Yes «Fly From Here» (2011)
Октябрь 25, 2011
Владимир Импалер (1135 статей)
Поделиться

Yes «Fly From Here» (2011)

progressive rock 8/10
Frontiers Records

Сейчас, когда страсти по поводу разрыва Yes с их «главным» вокалистом Джоном Андерсоном немного улеглись, можно попытаться отринуть этический момент и попытаться оценить «Fly From Here» как он есть, вне ситуационного контекста. И следует признать, что как самостоятельное музыкальное произведение альбом вполне хорош и дискографию Yes явно не испортит. Как не испортила его когда-то «Драма» (1980), которую по сей день одни считают самым недооцененным альбомом группы, намечавшим новые пути на будущее; другие же – странным, но интересным зигзагом в истории одного из крупнейших прог-коллективов. Конечно, плохо укладывается в голове, каким образом невостребованные «обрезки» «Драмы» спустя много лет стали основой одного из ярких прог-альбомов новейшего времени. То ли Треворн Хорн и Джефф Даунс в свое время что-то проморгали и лишились еще одного хита №1, то ли за тридцать лет качество музыкального материала настолько снизилось, что любые ауттейки классического периода сегодня сходят за шедевр. То ли из невнятной бесформенной субстанции сделали конфетку – четвертого не дано. Впрочем, каждый желающий может разыскать концертную запись 1980 года и убедиться, что песня «Fly From Here» уже существовала во вполне законченном виде, а сегодня была лишь разработана и дополнена. И слушая новую версию, после пары прослушиваний влегкую напеваешь даже не одну, а сразу несколько тем – какой-никакой, а показатель «хитовости», за которую так ратуют многие нынешние рецензенты. Для современного прог-альбома – несомненная удача.
Конечно, воссоздание духа 80-х – задача непростая, да Yes и не стремились сделать это на 100 %. Призвав к сотрудничеству тех же Хорна (теперь только продюсер) и Даунса (клавишник), Yes создали альбом и старомодный, и современный. Саунд клавишных, конечно, ностальгичен: это и прозрачные «стеклянные» тембры, и торжественные «ударные» аккорды из классической серии «оркестра-хит», и тягучие синти-стрингс, и псевдо-хоры, и атмосферные «подклады». Но сделано всё без откровенной «винтажности», и, скорее всего, на новых синтезаторах. Сыграно очень грамотно и аккуратно, без уэйкмановско-морацовского размаха (что естественно), да вообще без единого соло, за исключением клавишных риффов-мотивов. Но в целом очень стильно. (В скобках: Даунс вообще лошадка темная, но здесь для чистоты эксперимента необходим.) Что же касается нового вокалиста Бенуа Давида, то поет он скорее в стиле Тревора Хорна, только более устойчиво и чисто. И лишь на самых верхах, где появляется фальцетная сипотца, его голос напоминает андерсоновский. А вообще Бенуа – молодец, ни под кого специально не подделывается, дело свое знает, марку держит. (Опять же в скобках: и, в общем, успешно создает образ романтичного юноши, по голосу и не скажешь, что это крепыш 45 лет отроду.) Все остальные – на уровне, а сквайровские басовые ноты, нежно порыкивающие в верхнем регистре («We Can Fly»), однозначно радуют.
Материал альбома и в особенности шестичастной сюиты «Fly From Here», составляющей его костяк, действительно хорош: темы обладают почти попсовой «цепляемостью», запевы, припевы и даже контрапункты начинают жить собственной жизнью, превращаясь в новые мелодии и даже треки. Сама гимническая » We Can Fly» с ее восходящей мажорной «темой полета», печальная «Sad Night At The Airfield», колкие стаккатные мотивы-позывные из «Madman at The Screens», ироничные ритмические сбивки в «Bumpy Ride» – всё это не порожняк (которым отличались даже поздние альбомы Yes), а отборный, качественный, выстроенный музыкальный «контент». Опять же, концептуальность – люди летают как птицы, старые самолеты отдыхают на аэродроме, летчик пристально смотрит в экран… Романтика зрелых исканий, Чехов пополам с Экзэпери. Весь альбом обрамляется увертюрой с темами из сюиты и «Into The Storm», содержащей скрытую репризу (сама же вещь по духу ближе к «Tormato», особенно концовка).
Возможно, основной тематизм слегка затмевает прочий материал – мрачноватую тягучую балладу «Life On A Film Set», помпезную «The Man You Always Wanted Me To Be» (скорее в духе Yes середины 80-х) с ведущим вокалом Сквайра, слегка размытую «Hour Of Need» и гитарный инструментал «Solitaire» авторства Стива Хоу – вещь вроде типичную для альбомов Yes, но здесь настораживающую своим медленным темпом и задумчивым настроением. Стив перестал виртуозничать и углубился в размышления? Впрочем, средние темпы, отсутствие стремления «догнать и перегнать», кричать и перекричать – характерная черта арт-рока 80-х, вернее, зародившегося тогда АОРа, который на Yes тоже несомненно повлиял. Может быть, к недостаткам альбома в целом можно отнести как раз эмоциональную стерильность, холодноватость, характерные для музыки «эры синти-попа».
В целом, как уже говорилось, альбом производит достойное впечатление. Если, как уже говорилось, убрать этический момент. А можете ли вы от него абстрагироваться? Ведь то же самое уже было 30 лет назад – Yes без Андерсона, Андерсон без Yes. Правда, в сегодняшней ситуации надежды на то, что дело в обозримом будущем решится миром, уже мало. Возраст не тот, окружающая среда не та, томат не тот… Простите, это уже из другой оперы. Да и сами Yes, раз выехав на старом материале, в следующем альбоме могут крепко сесть на мель. Да и старые вещи в исполнении Бенуа Давида могут звучать как ножом по сердцу. Впрочем, это мы можем проверить на концерте 15 декабря, куда мы всё же советуем вам пойти, несмотря на призывы отдельных личностей мероприятие активно игнорировать. И помидоры с собой брать тоже не надо – всё равно отнимут на входе. Шутка.

Владимир Импалер

Владимир Импалер