Фестиваль «Троица»: Снятся ли ангелам Электроугли?
Июнь 26, 2013
Владимир Импалер (1136 статей)
Поделиться

Фестиваль «Троица»: Снятся ли ангелам Электроугли?

folk,folk rock,Local,Городской парк,Инна Желанная,обычный,Сергей Старостин,Троица,Электроугли В подмосковном городе Электроугли, что в получасе езды электричкой от метро, намечалось удивительное событие. «Троица» — фестиваль под открытым небом, на который собрался цвет фолк-роковой сцены Москвы и не только, организованный вовсе не группой энтузиастов-хиппи и не командой опытных коммерческих промоутеров, а… священниками местной православной церкви.

Как это, на что это может быть похоже? Таков был основной резон отправиться в поездку в Электроугли (есть всё-таки в этом названии что-то мистическое). Конечно, основные артисты-участники «Троицы» завсегдатаем фолк-сейшенов уже давно известны, но и тут были свои трепетно ожидаемые гости – группа одного с фестивалем названия из Белоруссии, которая не была в Москве уже несколько лет… Кстати, четыре года назад мы сделали с ней email-овое интервью, номер с которым так и не добрался до музыкантов — вот и еще один повод поехать!

Дорога до Электроуглей не так уж и длинна, а благодаря электричкам у местных жителей есть возможность выбираться и на московские события, но появление своего фестиваля для них, чувствуется, больше событие. Даже в автобусе, идущем от станции, водитель сразу понял и улыбнулся: «Троицкий переулок? А, вам до фестиваля? Сегодня все туда едут!»
На Троицком переулке расположена та самая церковь, где… как это правильно сказать… работают? cлужат?.. два священника, организовавших фестиваль. Похоже, про них уже ходят настоящие городские легенды – так, походив в толпе, можно увидеть человека, который знал человека, который лично когда-то ставил ирокез тому отцу, который был когда-то панком. Другой отец – металлистом. И оба – хулиганами. Да вот они, рядом в публике прыгают – один в белой рясе, другой в черной. Не перепутаешь!
Ох, и чего только не наслушаешься… Главное, что они потом встали на верный путь и теперь помогают исправляться местной непутевой молодежи – почти «Тимур и его команда», только на другой идейной основе. Отцы Александр Лыков и Андрей Винник не раз привозили с концертами в свой город артистов по своему вкусу, а вкусы оказались у них более чем достойными – от рок-андеграунда до фольклора. Так, в Электроуглях побывали и сербские фолк-ветераны «Бело Платно», и легенда готик-фолка из Архангельска Moon Far Away (см. http://maxinabox.livejournal.com/134152.html, не будь этого отчета, я вряд ли собрался бы сюда), и даже звезда русского рока, основатель лейбла «Снегири» и группы «Мегаполис» Олег Нестеров. Наконец концертная деятельность переросла в фестивальную.

А дальше появляется разница между фестивалем, который делали бы простые хиппи-энтузиасты и священники главной (если не единственной) городской церкви. Фестиваль этот становится городским праздником, проходит в прекрасном городском парке, на берегу озера, откуда-то как по мановению волшебной палочки возникает аппарат, сцены, огромные баннеры, много-много зеленых шариков с эмблемой фестиваля, синие кабинки, точки общепита и добрые милиционеры в количестве. С другой стороны, уважаемые по всему миру артисты — Сергей Старостин, Инна Желанная, и звезды радиоволн – Маша Макарова, Олег Нестеров – все спешат на благородное мероприятие. С третьей – церковь подразумевает комьюнити, которое готово взяться с энтузиазмом и ответственностью за множество мелких и важных дел, которые есть на любом таком фестивале. И, самое важное, то, что получилось, ни в коем случае не похоже на стандартный «день города», с торжественными речами, партийными флажками, фанерой со сцен, гарью шашлыков и всеобщим похмельем. Конечно, в парке Электроуглей было и пиво, и шашлыки, и характерного вида горожане в трениках, но они как-то мирно соседствовали с заезжими хиппи, с местными прихожанами (на вид почти хиппи, только с чуточку другим взглядом…) и с местной милицией, которая явно была рада такой ненапряжной службе. Много было мамаш с колясками, маленьких детей… Словом, полная симфония, как сказал бы император Юстиниан, увидав он это зрелище.

Но Юстиниана там не было, и даже я попал на фестиваль не к началу, а где-то часов в пять, когда на большой сцене играла команда «Титло» из соседнего Электрогорска. В анонсах они позиционировались как смесь фолка и электроники, живьем же электроники заметно не было вообще, и музыка их напоминала некий сильно приземленный вариант «Калинова Моста», т.е. по большей части обычный русский рок. На выступлении «Титло» сразу же выявилась большая проблема большой сцены – неразборчивые сильно выпирающие басы и звук, терявший разборчивость уже в метрах пятидесяти от нее. Но судить строго местных ребят не буду – ведь на их плечи выпала еще и часть организационных работ по фестивалю.

