Diablo Swing Orchestra: Как стать звездой
Март 10, 2013
Владимир Импалер (1136 статей)
Поделиться

Diablo Swing Orchestra: Как стать звездой

avant-metal,Diablo Swing Orchestra,Foreign,ККЗ Москва,Москва Признаюсь сразу, для меня нынешний московский успех шведских металлистов стал откровением. Когда я ждал окончания саундчека группы в пока еще пустом зале ККЗ «Москва», а потом – разговаривал с гитаристом и басистом в гримерке, для меня это была просто милая команда ребят, которые делают странные и интересные вещи, но уж никак не кумиры нашего времени.

Их диски выпускал небольшой прог-роковый лейбл «МАЛС», на их прошлом концерте в «Точке» было хорошо, но совсем не тесно, наконец, сами музыканты совсем не показывали виду, да и откуда им было знать, что за дверями заведения их ждет больше тысячи фанатов, растянувшиеся в очередь аж до Тверской улицы?

Но вот все они зашли, в зале стало буквально не протолкнуться, и шоу началось. Да, пути к славе непредсказуемы, особенно в прогрессиве – ведь, при всей спорности стилевых меток, именно к нему стоит отнести «Оркестр дьявольского свинга», сочетающий на протяжении одного альбома и даже одной песни оперу, дэт-метал, свинг, сёрф-рок и даб-степ. Более того, именно такими – смелыми и бесшабашными, не воспроизводящими, а игнорирующими шаблоны – и должны быть современные прог-рокеры, и только тогда им есть смысл надеяться на то, что когда-нибудь и на их концерт вытянется очередь аж до Тверской. Если, конечно, им удастся соединить все эти компоненты так, что результат приведет к объединению разных аудиторий, а не к их взаимному вычитанию.
А на концерте DSO, кажется, встретились все, кто только мог потенциально заинтересоваться такой музыкой – от дэтстеров до завсегдатаев «ИнПрога», от хиппи до инди-рокеров. Единственная беда – то, что зал бывшего кинотеатра «Москва» мало приспособлен для подобных толп, и большинству слушателей приходилось тянуть головы из задних рядов, чтобы хоть что-то увидеть. О том, что происходит на сцене, обо всех феерических трюках, стильных концертных нарядах, о прыжках по сцене и размахивании инструментами, наконец, о фирменном шведском обаянии семерых красавцев и одной валькирии — большинству зрителей оставалось только догадываться.

Концертное звучание Diablo Swing Orchestra для тех, кто полюбил команду по ее трем студийным альбомам (а живых записей у нее пока еще нет), тоже стало сюрпризом. Впрочем, тут речь может идти о неизбежности – когда у тебя в команде две гитары, бас, ударные, электровиолончель, труба и тромбон, плюс два солирующих мужских вокала, один женский и подпевки, вдобавок всё должно звучать громко и читаемо для всех в зале, нет иного выбора, чем устроить некую «стену звука». Деталями, разного рода студийными тонкостями пришлось пренебречь, равно как и динамическими контрастами – живьем материал DSO превратился в непрерывную атаку бронебойными хитами преимущественно быстрого темпа. Каждый из них по отдельности хорош – сваленные вместе в эдакую звуковую кучу, они создают ощущение некоторой неразберихи и перегрузки одноплановыми эмоциями и одинаковыми красками. Но у шведов есть хороший талант создавать песни, одновременно сложные по структуре и легкие в восприятии, и вот тут-то эта легкость оказалась весьма кстати. И во всём спектре стилей возобладали танцевальные – неважно, свинг это, диско или металл, главное, что под него отлично можно прыгать. Чем публика с наслаждением и занялась.

Правда, не вся публика. Творчество DSO хорошо и текстами – горькими, смешными, остроумными, ироничными. Конечно, разобрать на слух ничего, кроме слов «хуковых» припевов, было невозможно, если не знать их наизусть. Но рядом со мной стоял фанат, нет, лучше так — Фанат, который распечатал все песни по предполагаемому сетлисту и стоял с этой кипой листков, подпевая каждой фразе. Вот это подвиг!

