Удо Диркшнайдер (U.D.O.): Оркестр на службе мира
Июнь 27, 2020
Владимир Импалер (1136 статей)
Поделиться

Удо Диркшнайдер (U.D.O.): Оркестр на службе мира

Один из самых частых персонажей, когда-либо появлявшихся на страницах нашего журнала – экс-вокалист Accept Удо Диркшнайдер. Во многом потому, что его группа стала в нашей стране по-настоящему народной, Удо регулярно выступает с концертами, его сольная карьера по-прежнему насыщена событиями и новыми релизами, а семь лет назад к группе присоединился российский гитарист Андрей Смирнов…

Перечислять все связи Удо с Россией, и творческие, и личные, можно ещё долго, но инфоповодом для этого интервью стали не они, а новый альбом «We Are One», который выйдет 17 июля на AFM Records. В череде стабильно крепких, но не блещущих новизной альбомов UDO этот диск выделяется абсолютно всем. Это, возможно, первый в истории альбом, на котором хэви-метал-группа сотрудничает с военным духовым оркестром; это авторский материал, в сочинении которого приняли участие экс-коллеги Диркшнайдера по Accept Штефан Кауфманн и Петер Балтес; это концептуальная работа эпических масштабов, посвящённая судьбам мира и человечества. А для фэнов Accept это ещё и продолжение заочного соперничества Удо Диркшнайдера и Вольфа Хоффманна. Вольф выпустил альбом обработок классики с оркестром и концертник «Symphonic Terror», записанный на Wacken Open Air в 2017-м, Удо – «Navy Metal Night», концерт 2014 года с Военно-морским оркестром (Marinemusikkorps Nordsee) в Туттлингене, в 2015-м было выступление на Вакене с Оркестром вооружённых сил (Musikkorps der Bundeswehr), а в 2020-м он собирался сыграть там же целиком с оркестром альбом Accept «Metal Heart». Этого не случилось из-за карантина, но студийный материал был записан до эпидемии, и его успеху у публики не должны помешать никакие вирусы.
А пока на телефоне – вернее, на экране «Скайпа» Удо Диркшнайдер. Последнее время он даёт интервью вместе с сыном Свеном, который играет в U.D.O. на ударных, но в этот раз из наушников раздался голос одного вокалиста. Очень узнаваемый, такой же высокий, колкий и скрипучий, как его пение…

Здравствуйте, это Владимир из журнала «ИнРок», а где же Свен?
Свена не будет, сорри. Он застрял по пути, слишком большие пробки, видимо, все сейчас возвращаются с работы. Придётся говорить одному.

Нет проблем! Я уже послушал промо-версию альбома, и она превосходна! Уверен, что эта музыка выдержит проверку временем. Поздравляю!
Спасибо больше. Да, я тоже так думаю. Мы сделали отличный альбом. И это не простой диск UDO, а скорее совместный проект с оркестром, и у нас всё получилось – песни, звук… Я очень доволен.