Дальше действие переместилось на малую сцену, расположенную в том же парке неподалеку. Если обычно на фестивалях сцены работают одновременно и, чтобы поймать всех артистов, надо непрерывно бегать туда-сюда, то здесь было применено простое и верное решение – одна сцена работает, на другой – подключаются и осторожно проверяют звук следующие артисты. (Саундчеки по большей части состоялись заранее). В итоге пропустить ничего невозможно, и не заметить начало важного концерта – тоже. Отличная работа!
А вот со звуком на малой сцене Сергею Старостину и компании не очень повезло. Звук пропадал, инструменты отключались, а межпесенные рассказы приходилось начинать по нескольку раз, что изрядно сбивало атмосферу выступления. В завершение всех невзгод, в середине очередной лиричнейшей вещи над сценой во всю мощь своих лопастей прогрохотал вертолет. Сергей поглядел на небо с эдакой смесью любопытства и досады.
Вместе с мэтром фольклора выступали духовик/клавишник Сергей Филатов, вокалистка Таисия Краснопевцева (она аккомпанировала на колесной лире) и перкуссионист Марио Калдарару (тот самый, который должен был играть с Инной Бондарь в «Доме», но почему-то не смог). Программа Старостина, в ней и народные песни, и его авторские, включая «суперхит» «Далеко», кому-то была знакома, для кого-то стала откровением, и таковых было порядочно, так что Сергея вызвали на заслуженный бис.

Продолжилось действо на большой сцене концертом Инны Желанной. На сей раз Инна выступала в составе квартета – Олег Маряхин (баритон-саксофон), Сергей Калачев (бас-гитара) и Дмитрий Фролов (ударные). Плюс электроника, которой было много, очень много, подавляюще много, а в сочетании с описанной выше басовой проблемкой вышло так, что вблизи сцены слушать Инну было оглушительно громко, а поодаль – гулко и неразборчиво. «Мне она вынесла весь мозг!» — с горящими глазами произнес после ее концерта юный фэн, пошатываясь от звукового шока, но явно не без удовольствия.

«Подвижники», они же Asketics, опять приехали в Москву из Петрозаводска – хотя у меня такое чувство, что и не уезжали – только что я упустил возможность увидеть их на «Дикой Мяте», и здесь уж пропускать никак не хотел. Концерты фьюжн-карелов отличаются друг от друга неким внутренним «заводом», который сильно зависит от качества и степени «роковости» звука – помня проблемы Старостина, я тревожился, но, видимо, у «Аскетов» инструментальный состав проще, так что звук им сделали отменный, жесткий, но без дискомфорта. Вообще по сумме впечатлений малая сцена явно «переигрывала» большую и по звуку, и по содержанию, и немудрено, ведь курировал ее сам Старостин…

Контрабасист команды Сергей Шеляпин, кстати, отмечавший 23-го день рождения, был первым, кто напомнил публике о том, где они собрались, сказав всем: «Привет, православные!» Православные – в числе которых тот самый отец-в-белом, лихо отплясывали под «космические» ритмы группы из Петрозаводска. Команда поймала кураж и аж два раза выходила на бис, последний – как мне показалось, через «не могу» организаторов.

Дальше на малой сцене начала расставлять свои бесчисленные инструменты «Троица» — белорусы приехали на своем микроавтобусе, у них особая, с поставленной вертикально бочкой, барабанная установка, а также огромное множество этнических «дуделок», «звенелок» и самых экзотических инструментов, например, коса — та, которой траву косят. Забегая вперед – увы, но продемонстрировать в действии их все белорусы так и не успели… Зато я успел, пока спокойно, подарить им тот самый старый номер «ИнРока» и сказать пару добрых слов.

Оставалось время и оглядеться по сторонам. Пространство городского парка – не такое уж большое, на фестивале собрались, наверное, тысячи две-три слушателей, и им там было вполне просторно. К слову, всего в Электроуглях проживает 20 тысяч человек, то есть пришел каждый десятый. На набережной вдоль пруда располагалось несколько лотков с «народными» изделиями, красивыми деревянными и плетеными из ткани сувенирами, картинами. Дальше – причал, кое-кто с него даже купался, но в основном просто сидели и любовались природой. Обширная поляна перед большой сценой была заполнена отдыхающими, полеживающими на травке – быть может, со звуком там было и не всё в порядке, зато можно не бегать от площадки к площадке. В разных точках парка были разбросаны кафе – шашлыки, пиво, мороженое… всё, как обычно, и понятно, по «фестивальным» ценам, хотя в одном из кафе можно было купить вполне съедобный столовский пирожок за 25 рублей. У большой сцены находилась палатка с дисками выступавших команд и фестивальными майками – также там бесплатно можно было получить зеленый шарик с логотипом. У малой сцены находилась детская площадка. А прямо у входа в парк была еще одна палатка, названная в анонсах «представительством храма на фестивале» — там организаторы вели с посетителями духовные беседы и раздавали Евангелие.