Даниэль Хоканссон

Андерс Юханссон

Аннлуис Лёгдлунд

Даниэль Хедин и Мартин Исакссон

Как группа DSO сейчас явно на подъеме. Музыканты находятся в такой прекрасной фазе, когда они уже достигли нужной степени взаимопонимания, качестве игры и концертного опыта, но еще не пресытились сценой, каждый концерт по-прежнему становится для них волнующим событием. Они не просто отрабатывают шоу на 110% — и гитарист Даниэль Хоканссон, словно незримо дирижирующий своим оркестром, и отвязный басист Андерс Юханссон, чьи струны блестели дьявольски-оранжевым, и оперная дива Аннлуис Лёгдлунг, которая весь концерт носилась по сцене, но не выдала ни одной неверной ноты… Впрочем, вру, ноты такие, конечно, были, просто в экстазе шоу это мало кого волновало. Помогал ей и трубач Мартин Исакссон (тут я не вполне уже точно помню, не тромбонист ли!) – он взял на себя партии второго вокала, как правило – высокого мужского фальцета, отлично «поддерживая» пение Аннлуис. Да, в успехе концерта заслуга всей группы, но, на мой взгляд, именно они оба – главные герои вечера.

Юхан Норбек

Юханнес Бергион

Понтус Мантефорс

Интересным вышло завершение шоу. Никаких разогревов на этот раз не было, ночной поезд в Петербург отправлялся еще не так скоро, но, судя по всему, объем подготовленного материала у DSO не такой большой. Отыграв его, группа вроде как и не планировала выходить снова на сцену, и звукорежиссер включил «аутро» – «дорзовский» суперхит «Alabama Song». Но овации были столь велики, что шведы вернулись, драммер стал отстукивать ритм песни, остальные подхватили, и команда едва не проделала этот музыкальный путь к виски-бару до конца, но в итоге переключилась на близкий по теме собственный хит «Vodka Inferno». На концерте уже звучавший в основном сете. На сцене бутылка с водкой, приняли все – только певица отказалась – и ребята жахнули свое «инферно» в полтора раза быстрее и с поистине панковским напором.
Говорят, в Питере история повторилась – один фанат вышел на сцену, чтобы спеть свою версию текста… на русском языке. Это и логично – удачная находка на одном концерте становится частью шоу на другом.

Интересно сравнить концерт Diablo Swing Orchestra с выступлением недельной давности других шведов Pain of Salvation, тоже «прогрессивщиков» и тоже популярных – пусть посещаемость их концерта была чуть-чуть меньше. И те, и другие артисты смогли оживить жанр прогрессива, сделать его интересным не только тем, кто ищет в музыке очередные копии Yes и Genesis. Даниэль Гилденлёв избрал роль эдакого прог-барда, современного Питера Хэммила, человека, раскрывающего в музыке свои переживания и поиски, и все желающие их разделить – его публика. Его тезка Даниэль Хоканссон предпочел эксперименты в основном на внешнем уровне, высекая творческую искру из сочетания несочетаемого, и в ходе этих поисков набрел на некую весьма интересную и привлекательную форму эдакого качёвого метал-свинга. На этом этапе есть серьезная опасность, что группа сосредоточит свои усилия на этой гарантированно работающей фишке, и тогда мы через какое-то время получим своего рода Korpiklaani от прог-рока. Группу, которая начала с очень свежего и нешаблонного сочетания, в их случае — фольклора и тяжести, но со временем превратилась в своего рода фолк-металлический Motorhead.

Но, в отличие от фолк-финнов, наши герои вовсе не отказываются от своих творческих поисков, просто понимают, что передать все нюансы звучания студийных альбомов «живьем» трудно, если не невозможно. Как невозможно позвать на концерт всех участвовавших в записи гостей. Конечно, эти вещи серьезно меняются, подчас переосмысливаются в концертном варианте. И если сравнивать живой и студийный вариант «Дьявольского оркестра», то… оба хороши. Хоть и по-разному.

Владимир ИМПАЛЕР
Фото: Катерина МЕЖЕКОВА
Полную фотогалерею см. http://www.flickr.com/photos/2tails/sets/72157632910118532/
Благодарим Delta Mekong Concerts за аккредитацию.

Фото с саундчека DSO: http://www.flickr.com/photos/2tails/sets/72157632862546995/

Владимир Импалер

Владимир Импалер