Blackmore’s Night: Жить настоящим
Blackmore’s Night,folk rock,Foreign,Крокус-Сити-Холл,Кэндис Найт,Москва,Ричи Блэкмор «Я памятник себе воздвиг нерукотворный, к нему не зарастёт народная тропа…» – эти строчки, принадлежащие гению, вспомнились в момент ожидания концерта другого гения в зале имени еще одного великого деятеля культуры. Ну что, казалось бы надо всем этим людям погожим сентябрьским вечером где-то, простите за выражение, в Мякинино? Ну и чего они там не видели?
Ведь легенда Deep Purple уже давно не столь романтична, да и образ самого маэстро Ричи Блэкмора должен был изрядно потускнеть. По идее. Хотя бы ввиду его давнишней уже нехардроковости, а во многом и попсовости. Впрочем, старая гвардия всё ещё сильна: девушка, бравшая у меня, как и у многих других ожидавших возможности зайти внутрь зала имени Магомаева, интервью для радио, отметила, что многие из её собеседников говорят не столько о Blackmore’s Night, сколько о легендарном Блэкморе. Однако легенды легендами, а вроде бы ординарный, очередной визит в наш город певицы, ее мужа, а также сопровождающих аккомпаниаторов вызвал огромный интерес. Да такой, что люди лишним билетиком уже от метро интересовались. Стоило ли мероприятие того? Не побоясь показаться чудаком или ретроградом, скажу: да, стоило. Музыка Blackmore’s Night вроде бы лишена какой-то яркой индивидуальности, в ней всё эклектично и всего понемногу есть – тут вам и ренессансные гармонии, и русско-еврейско-цыганские кабацкие песенки, и элементы кантри (особенно в манере певицы) и просто поп, и даже немного рока. Но это всё не главное, магия – в самих исполнителях. С самого начала проект был выстроен не вокруг музыкальных идей (ибо они изначально не новы), а вокруг исполнителей. Прежде всего двух. Вы знаете, о ком речь. И можно как угодно относиться к «такому» Ричи и его «не самой великой в плане вокала» супруге, но у них есть своё лицо. Узнаваемое. Яркое. И никто лучше них всё это не споёт и не сыграет. Хотя бы потому, что больше никто так не играет. Есть примеры, доказывающие обратное? Очень сомневаюсь. Это не фолковый коллектив, это не поп-группа, и не рок-группа. Музыканты, не признающие законов жанра и всяческие клише. Людям удалось создать свой стиль – и другие люди, те, которые зрители и слушатели, его вполне приняли. Ибо по старой, хардовой памяти в третий раз едва ли пойдёшь на то, что не нравится. А аплодисменты и масса букетов для Кэндис в тот вечер более чем убедительно доказывали, что нравится, и что именно нравится. И совсем не память о том, что Ричи когда-то играл на Deep Purple In Rock или Machine Head. Им нравится атмосфера концерта, где можно всё – от фолка до тривиальнейшего «кабака», нравятся костюмы, нравится певица, нисколько, в отличие от многих прошлых вокалистов групп Ричи, не уступающая себе студийной, а может, даже и выигрывающая за счёт постоянных шуток и смешливых монологов. По первости (то есть давно) они немного смущали – мол, зачем русской публике сие, она все равно «инглиша» толком не понимает. Сейчас – уже нет: Кэндис органична и привычна в своей роли шутницы, а люди, кажется, даже и осознают почти всё, что она рассказывает про своего мрачноватого супруга и не только… Возможно, вы скажете, что я чересчур влюблён в своих героев и плохо разбираюсь в том, как надо, скажем, играть на гитаре или петь? Оставлю второе додумывать музыковедам, про первое скажу откровенно: нет, поверьте, отнюдь не влюблён, и в целом творчество групп с участием Блэкмора в 60-х – 70-х автору этих строк ближе, а кое-что из Blackmore’s Night (те самые кабацкие мелодии а-ля «Виновата ли я?» и т.п.) просто не выношу. Многое из их репертуара отталкивает. И не одного меня. Однако нельзя не признавать очевидного: по меркам дня сегодняшнего это выдающиеся артисты. Кэндис Найт – отличная певица и артистка, и именно концерт – и московский в том числе – прекрасно показывает, какого уровня. Высокого. Узнаваемый голос, узнаваемая манера, никакой фальши или натянутости, масса веселья. Ей по-прежнему нравится то, что она делает, и она делает это хорошо: общается с людьми посредством простых, в общем-то, песен. То же самое делает и Ричи. Для справки – уже 15-й год. Потому что хоть памятник себе он и воздвиг, причём давно, но превращаться в него ну никак не хочет. Да и задорные, не менее мастеровитые товарищи по группе не дают.
