«Беломор-Буги»: за два года до юбилея
Декабрь 4, 2011
Владимир Импалер (1136 статей)
Поделиться

«Беломор-Буги»: за два года до юбилея

Asketics,Blind Vandal,folk,hard rock,heavy metal,Local,Lowriderz,progressive,Архангельск,Беломор-буги,Вольная Стая,КЦ Искра,Подвижники,Самодива В восемнадцатый раз Архангельск порадовал ценителей рок-музыки фестивалем «Беломор-Буги». В морозный воздух Севера прибыли команды из разных уголков страны. Александр Мезенцев – руководитель феста – всегда поддерживает провинциалов, выбирая из вороха заявок настоящие изюминки.

Хотя в этот раз среди участников оказалось аж четыре столичных команды – две московских и две питерских. А ещё – гости из Хельсинки… Впрочем, обо всём по порядку.

5 НОЯБРЯ: ДЕНЬ ЛЕГКИЙ
Клуб «Искра» расположен в здании советского кинотеатра: во время саундчека из кинозала приходили жаловаться на «громкость». Интересно, что они скажут завтра (6-го ноября): второй день обещает быть «мясным», в то время как сегодняшний (5 ноября) – лёгким, фолковым, танцевальным.

Фестиваль открывает местный ансамбль барабанщиков – 44 Drums. «Говорящим» название является лишь отчасти: в коллективе всего десять человек. Однако эта команда зелёных футболок с цифрами «44» смогла наделать шуму. Ее творчество – хорошо организованное ударное шоу, в котором кроется некая первобытность. В самом деле, чем не племенные танцы в кругу с игрой на своих барабанах и даже барабанах друг друга? С перестройкой в одну, две, три линии, с имитацией «сражения», с единодушным «Хей» и выкриками на неясном языке. У «вождя» — свисток во рту и надпись «Shef» на спине. Услышав короткий пронзительный сигнал, ребята могут моментально изменить ритм. А могут разбежаться в разные стороны, не исключая второго этажа, где стоят столики, и создать мощный стереозвук. Кстати, сцену барабанщики игнорируют в принципе – им достаточно пространства перед ней. После ухода музыканты появляются снова, вынося металлические палочки разных диаметров. Игра на них в какой-то момент напоминает колокольный звон.

После такого сверхзаводного начала было странно лицезреть «Форт-Нокс» в блестящих костюмах, спокойно играющих свой глэм-рок c «битловским» рок-н-ролльным привкусом. Однако ритмическая составляющая вовсе не отличалась банальностью: песня «Стальное сердце и ржавые слезы», например, держится на семидольном размере. «Квакающее» гитарное соло, широко звучащие септаккорды, соло клавишницы – действительно из запасов брит-попа, как сказал ведущий перед их выходом. И тексты неплохи, причём перед каждой песней звучала «подводка», например: «Песня про человека, которого не понимает мир. Но он не расстраивается!»

Пока HelloGonzo! готовились к выступлению, ведущий со сцены расспрашивал публику о том, как звучат слова приветствия на разных языках: «Испанский? Правильно! Турецкий? Не знаете? Мерхаба!» Группа тоже местная и относительно молодая – с 2007 года. Их трое: юная девушка в чёрной шляпе – солистка и клавишница, барабанщик в футболке Beatles и тоже в шляпе, гитарист — без шляпы. Электронное звучание (за счёт синтезатора), лёгкость инди, детско-женский голос, напряженно вытягивающий верхние ноты – звучит необычно, но в то же время напоминает смесь Земфиры, «Тату», Чичериной и «Мумий-Тролля». Последних трёх – за счёт странных до щекотки текстов: «Кто сказал, что я против милой лжи? Ты мой никчёмный маленький…» – обрывок текста, оставшийся в голове.

Настоящее открытие – «Медвежья икра», впервые приехавшая на «Беломорье» из карельского Медвежьегорска. Эти парни очень «свои». На них узорчатые рубашки в народном стиле. Они близки русской душе. Иронично отчеканивают: «Я люблю спать», – или: «А у нас в России хорошо – завтра утром все уйдут на фронт…» Гармонично звучащие гитары (когда и солист брал в руки гитару, их становилось три), замечательное двухголосье, чистейшая игра барабанщика. Неужели уже конец? Последнюю песню медвежьегорцы под всеобщие крики одобрения посвящают Архангельску: «Здесь на камнях растут деревья, на камнях – так что и ты найдёшь здесь то, о чём во снах мечтал…»

Неожиданный поворот – группа «Asketics» из Петрозаводска, ранее – ритм-секция группы «ВА-ТА-ГА». В глаза бросается необычный инструмент Сергея Шеляпина – «электрина»: четырёхструнный, с плоским корпусом; на нём можно играть и смычком, и щипком, и перебором. Что Сергей и делает с упоением. Музыка медитативна, напоминает средневековые мугамы: звуки сначала кружатся возле одной ноты, затем забегают дальше, вверх и вниз по диапазону, всё равно возвращаясь к тонике. К середине мелодии – всё больше неустойчивых интервалов, которые тянутся к разрешению, создают напряжение. В конце концов, они приходят к устойчивым квартам. Солирует то электрина, то гитара, причём для гитариста взять смычок и начать водить им по гитаре – само собой разумеющееся. У барабанщика уйма разных палочек, и он, иногда меняя их, задаёт неторопливый темп.