У вас уже был опыт сотрудничества с военными оркестрами. А расскажите, с чего всё началось, почему вы поняли, что хотите играть с оркестром, и не простым, а именно военным, именно духовых инструментов?
Всё началось в 2009-м. Мы были в студии, сводили альбом «Steelhammer». А саунд-продюсер тогда участвовал в духовом оркестре Marinemusikkorps Nordsee (что-то вроде «Музыкальный коллектив Северного флота», — прим. авт.). И у них был концерт. Я пошёл их послушать, особо ничего не ожидал, ну, что они обычно играют… Но тут они взялись за каверы типа ABBA, Майкла Джексона – всё это исключительно на духовых! И я подумал, что такое звучание, пожалуй, мне по душе. Оно подошло бы для группы. Поговорили, и закончилось тем, что мы сыграли концерт и выпустили Blu-ray/DVD «Navy Metal Night». Это заняло где-то четыре-пять лет, а потом оркестр перестал существовать. Правительство решило, что он больше не нужен, точно не знаю, какие там были причины. Но потом с нами связался тот коллектив, с которым мы работаем сейчас, и это лучший духовой оркестр Германии! В нём играют музыканты высочайшего класса, профессионалы из профессионалов. Они спросили нас, хотим ли мы сотрудничать дальше. Я сказал – разумеется! Мы сыграли в 2015 году в Вакене, а потом, в 2018-м, был ещё один концерт, два с половиной часа играли, атмосфера изумительная… После выступления все собрались вместе и стали обсуждать, что будет дальше. Все хотели продолжать! И тут родилась мысль записать альбом. Мы пообщались с разными влиятельными людьми, и я задумался: «А для чего мы это делаем? Какого рода послание я хотел бы передать этим альбомом?» С этими мыслями мы взялись за сочинение. В конце концов у Андрея (этот момент не очень понятен на слух, возможно, Удо имел в виду всю группу, – прим. авт.) получилось 30 – конечно, ещё не готовых, а идей и заготовок. Потом мы встретились с аранжировщиками из оркестра и вместе выбирали песни. Они высказывались в духе, что подходит для этого состава, а что нет, так что осталось песен 13-14. «Теперь ваш черёд, покажите, что вы можете сделать с ними!» – сказали мы. И первая же вещь, над которой они поработали, звучала так прекрасно, что сомнений не было, мы на правильном пути! А дальше была типичная работа над записью – мол, может, здесь поменять тональность, что-то добавить, что-то убрать. Всё это заняло почти год.

Вы упомянули первую песню, которая была готова – что это за песня?
Та, для которой первой сделали аранжировки? Это «Future Is the Reason Why». И, да, это было попадание «в яблочко» с первого раза. Хотя поначалу [аранжировщики] немного стеснялись, спрашивали, а можно ли делать так или эдак, а я говорил им: не бойтесь, будьте свободны! Для нас это тоже новая ситуация, и она тоже дала нам свободу. Мы можем себе позволить многое, чего не могли бы, работая над обычным альбомом группы UDO. И я счастлив тому, каким диск вышел разнообразным, тут есть и спид-метал, и баллады…

Всё от кельтских танцев до блюзового шаффла!
Да! Вот, например, «Here We Go Again» – там есть и фанк, и биг-бэндовое звучание, и даже чуть-чуть рэпа. Явно такие вещи мы не могли бы записать в обычном хэви-метал-формате. (На самом деле – могли; вспомним суперхит «Поезд по России» или «Cut Me Out»… – прим. авт.) Альбом выйдет 17 июля, и мне самому интересно, как люди на него отреагируют.

По мне, на диске нет ничего, что может не понравиться… А интересно, кто что написал? Каков вклад «гостей», Петера Балтеса и Штефана Кауфманна?
Участие Петера Балтеса не было запланировано, просто он узнал о том, что идёт запись… А Штефан Кауфманн собирался участвовать с самого начала. Он помогал нам в том последнем концерте с оркестром (в 2018-м) как гитарист, и был на той самой встрече, когда обсуждалось будущее проекта, мы уже договорились, что записью займётся именно он, и надеялись, что и как автор песен он нам поможет. А с Петером вышло так – Штефан работал с ним в студии над какими-то его песнями, сейчас у Балтеса много разных проектов. Петер сказал: «Я слышал, тут у вас что-то интересное с оркестром затевается, давайте я тоже поучаствую, у меня есть кое-какие заготовки…» Я ответил: «Нет проблем, Петер, вперёд!» Он тоже принёс несколько песен, и это очень кстати, потому что в этом проекте мы не ограничивались только материалом, который сочинили участники группы UDO. Важно, чтобы песни были как можно лучше. Поэтому авторство разделилось где-то 50/50.

Между группой и оркестром?
Нет, между Петером и Штефаном – они сочинили половину, и группой. В общем, проблем с песнями у нас не было!

