CEP-Expo’2012: Электронный рай снаружи и внутри
Local,Крокус-Экспо,Москва Уже несколько лет подряд журнал «ИнРок» принимает участие в выставке, которая в этом году носит сложное название «Consumer Electronics & Photo Expo 2012». Исторически же та ее часть, в которой мы участвуем, называлась «Hi-Fi Show».
Параллельно в соседнем павильоне проходил «ФотоФорум», более масштабный и многолюдный. Наш рассказ об увиденном будет состоять из двух частей — в первой представим себя обычными посетителями, которые бродят по экспозициям в поисках любопытного. Во второй изложим ощущения экспонентов, взгляд «с той стороны стенда».
1. CEP-EXPO ГЛАЗАМИ ПОСЕТИТЕЛЯ
Так уж получается, что все выставки со временем «усыхают» – связано это и с кризисами, и с общей «интернетизацией» публики, поэтому в прошлом году две экспозиции, посвященные аудио-видео и фото, были объединены, а Hi-End – отселен в соседний корпус выставочного центра, в гостиничные номера отеля «Аквариум». В этом году тенденция продолжилась – от традиционного сектора домашней аудиотехники остались лишь небольшие островки, фото – более-менее сохранило позиции, но добавились и новые поджанры – всякого рода мобильные штуковины – планшеты, смартфоны, плейеры, «гаджеты», электронные книги, плюс совершенно неожиданно – домашняя кухонная техника. К счастью, последняя – в отдельном зале, иначе это был бы полный сюрреализм.
Так или иначе, в обоих павильонах CEP-Expo доминировала фототехника. Прямо на стендах перед довольно большими толпами фотографы проводили мастер-классы. Можно было потрогать, пощупать и взвесить в руках разные соблазнительного вида фотокамеры, прослушать лекцию, сидя на удобных креслах, посмотреть тематические фотогалереи (например, снимки достопримечательностей разных городов под общим названием «В сердце России). Более узкоспециализированные стенды предлагали вниманию багетные рамки, фоторамки (портативные экранчики для просмотра снимков), профессиональные чернила (какой-то бедолага был ими до пояса разрисован), специализированную клавиатуру для «фотошопа» (каждая клавиша соответствует популярной команде типа flatten layers), различные аксессуары типа фоторюкзаков, и оптических «родичей» фотоаппарата: телескопы и микроскопы.
За последний десяток лет благодаря развитию цифровых технологий Человек Играющий (он же Кидалт) заполучил в свои руки качественную фотографию, раньше доступную только профессионалам. Поэтому из года в год экспозиция всё больше «впадает в детство»: самые большие аудитории собираются вокруг всевозможных зайчиков, птичек и штучек-дрючек сувенирного характера. Например, напротив нас экспоненты-китайцы представляли сувенирные флешки в виде чего угодно – от тюбика губной помады до деревянного сучка (из настоящего дерева!) Вроде бы вещь бессмысленная… С другой стороны, идеальный подарок вежливости далекому от вас человеку.
Кстати, о китайцах. У них там был целый анклав – причем понять, зачем они вообще выставляют какие-то бесчисленные планшеты, флешки и прочие продукты новейших китайских технологий, было сложно. Ну, увидит человек очередной странный бренд, ну, даже если запомнит – всё равно завтра в магазине рядом его не будет! Но на множестве стендов по всей выставке сидят китайцы – по нескольку человек, что-то мелодично лопочут и едят китайскую еду. Может, для них это такая интересная зарубежная экскурсия? Или дело не в интересе конечного потребителя, а в долгосрочных дистрибьюторских контрактах. Сложно сказать…
Появилось на CEP-Expo и несколько автомобильных инсталляций, которые служили отличным фоном для фотосессий. Был представлен даже авиационный сектор. Скажем, занятная штуковина о четырех пропеллерах, которая управляется планшетным компьютером, и благодаря мягкой окантовке может спокойно врезаться в стены. Всё время она летала внутри стенда (окруженного сеткой), и только под конец ее выпустили наружу. Другая, принципиально иная модель – шестивинтовый марсолет с фотокамерой, предназначенный для съемки митингов.
Сектор видео обрел второе (или, точнее, очередное) дыхание с появлением стереофильмов. Огромные экраны, несколько пар стереоочков перед ними, какой-нибудь популярный фильм или демо-съемки – и действительно, изображение, стоит надеть очки, обретает глубину, только эта трехмерность кажется не непрерывной, а словно разрезанной на несколько плоских планов.
