-прежнему изумительный импровизатор, тончайший солист. Пару раз он даже выходил на авансцену с «кейтаром» — клавишными на ремне — марки Roland и «рубился» наравне с Миком. Только что шляпа не падала! Но что естественно для Андрея Андерсена или Джордана Рудесса, в исполнении 72-летнего патриарха кажется скорее нелепым.
Полтора часа концерта пролетели довольно быстро, а на бис вышел… один Мик Роджерс, пообещав вернуть нас в тысяча девятьсот пятьдесят лохматый год, и сыграл рок-н-ролл под акустическую гитару. Зал высыпал вперед, к сцене, и вовсю пританцовывал. Затем к нему присоединились остальные и вжарили «Mighty Quinn», как полагается — с долгим джемом, перекличкой с залом и даже риффом из «Smoke on the Water», пусть и слегка переиначенным. Ударник при этом играл барабанный рисунок оригинала, словно исполнение этой вещи для него дело частое и привычное.
Концерт оставил странные чувства. Понятно, артисты не становятся моложе, и сет-листы с годами укорачиваются. Другое дело, что вместо арт-рокового MMEB мы услышали скорее ритм-н-блюзовый. Для Манфреда это в своем роде возврат к корням, да. Конечно, правильно, что команда не заставляет нового певца повторять старые трюки, а задействует его сильные стороны, строит новое звучание под его возможности. Только вот очарование прошлых концертов MMEB сменилось обычным драйвом…
Владимир ИМПАЛЕР
Спасибо всем.