«Беломор-Буги’2013»: Юбилей без архивной пыли
Dorians,Freakozaks,Local,Melancholy,Архангельск,Ива Нова,Клуб,обычный,Трупный Яд Фестиваль «Беломор-буги», что в северном городе Архангельске — старейший из активно действующих ежегодных мероприятий такого рода на территории России. В этом году он отмечал юбилей — бессменный организатор и рок-энтузиаст Александр Мезенцев проводит «Беломор-буги» ни много ни мало в двадцатый раз.
Здесь хотелось сказать «фестивалю исполнилось 20 лет», но это не совсем так — в 1995 году он проводился дважды… Так или иначе, побывав на «Беломор-буги» дважды в 2008 и 2009 годах, я до последнего момента надеялся увидеть гостеприимный Архангельск и в этот раз, но… обстоятельства были сильнее. Но не осветить фестиваль в журнале мы просто не можем. Поэтому и публикуем репортаж, написанный местными музыкантами — участниками новой и весьма любопытной группы из Архангельска «Сильви и Бруно». А фотографии для отчета нам предоставила Виктория Фрадкина, фотограф сайта «Наш Неформат», за что ей тоже спасибо.
***
Знаете, когда закончился «Беломор-Буги’2012», казалось, что лучше быть уже не может. Но готовился юбилейный фестиваль, и он тоже обещал быть интересным.
В расчете на лучшее «Беломор» снова переместился из «Искры» в просторный клуб «МЗЗ», и реклама в этот раз не подкачала. Ух, что-то будет!
5.10.2013. День первый
Начало ХХ фестиваля было, наверное, самым удачным за последние годы: многим было бы жаль пропустить «Абвиотуру». Этнокорщики из Москвы (когда-то из Ростова-на-Дону) уже стали добрыми друзьями архангельской публики. Сэмплы подлинных народных песен, в том числе и поморских, сильная поэзия Павки Лапыгина, атмосфера шаманства и колдунства на сцене – это было прекрасно! Не припомню таких аплодисментов и столько народа на открывающей фестиваль группе.
Перебивка из выступления барабанщиков из 44 Drums – хороший ход, нет пустоты между сетами. И вот на сцене уже архангельско-северодвинские фолкеры «Ягода Гало», которые на сей раз решили утяжелить своё звучание. А ведь группа и без того была страшным сном звукооператора – много инструментов и эффектов к ним.
К сожалению, кусок сета прошёл в попытках настроить звук. А жаль, ведь их тексты достойны внимания: и поморские, и авторства Николая Выморкова. Оставалось только танцевать, что мы и делали. К слову, прозвучали и композиции из свежего альбома «Полярный». Если вам снится Белое море и вы любите фолк – послушайте…
Про группу «Воланд» из города Кириши я почти ничего не поняла. Вообще весёлые дяди на сцене – это хорошо, и местами угадывались любопытные куски текста, но проблемы со звуком и некоторая невнятность выступления помешали мне узнать о них больше.
Помните, в первой декаде 2000-х альтернативу играли все кому не лень? Но верность стилю сохранили лишь те, кто играл эту музыку не из-за моды, а по зову сердца. Надо же, впервые «E-Sex-T» выступили на «Беломоре» еще 11 лет назад! И в этот раз публика встретила их, уже повзрослевших, на ура. Экспрессия на сцене, экспрессия в зале – думаю, ребята заслужили любовь публики.
Далее – Algabas из Владимира. Традиционный арт-рок, музыканты в шёлковых халатах, эпичные тексты. Гитарист, видимо, любит Pink Floyd… Чем-то же они привлекли организатора? «Они были хороши и даже оригинальны, поскольку такую музыку из 70-х больше никто не играл… Собственно, поэтому я их и позвал!» – объяснил продюсер фестиваля Александр Мезенцев.
Продолжаем путешествие в прошлое и в чудесный мир арт-рока – на сцене Indigo Diva из «города, где упал метеорит» – Челябинска. Группа здорово выглядит и двигается, а что касается музыкальной составляющей – я не поклонник такой слегка эстрадной подачи и низкого, грубоватого женского вокала. Но народ оживился и подтянулся к сцене: шляпы и танцы этих артистов очень поднимают настроение. Только почему одна из песен так безоговорочно напоминала «Underneath the Stars» The Cure?
