Жоэль Леандр и Ричард Тейтельбаум: Авант-джаз и живая электроника в «Д
Июнь 17, 2013
Владимир Импалер (1136 статей)
Поделиться

Жоэль Леандр и Ричард Тейтельбаум: Авант-джаз и живая электроника в «Д

В июне в клубе «Дом» назначены сразу два концерта, которые порадуют любителей экспериментальной музыки.

19 июня выступит дуэт француженки Жоэль Леандр (контрабас) и венгра Акоша Селевени (духовые), «соединяющих в своем творчестве фри-джаз с венгерским фольклором». А 27 июня единоличным хозяином «Дома» станет Ричард Тейтельбаум (США), «знаменитый новатор live electronics».
Начало в 20-00.

Подробнее об артистах (по информации на http://dom.com.ru)

РИЧАРД ТЕЙТЕЛЬБАУМ

Ричард Тейтельбаум – знаменитый новатор live electronics, способствовавший утверждению синтезатора в качестве признанного концертного инструмента и исследовавший возможности его использования в мировой музыке и новом джазе, а в более поздние годы своего творчества создававший музыку с помощью интерактивных компьютерных систем.

В 1964 году получил степень магистра по композиции и теории музыки в Йельском университете. Изучая композицию у Луиджи Ноно в Италии, Тейтельбаум в 1966 годусоздаётвместе с Фредериком Ржевски и Алвином Карреном новаторскую группу Musica Elettronica Viva (MEV), сочетающую звучание акустических и электронных инструментов, а в следующем году приносит в Европу первый синтезаторMoog (“муг”), на котором он тогда сыграл более 200 концертов. Среди его композиций того времени – InTune (1967) для усиленных мозговых волн, сердцебиения, дыхания и синтезатораMoog, и LaMattinaPresto (1970 — 1971) для магнитной ленты.
В 1970 возвращается в США и собирает The World Band, один из первых импровизационных коллективов, обращавшихся к музыкальным культурам разных стран и народов.В состав группы вошли музыканты из Индии, Японии, Кореи, Северной Америки и с Ближнего Востока.С этих пор в работах Тейтельбаума liveelectronics часто сочетается с музыкой других культур. В 1977 он прошёл годовое обучение игре на сякухати (бамбуковая флейта) у великого мастера Кацуя Йокояма в Токио. Записанный с участием Йокояма альбом Blends (NewAlbion) для сякухати, электроники и перкуссии журналThe Wire Magazine o fLondon назвал одним из десяти лучших альбомов современной академической музыки за 2002 год.
Тейтельбаум сотрудничаетс Энтони Брэкстоном, Карлосом Зингаро и многими другими, создаёт многочисленные мультимедийные работы с такими артистами, как Нам Джун Пайк и Джоан Джонас. Он выступает с концертами и на фестивалях в Европе, Северной Америке, Азии и Латинской Америке.
Тейтельбаум сотрудничает с Энтони Брэкстоном, Карлосом Зингаро, Джорджем Льюисом, Томом Кора, Фредом Фритом и многими другими, создаёт многочисленные мультимедийные работы с такими артистами, как Нам Джун Пайк и Джоан Джонас. Он выступает с концертами и на фестивалях в Европе, Северной Америке, Азии и Латинской Америке.
В 2002 году начинает работать над Z’vi, второй оперой трилогии, посвящённой мистическим переживаниям надежды на искупление у евреев. Премьера первой оперы этого цикла – “Голем: интерактивная опера”– состоялась в Еврейском музее в Нью-Йорке в 1989 году. Впоследствии опера была исполнена в Амстердаме, Берлине, Линце, Викториавилле (Квебек) и Сеуле. Помимо вокальных партий и акустических инструментов, в ней задействованы роботизированные фортепиано и интерактивная видеосистема.
Ричард Тейтельбаум – лауреат многочисленных премий; профессор музыки в Колледже Бард в Нью-Йорке (BardCollege), где он в настоящее время преподаёт композицию и электронную музыку.
“Тейтельбаум – не только экспериментатор, но в высшей степени виртуозный и экспрессивный музыкант. “Голем”, – произведение, создававшееся в течение многих лет, – это веха для Тейтельбаума-композитора. Основанная на легенде о Големе, эта многомерная мультимедийная “интерактивная опера” является метафорой тайн творения, опасностей, которые скрывают в себе магия и технология, вызовов, которые бросают нам кибернетика и искусственный интеллект, и даже проблем расизма, насилия и угнетения”. — Tzadik

http://dom.com.ru/events/2450/


ЖОЭЛЬ ЛЕАНДР И АКОШ СЕЛЕВЕНИ

Дуэт легендарной контрабасистки Жоэль Леандр, одной из ярчайших звёзд мировой авангардной сцены, и саксофониста/мультиинструменталиста Акоша Селевени, который соединяет в своём творчестве фри-джаз с венгерским фольклором. Они выступают и записываются вместе с 2005 года, на 2013 год запланирован выход нового альбома.

