Epica – «Ʊmega Alive»: Представление о душе и теле
Июнь 14, 2021
Сергей Терентьев (12 статей)
Поделиться

Epica – «Ʊmega Alive»: Представление о душе и теле

«We’re in a time where all enterprises fall» – именно эта фраза из песни «Unchain Utopia» симфоник-металлистов Epica целиком и полностью резонирует с окружающей действительностью. Этот месседж особым образом характеризует нашу современность, которая находится в зоне турбулентности вот уже второй год – когда концерты отменяются или переносятся на неопределённый срок, а границы между многими странами остаются закрытыми. В этом плане нидерландская группа Epica не оказалась исключением, проведя 17 месяцев без живых концертов.

Забегая вперёд, скажем, что это никоим негативным образом не отразилось на сыгранности музыкантов в ходе подготовки к шоу в новом для себя формате – они репетировали на протяжении нескольких месяцев, по большей части по видеосвязи, каждый из своего дома. По причине пандемии не так-то легко можно было собраться вместе вживую. В общей сложности симфоник-металлистам потребовалось два полных дня репетиций на площадке, чтобы всё отладить и записать с одного дубля.

Чтобы подтвердить, что Epica не ждут у моря погоды (когда рассеется ковидная мгла), музыканты решились на беспрецедентный шаг – организовать стрим-концерт «Ʊmega Alive» для фанатов группы, дабы отметить релиз своего восьмого студийного альбома «Ʊmega». Конечно, такой формат не совсем привычен для рок-аудитории. Ведь настоящий рок-концерт или рок-фестиваль подразумевает под собой массовость, зрелищность и исключительно живое звучание в режиме оффлайн. Но в этом плане Epica потеряла, приумножив, выйдя победителем в схватке с обстоятельствами. Ведь, как известно, кто не хочет действовать, ищет оправдания, и напротив – кто хочет, находит возможности воплощения идей. Секстет Epica относится именно ко второму виду рок-музыкантов. Впрочем, смотреть нам, скорее всего, пришлось всё же именно запись, поскольку прямая трансляция, увы, вещь чрезвычайно капризная… но это ничуть не испортило живого впечатления от шоу! Эксклюзивности добавило и то, что доступ к трансляции был платным, совсем как на «живом» концерте — билеты в разных форматах можно было приобрести на сайте группы. (А проиллюстрировать отчёт мы решили скриншотами с концерта — надеемся, музыканты Epica нас за это простят, — прим. ред.)

На «разогреве» у Epica выступила команда Off The Cross, судя по всему, в интерьере одного из бельгийских соборов. В их исполнении прозвучали три трека. Скорее всего, выбор Epica пал именно на эту бельгийскую группу, так как запись концерта «Omega Alive» проходила на площадке в Бельгии (AED Studios, г. Линт), учитывая ограничения, связанные с ковидом. Затем после пятнадцатиминутного люфта начали своё выступление главные виновники торжества – Epica.

Вся концепция концертной программы группы представляла собой пятичастную структуру и была выстроена по принципу акронима «ƱMEGA». Каждой букве этого сакрального слова соответствовал свой раздел, начинённый рядом композиций – так или иначе выстроенных по логике развития драматургии и исходя из режиссёрской архитектоники концерта (режиссёром выступил Jens De Vos, ранее известный по работе с проектом Ayreon и группой Kamelot): «Ʊverture», «Magnituda», «Elysia», «Gravita», «Alpha ∞ Ʊmega».

Особым образом стоит упомянуть театрализацию концерта – участие акробатов, факиров, танцовщиков, перформеров, а также различные пиротехнические спецэффекты, художественное освещение и оформление сценического пространства. Чего стоит только смена нарядов музыкантов в каждом блоке программы или горящее пианино, на котором клавишник группы Кун Янссен исполнил сольную партию в одном из фрагментов концептуального трека «Kingdom of Heaven ~ Part III – The Antediluvian Universe»! В частности, фаер-шоу и элементы акробатики напомнили live-концерт Lacuna Coil в Лондоне («The 119 Show – Live in London», 2018) – там тоже участвовали профессиональные факиры и акробаты, только «под другим соусом»: бурлеск вперемешку с инфернальным «Cirque du Soleil». В случае же с Epica скорее можно было наблюдать нечто мистериальное: «представление о душе и теле», перемежающееся видеофрагментами, на которых запечатлён мир грёз детства. От первого трека до последнего – практически полноценный художественный фильм-концерт.