Музыка соцерцания сменяется музыкой пляски: на сцене – питерская фолк-группа «Самодива». Солистки покоряют искренними улыбками, советами девушкам и хихикающей фразой: «Мальчики, держитесь!» Одна наигрывает народные мотивы на блок-флейте в проигрышах, другая наяривает на скрипке. Гитарист и басист уступают лавры внимания прелестницам, похожим, будто сёстры. На барабанах, кстати, тоже девушка! Перед первой песней музыканты сыграли «вступление» без слов, да и конец был ознаменован инструментальным треком – получилась «кольцевая» композиция.

«Ягода Гало» из Северодвинска играют легко и хиппово. Регги, песни на поп-ритмах с блюзовыми гармониями, двухдольное-танцевальное… Не боятся интервалов-секунд – их музыка естественна, как природные явления. Как дождь, о котором они поют. Обаятельная девушка срослась с домрой, будто этот инструмент был создан для неё. Флейтист играет мелодичные соло, а перкуссионист орудует странным электронным инструментом – круглым плоским «барабаном» с проводками. Не послушавшись ведущего, показывающего на часы, урывают ещё одну песню: «Любовь снаружи, любовь внутри», – одну из самых танцевальных и любимых публикой.

Завершают первый фестивальный день москвичи – KalashnikovBand. Ещё до начала фестиваля заинтриговал состав группы, висящий в гримёрке: бас, гитара, ноутбук, вокал. Теперь они и вправду выносят «эппловский» ноут, закрепляя его на подставке. Это позволяет слышать разные по тембру ударные звуки. Девушка-солистка при этом поёт русские народные песни, наполненные светлой грустью; её «горловой» голос здесь «в тему». Ещё удивительнее, что его подхватывает голос гитариста – уже на азербайджанском языке – увлекая мелодию в гармонический минор. Странность несочетаемого едва ли превращается в шарм. Однако смелости ребят надо отдать должное.
Такой необычной нотой и заканчивается первый день. Хотя… не заканчивается вовсе: неофициальная часть со свободной сценой по традиции проводится в рок-баре «Колесо» – с восьми вечера до поздней ночи, а то и до утра.


Фотографии первого дня фестиваля.


44 Drums.


«Форт-Нокс».


Hello Gonzo!.


«Медвежья Икра».



Asketics («Подвижники»).


«Самодива».



«Ягода Гало».



Kalashnikovband.


6 НОЯБРЯ: ДЕНЬ ТЯЖЕЛЫЙ
Второй день – день «тяжелой» музыки – начинается внезапно, сразу ударяя басами по чувствительным к этому сердцам любителей рок-музыки. Первый коллектив – Myownresistance из Северодвинска – рождает на сцене Вавилонию. С имитацией кровавых пятен на висках, ирокезом и перебинтованной рукой солист смотрится весьма зловеще. Костюм цвета морской волны – поблескивающий, «пакетный» – имитирует защитное одеяние. Театрализованный металл своими текстами вбивает в уши ядерную войну, жестокость, замкнутость. Самые важные фразы, как часто происходит, поются на гитарных аккордах и переборах без ударных: «Никогда не узнаешь, что сердце скрывает…». Поэзия «правды», впрочем, вкрапляется и в чистом виде – без музыкального сопровождения. Этакими десятисекундными отступлениями.

Дико британские клетчатые Sundans Kid тяжелее «Сплинов» (знаю, надоели сравнивать – простите, ребят, но голос действительно похож на васильевский, хоть и моложе по звучанию) и близки к Placebo. Они закружили в лирике. Ударные в одной из песен ясно напоминают васильевскую «Бетховен мёртв», а между тем, песня о следующем: «Рука в руке – это всего лишь мечта». В середине выступления группа поддержки начинает рассыпать слева и справа воздушные шары; слушатели перекидываются ими, а в это время со сцены доносится: «Нарисуй мне море на моей спине…»

Is Terra из Мурманска – больше «поп», чем «рок». Женский вокал здесь напоминает девушку из эстрадного «Серебра», а музыка в целом – группу «Муха». При этом слова, которые на гласный звук заканчиваются, солистка завершает противным «ее-е-а». Эта черта свойственна многим попсовым группам – кстати, для попсы она проблемой и не является. Темп песен иногда ускоряется к концу, ритм бывает интересен – с триолями. Басист вдохновенно машет головой: правда, из-за усердия он чуть не свалил колонку, стоящую сзади него. Две девушки у сцены поют наизусть, солистка замечает это и машет на них указательным пальцем – так, мол, молодцы!