P.S. Любопытно, многие ли заметили, что на сцене практически целиком иной состав аккомпаниаторов, нежели приезжавший сюда в прошлый раз? И что сет-лист сильно изменился, а от прежнего Ричи практически ничего не осталось, разве пара фраз из Woman From Tokyo да сильно перелицованная «Soldier Of Fortune» вкупе с Бетховеном? Кто-то наверняка – но речь не о них, а о воле и характере артистов, способных практически без ущерба для имиджа оставить на сцене лишь то, что нравится им самим. Не многим под силу, поверьте, жить настоящим.
Игорь Швейцер
Благодарим агентство «CAT» за аккредитацию.
Фото – (с) Сергей Беляков, http://www.sbelyakov.ru
Blackmore’s Night-2: Заколдованный король
Еще на подходе к Крокусу можно было видеть странную картину — навстречу широкому радостному потоку публики, идущему к залу, шел несколько меньший, и с разочарованными лицами — обратно. Столпотворения у наружного входа к тому моменту уже почти не было, а вот к внутренним дверям в зал вытянулась неслабая очередь, чего я не припомню в «Крокусе» вообще никогда. Уже внутри стало ясно — на Блэкмора аншлаг! Публика истосковалась по своему кумиру, который не был в Москве уже порядком…
Ждать пришлось недолго — едва мы расселись, как в зале погас свет, и только пятнышко подсветки синтезатора виднелось со сцены. В этой почти полной темноте зазвучала торжественная органная музыка. «Вот бы так весь концерт», — мелькнула мысль, но не тут-то было. На сцену в лучах выскочила Кэндис Найт, одетая в какие-то ренессансные лохмотья. Над сценой свисали некие лианы, по бокам — бутафорские деревья, клавишник восседал за неким подобием барной стойки. А где-то в потемках блуждал, в полоборота к публике, Ричи с лютней. Рядом с ним — длинноволосый, в шляпе, постоянно плящущий вприсядку басист. «Вид подчиненный должен иметь лихой и придурковатый», — вспомнилась известная фраза. Притом что музыкант отличный, за время концерта он не только подыгрывал боссу, но вполне равноправно солировал с ним на гитаре, а уж зал развлекал не меньше, чем Кэндис Найт. А Ричи был хмур — или привычно изображал Хмурого Ричи — всячески открещивался от просьб Кэндис сказать что-нибудь в микрофон, порой вообще играл спиной к залу. Зато в иной момент успевал подойти к передним рядам, поклониться обладателю удачного костюма (это известная «фишка» концертов BN — первый ряд обладателям ренессансных костюмов), и даже угостить кого-то горячим чаем. Скрипачка и флейтист были скрыты за занавесом (нам достались места сильно сбоку), поэтому сказать про них можно мало (но ничего дурного). Зато с другой стороны за кулисами был виден колоритный грузный техник в рогатом шлеме викингов. Вот такая пёстрая команда. Примерно так же пестра — как сорочье гнездо, чья заботливая хозяйка украсила жилище понатасканными ото всюду «нетленками» — от Вивальди до Орффа, от «Зеленых Рукавов» до чардаша и хава-нагилы, и их музыка. Эклектика — не всегда зло, иногда в жанре шумного развеселого балагана можно добиться отличных результатов. Но не сейчас. Не раз и не два, а почти всё время концерта складывалось ощущение веселья через силу, когда профессиональные шуты и придворные музыканты развлекают вечно хмурого короля и его непрестанно щебечущую фаворитку. Вернее, королеву. Хотя стоп…
В рассказе Blackmore’s Night легко скатиться в критику с двух типичных слушательских позиций. Первая — позиция фэна-«пурпулиста», который ненавидит роковую разлучницу-Кэндис и до сих пор надеется на возвращение Ричи к хард-року. Тот, как горькое и ненужное лекарство, каждый раз выслушивает все фолк-обработки и ловит каждый драгоценный звук «стратокастера», ради чего, собственно, и приходит раз от разу на концерт. С этой точки зрения, деньги фаната явно выкинуты на ветер: электричества и вообще хард-рока (если не считать явно карикатурное барабанное соло) на концерте почти не было.
Вторая — позиция человека, «переросшего детское увлечение» хард-роком: для того и сами «Перпл», и Ричи Блэкмор — не более чем динозавры, чье творчество давно завершилось, и отыскать интересное зерно в нынешних Blackmore’s Night — затея явно абсурдная. Стоит ли искать смысл в ритуале фанатского поклонения кумиру?