С мобильной и аудио/видео-тематикой плавно переплетается компьютерная. Например, к какому классу вы бы отнесли аудиосистемы… в форме компьютерной игры Angry Birds? Или настоящую, увесисто лежащую в руке телефонную трубку… для подключения к мобильнику? Идея хорошая – ведь нынешние мобильники стали похожи на что угодно, кроме телефона. Включая такую штуку, вы обретаете уверенность в себе и комфорт настоящего разговора. Назад в будущее!
И даже если где-то и видишь массивные хай-фай-колонки, то источником сигнала в них оказывается неприметный, воткнутый сверху плейер iPod. Понятно, что на «громком» большом стенде особо аудиофилам делать нечего – разве только послушать наушники. Хотя каким-то случаем в большой павильон затесались и винильщики, предлагающие нынешним музыкантам изготовление малых тиражей своих альбомов. Отчего не вариант?
Большинство же виниломанов собралось в другом павильоне, на выставке «Premium Hi-Fi». Среди них – наш знакомец книгоиздатель Александр Галин (изд-во «Рок-экспресс»). Он был рад – книжки хорошо раскупались. На аудиофильский сектор, правда, времени уже не оставалось. Да и не думаю, что в нём что-то за последний год изменилось. Всё те же, всё то же, бродят сосредоточенные серьезные люди в костюмах, из-за дверей нумеров доносится «Пинк Флойд» и сладкий джаз. Уфф, чуть не задремал.
Встряхнуться помогает кухонный сектор выставки. Например, муляжи еды. (Особенно когда весь день сидишь на одной булочке. А рядом у них – Кулинарное Шоу, где Жарят Мясо!) Поодаль на стенде бегает по столу робот-пылесос. Крутятся стиральные машины в разрезе.
К вечеру в основном зале начинаются живые концерты – рубятся неизвестные мне звезды джаза. Где-то неподалеку караоке-бар – юноша азербайджанского вида неплохо запевает под Кипелова: «Нада мною тышына…» Рядом нечто похожее на утреннюю зарядку – мамаша с девочкой скачут на одном месте, размахивая кулаками. На экране перед ними боксируют их двойники. А что, полезная компьютерная игрушка…
Между рядами бродят гигантские плюшевые фотоаппараты на ножках. На стенде Panasonic можно видеть гигантский объемный макет – репортаж о подготовке к нано-Олимпиаде. Десять человек очереди выстроились к смехофотографической кабинке – вы бесплатно получаете четыре стандартных фото 3×4, но во время съемки звучит закадровый смех, и трудно не скорчить рожу. Какой-то стенд выкатил к концу выставки целый автомат с газированной водой – тоже задаром…
Всё это – результат полуторачасовой пробежки, а не вдумчивого исследования.
Но даже такой беглый способ осмотра дает ни с чем не сравнимые ощущения «мозги всмятку», «хочу всё» и «почему я такой». При более внимательном появляются также эффекты в виде «пять сумок с буклетами и журналами» (контрэффект – движение «Жёны против макулатуры»). Лично мне задарили пару журналов «Вокруг Света» и «Наука» (или как там его). Но о прессе – во второй части рассказа…
2. CEP-EXPO ГЛАЗАМИ ЭКСПОНЕНТА
Есть ощущение, что каждый мой отчет о выставках оборачивается каким-то беспробудным нытьем, так что постараюсь ограничиться лишь констатацией фактов. Факты в том, что если где-то и есть наши читатели (а ведь кто-то всё-таки тираж худо-бедно, но покупает), то на выставке их с каждым годом становится всё меньше.
Вопрос – в чём дело? Ответов может быть несколько. Конечно, многие уходят в Интернет, но тут даже никак, даже взглядом люди не показывали, что музыкальная тематика может быть им интересна. Значит, просто фотографическая выставка окончательно переварила и съела остатки хай-файной, а фотографам музыка интересна не больше и не меньше, чем среднестатистическому прохожему на улице. Третья возможная причина – пост и Пасха. Я не уверен, все ли фотографы и аудиофилы – православные, но наверняка кто-то чувствовал себя неловко на этом массовом гульбище с полуголыми моделями-промоутерами, развеселыми фильмами и кулинарным шоу. Наконец, мы с коллегами из «Джаз.ру» попали в некий медвежий угол, куда забредал далеко не каждый посетитель выставки.
