Фестиваль «Беломор-Буги’2014»: Далёкое, иногда прекрасное
Октябрь 19, 2014
Владимир Импалер (1137 статей)
Поделиться

Фестиваль «Беломор-Буги’2014»: Далёкое, иногда прекрасное

Каждый год, в середине осени, когда с деревьев облетают листья, редактора «ИнРока» охватывают странные чувства. Они никак не связаны с листьями или, скажем, с полнолунием, безотчетной тоской или желанием сбежать в солнечное куда-нибудь. «А не съездить ли мне в Архангельск?» – меряет шагами комнату редактор, то есть я.

Причина тому – ежегодный, прозванный за свою ежегодность традиционным рок-фестиваль «Беломор-буги», который проходит в столице Поморья вот уже в 21-й раз. Там нет западных, да и российских звезд, но каждый раз, когда удается побывать в Архангельске, я уезжаю с несколькими новыми музыкальными открытиями в блокноте…

В Архангельск невероятно хотелось поехать год назад – тогда фестиваль отмечал 20-летний юбилей, и в честь праздника его организатор Александр Мезенцев собрал состав просто сказочный. Но та сказка прошла – и новый фестиваль прошел под девизом «всё по средствам», и половина артистов была из Архангельска и соседнего Северодвинска. Одна польза в этом всё ж была – таким образом можно было поглядеть, чем живет рок в этом северном городе. А музыкальная жизнь там была всегда своеобразной и насыщенной. Часто бывает так, что в городе есть одна группа-доминанта и несколько остальных, подстраивающихся под нее по стилю. В Архангельске же можно при желании найти активно действующие коллективы практически во всех жанрах, от брутал-дэта до инди, блюза и фолк-рока. Это показывали прошлые фестивали, подтвердил и нынешний.

Дорога в Архангельск начинается в 10 утра с Ярославского вокзала. Соседи – московские Kostarev Group, которые на «Беломор» едут впервые, но в целом их дальними странствиями и туровыми приключениями не испугать. С ними договорились ехать вместе заранее, а вот четверо юных парней-металлистов по соседству нам пока незнакомы. Впрочем, это легко исправить – группа называется Rained, едет она аж из Перми (с пересадкой, получается, почти двое суток дороги!), по пути снимает все свои приключения на популярную ныне камеру GoPro. В Вологде на перроне ребята разворачивают фирменный флаг с логотипом группы. Старушки с пирожками и ведрами яблок смотрят подозрительно: «Мальчики, вы не пираты ли какие-то? Что же у вас флаг-то черный?»
В поезде к металлистам подсаживается попутчик из Северодвинска, мужчина лет 50-ти с добрым цепким взглядом. «Беломор-буги? Знаю. Я вообще бардов люблю. Но считаю, что всякая музыка хороша…»

Ближе к вечеру он подошел и к костаревцам. А у них творилось нечто совсем прекрасное и неожиданное: барабанщик Андрей Романика достал из своих арсеналов калимбу, скрипачка Шура Демьянова аккуратно, тихонько играла на скрипке пиццикато, к ним с еще одной калимбой присоединился Костарев с какой-то знакомой фрипповской темой – и этот тишайший джем-сейшн в индийских тонах продолжался при полном непротивлении окружающих купе.
«О, скрипка? – просветлился попутчик. – А можно смычок?» Шура доверила незнакомцу смычок, тот осторожно прижал к плечу инструмент и неуверенно вывел «Неаполитанскую песенку» из «Детского альбома». С третьей попытки вспомнил, попал в тональность, обрадовался: «Я сейчас помолодел на 40 лет!»
Джем продолжался. Шура и Ромашка (так по-доброму прозывали драммера коллеги) изобрели новую мантру на мотив таривердиевской темы из «17 мгновений» и с рефреном оттуда же: «Не думай… не думай… не думай…» Прекрасно, говорят, отвлекает от пустых мыслей.

