Doogie White & Tony Carey: Рок-н-ролльное лекарство
Зима, конец января, в огромный зал «Крокуса» понемногу просачивались фанаты и тонули в бархатно-красной темноте. Ожидание выступления легендарных экс-участников Rainbow проходило в скорбной тишине, без всякой фоновой музыки, только то тут, то там был слышен лёгкий шепот: «Ты знаешь, Эйри не будет». — «Как не будет…» — «Да заболел, говорят…»
Так публика узнала, что из трёх обещанных знаменитостей: Дон Эйри, Тони Кэйри и Дуги Уайт, — до «Крокуса» добрались лишь двое. Так ли это плохо? Очень жаль Дона, редакция желает ему здоровья и надеется увидеть в мае вместе с Deep Purple. Но Эйри и его прекрасный бэнд, где у микрофона нынешний фронтмен Nazareth Карл Сентенс, мы уже видели пару лет назад в том же «Крокусе». Кэйри и Уайт — гости более редкие. Хотя, если вспомнить, Тони приезжал к нам уже дважды — в 2005 году с сольным концертом в клубе «Апельсин», и в 2009-м — с проектом Over the Rainbow, в котором пел Джо Линн Тёрнер. К следующему визиту экс-участников Rainbow Кэйри, правда, был заменён на Пола Морриса. Что касается Дуги Уайта, то он приезжал к нам в 2013 году вместе с Михаэлем Шенкером и MSG. Кстати, вскоре после ухода из Over the Rainbow Тони и Дуги играли «блэкморовский» репертуар вместе, однако теперь выступают порознь, у каждого — своя команда, которая возрождает, соответственно, материал Rainbow времён их участия в группе, т.е. конца 70-х и 90-х. Вы не запутались?
«Enjoying my jacket?» — обратился к залу Дуги Уайт, представший в совершенно не рокерском облачении — байковой рубашке в клетку. Этот уютно-домашний образ задавал тон и выступлению — оно вполне могло бы проходить в маленьком клубе, где фанатов не отделяет от артиста десяток метров между сценой и рядами кресел. «Эй вы там, — показывает он горстке фэнов на боковом балкончике, — вам не одиноко! А если вы все оттуда придёте вот сюда, мы сможем провести хорошую вечеринку у меня дома! Все поместятся…» — иронизирует певец. Ясно, что он ожидал большего, но ясно и то, что артист наслаждается концертом в любой ситуации.
Cет-лист группы Дуги Уайта показывает, что для него жизнь не закончилась после Rainbow. Он имел храбрость даже начать концерт с незнакомого публике боевика «Road to Glory» из репертуара группы Demon’s Eye. Дальше — «Too Late for Tears» Rainbow (в другом, почти неузнаваемом темпе) и снова сюрприз — эпик «Judgement Day» ветеранов NWBOHM, группы Tank, где Дуги пел с 2008 по 2014 годы. И — «Before the Devil Knows Your Dead», принесённая им из MSG, «Manic Messiah» из проекта Empire Рольфа Мункеса, по словам Дуги, вдохновлённая его любимым мюзиклом «Jesus Christ Superstar»…
Конечно, и фэны альбома Rainbow «Stranger In Us All», единственной студийной работы Дуги с группой, получили своё: «Cold Hearted Woman», «Ariel»… «Когда люди еще покупали альбомы, лейблы обычно спрашивали с нас хит-синглы. И это был наш хит-сингл. В Исландии. И может, ещё в Перу», — шутит Уайт.
Ближние ряды понемногу заполнились. Если судить по залу, поклонник Rainbow сейчас — солидный, степенный, как правило, в годах… Впереди сидят трое стриженых наголо мужчин среднего возраста в деловых костюмах. Они смотрят в мобильные телефоны, иногда отвлекаясь на то, что происходит на сцене, фотографируют себя и строят «козы» друг другу. «Заявка на курс ‘Школа инвестиций в Москве’, 97 тысяч рублей, отправить заявку?» — бизнесмен разглядывает выскочившее на телефоне предложение…
Шоу-бизнес несправедливо обошелся с Дуги. С одной стороны, Ричи Блэкмор дал ему возможность заявить о себе на весь мир, с другой — во всех последующих группах Уайт был в роли заменителя, «примеряя ботинки» более известных персонажей, или попросту сессионщика, чья задача — озвучить готовый материал. Исключение — группа Cornerstone, которую он создал с экс-басистом Royal Hunt Стином Могенсеном. Досадно, что этот проект не получил должного внимания, хотя музыканты были упорны и записали целых четыре студийных альбома. В сет-листе были две вещи Cornerstone, но именно в них Уайт больше всего на своём месте — и в помпезном эпике «Wounded Land», и в открывшей бисовую часть «Singing Alone». Песне, которую, как сказал Дуги, он сочинил после последнего концерта в составе Rainbow, когда понял, что эта глава окончена и пора идти дальше — одному.
