Марко Галаневич («ДахаБраха»): Фольклорная глина
Украинская музыкальная сцена вообще и фольклорная в особенности – явление исключительно интересное. Среди многообразия артистов, которые воссоздают и преобразуют народную музыку, «ДахаБраха» (на староукраинском – «Давать и брать») выделяется как смелостью творческого подхода – активной работой с электроникой, нетипичными для родной сцены инструментами, так и театральностью, зрелищностью, роковым напором.
Не чужие они и для России – артисты не раз выступали и в клубах, и на фестивалях, в частности, «чепарухинском» «Сотворении Мира», питерской «Этномеханике» (дочернем «предприятии» «СКИФА»), получили премию от фонда Сергея Курехина. Впереди у «ДахиБрахи» – летний этно-фестиваль «Дикая Мята» (7-8-9 июня в «Этномире», что в Калужской области под Боровском). В связи с грядущими гастролями мы задали несколько вопросов музыкантам, предложив рассказать о себе и своем творчестве, в итоге беседа зашла в сферы, далекие от музыки…
С чего началась «ДахаБраха», когда она собралась, кто был «отцом-основателем»?
Мы собрались, – а точнее, нас собрал Влад Троицкий, режиссер театра «ДАХ», – в 2004-м году. Я занимался в театральной школе «ДАХа», играл в некоторых постановках, продолжаю это совмещать и теперь.
Совмещать – значит, есть совместные постановки, спектакли?
Группа и создавалась изначально для театральных постановок. Вначале мы плотно работали с театром, участвовали в постановках классики, в том числе Шекспира – «Макбет», «Ричард III», «Король Лир». А со временем осознали, что наша музыка может быть ценна сама по себе. Тем не менее, театр нам помогает всегда быть в тонусе. Это другая реальность, другой опыт, новые переживания, другая система взаимосвязи с «реципиентом».
Все девушки в группе прекрасно поют в фольклорной манере, у них сильные голоса. Они где-то учились или, может быть, перенимали опыт у бабушек в деревне?
Девушки пришли из фольклорного коллектива «Кралица», и до этого с детского возраста занимались фольклором. Основой нашего творчества стал как раз материал, собранный по глубоким деревням – участницами «ДахиБрахи», их преподавателями и коллегами.
На какие народные жанры, региональные традиции вы опираетесь? Что еще у вас есть, помимо украинского, славянского фольклора?
Мы даем новое звучание старинным украинским песням разного времени, ставим эти песни и мелодику в необычные обстоятельства – когда добавляется звучание незнакомых инструментов, возникают непривычные ритмы. Нам интересно проводить такие смелые эксперименты и не ставить перед собой особых ограничений.
Естественно, наша традиция нам ближе всего и родней, но фольклор для нас – не священная корова, а только глина, из которой мы лепим наши трипольские горшки, греческие амфоры, а когда и восточные лампы. Мы открыты другим культурам, внимательны к нашему общему миру и цивилизации.
В чём для вас суть обработки народной песни – только подчеркнуть ритмическую основу, «шаманское» начало, или же полностью переделать песню, «вынуть» из нее некое современное звучание, сделать блюзом, психоделической мантрой, трип-хопом?
Говорить о каких-то общих правилах нашего творческого метода не приходится. В каждой конкретной композиции своя история, но есть один важный общий аспект – мы стараемся дорожить каждым звуком, каждой нотой и каждым словом.
Даже судя по записям, каждая песня для вас – это вхождение в состояние экстаза, полный выплеск эмоций, даже впадание в транс. Это и есть ваша цель – ввести себя и слушателя в состояние некоего катарсиса?
Нам самим впадать в транс на сцене нельзя. (Улыбается.) Мы стараемся отдавать себе отчет о том, что происходит, хотя наши чувства на концерте нельзя называть обычными. Мы проживаем нашу музыку каждый раз заново и приглашаем слушателей пережить эти моменты, эти минуты вместе.
Как бы вы описали свою стилевую эволюцию на протяжении трех студийных альбомов? К примеру, в альбоме «Light» (2010) вы решили использовать электронику, стало больше всевозможных «подкладов», сэмплов, рэповых кусков…
Всё происходит само собой. Это не эволюция, это жизнь. Какой-то альбом выходит более драматичным и атмосферным, какой-то более игривым и мейнстримовым – как, например, «Light».
У вас коллективное творчество или всё решает кто-то один?
Главных нет. У нас коллективное собрание индивидуалистов. Мы прислушиваемся друг к другу, и в каждом конкретном случае кто-то берет инициативу на себя.
Кто делает вам сценические костюмы, продумывает дизайн обложек? Откуда ваши «фирменные» меховые высокие шапки?
Подобные женские головные уборы не существуют ни в одной этнической традиции. Они были посланы нам сверху посредством актрисы «ДАХа» Татьяны Василенко. Наш театральный опыт дает возможность удачно экспериментировать с костюмами и нашим внешним образом. А дизайном обложек дисков, сайта как и всей «айдентикой» группы занимаюсь я сам.
