Февраль 27, 2014
Владимир Импалер (1137 статей)
Поделиться

Dream Theater в Стокгольме: Три часа в нирване

Dream Theater,Foreign,Globens Annex,обычный,Стокгольм Наш корреспондент в Стокгольме Полина Кордик побывала на концерте Dream Theater и полюбила эту группу заново. Ее репортаж поможет российским фэнам представить, что они услышат завтра в Москве. Похоже, своими великолепными концертами группа смогла сгладить впечатление от не очень удачного нового альбома. Или удачного? Тут мнения расходятся. Но слово автору…

Пережив период абсолютного обожания Dream Theater с 1999 по 2010 годы и так и не смирившись с уходом Майка Портного из группы, на этот концерт я идти совсем не собиралась. А чего я там не видела, собственно? В 2008-м в Лужниках был щенячий восторг, потому что первый раз («наконец-то», «столько-лет-ждали»), и все остальное было не важно. Второй концерт в «Крокусе» в 2011-м был очень хорош, но как будто еще по инерции, еще дух Портного не испарился из группы окончательно. А вот выступление в ходе турне с программой «A Dramatic Turn of Events» лично мне окончательно доказало, что группа изжила себя. Новые вещи не трогают, музыканты «уже не те», словом, «всё не то». Без Портного жизнь не мила, и вообще лучше б они распались, раз такое дело. После таких упаднических выводов я даже не стала слушать новый альбом, а решение все-таки пойти на концерт приняла спонтанно. И не пожалела ни секунды! Более того, впечатления от этого концерта с лихвой перекрыли все предыдущие, и уже который день я заново переживаю свою «театроманию» в новой реинкарнации и не устаю удивляться и восхищаться горячо любимой группой.

С концертом в Стокгольме мне действительно крупно повезло. На высоте было абсолютно все: организация, пунктуальность, качество звука, видеоряда и особенно — публики. Два года назад в соседнем зале лютые шведские тинейджеры помяли мне все бока. Словно я оказалась на концерте каких-то агрессивных сопливых юнцов! В этот раз либо юнцы подросли, либо ушли слушать другую музыку, либо мне просто повезло с добрыми богатырями в окружении.

Сцена была закрыта экраном, на котором ровно в заявленное время пустили короткое видео под «False Awakening Suite», в котором обыгрывались обложки каждого из студийных альбомов. Когда одна неожиданно превращалась в другую, зал выражал свой восторг в полную силу. У меня за эти пару минут перед глазами пробежала практически вся сознательная жизнь. Радость от выхода каждого альбома и связанные с этим воспоминания накрывали с головой. Кульминацией было, конечно же, поднятие занавеса, где на сцене уже стояли главные герои и играли «Enemy Inside» — без всяких разогревов! От радости я так громко взвизгнула «oh my God!», что рядом стоящий викинг, в глазах которого в предыдущие сорок минут явно читалось сомнение, не перепутала ли я концерт, аж обернулся.
По моим наблюдениям, Dream Theater, как правило, половину сет-листа берут из текущего альбома. Именно так было и в этот раз, хотя эта половина была наименее интересной частью программы. Но ЛаБри сразу всех предупредил – мол, приготовьтесь к трехчасовому шоу, раньше этого мы со сцены не уйдем! И за три часа приятных сюрпризов в сетлисте оказалось предостаточно.

Первая треть концерта состояла из новых вещей («Looking Glass», «Along for the Ride», «Enigma Machine»), перемежаемых «The Shattered Fortress», «On the Backs of Angels» и – о да – «A Trial of Tears»!!! Ради одного этого уже стоило идти на концерт!!! Для меня это был настоящий подарок и одна из причин всё-таки пойти на концерт. Во фраза «It’s raining on the streets of New York City» Нью-Йорк превратился в Стокгольм, что было радостно оценено публикой. Вообще, ЛаБри не раз в течение концерта делал реверансы шведам и рассказывал, как ему нравится Стокгольм и какая у них с городом стабильная взаимная любовь уже больше двадцати лет. Рассказывал, как они впервые выступали в каком-то небольшом клубе в пору «Images and Words» в день рождения его жены, как он пел ей со сцены «happy birthday» и как до сих пор вспоминает тот вечер.

