Эмили Бёртон (Fireball Ministry): История продолжается
Fireball Ministry своей жизнью и творчеством доказывают верность поговорки «терпение и труд всё перетрут». Преподобный Джеймс А. Рота II (гитара, вокал) и Эмили Бёртон (гитара) основали группу в 1997 году и через два года вместе со своим приятелем Джоном Орешником (ударные) создали эталонный альбом в стиле стоунер-метал – “Où est la Rock?”.
Команда упорно прокладывала себе путь на большую сцену, не пасуя перед трудностями и хватаясь за любую возможность выступить вживую. И, несмотря на постоянные трудности с бас-гитаристами (цыганское проклятье, не иначе!), Fireball Ministry стали постоянными гостями больших фестивалей, где делили сцену с группами самых разных стилей – от Dio и Danzig до Anthrax и Slayer. Пятый «полноформатник» калифорнийцев увидел свет в 2017-м, а бас для него записал постоянный участник Fireball Ministry с 2014 года Скотт Ридер (Kyuss, The Obsessed и т.д.). Надо ли говорить, что “Remember the Story” стал лучшим альбомом в дискографии команды? Эмили Бёртон готова рассказать о том, в чём секрет успеха (а также и упрямства) её группы.
Здравствуй, Эмили! Говорят, что успех состоит примерно на 90% из усердного тяжёлого труда, а оставшиеся 10% – это удача. Какую роль сыграла леди Удача в карьере Fireball Ministry? Было ли какое-то событие, открывшее вам путь к большой сцене?
Я отдаю себе отчёт, что все наши достижения были связаны именно с упорным трудом, мы никогда не жалели себя и старались ухватиться за любую возможность. Как раз поэтому в 1998-м мы с Джеймсом перебрались в Лос-Анджелес; было очевидно, что именно там можно чаще пересекаться с группами, которые мыслят в том же направлении. И это был очень важный момент. Плюс здесь много отличных площадок, где могут выступать такие группы, как наша, больше заинтересованных лейблов. Думаю, наша затея себя оправдала.
Были ещё какие-то поворотные моменты?
Я бы сказала, что большой удачей было уже одно то, что мы выступали вместе с музыкантами, на музыке которых выросли – Mötorhead, Дио, Элис Купер… Лучше и не придумаешь!
Ваш третий альбом называется “Their Rock is not Our Rock”. Ты ещё чувствуешь, что этот самый «ваш рок» сохранил свою неповторимость на “Remember the Story”? Легко ли конкурировать со множеством молодых энергичных групп?
Да, я думаю, что волна свежей, хорошей тяжёлой музыки сегодня очень сильна. Но лично о нас я не беспокоюсь. Состав команды усилен Скоттом Ридером, и это мощнейший плюс к нашему звучанию.
Да, у Fireball Ministry всегда были проблемы с бас-гитаристами, они редко задерживались надолго, но Скотт с вами уже четыре года. Как изменилась группа с его появлением?
Скотт – невероятный бас-гитарист, мы всегда были поклонниками его манеры игры, часто пересекались во время туров и на фестивалях. Когда у нас снова случился «прокол» с басом, мы спросили Скотта, свободен ли он, особо ни на что не рассчитывая. А он ответил: «Почему бы и нет?» С тех пор Скотт с нами, и мы до сих пор в радостном шоке от этого. В музыке мы с ним, скажем так, на одной волне. И человек он классный до невозможности. Он всегда полон энтузиазма и заражает им всех нас.
Мне кажется, что с его появлением роль бас-гитары в песнях Fireball Ministry заметно усилилась. Например, в одной из новых песен, “The Answer”, он исполнил целое соло. Так что, похоже, все выиграли!
Это факт.
Ваш предыдущий альбом, который так и назывался “Fireball Ministry”, мог бы стать лучшим в вашей карьере… если бы не новый релиз! Эмили, а как ты сама оцениваешь свой прогресс на «Remember the Story»? К чему ты сегодня стремишься в музыке?
Мне важно писать хорошие песни, важно, чтобы они нравились мне самой, и я рада тому, во что выросли наши идеи на этом альбоме. Это же очень простая схема: мы пишем такие песни, которые хотели бы слушать сами. И думать тут нечего! По-моему, у многих групп бывают периоды, когда кажется, будто записываешь снова и снова одни и те же песни. А я чувствую, что с новым альбомом мы сделали шаг вперёд. Сам процесс работы над альбомом был очень органичным, нас вдохновляла эта работа, и я думаю, что это чувствуется в песнях.
Бытует мнение, что профессиональные группы постоянно пишут музыку, репетируют, выступают и так далее… А у вас между двумя последними альбомами был почти семилетний перерыв.
Мы были очень заняты другими проектами. Мы выступали то здесь, то там, записали несколько каверов и песен для сборников. Нас обычно подстёгивает наличие дедлайна, без этого мы можем тянуть сколько угодно, доделывая разные мелочи. И это было правильное решение – отойти от дел на время, освежиться, чтобы вернуться с новыми силами.
Альбом очень легко воспринимается – в хорошем смысле слова. Но при его позитивных вибрациях, мне показалось, что группа звучит не просто опытнее, а даже мудрее… Что же заключено в ваших песнях, как вы сами их чувствуете?
Центральный мотив этого альбома – смерть и перерождение. Почти каждый из участников группы за последние несколько лет сталкивался так или иначе со смертью, и эти переживания дали нам нужный импульс, взгляд на вещи… Лично мне нравится чувствовать себя старше и мудрее. Когда знаешь, что со всем можешь справиться, и стресса в жизни становится меньше.
На альбоме есть кавер “I Don’t Believe a Word”. Почему вы выбрали именно эту песню?