…Прибытие в полседьмого утра, гостиница, и я проваливаюсь в сон почти до фестиваля. Рейсовый «ПАЗик» до Московской-33, знакомый зал, знакомые лица, знакомый столик для прессы. Кажется, и не было четырехлетней паузы… Ну, привет, «Беломор», чем удивишь на этот раз?

«Ранняя птичка носок прочищает…» – гласит поговорка, и если отвлечься от вопроса, зачем птичке носки, то есть все основания, чтобы приехать в «М33» вовремя, т.е. в совершенно не рок-н-ролльные 15-00. Как правило, на зачин Александр Мезенцев ставит местные, яркие, но без длинной истории команды. Многие из них могут «выстрелить». Так, как команда «Неизвестный композитор» из Архангельска. К рок-составу (гитара, бас, ударные) у них добавляются скрипка, флейта и клавишные. Причем скрипач здесь на первых ролях – он постоянно был на авансцене и «запиливал» в лучших традициях героев скрипичного рока, таких, как Мик Камински или Эдди Джобсон. Иногда – в паре с клавишницей, переключавшейся на аккордеон. Стиль «Неизвестного композитора» – инструментальный фолк-рок/фолк-метал, в основном авторский, с корнями, во-первых, в ирландском фолке, во-вторых, в творчестве Jethro Tull. Не случайно финальную вещь собственного сочинения они посвятили Яну Андерсону.
«Как же звали неизвестного композитора, в честь которого названа группа?» – задал вопрос залу ведущий. «Денисов!!!» – крикнул кто-то. Неужто Эдисон Денисов? Всё проще – это фамилия того самого скрипача, Денисова Ильи. Его команда, хоть и очень молода, уже успела запомниться многим на летнем фестивале «Тайбола» в этом году. (Кстати, еще одно мероприятие мечты – в белые ночи, на Белом море… эх!)

Их земляки Perpetum Mobile (именно так, с одной «u») продолжили бодро, фольклорно, озорно, но куда менее утонченно. Если коротко, то творчество «Вечного двигателя» посвящено вечному горючему этого двигателя, т.е. спиртным напиткам. В длинном ряду исполнителей «песен про бухло» Perpetum Mobile будут далеко не в конце; они пришлись бы впору на разогреве хоть у «ТГЕ», хоть у «Ленинграда». У микрофона – Алексей Костин, баянист в клетчатой кепке и с имиджем обаятельного хулигана. Увидев его лихой танец пятой точки, не забудешь уже никогда. В группе также бас, гитара, ударные и труба, создающая звуковой колорит ска-панка. При этом хулиганят Perpetum Mobile мягко, беззлобно, человеколюбиво.
«С похмелья я по городу иду – сухо во рту!» – таков хитовый рефрен песни «Сухо во роту». В куплетах он, понятно, перечислял разные способы утолить похмелье.
«Что такое лето? Лето – это шлёпки новые! И труселя симпатичные!» – представлял он одну из песенок — о нежарком северном лете. «Поднимите руки, кто вчера бухал!.. – призывал народ перед другой. И шепотом добавлял: .»..Мы тоже». Хотя Perpetum Mobile – команда относительно новая, в ее программе были вещи культовых команд архангелогородской сцены «Новая Земля» и «Анфиса». «Наш поганый северный фольклор», — резюмировал певец. Может, поганый, но симпатичный.

Как говорят знатоки, город Вологда в музыкальном плане стабильно рождает разного рода панк-артистов, поэтому нынешние гости оттуда, квартет Four G, казался эдакой белой вороной. Играют молодые люди в аккуратных костюмчиках то ли брит-поп, то ли пост-панк, такой же аккуратный, с английскими текстами и томным голосом, иногда переходящим в фальцет а-ля Томас Андерс. Они называют себя «gentle rock». Вполне толковая команда, хотя в программе фестиваля это был явный провал по энергетике.

