Фестиваль «Иван Купала»: Пляж over фолк
Июль 19, 2013
Владимир Импалер (1136 статей)
Поделиться

Фестиваль «Иван Купала»: Пляж over фолк

folk,Local,Дарвинион,Корни Озер,обычный,пляж,Рада и Терновник,Северо-Восток,Серпухов На последние июньские выпало как минимум три музыкальных фестиваля за городом, не считая одного в Москве. Куда собраться? На “Park Live” нас никто не звал, на «Мотоярославец» я туда ездил — уже пять лет назад, боже, куда всё это время ушло! — посмотрел на великолепное вступление Блэйза Бэйли…

И сбежал потом на «Чащу Всего». Где был совсем другой мир. Остался выбор между «Быть добру» и «Иван Купалой», который в последний момент решился в пользу последнего. Так мне, по крайней мере, думалось поначалу.

«Быть добру» в прошлом году показались мне бледными отголосками Холмов, музыкальная программа в основном повторяла прошлую, а на «Купале», фестивале, проводимом фондом «Вереск», я еще ни разу не был, в его организации принимали участие несколько друзей, и по прошлому году отзывы были очень даже хорошие. Наконец, третий аргумент — место проведения, называемое «Остров Дракино» — близ Серпухова, и попасть туда я мог через Подольск, на двух автобусах и электричке, причем вообще не заезжая в Москву.
Поначалу так всё и было — я бодро встал в полвосьмого утра, собрал какой-то минимум вещей и уже к полдвенадцатому был на месте. От автобусной остановки в деревне Калиново надо было шагать пешком где-то полкилометра по асфальтовой дороге — и вот уже поляна, лесочек с палаточным лагерем и какие-то блага цивилизации впереди. Поначалу всё казалось, несмотря на близость цивилизации, похожим на обычный хипповый лесной фест — пусть и не очень большого масштаба.

</a

Высокая трава до пояса, в ней — протоптанные тропинки и целые автомобильные колеи (как оказалось, дальняя часть поляны отведена под автокемпинг, а проще говоря, ставься, где хочешь). В центре — маленький шатер со свободной сценой (там играл бард – хозяин заведения), пара едален, несколько лотков с фенечками и прочим, одинокий мрачный арфист в капюшоне — когда ему кидали в шляпу деньги, он из-под капюшона говорил отрывистое «спасибо» и продолжал расточать благозвучия. Дальше — «исторический лагерь», где несколько людей в холщовых рубахах рубили дрова. Для погружения в атмосферу прошлых эпох «реконструкторов» было как-то маловато, но, думаю, просто еще не все прибыли.

А вот если идти от поляны дальше, начиналось нечто такое, отчего у завсегдатая хиппи-фестов вполне мог случиться культурный шок. Асфальтированная дорога продолжалась, а в конце ее была самая настоящая… автобусная остановка. А еще дальше… пляж. Такой хороший, благоустроенный пляж с песочком, тентами, кабинками для переодевания, летним кафе с популярной музыкой, несколькими рядами припаркованных там же автомобилей, и, наконец, отдыхающими, плотно устилавшим прибрежный песочек. Поодаль виднелись огромные надувные горки — отгороженная платная часть пляжа. Вода была теплая и чистая, дно — песчаное, купание — то, что надо после дороги по жаре… Из тента-кафешки бодрый голос в паузах между попсой напоминал публике о фестивале (в его версии это звучал как «Иван КуполА»).

Кстати, «Остров Дракино» — на самом деле не остров, а полуостров — подковообразный песчаный карьер, расположенный совсем близко к реке Оке, но всё же отдельно от нее. На самом конце этого «языка»-полуострова и находится сцена, а перед ней — довольно обширная площадка с кафешками и торговыми точками, окруженная по периметру легкой забором-сеткой. Полуденное солнце палило наотмашь, люди прятались в соседней кафешке, продавцы фенечками и колониальными славянскими товарами изнывали от жары.

