Michael Schenker Fest: Четыре в одном
Говорят, что в день приезда группы Майкла Шенкера в Петербург в небе над городом стояла двойная радуга. Не иначе в честь того, что двое из четырёх вокалистов нового, уникального проекта Michael Schenker Fest некогда пели в Rainbow. Это Грэм Боннет и Дуги Уайт. А ещё – певцы Гэри Барден и Робин Макоули, «классическая» ритм-секция – Крис Глен и Тед Маккена… Словом, редкая ситуация, когда уникальный состав приезжает только в северную столицу, вызывая у избалованных москвичей неутолимый зуд бросить всё, сесть в ночной поезд и поехать на концерт.
Хотя поначалу были и сомнения. Дело в том, что Michael Schenker Fest позвали закрывать довольно странное мероприятие – ежегодный фестиваль «Белые ночи Петербурга», который запомнился меломанам старшего поколения приездами Jethro Tull и UFO, а в нынешнюю эпоху переродился в гала-концерт/конкурс эстрадных исполнителей, чьи имена поклонники Шенкера либо не слышали, либо лучше бы и не слышали. «Разбивкой» служили звёзды поп-музыки (в хорошем смысле) и фанка, такие как Tower of Power, Seal и Kool and the Gang, однако формат фестиваля позволял каждому артисту исполнить номера два-три не больше. Стоит ли ехать, чтобы увидеть 10 минут выступления своих героев в компании Стаса Михайлова, Николая Баскова и так далее? Но друзья из Питера подсказали – у Michael Schenker Fest после фестивального выступления в воскресенье, 22 июля, будет и сольный концерт 23-го – в рок-клубе «А2», причём билеты стоили невероятные по нынешним временам 500 рублей! А дополнительной «вишенкой на торте» была возможность пообщаться с самим Шенкером во вторник. Забегая вперёд – интервью прошло великолепно, вы его прочтете в ближайшем «ИнРоке». К тому же организаторы пошли навстречу и аккредитовали вашего покорного слугу на концерт в «А2». Иначе не видать бы вам фотографий с концерта…
Тёплый вечер понедельника, клуб на берегу реки Карповки (совсем рядом, чуть правее, раньше была славной памяти «Орландина»), заметная очередь на вход… Зал, по размеру двух-трёхтысячник, был умеренно заполнен, хотя аншлага не вышло, несмотря на пятисотрублёвые билеты – всё-таки эксклюзивных фэнов у MSG и UFO не так-то много. А ведь бесконечные «прощальные турне» Scorpions всегда проходят при полных залах. Где справедливость?!
На афишах значилось 19:00, без четверти восемь на сцену вышел разогрев из Питера. Два гитариста, один у микрофона, бас и ударные. «Перед вами группа «Бойкот» – представился фронтмен. – Мы продолжаем? Дайте шубу!» Что за шубу он имел в виду, не знаю, но свои джентльменские 20 минут на сцене музыканты потратили на незамысловатый русскоязычный мелодик-рок с текстами вроде «Да, я король, это моя роль, по барабану мне твой контроль». То есть, скажем так, не покорили, но и желания бежать, зажав уши руками, не вызывали. Интересно, что за ударными в «Бойкоте» – Сергей Рубцов, экс-участник выступавших в начале «нулевых» прогметаллистов Face-X и популярных фолк-металлистов «Тролль Гнёт Ель».
Главные герои появились на сцене уже в полдевятого. Чтобы начать концерт, у Майкла Шенкера есть беспроигрышный номер – “Into The Arena”, инструментал с дебютного альбома Michael Schenker Group. Но это шоу было обречено стать необычным. Шенкер вышел на сцену один и начал… долгий диалог с публикой, посвящённый истории Scorpions. «Вспомните эту песню?» – и он начал играть и напевать в микрофон «скорповскую» “Holiday”. Многоголосый хор зала подхватил суперхит.
«И однажды мой брат спросил меня – не могу ли я поделиться с ним правами на песню? И я ответил – да! Am I a nice brother or what?” – “Yeah!” – кричит публика, не вполне понимая суть сказанного. «А потом он спросил – могу ли я сыграть на такой черно-белой гитаре Flying V, как у тебя? И я задал себе вопрос: Почему? Он что, хочет стать мной?!”
Исповедь Майкла Шенкера, полная упрёков к своему старшему брату, была долгой… Вспоминал гитарист не только «Скорпов», но и другую свою прошлую команду – UFO. У него даже на джинсовке выделяются две нашивки-логотипа с припиской «экс» – «ex-Scorpions» и «ex-UFO». Своеобразная шенкеровская декларация о независимости… «В этом году исполняется 40 лет «Strangers In The Night”, альбому, который считают одним из лучших концертников всех времён и народов. А эту вещь я сочинил, когда мне было 17 лет… Посмотрим, вспомните ли вы её!»
И звучит, конечно, мгновенно узнанная и подхваченная публикой “Doctor Doctor”, в которой «первую скрипку» играл Грэм Боннет. А ещё – аж целых пять номеров с свежего студийного альбома «Resurrection», выпущенного под шапкой Michael Schenker Fest. Такой веры в свой новый материал надо поискать! “Night Moods” с вокалом Боннета, “Messing Around” – Бардена, “Take Me to the Church” – Дуги Уайта, «Heart and Soul” – Макоули. И программная, вышедшая первым синглом с нового альбома “Warrior”, в которой к микрофону подходят по очереди все четыре вокалиста.
