Гленн Хьюз: Смотри картинку, слушай пластинку
Ноябрь 12, 2019
Владимир Импалер (1137 статей)
Поделиться

Гленн Хьюз: Смотри картинку, слушай пластинку

Светлановский зал ММДМ, один раз увидев, не спутаешь ни с чем. Округлые линии балконов, пышные кресла, и во всю заднюю стену – настоящий орган. Кто только ни выступает на его фоне! Случается и рокерам. Гленн Хьюз со своей группой тут был уже год назад, дал целых два концерта с программой песен Deep Purple – тех, что он пел во времена своего участия в группе. Настало время для ещё одного визита – репертуар практически тот же, а вот концерт всего один. И, несмотря на недешёвые билеты, зал был заполнен под завязку.

Начало было назначено на семь, минут в 20 восьмого в зале стал наконец гаснуть верхний свет, но окончательно его не выключили – только притушили, добавив цветных прожекторов на сцену. И, пока на сцену под отрывки старых (или нарочито «состаренных») «пёрпловских» записей выходили участники сопровождающей группы Гленна – гитарист Сорен Андерсен, барабанщик Фер Эскобедо и клавишник Йеспер Бо Хансен (по другим сведениям, Лаки Доули / Lachy Doley), закадровый голос нарочито торжественно возвестил: «Glenn Hughes on the bass and vocals!» И Гленн не замедлил появиться – и не в хиппово-пёстром наряде, как в прошлый раз, а в куртке с «юнион джеком», а потом, когда он её сбросил – в простенькой майке с надписью большими буквами, белыми на чёрном: «FREEDOM».

В чём свобода Гленна? Как известный землекоп, который может копать, а может не копать, Хьюз свободен исполнять репертуар Deep Purple, а свободен – и не исполнять его. Вот уже второй концерт он выбирает свободу первого рода. Видимо, публике определённость репертуара нравится больше, чем непредсказуемость сольной карьеры Гленна с вечно меняющимися составами и группами, причём каждая новая всё сложнее запоминается… Позапрошлый его приезд в составе проекта California Breed проходил в клубном формате, не самом крупном зале «Известия холл», а сейчас, повторюсь, престижный, большой сидячий зал – и ажиотаж, «билетика не найдется» и всё такое.

«Stormbringer coming… time to die!» – в первом же припеве первым же высокочастотным воплем Хьюз как бы с порога гарантирует: всё в порядке. Я по-прежнему Голос Рока, Гленн Всемогущий, и годы надо мной не властны. Не властны, да – над голосом, над внешним обликом – у Хьюза уже хватает морщин, но его грация, движения по-прежнему юношеские. А вот энергия всё-таки уходит. В мае-июне певец был вынужден отменить британскую часть турне из-за проблем со здоровьем, как было туманно сказано на сайте, «не критичных, но которые могут стать серьёзными, если ими не заняться». Надеемся, что трудности реально позади, но то, что бэнд бережёт своего лидера, да и сам Гленн уже не так бесшабашно «зажигает» на сцене, невозможно не заметить. В полуторачасовом сетлисте изрядную долю составляли инструментальные соло и джемы, а Хьюз раза четыре отлучался за кулисы. Почти остался незатронутым «Come Taste the Band» (жаль, этот материал позволил бы лучше проявиться фанковой стороне Гленна), а вот до-хьюзовских времён было целых две вещи, канонические «Highway Star» и «Smoke on the Water». Но тут Гленн честен с собой и с нами – он их исполнял с группой на концертах тогда, в 70-е. И «Georgia On My Mind», соул-классика Хоги Кармайкла – он тоже исполнял её живьём с Deep Purple в 1976-м. Кстати, изумительная версия. Вот бы Гленн когда-нибудь записал альбом в чистом стиле соул! Но не сейчас… Было много джемов – и чтобы помочь «боссу» и довести длительность концерта до общественно приемлемой, да и просто – FREEDOM же! Тогда, в 70-е, «классики рока» тоже джемовали гораздо больше (и куда безответственней), чем сейчас. Иногда это даже кажется чересчур – вот «Might Just Take Your Life», в которую вставили аж три инструментальных соло и кусочек «High Ball Shooter», превратилась в этакий «день сурка» по-диппёрпловски: кажется, всё, кульминация, финал, и тут все снова «выходят» на знакомый рифф, и снова, и снова…

«Я бы пел для вас вечно! Люблю Россию! Спасибо, что любите эту музыку… – раскланивается и прижимает руку к сердцу Гленн. – А эту песню, которую мы написали вместе с Дэвидом Ковердейлом, я хочу спеть вместе с вами. Знаю, у вас красивые голоса…» Звучит «You Keep On Moving», начинает её красивейшая басовая линия Гленна. Как всё-таки хорошо, что он после долгих лет чистого «вокализирования» снова взялся за четырёхструнный инструмент… А медленная часть песни, та, что с парящим в вышине небесно-чистым голосом – это музыка, звучащая не во времени, а в вечности. Спеть такое по-настоящему может только Гленн… Он берёт и держит играючи высокую ноту, выдаёт вокальный «импровиз» от крика до почти что плача. «How are you feeling, Moscow? – спрашивает Хьюз. – I feel the same!» Ради таких моментов, когда чувствуешь, что музыка рождается прямо перед тобой, единственная в своём роде – и стоит ходить на концерты.