Скажите, какие именно песни принесли Петер и Штефан?
Секундочку… «Pandemonium», «Rebel Town», «Neon Diamond», «Love and Sin» и «Children of the world».

А чей голос звучит дуэтом с вашим на «Here We Go Again»? Это Петер Балтес?
Нет! Это мой сын! (С гордостью.) Какой ещё Петер, ни в коем случае, это мы с сыном дуэтом спели… И это мы делаем впервые, и тоже – без всякого плана. Просто я был в то время в своём доме в Испании, а на записи нужно было срочно записать вокальные демо. А сын и так записывает в UDO все подпевки, поэтому Штефан попросил его сделать черновой вокал. А потом решил, что вышло круто, и что хорошо бы сделать дуэт сына и отца. Мы так и поступили…

У Свена отличный вокал! А Петер, получается, ничего не спел?
Нет-нет.

Жаль, мне нравилось, как он поёт на альбоме Accept «Predator»…
Ну да, но это совсем другая история.

А что сочинил для альбома Андрей Смирнов?
Две песни на диске точно его – это «Future Is the Reason Why» и «We Are One», вся вещь целиком. Отличные песни!

Я рад, что он продолжает вкладывать свои таланты в вашу группу… А как насчёт коллег из оркестра? Судя по пресс-релизу, там два композитора – Гидо Реннерт и Александр Ройбер.
Гидо и Александр делали аранжировки для всего оркестра. Они не сочиняли песни как таковые, но всё, что касается оркестра – дело их рук, так что в определённом смысле это тоже композиторская работа. А ещё есть четыре инструментала, их сочинили они. А ещё есть песни, где звучит женский вокал, я пою дуэтом с Мануэлой Маркович в «Neon Diamond». И ещё одна песня, где звучит только её голос – «Blindfold (The Last Defender)». Она была написана только для неё и оркестра. Прелестная вещь…

Мануэла ведь совершенно неизвестна в метал-кругах? Как вы её нашли?
Да, точно, неизвестна. Я искал певицу для дуэта в «Neon Diamonds», мне был нужен женский голос, при этом новый. А они уже с ней работали, не раз выступали вместе, Гидо Реннерт дал мне послушать демо, и я решил, что она подходит идеально.

А женские хоры и подпевки на «Children of the World» – тоже её голос?
Да. Она участвовала во всех подпевках. Хоры – отдельная история. Штефан Кауфманн знал многих людей, способных спеть как надо, и не только спеть. Например, основной звукооператор для работы с оркестром – из Кёльнской оперы. А ещё один, забыл, как его зовут, он много работал с Эммерихом (Роланд Эммерих, кинорежиссёр, – прим. авт.), поэтому знает толк в киномузыке. В общем, очень много разных людей соединилось в этом проекте, и, я считаю, все отлично сработались. Этот альбом – по-настоящему совместная работа группы и оркестра. Не то чтобы мы принесли какие-то уже готовые песни и сказали: «Ну, добавьте сюда чего-нибудь». Песни сочинялись именно для этого случая.

На последней вещи, «Beyond the Good and Evil», звучит хор, и я никак не могу понять, что он поёт и на каком это языке…
Я тоже! (Смеётся). Правда. Я не шучу, я на самом деле не знаю, что они поют.

Ничего себе… А были ли ещё вещи, которые стали для вас сюрпризом?
Нет, всё остальное было мне уже знакомо. Единственное, чего я не ожидал услышать – этот припев в конце. Какой-то хорал… Понятия не имею, что это такое!

А в песне «Natural Forces» есть интересное интро на духовых, напоминающее что-то из классики XX века, что-то типа Дворжака. Это не цитата?
Нет-нет. Всё, что там есть, сделано двумя ребятами, о которых я говорил, композиторами из оркестра.