Момент, когда они все в ряд выстраиваются на авансцене – из тех, от которых сердце сжимается от восторга. Такие классные и такие разные! Франтоватый Грэм Боннет – в костюме и белой рубашке, уже по-стариковски худощавый, певший порой неожиданно зычным басом. Простецкий Гэри Барден – в ковбойской шляпе и рубашке «под зебру». Пышноволосый Робин Макоули в черном и клёпках, чем-то внешним видом и «героическими» манерами напоминающий Эрика Адамса из Manowar. И, наконец, Дуги Уайт – простой и неброский рокер-трудяга. Хочется верить, что у Шенкера он наконец нашел себе музыкальный «дом» по своему стилю и мерке. Дуги взял на себя роль если не конферансье (всё-таки говорил по большей части сам Шенкер), то невидимого дирижёра, чьё участие склеивало шоу воедино. Можно было поражаться той интуитивной сыгранности, с которой певцы выходили на передний пятачок, к мониторам и свету прожекторов, чтобы спеть свою строчку и тут же отступить назад, давая место коллеге. Ведь у них вряд ли была возможность долго оттачивать эти движения на репетициях…
То, что четыре певца из разных «эпох» играют сейчас в одной группе – если не чудо, то событие редкостное, истинная капитуляция эго перед силами разума! Представьте, что Ричи Блэкмор собрал шоу, где поют Гиллан, Ковердейл, Тёрнер и Род Эванс, где бы он ни был. Или Тони Айомми позвал бы под свои знамёна Озборна, Хьюза и Тони Мартина (увы, Дио уже не позовёшь…) Разве что Helloween смогли воплотить подобную идею в жизнь. Смог и Шенкер.
И не только певцов – он позвал ритм-секцию, игравшую с ним в начале 80-х! Басист Крис Глен уже бывал в России, это был концерт в московской «Горбушке», с Гэри Барденом у микрофона, а за ударными тогда играл всем известный Крис Слэйд (экс-AC/DC, Uriah Heep, Manfred Mann’s Earthband). Теперь ему компанию составил Тед Маккена, игравший с Крисом вместе ещё со времён Sensational Alex Harvey Band. Пузатый, как колобок (а может, фрёкен Бок) Крис маячил впереди, радуя весёлыми гримасами публику, Тед был почти скрыт за барабанной установкой, но звучал, как и подобает драммеру из 70-х – веско и занимательно. Состав завершал второй гитарист, временами клавишник Стив Манн, участник McAuley-Schenker Group, и ему даже иногда были доверены гитарные соло! Но, конечно, львиную долю запилов взял на себя главный герой дня…
Майкл Шенкер – большой виртуоз и большой оригинал. Надвинутая почти на глаза тёплая зимняя шапка, тёмные очки поверх неё, узнаваемая чёрно-белая гитара в виде стрелы – тот самый «форм-фактор» Flying V… И такой же узнаваемый, густой, но не вязкий звук, такие же хлёсткие риффы и изощрённые соло, в которых чувствуется, что Шенкер-младшй не утратил ни беглости пальцев, ни фантазии. Время щадит рок-героя – при всех излишествах своей прошлой жизни он выглядит крепким и здоровым, проблемы виртуозов его обходят, и, извлекая из инструмента очередной запил, он беззвучно открывает рот, напевая слышную ему одному мелодию… А это верный признак настоящего проживания музыки «здесь и сейчас».
Такого, например, как в “Rock Bottom”. Ещё один хит UFO стал полигоном для бесконечного шенкеровского соло и вокальной переклички с залом. Долгий джем завершил основную часть. «А может, хотите ещё?” – как-то неуверенно спросил Шенкер. Долго упрашивать публику не пришлось, и последовал короткий бис. «Light’s… Постойте, пока не начну, надо кое-что сказать, – остановился Шенкер. – Мне было 21 год, когда я сочинил эту вещь в 1976-м, и она стала первым хитом UFO в Штатах. Light’s Out!” И снова – бенефис всех четырёх вокалистов.
«Have a good night, we love you!» – прокричал уже вполне довольный всем происходящим Шенкер. Взгляд на стрелки часов (на самом деле – на экран мобильника) – один час и пять минут. Мало! И сколько хитов MSG осталось за бортом – “Assault Attack”, “Victim of Illusion”, «Attack of the Mad Axeman», а из личных фаворитов – прекрасная, уже позднего времени “Summerdays”… Но это были уже мысли после, а тогда осталось чувство, что именно столько и должен длиться идеальный концерт Шенкера. Необычайно насыщенный и разнообразный, охватывающий разные стили и эпохи, где надо – массовый, с хоровым скандированием припевов и беготнёй по сцене а-ля Avantasia, где надо – интимный, доверительный, в котором Шенкер наедине с залом рассказывает о своём житье-бытье. А где молчит – там говорит его гитара.
Сет-лист: Holiday (Scorpions), Coast to Coast (Scorpions), Messin’ Around, Doctor Doctor (UFO), Night Moods, Heart and Soul, Warrior, Take Me to the Church, Rock Bottom (UFO). Бис: Lights Out (UFO).
Владимир ИМПАЛЕР
Фото автора.
Благодарим организаторов фестиваля и клуб «А2» за аккредитацию на концерт.
Полный фоторепортаж с концерта:
https://vk.com/album-2548741_256098916
https://www.facebook.com/194527563897981/photos/?tab=album&album_id=2261324983884885
Michael Schenker Fest в Петербурге
23.07.2018, клуб "А2", С.-Петербург + разогрев - группа "Бойкот" (Петербург). Фото - Владимир Импалер. Благодарим клуб "А2" за аккредитацию....
23 июля 2018 г.
С.-Петербург, клуб «А2»