Вообще тема детства с его страхами, мечтами, любопытством («а что там ждёт дальше – за очередной дверью в темноте?») проходит красной нитью через всю архитектонику «Ʊmega Alive». В подтверждение этому в первую очередь выступает оформление афиши концерта, на которой изображена девочка, стоящая напротив распахнутых ворот исполинских масштабов и закрывающаяся руками от потустороннего света, пробивающегося через их наполовину распахнутые створки.

Любопытно проследить одно режиссёрское решение – во время звучания композиции «The Skeleton Key» на словах «We’ve all been dancing in the dark» внезапно появляется детский хор, подсвеченный всполохами огня. У каждого из юных хористов на груди подвешен ключ, идентичный тому, что был надет на главной героине в видеоклипе на эту песню. Следом, уже в точке золотого сечения концертной программы, в композиции «Rivers (a cappella)» у каждого из участников амстердамского смешанного хора «PA’dam» висит на шее точно по такому же ключу (к примеру, можно вообразить, что дети выросли). Думается, такая смысловая арка не случайна. Участие детского хора – возможно, как знак надежды на светлое будущее вопреки всем трудностям, охватившим планету. Ведь все мы родом из детства и в дальнейшем продолжаемся в своих потомках. Кажется, читался именно такого рода посыл. В свою очередь видео-интермедии перед каждой из пяти частей концертной программы изобилуют множеством подобных отсылок, понятных не только фанатам Epica (например, перед блоком песен под общим названием «Magnituda» можно было видеть Симону Симонс с яблоком в руке – явная отсылка к обложке альбома «The Divine Conspiracy», 2007). Пожалуй, самым важным лейтмотивом всей сценографии является огонь – всеочищающий, неугасимый, олицетворяющий горение вечной жизни.

В отличие от live-альбома «Retrospect» (2013), команда особо не рефлексировала над пройденными этапами творчества. Исключением стала лишь фоновая «врезка» видео-фрагментов под чёрно-белом фильтром из хроники концертных выступлений группы – во время звучания первых тактов композиции «Cry for the Moon» с первого альбома Epica. Вся финальная часть концерта была задумана по принципу «в моём конце – моё начало» (как в одном из рондо французского композитора XIV века Гийома де Машо). Но в то же время можно сказать, что Epica уверенно смотрит за линию горизонта – как на известной анонимной «Гравюре Фламмариона», изображающей фигуру пилигрима, добравшегося до края Земли и сквозь занавес небесного свода рассматривающего устройство Вселенной.

В целом на «Ʊmega Alive» задействованы внушительные творческие силы – эпичней некуда! Но всё же, для полного погружения во «вселенную Epica» не хватило живого звучания симфонического оркестра и смешанного хора (как это было на «Retrospect», 2013) на протяжении всего стрим-концерта. Скорее всего, отсутствие этих неотъемлемых участников симфоник-метал-концертов было обусловлено ограничениями, связанными с пандемией или высокими затратами в плане бюджета.

Живое исполнение композиции «Kingdom of Heaven ~ Part III – The Antediluvian Universe» стало поистине настоящим подарком для фанатов группы. В этой завершающей части трилогии «Kingdom of Heaven» транслируются очень важные мысли, которые актуальны в особенности сейчас. Epica призывает всех нас помнить о самых главных и простых вещах в период, когда человечество как вид находится перед лицом вынужденной социальной разобщённости, вызванной пандемией: «We all are a part of each other. Together we stand strong. Together we are one». Что ж, есть надежда, что свой предстоящий двадцатилетний юбилей группа отметит с ещё большим размахом и порадует своих поклонников чем-то как всегда особенным и неординарным! К тому же, ровно через год в июне 2022 года Россия ждёт Epica на «Wild Energy Fest» в Москве и Санкт-Петербурге с живыми концертами. А пока можно предположить, что после просмотра шоу «Ʊmega Alive» каждый сможет хотя бы немного приблизиться к «точке божественного единения».

 

«Ʊmega Alive» (12.06.2021)
Треклист:
I. «Ʊvertura»:
Alpha – Anteludium
Abyss of Time – Countdown to Singularity
The Skeleton Key
Unchain Utopia
II. «Magnituda»:
The Obsessive Devotion
In All Conscience
Victims of Contingency
III. «Elysia»
Kingdom of Heaven ~ Part I
Kingdom of Heaven ~ Part III – The Antediluvian Universe
IV. «Gravita»
Rivers (A cappella)
Once Upon a Nightmare
V. «Alpha ∞ Ʊmega»
Freedom – The Wolves Within
Cry for the Moon
Beyond the Matrix
Ʊmega – Sovereign of the Sun Spheres

Сергей ТЕРЕНТЬЕВ

English version is at http://inrock.ru/live_reports/epica_omega_alive_en_2021

    

  
 

Сергей Терентьев

Сергей Терентьев