Юлия Тузова: Шар неземной
Июнь 12, 2013
Владимир Импалер (1136 статей)
Поделиться

Юлия Тузова: Шар неземной

Московская певица Юлия Тузова представила в клубе «Дом» дебютный альбом «Подлежащее» в сопровождении целой «команды мечты» московского андеграунда.

Событие долгожданное — немногие музыканты проделали до своего первого диска такой же долгий и трудный путь, и не без интриги — кто знает, что нового внесут в музыку Тузовой такие сами по себе яркие «творческие единицы», как Юлия Теуникова, Наталья Скворцова и Сергей Краснопольский? В результате клуб был почти полон, и в зале обнаружились во множестве ценители «музыкоцентричной авторской песни». Именно так определяла свое творчество Юлия Теуникова, и на ее подругу и тезку Тузову это вполне распространяется.

Говоря о сложном и долгом пути, надо упомянуть состав, выступавший с Тузовой последние годы – в него входили такие неожиданные для рока инструменты, как гобой (Анна Малышева) и фагот (Петр Головченко), и музыкантов, записывавшихся с ней в студии — среди них были также гитарист из Ростова-на-Дону Сергей Проворов («Полна Чаша») и виолончелист Петр Акимов.
Также стоит вспомнить предыдущий, концертный альбом Тузовой «Улыбаюсь» — его издал тот же самый лейбл «Выргород», и тот диск, собранный по крупицам с выступлений разных лет, зачастую «сольников» Юлии с одной гитарой в руках, производил впечатление некоей «сдачи с повинной». Мол, ну вот, не выходит в студии записать «как надо», так послушайте хотя бы «как получилось». Теперь, наконец, студийный альбом, и наконец получилось как надо.

Для тех, кто наблюдает эволюцию Тузовой за все время ее карьеры (зачеркнуто), творческого пути (зачеркнуто), музыкальных исканий (зачеркнуто)… в общем, всем фэнам интересно увидеть, как она — и это закономерно для многих певиц андеграунда — стремится в сторону от сакраментальной формулы «девушка с гитарой», от традиций бардовской песни к традиции западного singer/songwriter’ства, где наряду с глубиной текста ценится и красота мелодий, изящество аранжировок, продуманность звуковой картины. Такая музыка может и развлекать, и рассказывать, и изменять человека внутреннее — смотря что он сам захочет. У Тузовой, в частности, заметна дилемма между внутренним духовным горением, барочностью, колыбельной напевностью мелодий и стремлением обернуть свою музыку в легкую форму — будь то латино, танго, романс или даже ар-эн-би (в бонусной вещи «Рыбки» на диске). Изменились и вокальные интонации — больше нет этого ощущения постоянного «пения навзрыд», голос Юлии воспринимается легче и светлее, особенно когда она (жаль, что так редко) переходит на самый близкий ей, народный вокал. Изменилась она и внешне — вместо «хипповых» длинных темных волос — игривые блондинистые кудряшки. Не знай я, что на сцене будет именно Тузова, наверное, и не угадал бы…

«Такое бывает только раз в жизни», — сказала под конец концерта Тузова. Да, дебютный альбом выходит только раз, и музыканты сделали всё, чтобы его презентация не осталась рядовым выступлением. Концерт превратился в небольшой спектакль, в котором Юлия переживала на сцене все песни, дирижировала «подопечными», а кульминацией выступления стал дурашливый номер с соло на дудочке-kazoo. С самого начала общее внимание привлекал огромный красный шар, висящий посередине над сценой, в конце этой песни Тузова вдруг решилась и, зажмурившись… проткнула его. Шар лопнул, из него на музыкантов посыпались какие-то бумажки… Вы бы видели взгляд Юлии после этого!
Этот шар — словно музыка, которую артист вынашивал, держал в себе и стремился показать миру. И вот наконец рождение состоялось…

Группа сопровождения — столь же яркие личности, как и Тузова. Наталья Скворцова на крайнем левом фланге, за роялем — великолепная джазовая пианистка, способная поднять своей игрой любой коллектив на ступеньку-другую выше. На сцене она — вся глаза, уши, кисти рук, она ловит каждый звук, движение, взгляд коллег и превращает в собственные ноты. Петр Акимов, виолончелист всего рок-андеграунда, традиционно невозмутим, даже грозен в своем вдохновении. Строго смотрит Юлия Теуникова с акустической гитарой — задача заменить Проворова не из простых, но, кажется, всё получилось. Стоит закончиться песне — и Юлия сияет самой счастливой на свете улыбкой. Антипод ей – Сергей Краснопольский. Человек, который, кажется, не играет на контрабасе — сам контрабас играет им, заставляя выписывать причудливые коленца, складываться знаком вопроса, бросать на коллег взгляды мольбы и отчаяния, будто он сейчас исчезнет в этой многоголовой пасти порожденного им музыкального чудовища, и только сыгранная ими правильная нота в состоянии будет его от этой гибели на время удержать. Прямо на кромке сцены под колонкой спрятался Аркадий Голубков (укулеле). На правом фланге — барабанщик Андрей Туляков, а также выходивший на несколько вещей фаготист Петр Головченко и электрогитарист Иван Марковский.

Стоит сказать, что этот коллектив — по крайней мере, часть его — собрался не впервые. Он дает концерты под вывеской «Небесная сова», исполняя частично репертуар Краснопольского, а частично вещи тех, кто в данном случае подключился к компании. Не знаю, насколько тщательно был отрепетирован именно репертуар Тузовой, но звучала команда слаженно и драйвово, часто расширяя вещи сольными секциями, длинными кодами и инструментальными вставками. (Одна из таких вставок, композиция Скворцовой, очень пригодилась певице, успевшей за это время сменить костюм). Исполнялся преимущественно материал альбома «Подлежащее», из которого самая яркая вещь, «Синий ветер», была, кажется, несколько смазана, а вот бонусная «Рыбки» без неприятного «пцыкания» электронных ударных превратилась в отменный фанковый номер, который музыканты, кажется, могли быть продолжать бесконечно. Наконец, бисовая «На рассвете дня», начатая Тузовой сольно, в фольклорной манере, прозвучала с почти что молитвенной страстью — видно было, как вытянулись по струнке музыканты, подпевая Юлии, и даже Краснопольский на какое-то время перестал вертеться и подпрыгивать. До биса оставалась еще мысль, что после сета Тузовой последует какой-нибудь совместный джем и артисты споют по вещи-другой из своего материала, но после него такая мысль уже казалась совершенно излишней.

Такие концерты — праздник и для слушателей, и для артистов. В жару, в начале лета сыграть перед полным залом, и не в кабаке, а в настоящем музыкальном клубе, сыграть с идеальным практически составом… Чего еще желать? Наверное, того, чтобы бэнд такого уровня собирался бы не раз в жизни, а был с певицей всегда, а альбомы выходили чаще и находили новых слушателей. Может быть, вы — среди них.

Владимир ИМПАЛЕР
Фото автора.
Благодарим Ивана Масалова за аккредитацию.

Владимир Импалер

Владимир Импалер