Dream Theater: Корпорация улыбок
Dream Theater,Foreign,Клуб,Москва Dream Theater играли в Москве уже в третий раз – что в несколько раз меньше, чем Deep Purple и Nazareth, но всё же достаточно, чтобы их концерт перешел из разряд откровений в категорию качественных и привычных развлечений для сложившейся аудитории.
Как обычно в таких случаях, публика эта делится на «пробитых» фэнов, приезжающих на концерт своих любимцев куда угодно и откуда угодно, новичков, которые пропустили прошлые приезды, и меломанов широкого профиля, пришедших просто ради качественной музыки. Концерт Dream Theater в клубе “Stadium Live”, думаю, удовлетворил все эти категории, хотя и оставил нас в крайне смешанных чувствах. Но причины я лучше изложу позже.
А про концерт отлично написала в своем репортаже из Швеции Полина Кордик, и будет сложно не повториться в рассказе. Сет-листы в турне у группы совершенно одинаковые, хотя, конечно, каждое шоу имеет свою специфику. Как и везде, концерт начался хирургически вовремя – в восемь ноль-ноль, завершился в одиннадцать, ровно три часа, как и обещано. Вход открыли за час до начала, публика подходила постепенно, очередь то вырастала, то втягивалась в двери. Многие пришли, когда всё уже началось, люди никак не верили в подобную пунктуальность кумиров, а кое-кто, как говорят, так и просидел в фойе чуть ли не половину концерта, думая, что доносящиеся из зала звуки – это какой-то разогрев. «Какой-то разогрев» поначалу играл вещи исключительно позднего периода, которые «живьем» слушались ничуть не слабее «классики». Так опытный оратор читает телефонный справочник – с бурей эмоций на лице, драйвом и убедительностью. Похожее ощущение было на концертах Deep Purple 15-летней давности – чувство идеальной музыкальной машины, безупречно сыгранной и способной на всё. Только в отличие от «Перпл» у Dream Theater был Джеймс ЛаБри, певец, который как-то преодолел свои вокальные проблемы и в этот вечер (да и, говорят, во всём турне) был абсолютно в голосе. Правда, эта «машинность» проявлялась и в другом: музыканты, особенно в первой половине концерта, были словно каждый сам по себе. Каждый делал свое собственное шоу, и хотя музыканты постоянно перемещались, но моменты взаимодействия были крайне редки. Разве что Петруччи и Майанг несколько раз вставали рядышком, чтобы сыграть виртуозный унисонный пассаж. А стоило, скажем, ЛаБри подойти к Петруччи, тот быстро отворачивался с гримасой в духе «ну что ты мне в ухо орёшь!» Музыканты прилежно и часто улыбались залу (особенно тут хорош Джордан Рудесс), но крайне редко — друг другу.
В этом, правда, нет ничего ненормального. Группа эта не зря назвалась «Театром», и не зря анонс их предыдущего концерта имел подзаголовок «шоу супервиртуозов». Это прежде всего шоу, где каждый «супермен» по отдельности и сообща показывает публики свои «сверхспособности». На нынешнем концерте к представлению добавились еще и «декорации» – превосходный визуальный ряд, в который вложено много фантазии, работы и юмора. Абстрактные картины, фантазии на тему обложек альбомов, наконец, целый черно-белый мультик, описывающий похождения пятерых «дримтеатровцев» в образе суперагентов в погоне за неким волшебным алмазом. Саундтреком к нему послужила инструменталка “Enigma Machine”, сама по себе довольно рутинная, но с картинкой она слушалась просто на ура. Только всё ждешь, что откуда-то из-за угла выбежит мультяшный Портной и начнет строить каверзы, но Портной так и не выбежал…
Когда не было мультиков, на экран проецировались кадры с видеокамер, расположенных во множестве прямо на сцене. Одна ловила красиво развевающийся хайер Майанга, другая следила за стремительным Петруччи, третья уставилась прямо сверху на быстрые пальцы Рудесса. Красивые пальцы, красиво бегают, и тот товарищ, который черно-белые клавиши придумал, тоже молодец. И, конечно, идея с вращающейся клавишной стойкой хороша. Словом, шоу Dream Theater – это вечное движение, как в физическом, так и музыкальном смысле. Меняются тембры, ритмы, позы, темы с калейдоскопической скоростью разворачиваются и сменяют друг друга, вызывая тот особый тип удовольствия, который связан с быстрым мельканием ярких картинок.
Перерыв – хороший повод выйти из фанатской гущи и посмотреть, что ощущает публика подальше от первых рядов. А там знакомый барабанщик сердится – мол, звук так себе, и группа не в ударе, и вообще в Европе, куда он ездил специально на концерт «Дрим Театра», было лучше. Может, и так, да и звук подальше от сцены был немного рыхловат, даже у звукорежиссерского пульта. Там же, у пульта, был обнаружен диковинный персонаж – судя по всему, оператор одной из видеокамер. Камера была стационарной, делать ему особо было нечего, и парень, восседавший высоко-высоко на офисном кресле с колесиками, непрерывно «рубился» — мотал головой, дрыгал ногами, прихлопывал – так, что кресло его опасно ёрзало, угрожая свалиться вместе с хозяином вниз, на нас.