Но это Хьюз, он умеет так. Остальные – не всегда. Назвать группу сопровождения Гленна плохой язык не поворачивается, они прекрасные инструменталисты с правильным звуком (ах, как звучит гитара Сорена Андерсена на низах – такой звонко-гремящий интеллигентный блэкморовский драйв!). Они сыгранные, профессиональные, но той самой свободы на их майках, к сожалению, не написано. Вещи упрощаются и уплощаются – и вот та же «You Keep On Moving» местами звучит как очередной «рок-медляк», пауэр-баллада с джемовыми вкраплениями, лишённая психоделичности, «потустороннести» оригинала. И вот пэйсовский барабанный рисунок в «Sail Away» теряет свой шарм, становится слишком жёстким и прямолинейным. Вот клавишник, грамотно изображая все джонлордовские, как говорят по-английски, «chops», приёмчики, не может поймать чего-то главного – то ли классического бэкграунда, то ли просто некоего благородства, рок-аристократизма. По крайней мере, цитата из «Хава нагилы» (хорошо не «Подмосковные вечера») и игра на хаммонде коленом в позе собачки, которая метит территорию, с высоты последнего ряда партера воспринимаются как-то без восторга. Из этой тройки гитарист Сорен Андерсен – самый «взрослый», что ли, он и стиль блэкморовский воспроизводит как надо, без излишней романтизации и гладкости его позднего творчества, и его собственные соло и игра в джемах звучали вполне содержательно. Если сравнивать с тем же Джоэлем Хёкстрой из Whitesnake, например, и его версией «Mistreated». (Сколько этих «Mistreated» мы уже слышали на концертах? Ковердейл, Тёрнер, Ронни Ромеро, даже Дио её пел когда-то в Москве… И у каждого она звучит по-своему).

Хотя сравнивать не надо. Это вообще ловушка – приходить на концерт с затверженными знаниями, студийными версиями, которые звучат в голове одновременно с концертом, порой даже заслоняя его, так, что кажется, что ты по-прежнему слушаешь пластинку (компакт-диск, кассету), а движущиеся фигурки перед тобой как-то артикулируют, разыгрывают сценки из давно известного спектакля. Хочется забыть обо всём этом, чувствовать музыку «здесь и сейчас», но… наверное, суть переигрывания хитов не в этом. А в чём же?
Для публики – можно повторить давний аргумент, мол, есть целые поколения, которые не застали Deep Purple Mk.III/IV, у них не было шанса услышать всё в оригинале, а Хьюз помогает прикоснуться к той эпохе. (Верно, но тогда на такие туры был бы однократный спрос, а не постоянный.) Для самого Хьюза – как он говорил в интервью «ИнРоку», это как повторение мантры, чтобы распрощаться с «пёрпловским» прошлым, которое не отпускало с тех пор, как распалась та самая группа. И по этому концерту было чувство, что он эту мантру уже повторил столько, сколько нужно. Расплатился с фанатами по счетам. А значит, скоро будет новая страница. Black Country Communion, соло, что-то совсем новое?

А пока Гленн даёт бас-гитару поиграть юному, но очень бородатому технику, и звучит финальная, бисовая «Highway Star». Остается ещё немного побыть в этом моменте, стараться не обращать внимания, что куплет у Гленна превратился в полуречитатив, а каноническое клавишное соло певец почти заглушил своими вокальными излишествами. Но лучше вокальные, чем «химические», как в 70-е, верно? «Love is the answer, – повторяет он трижды, раскланиваясь перед залом. – Be peaceful, be happy. I’ll be back, you have my word». Ждём…

Stormbringer, Might Just Take Your Life, Sail Away, You Keep On Moving, You Fool No One (включая клавишное, гитарное и барабанное соло, а также фрагмент «High Ball Shooter»), Mistreated, Smoke on the Water / Georgia on My Mind. Бис: Burn, Highway Star.

Владимир ИМПАЛЕР
Фото – Катерина Межекова.
Благодарим Дарью Бурлакову (Moscow Show) за аккредитацию на концерт.

Общее впечатление

30 октября 2019 г.
Москва, Светлановский зал ММДМ
Moscow Show

Владимир Импалер

Владимир Импалер