Французская контрабасистка, импровизатор и композитор, Жоэль Леандр – одна из главных фигур новой европейской музыки. Получившая серьёзную подготовку как в классической оркестровой, так и в современной академической музыке, она играла с l’Itinéraire, 2e2m и в Ensemble Intercontemporain Пьера Булеза. Леандр также работала с Мерсем Каннингемом и с Джоном Кейджем, который писал музыку специально для неё, как и Джачинто Шелси и около 40 других композиторов.
Жоэль Леандр не менее известна в новом джазе и свободной импровизации: она играла с такими выдающимися музыкантами, как Дерек Бэйли, Энтони Брэкстон, Джордж Льюис, Эван Паркер, Ирен Швайцер, Уильям Паркер, Стив Лэйси, Джон Зорн, Фред Фрит, и многими другими. Сольные концерты Леандр и выступления многочисленных ансамблей, в которых она участвует, проходят на самых престижных площадках Европы, Северной и Южной Америки и Азии.
Леандр много сочиняет для театра и современного танца, поставила ряд спектаклей, синтезирующих различные виды искусств. Преподаёт импровизацию и композицию как приглашённый профессор (Миллз-Колледж, Калифорния) и даёт мастер-классы.
Жоэль Леандр – весьма плодовитый музыкант: её дискография насчитывает более 150 альбомов.
“Вся моя жизнь – это встречи и впечатления, и ты должен быть открыт для них, говорить им “да”. Я пытаюсь соединять все эти встречи и впечатления и вкладывать их в свою музыку…”
“Почему у контрабаса именно такая роль в оркестре? Почему только низкие звуки? Почему только как аккомпанирующий инструмент? На меня навевало скуку положение контрабаса в иерархии инструментов, существующей в классической музыке. Это меня не устраивало. И то же самое в коммерческом, классическом джазе…”
“Импровизация для меня равносильна композиции. Я начинаю импровизировать, не имея цели, это абсолютная пустота; ты совершенно пуст, но ты всегда приходишь вместе со своей культурой и знанием своего инструмента, и ты должен быть собой. Все музыканты способны играть свободную импровизацию, им нужно просто изменить что-то в своих головах.
В момент, когда мы импровизируем, наша память мертва – мы помним только первое движение. Характер произведения основывается на этом первом движении…”
“Импровизационная музыка – самая быстрая на планете. Она как жизнь и смерть, и ты должен доверять музыкантам, с которыми играешь, всей своей жизнью. Для меня это категорическое требование – доверять другому.”
Joelle Leandre: On Freedom and Responsibility (by Eyal Hareuveni, All About Jazz)

Акош Селевени родился в Дебрецене. С шести лет изучает музыку в Будапеште: занимается вокалом, флейтой Béres, кларнетом. Одновременно открывает для себя Бетховена и Led Zeppelin, углубляет свои знания в том, что касается традиций сельской культуры, благодаря так называемым “tànchàz” (места встреч, клубы, собирающие любителей музыки и танца), а также группам Muzsikàs и Téka. Затем получает классическое образование по классу фагота. Поет в рок-группе лицея (обеспечивая таким образом свое куда менее славное отбытие из этого заведения). В 1982 саксофон становится его основным инструментом. Селевени знакомится с фри-джазом, с тем, что делают Колтрейн, Брэкстон, Сесил Тэйлор. Ходит на концерты саксофониста Михая Дреша, благодаря которому находит свой путь и команду музыкантов, идущих по стопам Белы Бартока и Золтана Кодая (речь идет о той же работе с наследием, как и у Muzsikàs, но в области импровизационной музыки и нового джаза).
В 1986 году двадцатилетний Селевени вопреки своему желанию эмигрирует во Францию. В Париже встречает музыкантов, записи которых он, живя при коммунистическом режиме, находил с огромным трудом, и деятельность которых стала для него своеобразным руководством в этических, “политических” и духовных поисках. В 1990 году начинается долгий и важный период, когда Селевени создает свою группу, которая получит название Akosh S. Unit, и пишет музыку к пьесам Франсуа Сервантеса для его театра “Антреприза”. В 1991 году записывает свой первый альбом, в 1992 играет и записывается с Дьюи Редманом. Из-за того, что залов, дающих ему возможность играть, очень мало, он ищет другие места, играет преимущественно в барах, формируя альтернативную сеть, создавая культурное движение вдалеке от “искушенной публики”. Его приятель Бертран Канта, вокалист Noir Désir, вместе с Сержем Тиссо-Ге, гитаристом и вторым со-основателем группы, приходит на одно из выступлений Селевени и приглашает его принять участие в записи готовящегося альбома. Вскоре Бертран Канта присоединяется к Akosh S. Unit (не покидая Noir Désir). Группа Акоша С. превращается то в квартет, то в квинтет, то в тентет: например, альбом Èlettér (1998) был записан десятью музыкантами, среди которых – Péter Èri из группы Muzsikàs и Ròbert Benkö из Dresch quartet Михая Дреша.
Тем временем осуществляются все новые и новые проекты: дуэт с Дидье Левале, совместные работы с Noir Désir, дуэты с Жоэль Леандр, eRIKm, ударником и перкуссионситом Жильда Этвенаром… В 2006 году начинается долгое и тесное сотрудничество Селевени, – и как композитора, и как исполнителя, – с хореографом Жозефом Наджем. Они создают ряд спектаклей, в том числе «Sho-bo-gen-zo» для 2 танцоров (Жозеф Надж и Сесиль Луайе) и 2 музыкантов (Жоэль Леандр и Акош С.).

http://dom.com.ru/events/2449/

Владимир Импалер

Владимир Импалер