Глядя на прибывших из Беломорска Aquapark, задумываешься о превратностях российской географии. Маленький город Беломорск находится на том же самом Белом море, но в Карелии, на самом Севере, и добираться команде приходится долгим кружным путем… Команда образовалась всего два года назад в традиционном рок-составе, но сейчас серьезно ужесточилась, лишилась барабанщика и ввела сильную электронную секцию. Два гитариста показывают довольно хорошую, насышенную риффами и грувами игру, вокал же, оставаясь в канонах русского рока, им откровенно мешает. Кажется, группа в процессе трансформации – звучавшие ближе к концу вещи подсказывают, к чему она может прийти. Это жесткий альтерно-рэп-метал с остросоциальными текстами, что-то в духе Rage Against The Machines на русский лад. Во всяком случае, речитатив сочетается с такой музыкой несколько лучше. Но сейчас – увы, мимо.

Всех очаровали «Лисьи Песни» из Сыктывкара. Казалось бы, ничего нового они не придумали – это трогательный женский инди-рок с поющей клавишницей. У Евгении Лисовой за плечами, очевидно, консерваторское фортепиано и эстрадно-джазовый вокал, голос безупречен, темы текстов – о девичьем, группа сопровождения (гитара, бас, ударные) внимательна и хорошо чувствует фронтвумен. Может, группе пока не хватает какого-то выдающегося хита, который хотелось бы подпевать всем… Город Сыктывкар, подаривший нам неповторимых The Gourishankar, продолжает генерировать отличные ансамбли! А лучшую проверку Женя прошла вечером, в клубе «Колесо», когда она вышла на джем-сейшн и моментально включилась в совместную игру с скрипачкой Kostarev Group Шурой Демьяновой. Видно, что ей еще предстоит раскрыть свой потенциал в группе…

А вот нижегородцы Buzz Fiction вызвали единственный вопрос – зачем они проделали столь долгую дорогу до Архангельска, и что такого особенного принесли они сюда, чего нет где-нибудь поближе. Разве что сама идея играть панк-рок с «фанерной» ритм-секцией пока еще, к счастью, в новинку. В составе Buzz Fiction поющий гитарист и барабанщик. «Наша драм-машина Глеб-3000, — как представил его со сцены певец. – Мы прибыли сегодня в корпоративном составе. И нам поможет наш прекрасный друг-ноутбук». Сказать хорошего про их концерт можно одно: сэкономили.

В гримерке тем временем оживление – прибыли хедлайнеры второго дня, питерцы Grenouer. Правда, питерцы – не совсем точно, ведь фронтмен группы Андрей Мерзляков и гитарист Александр Соколов – родом из Перми, где и начинали играть Grenouer, барабанщик Денис Степанов – из питерской Disinsane, а басист Алексей Болотов – из иркутской дэт-легенды Uncrossed. Совсем недавно в группе произошла своеобразная рокировка – ушел другой иркутянин, экс-драммер Uncrossed Илья Ключинский. Что характерно, в Disinsane играла другая половина Uncrossed, так что всё переплелось в питерско-пермско-иркутском металле.
Grenouer – команда сильная и своеобразная, за ее историей я слежу уже больше десяти лет, но живьем не видел где-то с середины 2000-х. Тогда в одном из питерских клубов они «рубили» отменный техничный дэт-метал. С тех пор изменилось, можно сказать, всё…
«Металл для меня закончился, – рассказал Андрей Мерзляков. – Гроул-вокала больше не будет. Мы играем музыку, с которой можно достойно встретить старость».
Полуулыбка на его лице не всегда подсказывает, когда Андрей серьезен, а когда – нет. «У нас уже готов восьмой и девятый альбомы», — говорит он. Задаю вопрос о сотрудничестве с лейблом – свежий диск «Blood on the Face» вышел на старинном бельгийском метал-лейбле Mausoleum, известном главным образом по претензиям многочисленных хэви-метал-команд 80-х, чьи карьеры он якобы загубил. Андрей смеется – какая еще карьера? Grenour далеки от мечты разботатеть за счет хэви-метала. «Многие тяжелые группы второго эшелона из Финки, типа Norther, уже распались, когда поняли, что не смогут больше зарабатывать музыкой. Они говорят: как это так? Мы что, должны работать?!»
Вспоминаю про ребят-металлистов Rained из Перми. Стал бы Андрей советовать им перебираться в Питер? Что он рассказал бы им про тяжелую музыку в городе? «Как переехать в Питер? Приехать. Найти квартиру. Сделать питерскую прописку. Собрать группу. Найти работу. Репетировать. Каждый день часа по два посвящать промо-деятельности. Улыбаться людям, которым надо. Создать семью с пониманием – или вести самоотверженный образ жизни…» – загибает пальцы он. А какие связи с Пермью? «Пермь… я был там последний раз восемь лет назад. Бывает, кто-то ищет архивные записи тех групп, с кем я работал когда-то, хочет издать. Пишу людям – а это им уже неинтересно…»