С чем связан именно такой выбор музыкальных инструментов – перкуссия, виолончель, аккордеон, флейта…
Случайный набор. Так сложилось.
Вы как-то сказали, что «Даха Браха» старается «создать новый миф о самих себе». Что имеется в виду?
Мы видим необходимость распознать и самоидентифицировать себя в сегодняшнем перенасыщенном глобальном мире. К примеру, все знают о сильной российской балетной школе, великом русском театре, своеобразном кинематографе. На протяжении многих десятилетий художники формировали облик русского искусства, миф о нём. Украины же на мировой культурной карте практически не существует. Да, у нас были свои гении – Александр Довженко, Серж Лифарь, Лесь Курбас, много других талантов, но в силу исторических обстоятельств им не удалось своей деятельностью сформировать некий собирательный образ, цельное представление об украинском искусстве. Нам нужно начинать с нуля создавать этот «миф о самих себе», и наиболее продуктивно, нам кажется, основываться на этнических истоках, музыке, народном мелосе.
Конечно же, вся эта теория не стоила бы и ломаного гроша, если бы при всем этом мы не получали удовольствия просто от того, что делаем музыку вместе.
А как живется на Украине в целом? На своем сайте вы пишете: «Україна – це країна, що дезорієнтована географічно, держава – політично, а етнос – культурно». (Украина – политически, географически и культурно дезориентированная страна). Это достаточно смелое утверждение…
Украинский народ – еще на стадии формирования, мы разнородные, а политическая элита делает всё, чтобы эту разнородность усугубить, поляризовать общество и получить свою выгоду. Однако несостоятельность так называемой «элиты» подталкивает людей к большей ответственности; они понимают, что нет смысла уповать на государство. Появляется новое поколение, которое научилось отвечать за свою жизнь.
Например?
Недавно в Киеве был аномальный снегопад, и власть, как всегда, оказалась неподготовлена к такому ходу событий. Адекватные киевляне начали сами организовываться и помогать друг другу. Были и «джиперы», вытягивающие из снега легковые авто и фуры, и волонтеры, которые чистили центр города от осадков. Организовались бесплатные пункты помощи на заправках и так далее. Власть уже давно самоустранилась из культурной жизни страны, а теперь демонстрирует свою несостоятельность и в хозяйственно-коммунальной системе. Скоро она и вовсе упразднится за ненадобностью, и у нас воцарится модернизированная идея легендарной махновской анархической республики. (Смеется.) Это, конечно, шутка, но в каждой шутке…
Современная Украина – демократическая страна? Насколько легко там дышится человеку, и, в частности, художнику, артисту?
Это демократическая страна, которая уверенно движется к деспотии «постсовкового» толка. Дышать художнику можно, но если в стране есть специальный «оруэлловский» орган, отвечающий за мораль, то речи не может быть о демократии, которою мы понимаем в классическом ее смысле. Хотя по большому счету, власти на искусство и культуру наплевать. Делайте, что хотите, только деньги не мешайте осваивать и… не симулируйте голыми половой акт перед стенами Верховной Рады. Или выражаясь, более понятным для российской аудитории языком, не танцуйте в церкви.
Нам в некоторой степени повезло, поскольку мы никогда не были зависимы от государственной машины. В творческом плане мы абсолютно свободны. Зависим лишь от собственного вкуса, который оттачивался на протяжении всего существования группы.
Если говорить более глобально, то, конечно, мы, как и многие современные люди, зависимы – от Интернета, мобильных телефонов и остальных благ цивилизации. Полностью свободным человек может быть только где-то высоко в горах, растворившись в своем сознании и соединясь с высшей силой, но это уже совсем другой путь и совсем другая история…
Как вы думаете, хорошо ли знают в России современную украинскую музыку?
Насколько нам известно, в России хорошо знают «Вопли Видоплясова», «Океан Эльзы» и «Бумбокс». Многие музыканты стремятся попасть на российский рынок, поскольку это дает особые привилегии и у себя на родине. У нас много хороших музыкантов и групп, но плохо развита музыкальная индустрия.
Чего вы ждете от выступления на «Дикой мяте»?
В России у нас есть много поклонников и ценителей, поэтому, думаю, выступление на «Дикой мяте» будет для всех нас приятным событием. К тому же там будут играть много наших хороших знакомых и даже друзей, так что надеемся на приятную и дружескую атмосферу…
Подготовили ли что-нибудь особенное для «Дикой мяты»?
Да, у нас появились новые композиции, которые еще нигде не исполнялись. Будет интересно поделиться ими с изысканной публикой, услышать реакцию «дикомятной» аудитории.
Елена САВИЦКАЯ
Благодарим Наталью Красильникову (фестиваль «Дикая Мята») за организацию интервью и предоставленные фотографии.
Подробнее о фестивале — http://mintmusic.ru/programm