Что еще? Вопрос — насколько удачен, собственно, музыкальный эксперимент Ричи и Кэндис по созданию некоего синтетического жанра — смеси фолк-рока, эстрады и early music (а также остатков репертуара Rainbow/Purple, адаптированных под новый стиль). Здесь трудно ответить однозначно. Не секрет, что вокальные данные Кэндис довольно скромны, еще скромнее ее данные артистические — певица балансирует на грани пошлости и не всегда способна создать убедительные образы в песнях. Тем не менее, свои скромные возможности Найт использует по максимуму и в откровенной фальши ее упрекнуть нельзя.
Мелодически, репертуар Blackmore’s Night — адаптации фолк-«нетленок», современных эстрадных и рок-хитов, вещей сильных, выдержавших проверку временем. Тем не менее, в исполнении блэкморовского ансамбля им не хватает «огня», истинного свободного драйва, который привычен по выступлениям многих, даже локальных, фолк-артистов. А уж в сравнении, скажем, с недавно посетившим Москву «Оркестром св. Миколая» из Польши, командой, отдавшей полжизни исполнению, изучению и продвижению народной музыки своей страны, команда Ричи кажется и вовсе ансамблем самодеятельности.
Быть может, это и есть правильный ответ. Давайте лучше сравнивать Blackmore’s Night с «менестрельскими» ансамблями, которых можно слышать на фестивалях типа «Зиланткон». Иногда в них даже играют настоящие музыканты. Но всё равно доля спектакля в этом гораздо больше, чем музыки. И задача «поймать свой собственный кайф», почувствовать себя настоящими принцессами и рыцарями, ведьмами и привидениями — первична, а реакция зала — вторична. Blackmore’s Night — не больше (но и не меньше), чем затянувшаяся ролевая игра Ричи с Кэндис, и мы, как зрители, просто зашли на нее посмотреть. Стоит ли еще возмущаться?
Самый интересный момент концерта — выход на бис. Где-то в середине концерта Ричи, правда, уже брал в руки электрогитару, но то ли вывели ее кое-как, то ли сам он не хотел быть заметным, но понять, что он играет, было почти невозможно. А вот на бис, когда темноту сцены наконец осветили прожекторы, мы увидели «того самого» Ричи — лицом к публике, подтянутого, с жемчужно-белым «Фендером» в руках, играющего звуки той самой «Оды к радости» (она же «Difficult to Cure») под аккомпанемент настоящей рок-группы. Зал взвыл, вскочил с кресел и ринулся к сцене, невзирая на вялые протесты охраны. «Расколдовали!» — подумалось почему-то. Как в новогоднем спектакле, где главный герой всю дорогу проходил в костюме чудища лесного, выполнил много нужных заданий и наконец под конец добрый волшебник возвращает ему истинный облик и полную силу. Пять минут счастья — к микрофону выходит Кэндис Найт и начинает петь какой-то текст. (Вот правда, если и были у Blackmore’s Night какие-то бесчеловечные эксперименты над Бетховеном, я о них начисто забыл). Еще несколько минут — вещь заканчивается, Ричи уходит, без улыбки, без единого слова, и зажигается свет.
Те, кто смотрит на сет-листы, знает, что обычно бывает больше.
Хотя, по мне, вполне достаточно.
P.S. Еще пара моментов вдогонку. Первое — не очень удачно выстроенный сет-лист. Много однотипных вещей подряд. «Конферанс» Кэндис очень сильно просаживает динамику выступления.
Второе — как всегда, убийственная «галерка». Непрерывные вопли бухих перпломанов между песнями. Ладно, орать «Ричи, ви лав ю», но когда кто-то вопит «Ронни Джеймс Дио»… к чему это, зачем это?
Артисты смеялись, да. А когда они попросили зал назвать песню «на заказ», им ответил нестройный неразборчивый хор голосов, в котором они пару минут силились что-то расслышать.
Зато — уйма букетиков, апплодисменты, прихлопывания между песнями.
И, да, «Виновата ли я» («Toast for Tomorrow») таки прозвучала, к буйному восторгу. В середине ее клавишник нацепил парик и исполнил (отличным оперным голосищем) какой-то шутейный номер. Я всё ждал, что он споет «Поезд по России», но — не сбылось.
Владимир Импалер
Сет-лист: Locked Within A Crystall Ball/Queen For A Day/ Under A Violet Moon/ Soldier Of Fortune/ Durch Den Wald Zum Bach Haus/ World Of Stone/All The Fun Of The Fayre/ 25 Years/ Diamonds And Rust/ keyboard solo/Carmina Burana/Drum Solo/Highland/ Journeyman/ Greensleeves/Barbara Allen/ Strawberry Girl/ Toast To Tomorrow/The Clock Ticks On/The Times They Are A-Changing/ Hanging Tree/ Home Again/ Hava Nagila. Encore:Difficult To Cure/ St. Teresa