Пока я рассматривал окрестности, на большой сцене вышли главные герои вечера – звезды русского рока «Маша и Медведи».
Певица Маша Макарова когда-то прославилась песней «Любочка», слегка похожей на творчество «Радиохэд», потом куда-то канула (был момент, когда музыканты ее группы записали альбом с Ольгой Дзусовой – вот, кстати, прекрасный кандидат на следующий год в Электроугли), и вот снова в строю, бойкая, энергичная, словом, такая вечная девочка. У Маши прекрасный голос и вполне «радиоформатный», но совсем нестыдный репертуар, в котором нашлось место даже для песни-дуэта с Инной Желанной. (Кстати, с Инной группа делит и саксофониста Маряхина). Для исполнения «суперхита» же Маша вывела на сцену целую ватагу детей, которые и спели вещь при помощи «зала» – а Макаровой оставалось только аплодировать и подбадривать публику. На сете «Маши и Медведей» было и больше всего публики у сцены – кажется, все, кто до сих пор гулял по парку, пил пиво в кафешках или загорал у пруда, подтянулись поглядеть на звезду.

Эстафету подхватили… нет, еще не «Троица», а рок-бард Павел Фахртдинов, в сопровождении одной лишь гитары. Звезда «Рожайки» и «Груши», Фахртдинов и диалог с жителями Электроуглей вёл в привычном стиле: «Эй, ребзя! Завтра чтобы все написали в Интернете, как вам здесь понравилось!» После хита «Девочка-в-очках» Павлу выпала своеобразная задача – выгнать самого себя со сцены из-за нехватки времени. Фахртдинов был настойчив, и песни через две ему это удалось.

Ведущие фестиваля Тутта Ларсен и Андрей Бухарин (они называли себя музыкальными журналистами) объявляли следующего участника, Олега Нестерова из группы «Мегаполис», с явным пиететом. Мол, когда они только начинали слушать рок, Олег уже подумывал о завершении карьеры… но передумал! И вот теперь снова с нами! Творчество Нестерова – эдакие умудренные, житейски-философские баллады под «нововолновый» аккомпанемент, порой переходящие в откровенно бардовский материал. Что совсем не плохо – у Нестерова есть и шарм, и чувство вкуса, и команда сопровождения у него очень пристойная, но энергетика фестиваля от этого явно «просела», и многие из тех, кто ждали выхода «Троицы», заскучали и поспешили на электрички…

Потому что график на этот момент сдвинулся почти на час, и организаторы приняли соломоново решение — завершающие его две группы будут выступать не по очереди, а на двух сценах одновременно! Это, конечно, оттянуло изрядную долю публики от малой сцены, где уже начала играть «Троица». Другие же, как я, не увидели питерцев «Отава Ё», которые, впрочем, со своим плясовым фолком хороши и предельно понятны, в то время как концерты белорусов – таинство и волшебство совершенно иного уровня.
Слушая и глядя на Ивана Кирчука и его трио, каждый раз словно узнаешь их заново – да, еще по «Пустым Холмам-2005» мне помнится то ощущение невероятной могучей силы, пробуждаемой музыкантами. Белорусский язык близок и понятен, и понятны слова их вещей – от шутливой Козочки, которая похвалялась, что волка не боится, до совсем горестной «Тры Янгалы», найденной, по его словам, в Чернобыльской зоне, но еще до катастрофы. «А в нашем-то раю жить весело, только некому» — поет Кирчук низким звучным басом… Он аккомпанирует себе на разных ритмических инструментах – от странного вида трехструнной скрипки до свистулек и перкуссии, плюс ударные (Юрий Павловский) и гитарист (Юрий Дмитриев). Фактически, весь филигранный, почти «кримзоновской» сложности аккомпанемент – дело рук Дмитриева, чем невозможно не восхищаться. Трио «Троица» обладает удивительной способностью – с минимумом электричества, звукового напора и показной агрессии звучать с драйвом и тяжестью Led Zeppelin и Black Sabbath вместе взятых. Живьем они словно собирают современный самолет из подручных камешков, корней и коряг, и этот самолет – летает!
Тем временем приближалось к 11-ти, заметно темнело (и только тут я понял, что малая сцена лишена какого-либо освещения!), где-то в 10-40 в самой середине вещи на сцену пробрался отец-в-белом и жестами показал Кирчуку, что пора заканчивать.
Что поделаешь, правила организации городских мероприятий жесткие – до 11 вечера всё должно закончиться. А в программе еще оставалось коллективное хоровое исполнение песни Леонарда Коэна “Hallelujah” под руководством Фахртдинова и праздничный салют.

Салют вышел и впрямь роскошный, он сделал бы честь не только Электроуглям, но и Вудстоку. Под его звуки я уже уходил быстрым шагом из парка – направление на железнодорожную станцию смутно угадывалось по тем, кто шел вперед – не толпа, но заметный ручеек заезжих меломанов. Наверное, в следующем году он станет куда заметнее. На станции «Электроугли», прямо под ее раздолбанной вывеской, в ожидании последней электрички публика устроила хоровод – праздник никак не хотел заканчиваться…

Владимир ИМПАЛЕР
Фото автора.
Благодарим организаторов за приглашение на фестиваль.

Владимир Импалер

Владимир Импалер