Есть ли у вас лично какие-то любимые проекты на стыке металла и классики?
Аргххх… Конечно! Двадцать лет назад, ещё когда Штефан Кауфманн был у нас в группе, он задумывал записать что-нибудь с оркестром. Мы пробовали работать с Чешским симфоническим оркестром, со скрипками и всем прочим. Но для нас такое звучание было слишком мягким. Нам оно не понравилось. И мы сказали себе: ладно, забудем об этом. В конце концов, Metallica так делали, Scorpions так делали, да кто угодно, но это не тот звук, который мы ищем. И вот прошло 20 лет, и я нашёл этот звук! Это чистой воды удача.

Прекрасно, что оркестр проявляет себя на равных с группой, а не просто обеспечивает величественный фон; помимо гитарных, есть много прекрасных соло, например, на кларнете…
Об этом-то я и говорил! Эта музыка сделана с оркестром и для оркестра. Не то чтобы впереди группа, и где-то там далеко угадывается всё остальное. Мы с ним – единое целое! И я рад, что этого удалось добиться.

А ваш вклад, насколько я понимаю – вокальные мелодии и тексты?
Конечно. Тексты я писал вместе с сыном. А сочинять вокальные мелодии, конечно, это моё занятие. Без них мне никуда. Хотя не все, что-то придумал Петер, что-то Штефан, и Андрей иногда подкидывал идеи, что где поменять или добавить. Ещё раз, мы все работали вместе, я не раздавал указания – мол, ты делай то, ты делай это…

Некоторые тексты звучат так, что вы их сочинили буквально вчера. Например, «Rebel Town» можно рассматривать как песню о нынешних американских бунтах, а строчки «mother Earth will take revenge» как будто про вирус…
Есть такое. На самом деле песня «Rebel Town» посвящена демонстрациям, которые были в Восточной Германии в 1990-м. Люди решили, что хватит терпеть систему и надо самим добиться того, чтобы жить в единой Германии.
А второй смысл песни в том, что революция может быть мирной, без выстрелов, без разрушений. Об этом есть ещё одна песня – «Future Is the Reason Why». Есть у нас в Германии такое движение – «Friday for Future» («Пятница для будущего»). Каждую неделю по пятницам молодёжь стала собираться на демонстрации, и через какое-то время правительство начало прислушиваться к их требованиям. Так можно сделать очень многое. И, конечно, когда мы записывали альбом, ещё не было никакого коронавируса, ещё всё было спокойно в Америке, а теперь оказалось, что эти тексты очень своевременны. (Смеётся.) Ну, что сказать… (Фыркает.) То, что надо прислушиваться к тому, что происходит, и думать своей головой. Мы не хотим быть кем-то вроде проповедников, но хотелось бы, чтобы люди задумались, как бы нам не уничтожить наш мир. Изменения климата, загрязнение природы, «Большой Брат», который знает про вас абсолютно всё – вот только часть проблем, которые сейчас набирают силу. А взять, например, пожары в лесах Амазонки… Мы можем разрушить наш мир, а ведь у нас только одна планета, нет никакой «планеты Б»… хотя, может, лет через сто мы такую и найдем. Но сейчас – вряд ли. И я хочу, чтобы мы сохранили нашу Землю – для моих детей, для будущих поколений. Об этом – весь альбом.

Не поймите неправильно, но мне кажется, что экологическая тема стала своего рода клише. О природе говорят, чтобы быть актуальными. Но у вас есть ещё одно интересное высказывание. Вы, хэви-метал-группа, работаете с военным оркестром и тем самым показываете, что армия может быть не только разрушительной, но и созидательной, творческой силой.
Да, для военных это действительно очень важное высказывание. И, конечно, мы стали работать с оркестром вовсе не потому, что фанатели от всего армейского: мол, смотрите, круто, мы играем с военными! Дело в том, что у оркестра было то звучание, которое мы искали. (Улыбается.) И мы, и они – музыканты. А ещё этот коллектив занимается множеством общественных дел. Например, сборы с нашего последнего совместного концерта пошли на помощь хосписам. Вы ведь знаете, что такое хоспис? И у них ещё много таких добрых дел. А ведь это главный оркестр нашего правительства, они играют перед президентами, и у них много всякого разного – и классика, и биг-бэндовый репертуар, они тоже несут музыку людям… И для них всё это тоже было впервые, они никогда не записывали альбом с хэви-метал-группой! Хотя, что любопытно, в составе оркестра оказалось много рок-н-ролльщиков и металлистов. Кто бы мог подумать! В общем, мы не делали проблемы из того, что это военные, мы просто создаём музыку вместе. А для вооружённых сил это ещё и очень хороший промоушен, возможность показать миру свою открытость, готовность участвовать в подобных проектах.

