Epica «Omega» (2021)
Этот обзор нужно начать с одного единственного слова: эпический! Ибо он посвящён альбому группы Epica, по сути, одних из основоположников симфонического металла. Восьмая студийная работа нидерланцев стала заключительной частью «метафизической трилогии», в которую входят альбомы «The Quantum Enigma» (2014) и «The Holographic Principle» (2016). В ней Epica предлагает нам пройти путь к самопознанию сквозь лабиринт жизни, в финале которой мы достигнем «точки Омега». Это понятие предложил французский теолог Тейяр де Шарден, и смысл его в том, что всем нам суждено проделать длинный путь от Большого Взрыва до единой точки божественного единения.
Открывает альбом вокально-симфонический зачин «Alpha – Anteludium», напоминающий добротно сделанный саундтрек к оскароносному фильму. Завершает – «Omega – Sovereign of the Sun Spheres» с фанфарами труб Апокалипсиса во вступлении. «От Альфы до Омеги» – 12 композиций, среди которых нет проходных, 12 музыкальных путешествий по лабиринту бытия. В «Abyss of Time – Countdown to Singularity» ярко проявлен известный приём «красавица и чудовище». В «Seal of Solomon» слышен восточный колорит, по звуковой атмосфере композиция схожа с некоторыми вещами из «The Phantom Agony» (2003) и «The Divine Conspiracy» (2007). В «Code of Life» участвует приглашённый вокалист, Захер Зоргати из тунисской прогметал-группы Myrath. Своим восточным колоритом голос Зоргати задаёт тон всей композиции. Есть на альбоме и гостья-вокалистка – Вики Псаракис из The Agonist исполняет мелодекламационную партию в «Twilight Reverie».
В центре альбома – композиции «Freedom – The Wolves Within», один из музыкальных блокбастеров, посвящённый выбору между добром и злом, и «Kingdom of Heaven» – ураганный звуковой вихрь на 13,5 минут, который начинается с этнических деревянных духовых, а в середине слышна аллюзия на фортепианное творчество Рахманинова (знаменитая прелюдия g-moll). И ещё одна творческая удача – аскетичная рок-баллада «Rivers», в которой партия ударных приглушена и звучит как едва бьющееся сердце, а тёплый, обволакивающий тембр голоса Симоны Симонс инкрустирован красивым отлетающим эхо в конце каждой из пропетых вокализом фраз. Всё как бы шепчет, боясь нарушить сакральную атмосферу звенящей тишины – до первой кульминации, где вступает детский хор и звучит общее tutti. Эта композиция авторства Роба ван дер Лоо, басиста Epica. Для многих стало открытием, что такой внешне брутальный парень способен на написание не только метал-боевиков, но и баллад.
Отдельный CD «Omegacoustic» (звучит забавно – какой такой кустик!) содержит четыре акустических версии песен «Omega». Это путешествие по музыкальным стилям – от аскетичного квазицерковного пения до латиноамериканской сальсы. Помогали на подпевках Марсела Бовио (ex-Stream of Passion) и Линда Янссен, жена клавишника Куна Янссена. А вокал Симоны Симонс раскрылся в этих записях в полной мере. Её голос – как хорошее вино, которое с годами становится только лучше. Что важно, акустические композиции сделаны не по кальке оригиналов, а в совершенно другом ключе, с изменёнными мелодическими линиями и каденциями, добавлением богатой орнаментики, расширением инструментария, с совсем иной звуковой атмосферой. А симфо-метал-маньяков ждут ещё два диска – «Omega Instrumental» и «Opus Omega», которые, как нетрудно догадаться, содержат инструментальную и оркестровую версии основного материала.
Нидерландские симфо-металлисты снова превзошли себя. Хоть лидер группы Марк Янсен и сказал в интервью, что группа сделала шаг назад по отношению к предыдущему альбому, это не совсем так. На «Omega» слышны и отсылки к саунду первых дисков, и эксперименты, вызовы самим себе. Коллектив решил записать материал для тех, кто ещё незнаком с его творчеством, этим можно объяснить калейдоскоп фирменных приёмов из всей предыдущей дискографии Epica. Но ставка на новом диске сделана не на одновременное мощное звучание оркестра, хора и гитар или их состязание по принципу «кто сильнее», а на выстраивание общего баланса. Отличие и в способе записи оркестра – на «The Holographic Principle» (2016) он записывался по секциям, теперь – сразу в полном составе, отчего звук стал ещё более естественным, объёмным и живым. Cостав расширился и благодаря включению детского хора. Записи хоровых коллективов и симфонического оркестра успели завершить аккурат накануне первого официального локдауна в Европе. Как и предыдущие два альбома, саунд-продюсером стал давний товарищ по металлу Йост ван ден Брук (клавишник, известный по After Forever, Star One/Ayreon, Sun Caged, – прим. ред.). Обложку диска вновь сделал Штефан Хайлеманн, работающий над оформлением альбомов Epica начиная с «The Classical Conspiracy» (2009). Она отражает главную идею альбома – дуализм света и тьмы, пронизывающий абсолютно всё вокруг нас.
Людям нужна надежда, новые смыслы, мощный месседж – особенно сейчас, на грани тектонических изменений жизненного уклада всей планеты. Можно смело заявить – с выходом «Omega» поклонники Epica всё это получили.
20 лет назад можно было услышать мнение, что симфоник-метал как отдельное направление тяжёлой музыки скоро сойдёт на нет. Сегодня, благодаря таким релизам, как «Omega» Epica, можно уверенно сказать, что этот прогноз не оправдался.
sympho metal
Nuclear Blast/"Союз Music"