«Архангеееельск!» – скримя, кричит парень из Kinky Dep, поднимающийся на сцену. Всего их трое: гитарист, басист, барабанщик. Видя их на сцене, начинаешь верить, что голос имеет форму и объем, голос можно удержать, голосом можно задать ритм… Сидеть на сцене, обнимая ладонями микрофон и, кажется, искать нужный звук, время от времени задерживая очередной слабый крик плавно нарастающим микрофонным эхом. Которое может превратиться в электронную бурю. А чувства, испытываемые при этом звуковом процессе, невозможно сдерживать – они и не пытаются: катаются по сцене, «напирают» друг на друга, сгибаются и гроулят в пол. Ближе к концу ребята исполнили оригинальный кавер на песню «Shout» группы Tears for Fears.

Следующие участники – кировские «Центр тяжести» – продолжили налаживать контакт со зрителями. Солист с кипеловскими жестами протягивал к залу руку, подходил к красноволосому барабанщику, к гитаристу и басисту, обнимал музыкантов, «подгоняя» их игру. А тексты-то: «Я свободный человек», – например… Может, не стоит злорадствовать. Такие классические хеви-метал-коллективы существуют и держат в тонусе свой стиль. Да и в голове прочно засело то, что солист просил повторять «вместе с ним»: «По щеке слеза… Может, от счастья, а может и пыль в глаза».

А дальше были финны. Underground Attack. Глэм-рок не чета глэм-року, скажу я вам. Помните, я рассказывала о «Форт-Ноксе»? Так вот, здесь интереснее. Финскую группу сопровождают ленты из разных видов тканей, которые вешаются на микрофонную стойку. Когда длинноволосый солист раскачивает стойку во время очередной песни, ткань сглаживает движения, создавая плавность и гармонию. Да, кажется, все в них гармонично: барабанщик, в процессе игры оставшийся в одних трусах от жары, сильнейший мелодичный голос, клавишные партии солиста, гитарист и басист, слившиеся в одно то ли грандж-, то ли рок-целое. Задорный гитарист в клешах и забавной зеленой шапочке на предпоследней песне прыгнул в зал и бегал-обнимался со всеми желающими. Финнов долго не отпускают аплодисментами.
На очереди – Lowriderz, питерские ребята, которые когда-то выступали на разогреве у самого Ozzy. Было за что. Эмоциональный напор; мощная волна голоса, перед которой можно трясти микрофоном ради прерывистости звучания; сильный бас… Постоянные обращения к залу: «Как на школьной дискотеке стоите! Где треш и угар?!» Внезапное вкрапление в песню: «Цой, Цой, Цой, Питер, Цой!», – при этом жесты, указывающие на сердце. Краткие вступления перед песнями наподобие: «Это песня про Фёдора, который умер». Настоящие американские хулиганы прошлого века, за неимением других аналогий. Звукач тряс кулаком, когда солист с ухмылкой брал микрофон и раскачивал его на проводе, тем самым вызывая писк и скрипы в колонках. Всё это приводило тру-рокеров в неистовство, а бешеная энергетика сводила с ума.

Затем архангелогородцы Blind Vandal как-то незаметно и плавно начали свою первую композицию. Синхронно покачиваясь, точно под гипнозом, они играют «бессловесный» прогрессив-рок. Барабанщик энергично задает ритм. В глаза бросаются пять струн на бас-гитаре, и вечно летающий вверх-вниз светлый хаер бас-гитариста.

Прогрессив-рок не чета прогрессив-року, скажу я вам. Мурманские олд-рокеры «Мелодром», относящие себя к «прогрессиву», на одном дыхании отыграли программу – так же, как на одном дыхании она воспринималась. Удовольствие – слушать английский классический рок конца XX века. Как будто ребята и не делали перерыв в 14 лет, как будто только что с европейских гастролей: уверенные в себе, знающие толк в отличной музыке, выдающие саксофонные и гитарные партии с лёгкостью рюмки крепкого напитка. Солист (он же – саксофонист) держит в руках тамбурин, звеня в такт песне.

Закончился день группой «Вольная стая». Скажу вам по секрету: организаторы-мужчины наперебой предлагали свои водительские услуги, чтобы встретить их в аэропорту. Московская женская метал-группа удивляет своей энергией. Басистка играет пальчиками без медиатора, барабанщица тоже даёт шороха, солистка откуда-то берет силы на сильный чистый голос. Женский коллектив собрал у сцены толпу рокеров-металлистов, протягивающих вверх руки. Самобытны? Вполне. Однако чего-то в них всё же не хватает. Может, единения?


Фотографии второго дня фестиваля.


Myownresistance.


Sundans Kid.


Is Terra.


Kinky Dep.


«Центр Тяжести».


Underground Attack.


Lowriderz.


Blind Vandal.


Melodrom.


«Вольная Стая».


***
Как бы то ни было, Александр Мезенцев поднимается на сцену и говорит последние слова зрителям. Самые правильные:
— Спасибо вам, что вы сегодня здесь. Настоящий рок становится элитарным. Как джаз. И пусть нас будет сто, пятьдесят, двести…

Настя КУВШИНОВА
Фото автора.

Владимир Импалер

Владимир Импалер