Антон Батагов: Те, что пришли сюда
Сентябрь 14, 2016
Елена Савицкая (261 статей)
Поделиться

Антон Батагов: Те, что пришли сюда

9 июня в Московском международном Доме музыки состоялась премьера рок-кантаты московского композитора Антона Батагова «Тот, кто ушел туда». Диалог рока и «классики» всегда находился в поле интересов нашего журнала – ведь всякое кросс-жанровое объединение является делом прогрессивным!

Так думали не только мы – Светлановский зал ММДМ был абсолютно заполнен, что не так уж часто случается на концертах современной академической музыки.
Впрочем, Антон Батагов относится к числу популярных композиторов, его музыка пользуется мировым признанием, а на редких выступлениях в качестве пианиста (год назад довелось посетить его совместный концерт с Полиной Осетинской там же в ММДМ) всегда аншлаг.

Творчество Батагова относят к постминимализму – направлению, которое наследует «классическому» минимализму 1960-70-х годов, но при этом интерпретирует эту достаточно жестко организованную композиторскую технику с большей свободой. Батагов как композитор молодого поколения (ему чуть за 50) делает минимализм, если можно так выразиться, ближе к народу – в музыке есть и элементы импровизации, и развитые мелодии, и достаточно пышные аранжировки, и вполне себе классико-романтические гармонии. Словом, от «In C» Терри Райли эта музыка ушла довольно далеко (и не сказать, чтобы вперёд – но в данном случае это безоценочное суждение).

Впрочем, не будем пускаться в подробные объяснения о том, что есть минимализм, в том числе с приставкой «пост» – любителям, скажем, пост-рока всё это более чем понятно, и на концерте Батагова они были бы (а я уверена, что и были) вполне в своей тарелке. А ценители музыки Velvet Undeground, King Crimson и Брайана Ино давно уже прочувствовали творческие принципы Стива Райха и Филипа Гласса на своей шкуре. Давно подмечено, что минимализм и рок очень родственны по своей энергетике – повторность, постепенное динамическое нарастание, акцент на ритмической структуре воздействуют на слушателя почти гипнотически, дают очень мощное переживание сродни трансу. Или катарсису. И композитор этими средствами успешно пользовался. «Академический» состав ансамбля N’Caged был усилен приглашенными солистами (певец Александр Маноцков, скрипачка Ася Соршнева, сам автор – за фортепиано) и рок-ритм-секцией (бас-гитарист Сергей Калачёв и барабанщик Владимир Жарко). Четырехчастная же структура цикла (более типичная, впрочем, не для кантаты, а для симфонии) наполнялась драйвом и энергией, примущими року.

При этом на первом плане оказалась характерная для жанра кантаты духовная составляющая. Уже более 20 лет композитор в своём творчестве обращается к буддизму. В своих интервью Батагов говорит, что ему буддийская система объяснения мира кажется универсальной, близкой человеку из любой страны, способной ответить на все вопросы бытия. «Тот, кто ушел туда» – одно из имен Будды, преодолевшего «колесо сансары» и познавшего нирвану. Собственно, и основной посыл произведения, как показалось – дать слушателю возможность освободить сознание. Для этого совсем не нужно было быть специалистом по восточной философии и закоренелым буддистом – музыка всё делала сама собой, а для того, чтобы погружение было еще более полным, тексты в переводе на русский язык демонстрировались на экране. И совсем не случайно премьера состоялась, как подчеркнул сам Батагов во вступительном слове, в христианский праздник Вознесения – музыка транслировала некие универсалии, объединяя представителей разных конфессий в общем переживании.

Первая часть кантаты, собственно «The One Thus Gone» («Тот, кто ушел туда»), исполнялась на английском. Тревожная триольная пульсация, шаманский ритм ударных, минорные аккорды струнных и речитатив Александра Маноцкова (бас), многократно повторявшего строки о поклонении тому, кто познал очищение и свет – всё создавало атмосферу некоего ожидания, нагнетания, которая в коде этой части разрешилась просветленным мажором и юбиляциями вокального ансамбля. Вторая часть, «Последние слова Сенге Вангчука» — путешествие в индийскую музыку, эмоциональное и личностно окрашенное повествование от лица буддистского мастера, который, как подсказывают источники, «в возрасте 125 лет исчез в пространстве, растворившись в радужном свете», перед этим оставив наставления в виде песни. Здесь солировал другой певец, Дмитрий Матвиенко из N’Caged (тоже бас), который прекрасно справлялся и с микрохроматикой, и с самим строем индийской музыки. Экзотическая окраска музыки напомнила об «Оркестре Махавишну» и творчестве Джорджа Харрисона. Развиваясь по принципу раги, эта часть привела к бурным сольным импровизациям виолончели, альта и скрипок.

Третья часть, неспешная «Молитва Самантабхадры» – самая, не побоюсь этого слова, красивая, с потрясающей покачивающеся вокальной мелодией на фоне безмятежных струнных и «всполохов» бэк-вокала, вновь исполнялась Александром Маноцковым в качестве солиста. Причем сложнейший философский текст на тибетском Александр пропевал так, словно он – не просто исполнитель, транслятор чужих идей, а он и есть сам Самантабхадра. Возможно, тому способствовала и слегка восточная внешность Александра, и его уверенные жесты, и суггестивный тон. Смысловой рефрен этой части, призывавший открыть в себе безграничную мудрость и раскрепостить сознание, отказавшись от наносных, суетных, злых и агрессивных помыслов – не эта ли идея как никогда важна для современного человека? Без преувеличения, публика этими идеями полностью прониклась, впав в состояние почти нирваническое. И, наконец, финал, название которого представляет собой буддийский термин «Праджняпарамита», толковать значение которого я сейчас не возьмусь, являл просто глориозные, бодро-ритмичные, словно возносящиеся ввысь распевки на слог «А». Собственно, эта литера и транслировалась на экране, в шутку ли, всерьез ли. «Учение о запредельной мудрости» оказалось всем под силу и наполнило сердце радостью. Состояние, в котором пребывали слушатели после концерта (удалось пообщаться с несколькими знакомыми), можно описать тем самым словом «катарсис», а можно сказать, что это и было нахождением духовной опоры, причем в самом себе. И даже небо после концерта было необыкновенно ярким и показывало удивительные картины – это тоже отметили многие, выходя из ММДМ к умытой дождем Москве. Мы все пришли к чему-то очень хорошему – тому, что хотелось длить и не выпускать из себя.

Елена САВИЦКАЯ
Фото — Лиана Даренская (репетиция), Елена Савицкая (концерт, две фото в конце).
Благодарим пресс-службу ММДМ (http://www.mmdm.ru) за аккредитацию, Антона Батагова (http://batagov.com) за предоставленные фотографии.

Общее впечатление

09-06-2016
Москва
ММДМ

Елена Савицкая

Елена Савицкая