Berlin/Watanabe/Hernandez: Трое в очках, не считая бас-гитары
Апрель 21, 2013
Владимир Импалер (1136 статей)
Поделиться

Berlin/Watanabe/Hernandez: Трое в очках, не считая бас-гитары

fusion,Horacio Hernandez,Jeff Berlin,Kazumi Watanabe,Клуб Алексея Козлова,Москва Есть музыканты — суперпрофи, мастера, легенды, но имена их простому слушателю мало что говорят. Играл с Маклафлином? Участвовал в турах Yes?.. Да-да, слыхали что-то такое… Но зато в глазах других музыкантов эти имена вызывают яркий блеск и желание немедленно приобрести билет на первый ряд.

Именно там был замечен весь цвет московской басовой общественности, привлеченный персоной Джеффа Берлина, выдающегося американского бас-гитариста и педагога. Не менее интригующим было и участие знаменитого кубинского барабанщика Хорацио Эрнандеса, лауреата «Грэмми» и автора учебника по игре на ударных. А вот японский гитарист Кадзуми Ватанабе был для российской публики, пожалуй, «темной лошадкой», хотя и его послужной список впечатляет, а количество сольных работ поражает. В общем, ставка на известные имена сработала, и после некоторых волнений организаторы концерта в клубе Алексея Козлова вздохнули с облегчением: зал был полон.
Трио Ватанабе / Бёрлин / Эрнандес – явление отнюдь не постоянное, как и многие составы в мире джаза и джаз-рока. Собрались, выбрали программу, прокатились с турне… Однако импровизационно-джемовый характер многих таких проектов отнюдь не предполагает сырость и «недоученность» материала. Так и здесь: чувствовалось, что музыканты не особо заморачивались репетициями, но понимали друг друга на сцене они прекрасно. Что и не удивительно — ведь знают друг друга они давно. Международное трио вышло на сцену безо всякого пафоса – просто одетые (плотный Берлин в обычной черной футболке и широких штанах, невысокий Кадзуми в «варенке» как будто из эпохи 80-х, смуглый Эрнандес с хипповой гривой волос). Улыбчивые, веселые, при этом все трое – в очках, словно на каком-то музыкальном симпозиуме. Берлин играл по нотам, хотя частенько «забывался» и уходил в отрыв. Материал был немного странным – ни одного известного «стандарта», несколько «смурноватый» закрученный фьюжн с обильной долей групповых импровизаций. Как выяснилось позже, все композиции основного сета принадлежали Ватанабе. Сам автор скромно стоял в левом углу и лишь на предпоследней вещи решился выйти в центр сцены, встать в героическую позу и продемонстрировать публике несколько эффектных гитарных трюков. В целом же его игра скорее оттеняла почти беспрерывное солирование Берлина, который, безусловно, был главным «тяжеловозом» в этом трио. А синкопированная и легкая игра Эрнандеса придавала музыкальному «блюду» пряность и остроту.

О звуке хочется сказать особо – саунд бас-гитары сразу поразил некоторой глухостью и низкочастотностью, хорошо знакомой по записям Берлина. Такова его фирменная «фишка», для нашего слуха непривычная – у нас, напротив, любят «звонкий» бас, с рояльными верхами, способными пробить общее звучание. Но Джеффу в формате трио «пробиваться» было не нужно, да гитара Кадзуми звучала чисто, безо всякого перегруза. В бэклайне у Берлина было целых два комбика фирмы Markbass, которую он «эндорсит» уже много лет. Да и именной гитаре фирмы Dean он до сих пор верен. Примочка у Джеффа была всего одна, а настраивался он вообще по флажолетам – так надежнее. В общем, образец стабильности, верности и долготерпения, каковым и должен быть настоящий басист.
Отыграв основной авторский сет – уверенно, виртуозно, но, признаться, без какой-то сверхъестественной «искры», трио исполнило несколько «стандартов» — красивейшую басовую версию «Tears In Heaven» (где Джефф блеснул аккордовой игрой), всеобязательную «The Chicken» Пасториуса и – на закуску – «Giant Steps» Колтрейна. Вещь эта и так не относится к простым с точки зрения тонально-гармонического плана, музыканты же усложнили его еще больше. Но вот где наконец пробился и драйв, и эмоции, и настоящее сопереживание! А потом, сорвав аплодисменты ценителей, артисты еще долго беседовали и фотографировались с поклонниками в зале. Ведь музыкант музыканту – друг, товарищ и брат.

Елена САВИЦКАЯ
Фото: Александр Стернин (фонд «АртБит»).
Благодарим Араика Акопяна и весь «АртБит» за аккредитацию.


** Особое мнение **

Watanabe, Berlin, Hernandez: «Не простая арифметика»…

В #58 InRock рассказывал об альбоме «HBC», записанном Скоттом Хендерсоном, Джеффом Берлином и Деннисом Чемберсом. Теперь вот один из упомянутых виртуозов пожаловал в Россию с концертом.

К началу выступления клуб Алексея Козлова был полон практически под завязку, столько собралось желающих (среди которых присутствовало немало и музыкантов) посмотреть на трио в составе японского гитариста Кацуми Ватанабе, бас гитариста Джеффа Берлина и барабанщика Хорасио «Эль Негро» Эрнандеса.
Но один плюс два далеко не всегда равно три. В этот вечер на сцене играли великолепный барабанщик и один из лучших бас гитаристов за всю историю этого инструмент, а также … техничный, но весьма ординарный гитарист. Играли, как собственные произведения, так и джазовые / джаз – роковые стандарты.
Кадзуми Ватанабе тщательно и со всеми подробностями изучил развитие гитарной мысли от Тэла Фэрлоу и Уэса Монтгомери до Пэта Мэтени. Он может практически «дословно» воспроизвести чужие мысли и идеи, но, по большому счету, ему нечего добавить к этому что-то от себя лично. И с Берлином, и Эрнандесом он находится в разных музыкально-весовых категориях…
Скорее всего, Кацуми Ватанабе позвал Берлина и Эрнандеса в качестве аккомпаниаторов. И когда гитарист исполнял свои соло, то в лице них он получал надежную, слаженную и отменно звучащую ритм-секцию. Но когда эстафета солировать переходила к бас гитаристу или барабанщику, то гитарист оказывался просто лишним. И в большинстве случаев он стоял, улыбался и смотрел, какие чудеса, и какой полет импровизационной мысли демонстрируют Берлин и Эрнандес, или же снимал присутствующую на концерте публику на видеокамеру…
Те же, кто пришёл послушать маэстро Джеффа Берлина, вряд ли были разочарованы. Кстати, 16 апреля было днем официального выхода нового сольного альбома Берлина «Law Standards», который можно было приобрести прямо на концерте.

Яков КАГАНЦОВ

Владимир Импалер

Владимир Импалер