Закрытие «Ð”Ð°Ð¶Ð´ÑŒ-сезона» (Алиса Апрелева и др.): Светлое начало, не перехÐ
Август 1, 2012
Владимир Импалер (1136 статей)
Поделиться

Закрытие «Ð”Ð°Ð¶Ð´ÑŒ-сезона» (Алиса Апрелева и др.): Светлое начало, не перехÐ

bard rock,Local,singer/songwriter,Александра Арбацкая,Алиса Апрелева,Лепота,Москва,Тургеневская библиотека В начале лета в Тургеневской библиотеке прошел концерт сообщества «Даждь», знаменующий закрытие сезона и собравший самых ярких артистов, выступавших в течение года на сцене клуба «Факел» и других площадках, принимавших «даждевские» мероприятия.

«Даждь» – не просто несколько людей, организующих концерты, а сложившееся комьюнити со своими стилевыми критериями и своей идеологией, которую изложил лидер сообщества Дмитрий Студеный во вступительной речи. Цитируя сайт, «Даждь» – это «попытка объединить молодых (прежде всего, внутренне) поющих поэтов, чьё творчество ориентировано на созидание и светлое начало, по крайней мере, не чуждо христианским идеалам, и его можно отнести к жанру русского некоммерческого рока». Однако комьюнити совершенно не выглядит закрытым и «сектантским» — на концерт может зайти любой человек, каких угодно взглядов. Мой взгляд, конечно, несколько со стороны — я отношусь к «даждевскому» движению с большой симпатией, но не могу себя к нему причислить.

Место действия — зал Тургеневской библиотеки. Место очень красивое и своеобразное — если знаете, рядом есть кафе «Экслибрис», где тоже проходят небольшие концертики. А в зале — несколько рядов стульев (человек где-то на 50), спереди — сцена, высокие-высокие потолки и винтовая лестница в углу. Создается странное чувство, что ты — и внутри, и снаружи здания одновременно. Видимо, одна из внутренних стен была когда-то внешней, на ней сохранились окна и резные элементы отделки.

Короткое вступление Дмитрия Студеного, и на сцене бард Артем Белов. Он недавно играл в одном концерте с «Эспанцами», в тот раз его поддерживал Игорь Лунев на слайд-гитаре, что придавало песням Белова какого-то изящества и нерва, теперь они были ближе к «барду обычному домашнему». И всё же песни очень милы, есть красивые мелодии.

Второй выступала певица Мария Фроловская и ее группа «Травы Ветра». Бас необычной марки «Fresher Personal Bass», шейкер/кахон, голос/акустика, бэк-вокал, скрипка. Творчество Фроловской делится на стилизацию под русский фолк и героическо-«менестрельские» песни, которые были бы очень уместны на «Зилантконе», однако сопровождающий бэнд проваливает даже неплохие задумки Фроловской, и пение ее пока далеко от идеала.

Певица Александра Арбацкая (как ее представил Студеный, молодая мама — видимо, поэтому она почти исчезла с клубной сцены) выступала в составе дуэта — вокал/гитара и клавишные Ильи Сандалова. Очень уместные и осмысленные партии, преимущественно фортепианного тембра. Стихия Арбацкой — это Испания, даже на вид она сущая испанка, с загорелым точеным лицом, и голос у него — отлично поставленный, сильный и выразительный, эстрадного плана, с индивидуальным теплым чуть хрипловатым тембром. Много вокализов, пения без слов, «латинская» ритмика песен. Словом, совершенно не бард, но и представительницей поп-музыки ее никак не назовешь. Мягкость песен Арбацкой только кажущаяся…

Группа, точнее, дуэт Семена Ильягуева и Алексея Барышева «Ничего личного» мне знаком по демо-записи десяти-, а то и 12-летней давности, которую мы когда-то рецензировали в «ИнРоке». Уже тогда коллектив впечатлял грандиозностью замыслов и необычным регистром голоса — у Ильягуева настоящий оперный бас! Собственно, всё осталось по-прежнему, только в своих творческих поисках «Ничего личного» пришли к православию, Сергей — устроился звонарем в храме, и сочиненный им «духовный триптих под общим названием «Глубинный смысл красоты»» как раз вдохновлен ощущениями Ильягуева от его звонарской работы. Вещь впечатляет и трудно поддается описанию — не бард, не опера, не прогрессив и не романс. Представьте себе самые высокопафосные творения Сергея Калугина, только спетые голосом еще более низким и зычным. Аккомпанемент — акустическая гитара Ильягуева и «барочная» скрипка Барышева. При всей грандиозности — не оставляет чувство несоотвествия голоса и стиля музыки.