Так за разговором мы скоротали сет Buzz Fiction. Впереди «Гарах-бэнд», коллектив из Архангельска, названный по фамилии их гитариста/вокалиста Ильи Гараха. Незадолго до сета он подарил мне свежий сингл команды «Спирт» с композициями «Алкосупермен», «Я люблю бухать», «Плохой алкоголь» и… в общем, вектор творчества группы ясен, он практически полностью совпадает с ранее выступавшими коллегами из Perpetum Mobile. А сколько еще по стране таких певцов Бахуса?! Правда, «Гарах-бэнд» подходят к снаряду, так сказать, с ритм-н-блюзовой стороны. Это закаленный на каверах классики блюза коллектив, где выделяется также харпер Роман Ботов, были первыми за вечер, кто смог привлечь немногочисленную публику к сцене. Люди танцевали даже под странноватый, очень похожий на «флойдовскую» «Money» блюз на 5/4 – пожалуй, самая запоминающаяся вещь группы. У «Гарах-бэнда» мы услышали и самый яркий за день образец поэзии: «Я долго думал / Что это за фигня? / Я знаю, дорогая / Ты не любишь поезда!»

Когда видишь какую-то команду несколько десятков раз и помнишь их вещи почти наизусть, то интереснее бывает наблюдать не за событиями на сцене, а за реакцией зала. И, само собой, было очень волнительно – сможет ли публика Архангельска после комфортного блюза воспринять сложный прогрессив-рок Kostarev Group? Ан нет, смогла, и даже не разбежалась от сцены – напротив, ряд фэнов, явно музыкантов, прилипли к ней, глядя широко раскрытыми глазами на Костарева, на скрипку Шуры Демьяновой, клавишные Екатерины Морозовой, ударные Андрея Романики (между прочим, экс-участник группы Инны Желанной)… Басист Алексей Верченов был немного в тени, но музыкально он блистал не меньше прочих. В захватывающий музыкальный номер превратился даже саундчек. Группе Костарева, традиционно сложной в отстройке, на сей раз повезло – звучало практически всё и везде, разве только гитара на первой веще пропадала.

Группа показала Архангельску кавер Заппы, одну совершенно свежую вещь, отрывок «Кончерто» и, как сказал Костарев, «танцы каракатиц»: номер с размером 13/8, который могут танцевать не люди, а только многоногие обитатели морских глубин.
Из глубин зала, тем не менее, выполз зритель, вполне убедительно изобразивший столь дерганый танец.
Под конец были заслуженные бурные аплодисменты, объятья и похвалы от Мезенцева. Даже думалось, что на этом первый день можно было бы и закончить – и никто не расстроился бы…