В фестивальные дни Архангельск страдал без воды. Но вот на сцену вышли горячие шведы Walter Bob – и давай мочить фанк, поливая водой друг друга, зрителей и даже фотографа! Ребятам всего по 18 лет, но они уже имеют плотный график выступлений, пока в основном в шведских клубах. Надеюсь, Архангельск в этом графике вскоре снова появится, ведь их выступление прошло на одном дыхании, и публике было явно мало их короткого сета.
Милые питерские ведьмы «Ива Нова» завоевали архангельскую публику ещё в мае, и на «Беломоре» их ждали как родных. «Ива Нова» – это музыкальный коктейль из стиральной доски и Korg Micro, горшочков и электронных пэдов, авторских текстов и народных напевов. Что интересно, музыкальная основа здесь – не гитара, как во многих группах, а аккордеон. И даже если вы не любите фолк, можно просто смотреть на сцену: их выступления – всегда праздник, яркий и зрелищный.
Завершили вечер прог-рокеры Dorians из Армении. Они ещё раз напомнили, что человечество пока не сошлось на одном определении жанра «прогрессив». Не люблю вешать ярлыки, но придётся: если любите Porcupine Tree – вам сюда. Пока колоритные армяне готовились к выступлению, парни рядом со мной глупо хихикали, но как только музыканты заиграли, шутки закончились. Знаете, хороший прогрессив вообще мало где можно послушать: как правило, в таких группах много музыкантов, везти их в какой-то отдаленный город дорого, да и чтоб играть такую музыку, нужно, простите, уметь играть. И Dorians умеют играть, а Александр Мезенцев сумел вовремя заметить группу и привезти в Архангельск (тогда как Dorians ещё не были в Москве), за что им спасибо. Да, группа – участник «Евровидения 2013», но об этом вы наверняка уже читали. Интересно, как вообще их туда взяли: эта музыка не слишком проста для массового восприятия. Потрясающий вокал, пятиминутные гитарные соло, атмосферные клавиши – это было прекрасно.
6.10.2013. День второй
Baradj из Казани – открытие Екатерины Борисовой (сделанное на пермском фестивале «Rock-Line»), а она плохого не посоветует. Александр Мезенцев не раз подчёркивал необычность их текстов на татарском языке. Но мне, увы, оценить их не удалось. Вокалистку группы и не отпустили с работы, поэтому Baradj приехали исключительно в мужском и скорее инструментальном составе. Гитарист иногда что-то рычал в микрофон, но общая картина получилась тоскливая. Жаль, что музыкантам почти всегда приходится работать кем-то ещё.
Вторая группа заслуживает особого внимания. Kinky Dep – молодые ребята из Сыктывкара, способные раскачать стадион. Они уже приезжали на фестиваль в 2011 году. Играют по-прежнему гранж, но звучать стали как будто по-другому, да и выглядеть тоже. Для меня они стали открытием именно в этот раз: ни одного лишнего звука, ни одного наигранного жеста, бесконечные эксперименты со звуком, игры с гитарными и вокальными заводками. В конце концов фронтмэн Дмитрий Филатов ушёл в себя и разбил гитару. Теперь я знаю, как феерично и красиво разлетается Jackson. А мы весь сет ломали голову, зачем играть такую музыку на такой гитаре. «Jackson – не жалко», – сказал Дмитрий, приходя в себя за кулисами. Оказалось, что Александр Мезенцев еще сомневался, а стоит ли их везти. Думаю, теперь таких вопросов не возникнет.
Теперь вернёмся в 1999 год, ведь уже тогда многие из вас наслаждались олдскульным звучанием трэщ-метал-группы «Трупный Яд» на фестивале «Беломор-Буги». Занимательная география: в 1999-м «Трупный Яд» были группой из Мирного, в 2000-х перебрались в Краснодар, но в 2012 году вернулись в Архангельск. За это время мало что изменилось: всё так же много про «дураков», «ненавижу», «убей», только очаровательная и суровая бас-гитаристка Оля Михайлянц раньше не так много улыбалась.
Второй день вообще получился «тяжелым»: далее на сцену вышли гремяще-рычащие гости из Электростали Melancholy, а вслед за ними – пафосные Freakozaks из Краснодара (прог-пауэр-метал).
Сильный голос вокалиста Freakozaks порадовал, но в целом вышло скучновато: где-то мы это уже слышали, и не раз.
Финских гостей Underground Attack в Архангельске давно встречают как родных. Они играют глэм, но одеты скорее как хиппи. Зато бесконечная уверенность в себе и артистизм не оставляют сомнений. Они нравятся девочкам, а их песни заставляют людей танцевать и погружают в атмосферу всеобщей любви и единения.