Коллектив Сергея и Юлии Леппе под прекрасным названием «Лепота». В группе еще перкуссионист, Сергей играет на губной гармошке/гитаре, Юлия поёт. Прекрасный голос в романсовом духе, точный, звонкий и выразительный. Песни — в основном фолк-роковые, хорошие тексты и мелодии, еще бы более рОковые аранжировки, и — хоть сейчас на покорение фестивалей! Запомнился наряд певицы — простое серо-зеленое платье и ярко-красные колготки.

И завершал «первое действие» Сергей Дмитриев — бард с гитарой, я бы сказал, за неимением лучшего термина — пауэр-бард, то есть человек рок-формации, «генерирующий» рок-энергетику с акустикой в руках. Такого плана, как Вдовин и Фахртдинов, только, может быть, песни не столь яркие. Хотя строчка про «как прекрасен этот мир, как прекрасен тот, другой» мне запомнилась еще по CD-компиляции.

После перерыва на сцену вышла главная звезда вечера, ныне американка Алиса Апрелева с виолончелью. С самого начала выступления стало ясно, что перед нами большой артист — Алиса начала, не дожидаясь возвращения звукорежиссера, с русско-народной песни а капелла, после каждого куплета оборачиваясь к двери и жестами приглашая публику — мол, уже началось, заходите, не стесняйтесь!
Затем — новая программа, в которой Апрелева, по ее словам, «попыталась заменить трех виолончелистов» с помощью устройства-«лупера» марки Roland Boss, и замена вышла вполне успешной! Интересно было слышать, как одна за другой рождаются и «отправляются в свободное плавание» закольцованные партии виолончели, как Алиса поет «след-в-след» сама с собой вокальные партии, иногда — с отступом по времени, потом дополняет к этому вокализы-импровизации. Прозвучала еще одна народная вещь, одна авторская, и… на этом выступление внезапно кончилось. Что поделаешь — на фестивале нет звезд, и временной лимит относится к каждому.

Концерт дуэта — Кирилл Мурышев и Ирина Демидова — ведущий объявил как «общий джем»… «Переходящий во фрилав!» — добавил Кирилл, вызвав смех аудитории и горячий протест Студеного. Трогательные и немного неуверенные на сцене барды (флейта/бэк-вокал и гитара/вокал) не оставила каких-то ярких воспоминаний, разве только мысль, что Мурышев мог бы исполнять кавер-версии Сергея Калугина времен «Нигредо» — похож и тембр, и интонации.

Маргарита Ильина и группа «Комплекс полноценности» — пожалуй, самая «идейная» из выступавших за день команд, это касается и текстов, и поступков — тем же днем музыканты выступали в храме. В составе — виолончель, гитара/вокал, гитара, перкуссия. В какой-то момент к процессу присоединилась группа «Ничего личного», подыгрывавшая… с балкона. Музыкально и Маргарита, и ее группа вызывают только восторги — обаятельная певица, красивый тембр голоса, продуманные изящные аранжировки. Звучание — нечто среднее между внезапно просветлевшей группой «Флёр» и песнями из детских мультфильмов. И всё-таки есть в них немного «слишком» — слишком правильные, слишком позитивные, слишком всё «в лоб».

Предпоследней играла группа «Ключевое слово» — девичий бард-дуэт (флейта/вокал и гитара/вокал), единственный раз за концерт звучало идеальное двухголосие, в котором обе участницы равноправны. Девушки воскрешают настроение и звучание старинной авторской песни, и немудрено, что на Грушинском фестивале они завоевали первое место. Есть у «Ключевого слова» и альбомы (один из них — с говорящим названием «Семь восьмых»), и ясно, что команда уже состоявшаяся, со своим творческим багажом и своими поклонниками. Думаю, вполне справедливо.

Наконец, исполнитель, чье имя моя шпаргалка не сохранила, и коллектив «Далече». На мой взгляд, сущий панк с остросоциальными текстами в духе «просрали родину — а духовности всё нет». Услышав такое, я решил не смазывать ощущение от услышанного ранее и заторопился домой.

Резюмируя, хочу сказать спасибо Ане и Дмитрию Студеных за то, что тянут на себе весь этот паровоз вот уже десять с лишним лет. С одной стороны, может показаться, что «Даждь» — это небольшая тусовка, «вещь в себе». (Даже отчетный концерт типа этого собрал от силы человек 40…) Но эта тусовка — на самом деле непрерывно действующая лаборатория по поиску талантов, которые, возможно, вырастают и покидают «родное гнездо», но в этом нет ничего грустного, если будут появляться новые. А чтобы они появлялись, и нужна такая непрерывная подвижническая деятельность, как у «Даждя» и многих других неприметных со стороны творческих объединений.

Владимир ИМПАЛЕР
Фото: http://vk.com/dajd_ru (Юлия Лепе, Ирина Черноярова, Сергей Смирнофф).

Владимир Импалер

Владимир Импалер