Порт Июля: Счастливый слонёнок
Май 5, 2017
Владимир Импалер (1137 статей)
Поделиться

Порт Июля: Счастливый слонёнок

Московская певица Юлия Тузова представляла в клубе «Чайна-таун» новый альбом «Где было море». В дискографии Тузовой это далеко не первый релиз, но это студийный дебют новой группы, нового проекта и нового саунда. «Порт Июля» — коллектив, в котором сошлось современное инди-роковое звучание и традиционные качества бард-рокового андеграунда.

От непривычного и смелого союза выиграли все — и певица, которая ходила по замкнутому кругу стилей и адресовалась к одной, довольно узкой аудитории, и инструменталисты — опытные рокеры родом из подмосковного научного города Черноголовки, в чьем послужном списке были известные на местной сцене группы «Сусанин Бэнд» и «Кагоры». У последней — уже вполне близкий к «Порту Июля» стиль и саунд, но заметна традиционная для современного «инди» проблема — музыканты уже научились «как», но не совсем знают «что». В «Порт Июля» всё сошлось — яркий мелодизм, витиеватые аранжировки, продуманный до мелочей звук, превосходный, сразу узнаваемый голос Юлии Тузовой и тексты, наполненные смыслом и при этом оставляющие простор для воображения.

Нам посчастливилось видеть «Порт Июля» примерно два года назад на крохотном андеграундном фестивале «Ротонда» под Зеленоградом. Тогда группа была в самом начале пути, но материал в целом уже был в наличии. Чтобы его записать, понадобилось полтора года. Как сказала Юлия со сцены, столько времени занимает беременность у слонов. «Мы рождаем нашего доброго, где-то немножко грустного, но, надеюсь, счастливого слонёнка», — добавила она.

В составе «Порт Июля» — бас-гитарист Алексей Засовин, гитарист Иван Дмитриев, барабанщик Станислав Портненко. На концерте участвовал как перкуссионист Андрей Туляков, давний участник концертных и студийных составов Тузовой — на предыдущем альбоме он играл на ударных. Кроме того, в записи помогали Петр Акимов (виолончель) и Анна Малышева (гобой). Анна присутствовала в зале, но то ли забыла инструмент, то ли постеснялась выходить на сцену — вместо партии гобоя она исполнила во время песни «Голоса», на которой играла в студии, страстный восточный танец.

Живьем группа звучала еще жестче, чем на диске, с явным преобладанием басовых партий — возможно, тому «виной» акустика «Чайна-тауна», но такое выделение баса было вполне логично — и по музыке ясно, что в сочинительстве верховодит басист, музыка основана на его цепких грувах, а гитара, что вообще характерно для инди-рока, ограничивается тембровой и орнаментальной ролью. Засовин же вовсю использует различные басовые эффекты, особенно педаль (уместно ли здесь слово «квакушка»?), из-за чего звучание «раскрашивается» даже без использования клавишных, которые придают музыке еще больший электронный колорит на записи.

Тексты в таком обрамлении отходят на второй план — думаю, если бы в зале были люди, не понимающие по-русски, то и они бы ощутили всю гамму чувств и переживаний, которые передает Юлия Тузова в своих песнях. Инструменталистам удалось подобрать очень подходящий к голосу Тузовой саунд — если в традиционном камерно-роковом, фольклорном, акустическом обрамлении он всегда перетягивал на себя внимание, то здесь он уравновешивается, звучит словно тише, нежнее. Этот голос уже — сладко-горький, плачуще-радостный. Вокализы Тузовой отлично вписываются в пост-роковые инструменталы, в ее пении нет ничего от эстрадно-джазового самолюбования — только внутреннее горение и страсть. «Явление ангела в промзоне», — так очень точно охарактеризовала это сочетание автор-исполнитель Наталья Штраль.

Первое отделение было целиком посвящено новому диску, песни звучали точно в альбомной последовательности (хотя вещь, которая на CD обозначена как «Любовь», в сет-листе называлась почему-то «Точка»). И оно показалось на удивление коротким, хотя — целых 10 вещей…

Вместо перерыва на сцену вышла Светлана Чапурина, лидер группы «Дочь Монро и Кеннеди». Но без привычной домры — просто взяла в руки микрофон и стала вспоминать. «Я познакомилась с Юлей в 2001 году, — говорила легенда рок-андеграунда. — Российская Федерация, город Тюмень. Вышла девочка с гитарой — офигенно! Мы порвали всех! Мы сыграли офигенный женский рок. А давайте что-нибудь…» — поглядела она на инструменталистов. Те изобразили незатейливый ритм, и Чапурина стала на разные лады выкрикивать фразу «Не отпускай меня», пока Тузова наконец не вернулась на сцену.

И еще восемь песен — совершенно новых, которые должны войти во второй диск. Эти песни звучат побойчее, танцевальнее, подчас близки к дискотеке («Космос»), иногда даже хочется протереть глаза — а точно ли Тузова на сцене, не забрели ли мы случайно на концерт какой-то из бесчисленных новых инди-групп с женским вокалом? Одна (как минимум) из песен, «Просперо», перекочевала в «Порт Июля» из репертуара группы «Кагоры». «Босиком по сырой траве», — еще одна диско-песня. «Так мы напоминаем себе, что скоро лето», — добавила Тузова. А есть среди новых вещей и та, что дала название группе — «Порт Июля». И еще одна красивейшая баллада, где она перечисляла источники вдохновения, а может быть, просто ту среду, в которой живёт рок-музыкант и поэт: «Земля, вода, огонь, эфир, бумага и перо…»

Есть интереснейшее свойство у музыки Тузовой, по крайней мере, на новом альбоме. Бывает, артисты тратят массу сил и вдохновения, чтобы зашифровать в символах и метафорах простые любовные переживания. Здесь будто наоборот — то, что выглядит как романтическая баллада, оказывается чем-то куда более простым… и глубоким. Если Тузова поёт: «Музыка, ночь, гроза» — это именно музыка, ночь и гроза. Нарисуйте в голове эту картинку, и вы поймёте, что её достаточно, никакой любовной лирики сюда «прикручивать» просто не нужно.

«Самое главное, что я хочу вам пожелать, друзья — прикосновения душ, — сказала Юлия Тузова в завершение концерта. — Когда встречаются взгляды, и ты зажигаешь его, а он — тебя, это величайшее чудо. Дорожите им!»

Группа «Порт Июля» — как раз пример такого чуда.

Сет-лист (названия — по распечатке). Первое отделение: Река, Тает снег, Безумие моё, Точка, Заветные желания, Живи в моих снах, Не отпускай меня, Проходила мимо, Голоса, Летим. Второе отделение: Космос, Первый снег, Sade, Просперо, Босиком, Полетать, Порт июля, Где-то далеко.

Владимир ИМПАЛЕР
Фото — Михаил Меркулов (сайт http://chernogolovka.tv/)

Общее впечатление

27 апреля 2017 г.
Москва, клуб "Чайна-таун"

Владимир Импалер

Владимир Импалер