Затем на сцене появились Blind Vandal. В представлении они, думаю, не нуждаются, но если что – это жёсткий гитарно-инструментальный рок. Динозавры архангельской сцены выступают на «Беломоре» почти каждый год и всё так же хороши, хотя рядом со мной кто-то ворчал, что «раньше они звучали лучше». Зато раньше не было отдельного номера в исполнении «великой четвёрки» гитаристов: Александра Фирсова (Blind Vandal), Елены Сигаловой (Seagall), Александра Дорофеева (Kid Logic) и Вадима Баёва (The Hypercube). Последний был счастливый и очень нетрезвый, зато его больше всех колбасило на сцене. Да какая разница, всё равно многие смотрели исключительно на прекрасную Лену Сигалову, которая тоже стала своим человеком в Архангельске.
Да, в прошлом году подобный эксперимент уже проводился, поэтому особого сюрприза, наверное, не получилось, но всё равно было круто. В этом году они исполнили композицию «Вандалов» «Rock Forever». А вообще «Беломор-Буги» полон милых, почти домашних моментов. Вот, например, чета Михайлянц («Трупный Яд»), отыграв и отрычав свой сет, рубится под «Вандалов», вот басистка Оля в порыве чувств снимает крошечную футболку с логотипом Arch Enemy, кидает на сцену… Как ни просила, обратно не отдали. Наоборот, бас-гитарист Вадим Тряпицын с удовольствием натянул футболку поверх своей (как?) и радостно продолжил играть. Мило, не правда ли?
А вот и гости из Красноярска Rocco, заинтриговавшие нас своим «порно-фанком». К слову, названа группа в честь одного порноактёра. Честно говоря, я ожидала большего. Знаете, что самое странное? В музыке про секс не хватало секса! Аляповатые костюмы, наигранное поведение на сцене, а фронтмэн манерой общения с публикой напомнил радиоведущего из «Пятого элемента». Но зато они выиграли российский финал конкурса «Emergenza». И вообще хорошо, что приехали в такую даль и внесли разнообразие в географию фестиваля. Публика с удовольствием попрыгала под них.
И совсем расстроили хедлайнеры второго дня – Peter Pan Speedrock из Нидерландов: они умудрились пропустить самолёт из Москвы в Архангельск. Панки, чёрт возьми! Но мы же не собирались так просто их отпустить, и забойный голландский панк-сайкобилли можно было послушать на следующий день в клубе «Колесо». Отдельное спасибо сговорчивым Dorians, которые завершили и второй день фестиваля, наполнив пустеющий зал волшебством.
Подведём итоги. Впервые на фестивальной сцене была разбита гитара. Впервые группа не доехала до фестиваля. Впервые одна и та же группа завершала оба фестивальных дня. Впервые (за последние пять лет точно) фестиваль так мощно был начат. Ожидаемых трёх тысяч человек фестиваль не собрал, спасибо Интернету и человеческой лени, но и пустым зал не казался.
Был ли этот «Беломор-Буги» лучше предыдущего? Сложно сказать. Прошлый состав был сильным, это точно. В этот раз было мало гранжа (но спасибо Kinky Dep, вы стоили десятка гранжевых групп), совсем не было блюз-рока. Но всем не угодишь, всех не соберёшь. Зато в этом году точно порадовались металлисты, любители фолка и фанка. Перед бессменным продюсером фестиваля Александром Мезенцевым стоял выбор: собрать сильнейшие из выступавших прежде на фестивале групп или же продолжить открывать новые имена? Он принял мудрое решение – собрал запомнившихся гостей фестиваля разных лет, дополнил их новыми именами и вспомнил нескольких «мастодонтов» архангельской сцены. «Иначе получился бы фестиваль, покрытый архивной пылью, а в роке этого нельзя допускать», – комментирует Александр своё решение…
А самое главное – фестиваль расширил свою географию. Собрать в Архангельске группы от Швеции до Красноярска – это что-то невероятное. Александр Мезенцев в очередной раз доказал всем, что музыка побеждает расстояния.
Мария РА
Фото: Виктория «Тоша» Фрадкина
Спасибо Александру Мезенцеву и Екатерине Борисовой.
Подробный репортаж с фестиваля читайте на сайте «Наш Неформат»:
http://www.nneformat.ru/texts/?id=7633
Репортажи с прошлых фестивалей:
http://inrock.ru/live_reports/belomor_boogie_2011
http://inrock.ru/live_reports/belomor_boogie_2012