В перерыве после первой части нас развлекали видео со всякими приколами типа фейковой рекламы караоке с ЛаБри, моющего средства для барабанных палочек с Манджини, фигурки-трансформера Петруччи. Всё это разбавлялось любительскими каверами с YouTube. Нарезка удалась, публика хохотала от души, и 15 минут перерыва пролетели незаметно. Было уже столько впечатлений, что еще чуть-чуть, и можно было бы уже и закончить, но впереди было еще целых два часа самого интересного.

Вторая часть взорвала всех: целиком играли половину альбома «Awake». «The Mirror», «Lie», «Lifting Shadows off a Dream», «Scarred», «Space-Dye Vest». Думаю, что тем, кто знает и любит этот альбом, давать комментарии излишне. У меня категорически не хватает слов, чтобы описать, что ощущаешь, когда впервые вживую слушаешь ту музыку, которую слушала в записи миллионы раз за последние пятнадцать лет, когда каждая фраза текста уже крылатая, когда каждый звук как родной, когда все пережито и прочувствовано до мозга костей и столько раз было созвучно с собственной жизнью… Вживую все это звучало еще острее, сильнее и больнее. Меня от эмоций и восторга выворачивало наизнанку. Я вообще считаю, что любимая музыка по определению очень интимна. Я всегда испытываю некий дискомфорт, когда слышу что-то очень любимое не в своем плейере, а где-то на публике. Как будто тебя публично раздевают. А когда на сцене стоят люди, которые все это придумали, написали, выразили и играют здесь и сейчас для тебя, это превращается в нечто сверхъестественное, я бы даже смелее сказала – божественное и неземное. У меня давно было подозрение, что эти пятеро (сейчас мысленно ставлю Портного на место Манджини) – не совсем обычные люди. Точнее, совсем необычные. Я не могу понять умом и принять душой, как можно так играть. Это за гранью человеческих способностей. А когда начинаешь думать о том, что они еще и сами создают то, что играют… То все, мозги отказываются объять масштаб их личностей. Честное слово, пятнадцать лет пытаюсь осознать этот масштаб и не устаю восхищаться.

К концу второй части казалось, что круче уже просто невозможно. Но они вышли на «бис» и началась связка из «Scenes from a Memory». «Overture 1928» и «Strange DejaVu» зал пел ровным хором с ЛаБри. У меня опять сердце убегало в пятки от восторга, я вспоминала, как когда-то в школе сидела и переводила эти тексты, учила английский по ним, переживала каждое слово. Финалом были «The Dance of Eternity» и «Finally Free». После этого можно было бы уже спокойно умирать. ЛаБри во второй части сказал, что именно такой сетлист обязан двум датами: двадцатилетию «Awake» и пятнадцатилетию «SFAM». Какое же счастье, что благодаря этим круглым датам мы смогли услышать то, что вряд ли бы услышали при иных обстоятельствах.

Я мало сказала о самой игре. Но, честно говоря, тут и сказать особо нечего: все по высшему разряду и, повторюсь, за гранью человеческих способностей. У Петруччи как будто атомный реактор вшит – он выдает одно соло за другим и кажется, что он никогда не сбавит темпа и мастерства. Больше всего в смысле исполнения меня потряс ЛаБри. Он пел идеально все три часа. Брал все ноты. Не схалявил нигде. Мне кажется, он достиг своего зенита. Еще лет десять назад меня его живое исполнение расстраивало, а сейчас оно идеально. Манджини выдал одно соло на барабанах и вообще произвел впечатление невероятного очаровашки. По крайней мере, в этот раз я уже не пыталась представлять на его месте Портного, и вся эта ситуация не вызывала у меня таких неприятных ощущений, как раньше. От концерта в целом осталось ощущение, что музыканты заново нашли себя и вышли на очередной круг творческого расцвета, пардон за клише.

Народ с концерта уходил оглушенный и ошеломленный. У меня было ощущение, с одной стороны, полного физического истощения, с другой — полной нирваны. Я получила в десятки раз больше, чем ожидала, а главное – неожиданно воскресила в себе любовь к группе, без которой я никогда бы не была той, кто я есть.

Полина КОРДИК
Фото автора.

Владимир Импалер

Владимир Импалер