Но ведь они всё-таки военнослужащие, наверное, у них другой менталитет, привычка во всём следовать приказам…
Уфф… Скажем так, они профессионалы, и, будучи на службе, выполняют приказы. Например, когда мы обсуждали запись альбома, это всё надо было согласовывать на самых высоких уровнях в Министерстве обороны. И нам ответили «да»; оказалось, там тоже работают открытые, незашоренные люди. Думаю, они уже были знакомы с тем, что мы делаем, поняли, что мы серьёзные люди, что это достойный проект и отличная возможность показать всем свою открытость. Конечно, у них есть субординация, они не могут делать всё, что в голову придёт, но это не есть проблема. Всё Министерство обороны нас всецело поддерживает. Мы собирались выступить в этом году в Вакене, но из-за всей этой «короны» фестиваль отменили, да и вообще всё отменили! Я очень сомневаюсь, что в этом году хоть что-нибудь состоится. Недавно российские организаторы объявили новые даты турне UDO, и… как сказать… Поживём-увидим. Если в сентябре всё будет в порядке и у нас получится приехать к вам, я буду очень счастлив. Но на данный момент нельзя ни в чём быть уверенным. Ни в чём! Это всё, что я могу сказать наверняка. Поэтому мы сейчас уже начали работать над новым «обычным» диском UDO. Это лучше, чем сидеть дома и ничего не делать. Он выйдет в следующем году – в январе, феврале, а может, в марте, понятия не имею. Надо понять, что будет в 2021 году. Пока что я знаю только одно — в 2021-м мы будем играть на Вакене с оркестром. А пока остаётся только ждать…

Очень надеюсь, что этот прекрасный материал прозвучит живьём.
Да, мы очень этого ждём. Есть и один плюс [в отменах концертов 2020 года] – альбом выйдет, мы увидим, как его люди примут, понравится он или нет, и если да, то, может, мы запланируем больше концертов с оркестром, чем собирались. Я бы этого очень хотел, да и фэны, я думаю, будут рады. Так что… но пока что (посмеивается) мне пора делать следующее интервью.

ОК, один вопрос напоследок – каков ваш обычный распорядок дня на карантине?
Ну, сейчас мы работаем над альбомом, и это займёт ещё некоторое время. А потом… Ну, будут каникулы. Будем отдыхать. Наверное. А может, что-нибудь подвернётся, какое-нибудь дело. Но, скорее всего, предстоит ещё четыре-пять месяцев сидения дома и ничегонеделания.

Нет ли каких-нибудь интересных гостевых записей?
Нет, потому что сейчас никто толком не работает. Весь музыкальный бизнес на паузе. Абсолютно весь, и это не шутки. И с деньгами у многих огромные проблемы. Хотя если будут предложения — кто знает!

Понятно, что ж, надеюсь на что-нибудь интересное. Спасибо за разговор!
Пожалуйста. Может, увидимся в России!

Владимир ИМПАЛЕР
Благодарим Ирину Иванову (AFM Records) за организацию интервью и предоставленные фотографии. Также использованы фото с фейсбук-страницы Мануэлы Маркович, udo-online.com, bundeswehr.de и Wikipedia.

Владимир Импалер

Владимир Импалер