По информации на сайте фестиваль должен был стартовать в 12, в программках, раздаваемых в инфоцентре — в час дня, реально, наверное, к половине второго на сцену выбралась первая группа — «Партизан FM». «Нам придется открыть этот фестиваль», — сказали прямодушные парни и начали с акустической программы «казачьих» песен — с мужским многоголосием, балалайкой, флейтой, акустической гитарой, большим «напузным» барабаном и слоновьей дозой постмодернизма. «Партизаны» переаранжировывали до неузнаваемости ставшие народными вещи советских времен — знаменитую «Катюшу», раскапывали какие-то странные песни времен Великой отечественной войны («и фашистский обоз / полетел под откос / и на собственной мине взорвался»), комбинировали полуприличные частушки и темы рок-хитов типа «Venus». Словом, это было настоящее «партизанство» и по теме песен, и по общему отношению к фолку, как «хипповому», так и «официозному». Правда, открывающим музыкантам выдалось еще одно серьезное испытание — сильнейший ливень, который накрыл сцену сразу после их сета. Всё это время я прятался за стеной одной из местных избушек — поначалу все укрывались просто под крышей, но ливень всё крепчал, ветер усиливался, и в конце концов капли дождя летели чуть ли не вдоль… Чуть раньше, еще на пляже, нашлась компания музыкантов и фанатов группы «Дарвинион», а также Алексей «Леонидис» Быков, один из организаторов «Пустых Холмов», сыгравший ключевую роль в моих дальнейших приключениях.

Через полчаса ливень утих, сцена высохла и начался самый радикальный и мозгорасширяющий экспериенс, обозначенный в программе словами «Администрация». Да, на фестивале, проходящем почти на окраине города и со всеми благами цивилизации, такого рода выступления неизбежны — помнится, и на «Купале на Рожайке» не обходилось без приветствия от подольского начальника. Но здесь одной речью дело не обошлось — хлебосольная администрация подготовила целую шоу-программу часа на полтора, включавшую в себя номера фольклорного ансамбля «Серпуховские напевы», танцы и хороводы под фолк-роковую фанеру. А серпуховской глава района вышел на сцену под инструментальную тему из… «Jesus Christ Superstar» (я подумал, что мне от жары померещилось!) и рассказал о том, что деревня Дракино — это такое место, где люди живут два миллиона лет подряд. «В деревне Дракино петухи поют на три области», — поделился он народной мудростью. «Этот праздник — он насыщен языческими событиями», сообщил другой оратор. События — это попытки перед пустым полем разыгрывать какие-то «купальские» сценки «в народном стиле», конферанс в псевдонародном стиле, вусмерть накрашенные барышни в венках и народных одеждах, «аниматорские» игры типа прыганий через какие-то стоги сена, сольные вокальные номера в духе фолк-эстрады под инструментальную фанеру… Впрочем, надо сказать, что одна из танцевальных трупп была по-настоящему хороша. А вот от песен, которые они включали как фон к танцам, порой просто ум за разум заходил. Ну вот, скажите, что имела в виду некая неизвестная мне певица в строчках: «Нагадала-нагадала на любовь еще травы»? А вот другая, про реку. «Шумит река-река, взасос целуя берега». Всё это конкретно «купальские» песни, а были еще непременные песни про Россию-поля-купола, словом, атмосфера дня города на центральной площади была реконструирована идеально.

Продолжили программу вместо «Дарвинион» (у них чуть опаздывала вокалистка) «Северо-Восток». Они сыграли вполне стандартный фестивальный сет из чисто вокальных композиций, в котором всё было на месте, единственное «но» — после ливня солнце начало жарить с еще большей силой, и музыканты за почти час своего сета едва не сжарились. Пот с артистов тек ручьем, Сергей Седых после концерта рассказывал, что даже очки ему залило так, что он едва видел, что происходит вокруг…
Кстати, в команде обнаружился новый барабанщик — Алексей Бударин, подменяющий ветерана команды Игоря Шатова — временно или нет, пока никто не знает, — для него это, если не ошибаюсь, второе выступление с группой. Очень милый момент был, когда группа играла песню «Чайка», и тут над сценой очень низко пролетел мотодельтаплан с пассажиром (частое развлечение на таких фестах). «Ничего себе чаечки тут летают», — восхищенно произнесла вокалистка Ольга Егоршина.