Мне всегда казалось, что это одна из лучших песен Mötorhead, и, в частности, один из лучших текстов, написанных Лемми. Это очень тяжёлый текст… Когда Лемми не стало, мы решили отдать ему должное и записали эту песню.
Кстати, текст песни “Weaver’s Dawn” написал Скотт. Что в этом случае появилось первым – музыка или слова?
Скотт сочинил и записал “Weaver’s Dawn” для своего сольного проекта несколько лет назад. Это песня о тех, кто рискует заснуть за рулем. Трек отлично подходил для группы, мы попросили Скотта записать его с нами. Это была отличная идея.
Если говорить о текстах, то как можно сформулировать послание Fireball Ministry? С одной стороны, настроение альбома – это свобода, мотивация к движению вперёд.. С другой, это просто отличный рок-н-рольный альбом – тяжёлый, громкий, без нравоучений…
Этот альбом – напоминание. Мы никогда не должны забывать, откуда мы пришли и куда идём. Мы должны помнить, кто мы есть и что нас сделало такими.
Эмили, как по-твоему, музыка Fireball Ministry существует вне контекста современного мира или он всё-таки оказывает на неё влияние? Скажем, отражается ли в ваших песнях то, что происходит в обществе?
Для начала замечу, что на нас точно не влияют современные группы. Мы до сих пор слушаем Judas Priest, Sabbath, Scorpions, Mercyful Fate – я могу долго перечислять… Так что относительно музыки – точно никакого «модерна». А в текстах какие-то из событий действительно отражаются, но эти влияния не всегда очевидны. Мы оставляем нашим слушателям свободу интерпретации.
Группа давно стала лакомым куском для больших лейблов… Не пытались ли звукозаписывающие компании повлиять на вас во время записи альбома? Или все просто рады иметь Fireball Ministry у себя на борту?
За все эти годы мы действительно встретили несколько лейблов со странными требованиями. Но тут у нас очень простой критерий сотрудничества: если на нас пытаются влиять, это не наш вариант.
Следующий вопрос – чистой воды метафизика, но бывает, что люди спорят о стилевой принадлежности группы. Что вам ближе – стоунер или хэви-метал? Вообще, важно ли для вас это разделение?
Я считаю, что в широком смысле слова мы играем хэви-метал. А по звучанию, если сравнивать нас с определёнными известными группами, можно сказать, мы играем стоунер. В современную метал-сцену, как мне кажется, мы не очень хорошо вписываемся, а вот выступать со стоунер-коллективами мне очень комфортно. Они искренне любят крепкое, тяжёлое звучание, ценят выверенный гитарный саунд. Когда речь заходит о рок-музыке, мне близки традиционные ценности. Так что стоунер – это удовлетворительная характеристика.
Группа «на ходу» уже два десятка лет. Как вы всё это время сохраняете рок-н-рольный дух и энергию?
Я себя чувствую так же, как и двадцать лет назад, только мудрее. И я скажу абсолютно честно: меня всё так же «заводят» концертные выступления, как и во времена, когда я играла в школьном ансамбле. Есть, правда, одно отличие: сегодня мне требуется больше времени, чтобы перебороть похмелье.
Вы много выступали с по-настоящему известными командами, а теперь Fireball Ministry тоже относится к их числу. Что больше всего запомнилось из гастролей?
Были незабываемые концерты в Германии вместе с Uriah Heep и Blue Oyster Cult, когда мы презентовали второй альбом “The Second Great Awakening”. Uriah Heep и их туровая команда – удивительная компания, с ними всегда было здорово и комфортно. Мы выступали в декабре, поэтому везде были уличные рождественские ярмарки, много пива, в общем, атмосфера постоянного праздника. И, конечно, наш тур с Дио в Штатах в 2004 году. Мы были на разогреве, и, отыграв свой сет, бежали смотреть его выступление! И так – каждый вечер!
Эмили, вы часто выступаете, а бывают ли в турне стрессовые ситуации?
Конечно, много отнимает рутина, свободного времени почти что нет, если ты об этом. А стресс для меня – это когда у нас сложный маршрут, далёкие переезды между городами. В основном все турне можно описать так: ждёшь своего выхода, играешь, тусуешься, спишь, ведёшь машину. Я развлекаю себя просмотром всяких странных фильмов во время стоянок.
У тебя есть правила выживания в дороге? Есть «план Б» для непредвиденных ситуаций?
В школе я была неплохим скаутом, поэтому у меня всегда есть «план Б». А перед концертом мне нужно тихое место, чтобы побыть одной и сосредоточиться. В эти минуты я стараюсь избегать контактов с людьми, слушаю музыку в наушниках или просто сижу в тишине.
Эмили, а ты считаешь Fireball Ministry знаменитой группой?
Это относительно… Если сравнивать с Metallica, мы не так уж велики. (Смеётся.)
Есть ли в США какая-либо программа поддержки музыкантов, как в некоторых странах Европы?
Нет, что ты, в Штатах искусство никто особо не поддерживает. Чем искать от государства поддержки в занятии любимым искусством, лучше сразу смириться и найти работу.
А можно ли назвать Fireball Ministry по-настоящему американской группой?
Мы определённо американская группа (смеётся), прямо как Grand Funk!
Что для тебя самое трудное в Fireball Ministry?
Быть в группе – всё равно что состоять одновременно в трёх браках. То есть основная трудность – это уметь разбираться со специфическими особенностями каждого из участников, понимать их, сглаживать острые углы, когда надо. А играть – дело лёгкое.
Алексей ЕВДОКИМОВ
Фото – официальный сайт Fireball Ministry.