В своей нынешней Дуги Уайт, считай, тоже один — как ни превозносил он своих товарищей, заставляя зал распевать оды гитаристу по имени Назарено (Nazzareno Zacconi) на мотив известного латино-хита «Макарена». Кроме него, в команде басист Дон Рокс (Donatello Comignani) и барабанщик Алессио Палицци (Alessio Palizzi). Все вместе — группа White Noise. Клавишные, увы, шли в записи, а это всегда утяжеляет, сковывает исполнение. Да и музыканты эти — из категории качественных исполнителей без яркой индивидуальности, особенно ритм-секция. Особенно это стало заметно, когда на сцену вышли вторые участники действия… А пока — Дуги собрал аплодисменты, завершив свой сет единственной песней, которую он не пел в оригинале — «Temple of the King», посвятив ее, разумеется, Ронни Джеймсу Дио.
Сет-лист Дуги Уайта: Road to Glory (Demon’s Eye), Too Late for Tears (Rainbow), Judgement Day (Tank), Before the Devil Knows You’re Dead (MSG), Manic Messiah (Empire), Cold Hearted Woman (Rainbow), Feast of the Devil (Tank), Wounded Land (Cornerstone), Ariel (Rainbow), Great Expectations (Tank), Five Knuckle Shuffle (Demon’s Eye), Black Masquerade (Rainbow). Бис: Singing Alone (Cornerstone), The Temple of the King (Rainbow).
Полчаса пересменки, за которые весть о болезни Дона Эйри разошлась уже по всему залу. «А будет Тони КАйри?» — спрашивал один пожилой фанат у другого. «Это Дона Айри не будет. А Тони КАйри будет!» — уверенно отвечал другой.
Тони не подвёл. Подтянутый, даже моложавый издалека, с «радикально чёрным» хайром, он начал с идеального вступления — «Tarot Woman»… И пусть вместо подлинного Хаммонда на сцене — современный, любимый прог-рокерами красный «Норд», в исполнении Кэйри это соло звучит так, что сразу понимаешь — это Rainbow.
Вместе с Тони в группе — вокалист Оге Стен Нильсен (Åge Sten Nilsen), участник норвежской глэм-роковой группы Wig Wam, басист Ян Хольберг (Empire, проекты Джо Линн Тёрнера) и, если информация в сети не обманывает, гитарист Йостейн Сваштад (Jostein Svarstad) и барабанщик Пер Оле Иверсен (Per Ole Iversen). Всё общение с публикой сразу взял на себя Нильсен — пухлощёкий и кудрявый, по-глэмовому накрашенный, изрядно напоминающий Ингви Мальмстина тех времён, когда его лик ещё умещался в квадрат обложки альбома.
«Хей Моска!» — начал он с порога и сразу ринулся к публике. Народ сразу поднялся со своих мест и не садился на протяжении всего оставшегося времени. Сразу чувствуется разница между раскованным Нильсеном и по-английски сдержанным, в чём-то даже академичным Уайтом. «Сегодня все отдаём дань уважения Дону Эйри. Давайте на три секунды все пожелаем: «Дон, выздоравливай», — сказал Оге и замычал в микрофон мантру: «М-м-м-м». («Что-о?» — переглянулись рядом два рокера. «Гуди давай!» — сказал коллеге более подкованный в английском товарищ.)
Сет-лист — не в пример Дуги Уайту, радикально-«радужный». Весь «Rising», кроме последней вещи, немного других вещей периода Дио, в том числе памятные по концертнику «перпловская» «Mistreated» и «Still I’m Sad» Yardbirds, как и на «Rainbow On Stage», с вокалом. Никакого Planet P Project — хотя вряд ли было много людей, ожидавших это услышать на концерте в «Крокусе». Возможность услышать «бардовского» Тони нам вряд ли представится… Как вокалист он проявил себя только однажды — с отрывком старого блюза. «It was in Texas, baby… Jazz rock in Texas, baby…» О чём вещь и каков оригинал, по такому кусочку и не поймешь. В остальном Тони ограничился игрой на клавишных и передал всё общение с публикой фронтмену. Ну а тот и рад стараться…
«Знаете что? Эта группа почти не играет живьем. Мы даем примерно четыре концерта в год, — признался Нильсен. — У всех нас другие дела, я участвую в группе Ammunition, это хард-рок, и мы только что выпустили новый альбом, остальные тоже играют в других группах, а у Тони есть сольная карьера. Но иногда мы встречаемся, чтобы сыграть эти чудесные песни Rainbow просто для своего удовольствия. А теперь нам подвернулся шанс сыграть их — для вас! Неплохо, да? И мы также смогли увидеть Кремль, Красную площадь и всё такое. Как нам повезло! Спасибо вам!»