На сцене тем временем пришла пора «нетленок» — к юбилею альбома “Awake” группа разучила целую его половину. Почему-то – вторую. И если пара “Mirror”/”Lie” на концертах «Театра» вполне привычна, то исполнение “Space-Dye Vest” представлялось чем-то совершенно немыслимым. Все помнят, как резко выпадает эта вещь из альбома. По сути, это – зерно, из которого выросла потом вся сольная карьера экс-клавишника Dream Theater Кевина Мура, с его психоделически-«триповыми» эффектами, странным «отъехавшим» голосом и ощущением какой-то депрессивной просветленности. Такая вещь требует приглушенной, мягкой подачи, которая и была достигнута на альбоме (кто знает, какими усилиями!). А теперь, «живьем», когда автор далеко и прошло 20 лет, Джеймс ЛаБри, разумеется, дал себе волю вовсю поорать в припевах. Волшебство исчезло, песня превратилась в крепкий банальный «медляк» — но, наверное, это лучше, чем если бы они ее вообще не играли. После такой «кавер-версии» не очень удивила даже странная речь ЛаБри. Певец активно общался с публикой, но в основном в рамках обычных «как мы рады сюда приехать» и «вы – лучшие». Но тут певца явно что-то выбило из колеи. Был это какой-то полуголый фэн из первых рядов. «Хватит показывать нам волосатую грудь! – заявил ЛаБри. — Мы предпочитаем безволосые!»
Под конец основного сета группа выдала свежайший 20-минутный эпик “Illumination Theory”, а на бис – еще один подарок фэнам, несколько вещей с “Scenes From A Memory”. Альбом, ставший первым для Джордана Рудесса, оказывается, был записан уже 15 лет назад. И эти вещи публика тоже ждала, и тоже встретила с восторгом – в отличие от “Space Dye-Vest”, никаких вопросов в аутентичности уже не возникало. Жаль только, не повторятся уже те почти что спектакли, которыми сопровождалось представление SFAM в момент его входа.
Интересно, как группы, которые казались вечно юными, вступают в свою (по Гумилеву) «мемориальную фазу». То есть занимаются подытоживанием и переживанием заново своих достижений прошлых лет. Хотя до превращения в «ностальгическую команду» Dream Theater еще далеко – в ее сет-листе новых вещей достаточно, и встречает публика их вполне благосклонно. Даже странно, что «живьем» совсем не чувствуется пропасти между материалом свежим и 15-20-летней давности. Может быть, потому, что и тот, и другой – просто оболочка, костюм для шоу. Если шоу хорошо, если у музыкантов есть энергия, выучка и энтузиазм, всё заработает. Надо всё-таки признать – концерт был великолепным.
***
А теперь обещанный рассказ о том, почему всё же выступление Dream Theater оставило у нас далеко не эйфорические чувства. К музыке это вообще не относится. Если коротко: аккурат перед концертом, уже после премилой беседы с Джорданом Рудессом, я узнал, что волею менеджмента группы вся фотосъемка в клубе запрещена. Десяток фотографов, которые приехали в “Stadium Live” с аппаратурой, неожиданно оказались в роли простых зрителей. Не менее озадаченные промоутеры, дабы смягчить горькую пилюлю, отвели их на VIP-места, достаточно далекие от сцены, так что при всём желании снимать оттуда бессмысленно. Шестым чувством я догадался взять из дома мыльницу, и добрую половину концерта с наслаждением фотографировал группу из ближайших к сцене рядов: каждое нажатие кнопки «спуск» как щелчок по носу вредному менеджеру. Этим же увлекательным занятием (за вычетом образа менеджера) были поглощены и все первые ряды, вооруженные мобильниками, планшетами и прочими наномоноклями. Никто и не пытался им мешать – хотя в VIP-секции охрана была активнее и чуть ли не силой заставляла «випов» стирать кадры с мобильников. Видимо, «меситься» в первом ряду секьюрити не хотели. А может, просто одних проинструктировали, а других – нет.
Уже потом я узнал от сведущих источников причину такого странного поведения группы. За день, в Петербурге, фотопресса была аккредитована, как полагается, на первые несколько минут съемки. Но в середине концерта техники группы обнаружили кого-то из местного клубного персонала с «зеркалкой», потребовали прекратить съемку, человек показал бэдж «секьюрити» и продолжал фотографировать. Группа решила принять меры – но почему-то уже в Москве.
Вопросы концертной съемки можно обсуждать часами. «Мобилография» с последующим выкладыванием на «Ютуб» стала сейчас чуть ли не любимым занятием завсегдатаев концертов. «Виной» тому то ли ощущение сотворчества, то ли скука, то ли характерный для торрент-поколения инстинкт делиться полученным. Конечно, можно заставлять людей выключать мобильники, отбирать на входе всё и устраивать в зале концлагерь – но, по большому счету, сопротивление бесполезно. Потом это хозяйство всё равно вываливается в Интернет и живет там наравне со всеми прочими свидетельствами существования музыкального коллектива.
Причин, по которым группа может быть против съемки, несколько. Их можно разделить на личностные – артист не хочет видеть себя запечатленным неудачно или некачественно, технические – фотографирование может мешать артисту и зрителям, творческие – артист хочет, чтобы его шоу воспринималось целиком и только «вживую», и, наконец, коммерческие – результаты съемки могут конкурировать с официальными «продуктами». В разных жанрах есть разные традиции, так, съемка в театре была бы полным нонсенсом, на городском празднике в парке – естественным поведением. Артист выходит на сцену, чтобы делиться с публикой, но его право решать, какой частью себя делиться. В свою очередь, это желание (или нежелание) вносит определенные коррективы в восприятие артиста. Так что извините, Dream Theater, я нарушил ваш запрет – вы нарушили наш праздник. Наверное, мы квиты.
Владимир ИМПАЛЕР
Фото автора.
Больше фотографий — http://vk.com/album2483887_189766544
Благодарим Яну Калимулину (“Stadium Live”) за аккредитацию.
Репортаж с концерта Dream Theater в Швеции:
http://inrock.ru/live_reports/dream_theater_sweden_2014