…Хотя хедлайнеров, шведов BLK Tape, в зале всё-таки ждали. К их сету из зала подтянулись практически все. А вот мне почему-то от выступления молодых ребят из города Кируна стало скучно и захотелось отойти в глубину… Да, шведы с самого севера страны, из города-побратима Архангельска, где и живет-то тысяч 30, не больше, показывают хорошую сыгранность, класс, удачный саунд и даже похожие на хиты вещи, но всё-таки… Скорее это уровень удачливой команды из соседнего райцентра, только выросшей на хороших хлебах, а не подлинных звезд. Звучание «Черной ленты» напоминало то готик-рок в духе поздних Tiamat, то пост-панк с голосом а-ля Depeche Mode. Запомнилось, как певец пел в микрофон неподвижно, скрестив руки замком за спиной: то ли продуманная поза, то ли крайняя застенчивость. И то, как спокойно и деловито, без тени разочарования, ушли они, когда на часах пробило девять, явно недоиграв и не обращая внимания на вызовы на бис.
Хотя шведов можно понять – целый день они исследовали Архангельск (300 тысяч против 30 – есть разница!), говорят, перемеряли весь ассортимент местного шоппинг-центра, а через день в клубе «Колесо» им еще и предстоял сольный концерт. «Они такие душевные!» – говорили девушки-организаторы… «У них голос, как у Бёртона Белла из Fear Factory!» – восторгался драммер Grenouer. И перечислял, что именно и в какой форме он готов отдать, чтобы привлечь в свою группу такого уникума.

В «Колесе» на столиках был разложен местный модный журнал о городской жизни «PLUS». Уже потом, в гостинице, листая это издание, наткнулся на статью-обзор культурных событий. «Такие крупные мероприятия, как фестиваль «Беломор-буги», […], оставим в стороне. Наверняка каждый про них слышал», — начинает рассказ журналист. Странно получается – фестиваль, про который каждый слышал, но на который никто не ходит…
Хотя атрибуты фестивальности Мезенцев и его команда блюдут со всем тщанием: фойе «М33» украшено огромным баннером – словно стеной с плакатами «Беломоров» старых лет. Столик с мерчем заполнен сувениркой этого и прошлых лет: симпатичные фестивальные футболки, шарфы, полотенца, кружки… Каждый входящий получает бесплатную фестивальную газету с рассказом о каждой команде. Наконец, на сцене неустанно трудится ведущий – заполняет паузы, развлекает публику, и словом своим «склеивает» программу фестиваля в единое целое. Владислав Белобоков – рок-вокалист, лидер группы Bloody Tomatoz (глэм-метал 80-х), ведущий местного радио, словом, язык у него подвешен отлично, в организации мероприятий он явно знает толк и умеет вытащить людей на пустой танцпол. Фэны у него то ползут на карачках к сцене за желанным призом, то рвут на себе последнюю, в буквальном смысле, майку, чтобы получить новую, то поют «Белые розы» гроулом… Среди призов был, кстати, и журнал «ИнРок»!

На второй день «Беломора» тоже стоило прийти к началу. Middle Class Bastards – тот случай, когда хорошо придуманная «легенда» тянет за собой всё остальное. А по легенде эти семь парней из Архангельска – поморские горцы, сражающиеся за независимость Шотландии! «Шотландцы в сердце, русские от рождения», по их собственным словам. В кильтах, народных одеждах, с волынкой, трубой и мандолиной в составе. А у фронтмена на «барсетке» – шотландский флаг. Тот самый, который когда-то проинвертировал Пётр I и получил наш, андреевский флаг морского флота. Флот, кстати, начинался в Архангельске, так что какая-то связь между Поморьем и Шотландией действительно существует. Что касается музыки, то это скорее фолк-панк, чем фолк-рок, с малоразличимыми мелодиями и хриплым кричаще-речитативным вокалом. Возможно, часть музыки была потеряна в миксе (в особенности это касается партий мандолины). Но драйва ребятам в кильтах не занимать, и вечер в «М33» начался вполне весело. Даже несмотря на то, что в недавнем референдуме о независимости Шотландии сепаратисты проиграли.

<a href="http://inrock.ru/wp-content/uploads/belomor_2014_11_pornograffitty_2740.jpg" rel="lightbox[belom

Владимир Импалер

Владимир Импалер