Выставка длится четыре дня – с четверга по воскресенье. В субботу дела шли повеселее – всё-таки это самый лучший выставочный день. А в воскресенье снова приходилось едва ли не хватать прохожих за руки, чтобы они обратили на нас внимание.
Ответы потенциальных читателей можно примерно разбить на следующие категории:
Чо?! – 146% В интернете уже всё есть – 31% Я и сам всё про музыку знаю – 17% Такой бы журнал да в наше время... – 11% О, Битлз. Отцы!!! Подари журнальчик – 5% Слишком мелкие буквы – 3% Жена не велит макулатуру домой тащить – 3% Офигеть, дайте десять! – 2%
Один товарищ заявил, что ничего не читает, потому что сам – музыкант. Ну, отлично, а разве неинтересно почитать про то, что другие играют. Он (уныло): «А чё нам-то, музыкантам – минуса дают, мы и играем…»
Какой-то товарищ поглядел на журнал с Фишем в боевой раскраске и аж затрясся. «Дьявольщина!»
Еще один. «Это всё вы пишете?» – «Да, мы». – «Наш рок я не признаю. Не умеют у нас рок играть». – «Вы не поняли, мы пишем в основном про западную рок-музыку». – «А, западная рок-музыка. Это уже не то. Вот блюз – другое дело!» – «А вот у нас есть и про блюз статьи. В свежем номере – Бет Харт, певица такая». – «Да знаю я, не певица это. Вот негры на хлопковых плантациях пели – это был блюз!» Я думаю, если бы у нас вдруг оказалась статья про хлопковые плантации, то он наверняка бы нашел что сказать и про хлопок, и про негров.
Какой-то бодрый молодой субъект: «Это всё рок? Старье всё. Вот есть современная музыка – рэп, танцевальная музыка. Вот куда вам надо продвигаться!» Тут уж меня зло взяло: «А вам, по-моему, надо во-о-о-он туда продвигаться» (показываю вдаль по коридору). Ушел, потом подходит снова. «Да нет, что вы о всяком старье пишете!» Говорят, активно отрицающий что-то человек лучше безразличного, но за такое короткое время я его в число фэнов рока всё равно бы не смог обратить.
Подходит семейная пара в возрасте, явно не рокерского вида. Иногда такие просят подсказать, какие журналы лучше в подарок сыну или дочери. Но тут что-то совсем другое. «О, этот журнал надо купить дедушке!» – «?!!! А что интересно вашему дедушке?» – «Что-нибудь про конструкцию гитар. Он у нас гитарный мастер». Тут уж осталось только посоветовать сходить на Music Messe через месяц…
Еще товарищ посмотрел снисходительно: «Да знаю я всё. Вот в 71-м году мы услышали Emerson Lake And Palmer. Как они в трио рубились! Эмерсонд на хаммОнде, Лейк на джаз-басе, Палмер на ударных, не помню уже каких, всего трое, а какая мощь!» И долго еще рассказывал с таким видом, будто он рядом тогда стоял. Журнал, однако, ему не нужен – а зачем?
В середине пятницы на соседнем стенде, где в четверг сидели какие-то люди с умными книжками на технические темы, появился дедок. Дедок был крепкий на вид, в костюме и со значком на груди. На значке – портрет Гагарина. Он разложил на столике несколько географических карт, к нему подходили люди и он им что-то обстоятельно рассказывал. Когда люди перестали подходить, он двинулся ко мне. «Я вот ученый. Сижу дома, месяцами ни с кем не общаюсь. Но надо ведь общаться! Поэтому я прихожу на каждую выставку. Меня все тут знают. Стою вот и рассказываю людям. Про науку, про космос. Надо ведь, чтобы люди знали!»
Я уже в таком состоянии, что задумываться над услышанным сложно, говорить – еще сложнее, поэтому просто отвечаю «Угу». На каждое «Угу» он еще выдает целую тираду. Ну, если это и правда ученый, который двигает науку, то дай бог ему здоровья и энтузиазма.
***
CEP-Expo закончилось, но надолго расслабляться не следует – впереди выставка Music Messe. Очень интересно, как она пройдет, удастся ли ей повторить успех «Музыки-Москвы», придут ли туда такие же увлеченные музыкой люди в количестве или всё ограничится тусовкой внутри гитарно-аппаратурного бизнеса? Будем надеяться на лучшее.
Владимир ИМПАЛЕР
Фото автора.