Повезло, да не всем. Как оказалось, сам Нильсен приехал в изрядно простуженном состоянии. Но он знал, как себе помочь. «У кого-нибудь есть водка?» — и на сцену выносят бутылку. «Это единственное лекарство, которое может меня спасти сейчас», — произносит этот Карлсон от рок-н-ролла и вливает в себя несколько мощных глотков. После чего стена между сценой и залом была растоплена… пожалуй, даже чересчур.
«Это мой первый приезд в Москву, и я должен признать, что ожидал большего!» — продолжал певец. Что, плохо гудели? Нет, просто традиционная игра попеть-похлопать вместе, в которой Нильсен — мастер. В этот момент публика уже обступала сцену, а вокалист, окончательно почувствовавший себя героем вечера. Он выцеплял из публики девушку на пару фигур танца… «Один вопрос… Как тебя зовут? София? София, ты замужем? Ты хочешь вместе со мной дотронуться до радуги?» А потом пел свои партии прямо на уху представителю секьюрити, а тот бесстрастно стоял всё это время спиной к залу, лицом к публике. Вот «повезло» бедняге — и пост свой не бросишь, и смысла в такой «охране» явно не было, и вид у него был как у праведника, искушаемого сонмом чертей на старинной гравюре. Особенно в момент, когда бывший фронтмен Wig Wam (9 место на фестивале «Евровидение-2009» в Киеве) от души лизнул охранника в его стриженую голову. Бррр… похоже, лечение начало действовать.
Весьма раскованны были и инструменталисты — но в более хорошем смысле. Похоже, нежданная отмена одного из трёх участников концерта пошла на пользу именно Тони Кэйри и его команде — они явно получили установку не торопиться и от души заполняли паузы между песнями не только разговорами, но и изобретательными джемами, в которых был и джаз, и блюз, и фанк, и даже цитата из Бородина («Улетай на крыльях ветра»), вплетённая в гитарное соло посреди «Mistreated». Тот случай, когда музыканты — профессионалы, хорошо чувствующие разные жанры, при этом свободные от ученического пиетета и буквализма в их исполнении. Особенно хорош был Ян Хольберг. По виду, по манере, даже по походке на сцене это типичный «фанкмастер», и не зря Нильсен сравнивал его участие в группе Тони Кэйри с той ролью, которую играл в Deep Purple Гленн Хьюз в сравнении с Роджером Гловером.
А шоу у сцены продолжалось. Нильсен углядел где-то с краю свою давнюю подругу — мол, она фанатка Wig Wam, они общаются несколько лет по фейсбуку, а увиделись впервые прямо сейчас. Как трогательно! С другого края поклонник выкрикивал название любимой песни. «Что ты сказал? Long Live Rock’n’Roll? Это песня для конца концерта. Вы хотите, чтобы вы закончили шоу прямо сейчас?» — «У-у-у», — неопределённо гудит в ответ публика. «Что, вы хотите, чтобы мы ушли?» — «Не-ет!» «Ну слава богу! Как тебя зовут? Дмитрий? Спасибо, спасибо, что хочешь нас слушать. Большое спасибо!»
Но всему подходит конец… На первый бис прозвучал «Stargazer», и, казалось бы, убедительное прощание… Настолько убедительное, что в зале даже включили свет. Но мы-то помним, что Нильсен еще пообещал «Long Live Rock’n’Roll»! Так и случилось. Певец первым выбежал на пустую сцену: «Мы все знаем, что Ронни Джеймс… простите, Ричи Блэкмор приезжает в Россию. Кто идёт на концерт?» Публика дала понять, что шоу настоящего Ричи она точно не пропустит. «Ого! Но сегодня — это сегодня, этот вечер — этот вечер. Вы хотите, чтобы всё закончилось прямо сейчас? Нет? Тогда знайте, что хороший певец Дуги Уайт тоже хочет спеть с Тони. А я прощаюсь и обещаю вернуться с чистым голосом…»
И норвежец убежал дальше «лечиться», а англичанин, всё в той же клетчатой рубашке, при включённом свете и наполовину разошедшейся публике спел вечный гимн рок-н-роллу… который, пожалуй, всё еще жив. Вечер музыки Rainbow состоялся.
Сет-лист Тони Кэйри: Tarot Woman, Run With the Wolf, Starstruck, Do You Close Your Eyes, Kill the King, Catch the Rainbow, Man on the Silver Mountain, Mistreated, Still I’m Sad. Бис: Stargazer, Long Live Rock ‘n’ Roll (вокал — Дуги Уайт).
Владимир ИМПАЛЕР
Фото — Катерина Межекова.
Благодарим Владимира Казыханова (Razzle Wolf Concerts) за аккредитацию.
31 января 2018 г.
Москва, "Крокус-сити-холл"
Razzle Wolf