Летает в окрестностях Дракино вообще много чего — от игрушечных вертолетиков до настоящих винтокрылых самолетов с близлежащего аэродрома. Самолеты даже делали пилотажные фигуры типа бочки! А однажды над озером пролетела целая стая лебедей — настоящих, белых, длинношеих! Описали круг почета над фестивалем и улетели куда-то вдаль.

«Дарвинион» к тому моменту, видимо, еще не дождались вокалистки, поэтому на сцену пригласили «Огнецвет», команду из Тамбова, анонсированную в этот день на свободной сцене. Тамбовчане сперва вышли вчетвером — гитара, бас, ударные и флейта/волынка, и сыграли довольно-таки безыскусный инструментальный рок. Когда на сцену вышла певица, ассоциаций с фолк-роком стало больше, и всё-таки воспринимался «Огнецвет» скучновато.

Другое дело «Дарвинион»! За время, что я наблюдаю за группой (а существует она неизмеримо дольше), музыканты от совсем уж любительского состава достигли уровня, когда они способны поставить на уши любой фестиваль. Особенно если это прайм-тайм. В шесть вечера, правда, публика была всё еще немногочисленна и порядком разморена жарой, так что за всех отдувалась «группа поддержки».
В команде сейчас есть и скрипачка, и бэк-вокалистка, и харизматичный Кормчий иногда поет подголоском или дуэтом… Стиль «Дарвиниона» в общем и целом — такой «мельничной» закваски фэнтэзи-фолк, есть у группы, как мне кажется, потенциальные хиты. Конечно, с командой времен, когда там пела sanyska, нынешняя не имеет почти ничего общего, но в своей нише она выглядит очень достойно. Подождем альбома, который Андрей обещал выпустить осенью.

«Корни Озер» продолжили фэнтэзи-тематику, только на сей раз с мужским вокалом (вернее, двумя вокалами), перкуссией и флейтой. Хороший мужской народный вокал, авторские сочинения, быть может, не сильно оригинальные, но мелодичные и приятно аранжированные. Думаю, завсегдатаям «Шейдлинкса» и других фолк-фестивалей они хорошо известны. Странно, что не прозвучал на сей раз их главный хит «Караимская кровь» — похоже, их сет, как и перед тем дарвинионовский, был жестко урезан.

Наконец, единственные зарубежные участники фестиваля этого года, венгерки Нора и Юдит Ковач в сопровождении барышни-переводчицы. Сет венгерских девушек делился на две части — аутентичная, когда они пели на два голоса, в сопровождении альта и неких странных скрипкогуслей, и что-то в духе расхожего полутанцевального world music, когда включалась инструментальная, вполне современно-электронно звучащая «фанера». Из последнего примечательна была вещь, в которой дуэтом с ними пел «записанный» венгерский дедушка. «Услышав нашу обработку песни, он расплакался. Мы испугались, оказалось, он был так счастлив…» — рассказали девушки. Народные же вещи — аутентичный венгерский фольклор, который они лично собирали по деревням Трансильвании. Среди них мне запомнилась «песня о дружбе» на венгерский манер. «Если десять человек меня покинет, то трое останется. Но только один из этих троих — настоящий друг!»

