Epica «Omega» (2021)
Июнь 26, 2021
Сергей Терентьев (12 статей)
Поделиться

Epica «Omega» (2021)

Этот обзор нужно начать с одного единственного слова: эпический! Ибо он посвящён альбому группы Epica, по сути, одних из основоположников симфонического металла. Восьмая студийная работа нидерланцев стала заключительной частью «метафизической трилогии», в которую входят альбомы «The Quantum Enigma» (2014) и «The Holographic Principle» (2016). В ней Epica предлагает нам пройти путь к самопознанию сквозь лабиринт жизни, в финале которой мы достигнем «точки Омега». Это понятие предложил французский теолог Тейяр де Шарден, и смысл его в том, что всем нам суждено проделать длинный путь от Большого Взрыва до единой точки божественного единения.
Открывает альбом вокально-симфонический зачин «Alpha – Anteludium», напоминающий добротно сделанный саундтрек к оскароносному фильму. Завершает – «Omega – Sovereign of the Sun Spheres» с фанфарами труб Апокалипсиса во вступлении. «От Альфы до Омеги» – 12 композиций, среди которых нет проходных, 12 музыкальных путешествий по лабиринту бытия. В «Abyss of Time – Countdown to Singularity» ярко проявлен известный приём «красавица и чудовище». В «Seal of Solomon» слышен восточный колорит, по звуковой атмосфере композиция схожа с некоторыми вещами из «The Phantom Agony» (2003) и «The Divine Conspiracy» (2007). В «Code of Life» участвует приглашённый вокалист, Захер Зоргати из тунисской прогметал-группы Myrath. Своим восточным колоритом голос Зоргати задаёт тон всей композиции. Есть на альбоме и гостья-вокалистка – Вики Псаракис из The Agonist исполняет мелодекламационную партию в «Twilight Reverie».
В центре альбома – композиции «Freedom – The Wolves Within», один из музыкальных блокбастеров, посвящённый выбору между добром и злом, и «Kingdom of Heaven» – ураганный звуковой вихрь на 13,5 минут, который начинается с этнических деревянных духовых, а в середине слышна аллюзия на фортепианное творчество Рахманинова (знаменитая прелюдия g-moll). И ещё одна творческая удача – аскетичная рок-баллада «Rivers», в которой партия ударных приглушена и звучит как едва бьющееся сердце, а тёплый, обволакивающий тембр голоса Симоны Симонс инкрустирован красивым отлетающим эхо в конце каждой из пропетых вокализом фраз. Всё как бы шепчет, боясь нарушить сакральную атмосферу звенящей тишины – до первой кульминации, где вступает детский хор и звучит общее tutti. Эта композиция авторства Роба ван дер Лоо, басиста Epica. Для многих стало открытием, что такой внешне брутальный парень способен на написание не только метал-боевиков, но и баллад.
Отдельный CD «Omegacoustic» (звучит забавно – какой такой кустик!) содержит четыре акустических версии песен «Omega». Это путешествие по музыкальным стилям – от аскетичного квазицерковного пения до латиноамериканской сальсы. Помогали на подпевках Марсела Бовио (ex-Stream of Passion) и Линда Янссен, жена клавишника Куна Янссена. А вокал Симоны Симонс раскрылся в этих записях в полной мере. Её голос – как хорошее вино, которое с годами становится только лучше. Что важно, акустические композиции сделаны не по кальке оригиналов, а в совершенно другом ключе, с изменёнными мелодическими линиями и каденциями, добавлением богатой орнаментики, расширением инструментария, с совсем иной звуковой атмосферой. А симфо-метал-маньяков ждут ещё два диска – «Omega Instrumental» и «Opus Omega», которые, как нетрудно догадаться, содержат инструментальную и оркестровую версии основного материала.
Нидерландские симфо-металлисты снова превзошли себя. Хоть лидер группы Марк Янсен и сказал в интервью, что группа сделала шаг назад по отношению к предыдущему альбому, это не совсем так. На «Omega» слышны и отсылки к саунду первых дисков, и эксперименты, вызовы самим себе. Коллектив решил записать материал для тех, кто ещё незнаком с его творчеством, этим можно объяснить калейдоскоп фирменных приёмов из всей предыдущей дискографии Epica. Но ставка на новом диске сделана не на одновременное мощное звучание оркестра, хора и гитар или их состязание по принципу «кто сильнее», а на выстраивание общего баланса. Отличие и в способе записи оркестра – на «The Holographic Principle» (2016) он записывался по секциям, теперь – сразу в полном составе, отчего звук стал ещё более естественным, объёмным и живым. Cостав расширился и благодаря включению детского хора. Записи хоровых коллективов и симфонического оркестра успели завершить аккурат накануне первого официального локдауна в Европе. Как и предыдущие два альбома, саунд-продюсером стал давний товарищ по металлу Йост ван ден Брук (клавишник, известный по After Forever, Star One/Ayreon, Sun Caged, – прим. ред.). Обложку диска вновь сделал Штефан Хайлеманн, работающий над оформлением альбомов Epica начиная с «The Classical Conspiracy» (2009). Она отражает главную идею альбома – дуализм света и тьмы, пронизывающий абсолютно всё вокруг нас.
Людям нужна надежда, новые смыслы, мощный месседж – особенно сейчас, на грани тектонических изменений жизненного уклада всей планеты. Можно смело заявить – с выходом «Omega» поклонники Epica всё это получили.
20 лет назад можно было услышать мнение, что симфоник-метал как отдельное направление тяжёлой музыки скоро сойдёт на нет. Сегодня, благодаря таким релизам, как «Omega» Epica, можно уверенно сказать, что этот прогноз не оправдался.

InRock
10 из 10
Общее впечатление

sympho metal
Nuclear Blast/"Союз Music"

10

Обязательно к прослушиванию
Сергей Терентьев

Сергей Терентьев