Алексей Заволокин «АZart» (2017)
Есть ли в современной инструментальной музыке что-то более духоподъёмное, чем активно слэпующий бас? Солирующая бас-гитара – не такая уж и редкость, однако имена тех, кто добился звёздного статуса в этом непростом цеху – на слуху. С первой композиции дебютный альбом бас-гитариста Алексея Заволокина предоставляет слушателю слэп-удовольствие в достатке. Все эти вопросы вполне соответствуют калейдоскопу – позитивной игре цветов, которая вынесена на обложку. Попытка прочитать название альбома тоже может стать игрой. «AZ», очевидно, означает «Алексей Заволокин», а вот дальше на равных существуют «Алексей Заволокин – арт» и «Азарт». И альбом точно попадёт в оба этих определения.
Как и положено в подобном стиле, музыка сразу словно бросается в атаку. Это фанк, бэйби – в том виде, в котором в него влюбляются, такой азартный и энергичный стиль, передающий, с ходом музыкального развития, эстафету активному фьюжну. Драйв не ослабевает на протяжении всего трек-листа, при этом все соло гармоничны, соответствуют общему настроению и лишь басовые буквально вылетают вперёд, как на крыльях, не оглядываясь на оставшихся сзади. Они сочетают энергичность и лёгкость, что для стиля очень важно. В такой эстетике заранее понятно, где будет коллективная атака, где – возможность проявить себя солистам, где окажется уместен слэп. Находится пространство и для романтичности, и для блюза, продолжаются традиции Chicago, Blood Sweet and Tears и раннего «Арсенала».
Сначала бас Алексея, как и «положено» по стилю, звучит слышнее всего, затем гитара Олега Завьялова и саксофон Александра Довгополого вырываются вперёд. Пожалуй, скромнее ведут себя клавишные Николая Кольцова и барабаны Александра Иванова, но и они получают свою «минуту славы». И лишь об одном остаётся немного, словно вскользь пожалеть – о шок-фанке, с которого альбом начался, но который больше не появился.
Альбом отвечает на вопрос – можно ли музыке, находясь в рамках жанра, не сползать в слащавость, и делать то, что «древние» джаз-рокеры умели очень хорошо. Джаз-рок даёт волю фантазии, знанию, самолюбованию и очевидным умениям и красотам, вот только потребность в нём «в народе» не так уж и велика. Этот стиль доминирует в музыкантских мозгах, но не на прилавках музыкальных магазинов. Даже в некоем гипотетическом «кабаке» эта музыка окажется идеальной, но вот те, кто подбирает телевизионные заставки, ничего, наверное, про неё не знают… Кто бы показал им всем это искусство?
Александр В. Волков
Опубликовано в «InRock» #88/2019.
funk/fusion 8/10
ArtBeat Music