Странная штука — венгерский язык, особенно в таком девичьем изложении. В песнях, скажем, группы «Омега» он звучит странно, но всё же как-то по-европейски, а сейчас, из-за обилия мягких гласных, мне казалось, что я случайно включил какую-то музыкальную передачу, скажем, из Башкирии. Ну уж никак не из центра Европы! Хотя венгры — вообще народ с очень запутанной и своеобразной судьбой, и спасибо сестрам Ковач, что они привезли к нам свою настоящую музыку. Хотя для публики, собравшейся в Дракино, похоже, это было слишком трудно воспринимать — во всем пространстве перед сценой к тому моменту было человек 120-150.

Еще в середине дня от Леонидиса я узнал, что после концерта «Рады и Терновника» басист Владимир Кисляков и виолончелистка Тая Быкова как дуэт «Руки Слона» отправятся играть на «Быть добру». Оценив перспективы, я понял, что ловить на фестивале после Рады особо нечего, и напросился к ним в попутчики. Поэтому в паузе между Ковачами и Радой я побежал собирать палатку…
И странное дело — на поляне, а особенно в палаточном лагере прямо-таки кипела жизнь! Люди жгли костры, сидели в теплых компаниях, пели песни, бродили туда-сюда. На пляже, пока солнце относительно высоко, лежали толпы отдыхающих. Автостоянка была забита до отказа, да так, что охрана сама предлагала вновь приезжающим парковаться на подходах к ней бесплатно. Главная сцена — единственная часть фестиваля, где было почти пусто.

Рада и Терновник по сравнению с прошлым годом, кажется, слегка обновили свой сценический образ, но не саунд — номера с «шаманскими» бубнами были у нее и раньше, а уж вещь «Этническая» заканчивала концерты с незапамятных времен… По мне так единственный минус нынешнего выступления, если не считать жесткого и громкого звука — но жесткого не для меня, а для тех, кто настроился на комфортный фолк-саунд предыдущих команд, — в том, что все эти песни я уже слышал столько раз, что просто перестал их ощущать. Но это ведь моя проблема, а не проблема музыки, не так ли?

Да что там, всё было прекрасно — народу чуть больше (допустим, не 150, а 200 человек), перед сценой развернулись шаманские танцы, а Владимир Анчевский тряс свежеотращенной бородой, рыжей от закатного солнца, и улыбался так, что весь мрачно-готический пафос Рады как-то улетучивался и оставалась просто мощная и драйвовая рок-музыка.

После сета Рады к выходу стали готовиться «Гродень» из Люберец, а наша руко-слоново-холмовская компания отправилась искать далекое Добро. Об этом — чуть позже. Читая отзывы публики в комьюнити фестиваля, я понимаю, что уехал как нельзя вовремя — к ночи грянул еще один ливень, аудиторию «Купалы» вскоре повыгоняли от главной сцены ради ожидавшейся там… пенной дискотеки (!), которая и шарашила во все свои киловатты по сонному лагерю.

Здесь должны быть выводы. Коротко: фестиваль находится в поисках собственной идентичности между неформальным хипповым, тру-фольклорным, фолк-роковым, городским праздником широкого профиля, тусовкой реконструкторов и т.д. и т.п. На этот раз «день города» подмял под себя всё остальное. То, что вышло — вполне неплохо, но зачем ради такого мероприятия куда-то ехать в дальнюю даль? Да и искупаться есть где и поближе к Москве. А без организационных усилий Маши Челноковой (фонд «Вереск») зарубежная фолк-программа почти исчезла. Плюс нынешней площадки в легкой доступности и наличии всей нужной инфраструктуры — асфальт, парковка, туалеты, водопровод, электричество. Минусы — в атмосфере черноморского пляжа и «дня города» на выезде. Надеюсь, на следующий год фестиваль найдет себе более подходящее пристанище.

Владимир ИМПАЛЕР
Фото автора. Все фотографии — http://vk.com/album2483887_176802529 и http://vk.com/album2483887_176363985

Продолжение (репортаж с фестиваля «Быть Добру»): http://inrock.ru/live_reports/bytdobru_2013

Владимир Импалер

Владимир Импалер