Babooinum Fest 11: Для зубастых мозгов
Август 3, 2019
Дмитрий Кошелев (570 статей)
Поделиться

Babooinum Fest 11: Для зубастых мозгов

За какие-то два с половиной года своего существования фестиваль Babooinum, затеянный петербуржцем Сергеем Горчаниновым, принял невероятный по отечественным меркам размах. А ведь эта затея не поддерживается ни коммерческими, ни властными структурами, всё делается исключительно на энтузиазме участников. Участвуют в «бабуинумах» не только питерские музыканты, да и фестиваль вышел за рамки Северной столицы — он проходил уже в Москве, Ярославле и Владимире. А вот одиннадцатый (повторюсь, за два с половиной года!) фестиваль организаторы решили сделать у себя дома, в самом начале периода белых ночей. А гости съехались из Москвы, Владимира и даже Испании!

Путешествия в Санкт-Петербург для меня всегда волнительны: там прошли студенческие годы. В поездку я взял пару вещиц, а именно – немаленьких бобин с широкой плёнкой, на которых была зафиксирована часть сессий альбома «Это мама» группы «Аукцыон». Эти записи использовались для переиздания в виде бокс-сета (мы рецензировали его в «ИнРоке» №86). После хитрых процедур по реставрации (их ещё называют запеканием — лента разогревается, чтобы осыпающийся магнитный слой на время оцифровки обрёл прочность) эти плёнки слушать уже не получится, но они сохранили ценность как часть нашей музыкальной истории. Первая из бобин приехала на Пушкинскую, 10, в «Музей реалий русского рока», основанный лидером группы «Санкт-Петербург» Владимиром Рекшаном. Вторая – в клуб «Гаркундель», который, как несложно догадаться из названия, является культурной резиденцией Олега Гаркуши. Доставка артефактов проходила в форме прогулки и задушевного общения с коллегами Виталием Куликовым и Александром Молодяковым, материалы которых должны быть знакомы постоянным читателям «ИнРока». На фестиваль они со мной не поехали. Двинул в одного!

Клуб The Place, что в пятнадцати минутах неторопливой ходьбы от метро «Балтийская», оказался уютным заведением (читай, кабаком) с двумя залами. В одном из них разместились бар и диванная зона, во втором – столики, танцпол, а также VIP-балкон. Ну и, само собой, сцена. Небольшая, но вполне комфортная. Забегая вперёд, скажу, что тесно на ней не было никому, а некоторые коллективы оказались многочисленны. Опять же, забегая вперёд, не могу не отметить, что со звуком на площадке и в зале был полный порядок!

15 июня. Кабаре, дадаизм и шаманство.


Открывало одиннадцатый Babooinum Fest трио OT&DO. Это коллектив клавишника Сергея Горчанинова, автора идеи «Бабуинума». Практически накануне, за неделю до концерта, в группе появился новый барабанщик Анвар Баисламов, который не только разучил программу, но и вжился в неё. OT&DO порадовали и знакомыми вещами, и новыми (как минимум для автора этих строк) произведениями. Заодно презентовали свежевышедший концертный альбом, записанный в этом же клубе The Place. Играют парни фьюжн — безгитарный, ироничный и, естественно, инструментальный. Слегка хулиганский, но в то же время интеллигентный и мелодичный. Названия композиций говорят сами за себя: «Цирк сгорел», «Сломанные часы сломаны»… Однако при всей ироничности композиционные решения в каждой вещи выверены и чётки. Смех смехом, но, как мы знаем, смех – дело серьёзное! И OT&DO подходит к созданию своих мини-полотен именно так. Начало феста получилось отличным!


Продолжили вечер владимирцы Enine. Группа для «ИнРока» родная, ибо её лидером является наш коллега Владимир Михайлов. По традиции они устроили прог-фолковое шаманство. Часть программы состояла из новых вещей, в которых слышится ещё больше этнических мотивов. Но и без психоделических номеров с дебютного CD «The Great Silent» не обошлось. Обычно эти композиции группа подкрепляет видеорядом с отрывками из классики немого кино, но здесь их не было, а поскольку мне привелось бывать на нескольких выступлениях Enine ранее, визуальный ряд возникал в голове сам собой. Даже не надо было закрывать глаза. Зато в составе появился шоумен, который устраивал ритуальные танцы перед сценой.
Не могу не отметить, что группа растёт не только в музыкальном плане, но и в визуальном. Одетые в меховые одеяния северных народов (до меховых трусов, как у Manowar, к счастью, не дошло), выглядят Enine сурово, а их прог-рок в меру соответствует образу: есть в нём и холодная отрешённость, и цепкость. Вероятно, их музыка цепляет слух подготовленного меломана так же, как завораживает взор путешественника картина тундры или гор. Выступление пролетело на одном дыхании, и было целостным и великолепным. Со мной был солидарен и коллега по «ИнРоку» Иван Розмаинский, в этот вечер присутствовавший в зале как зритель, отметивший, что это было лучшее на его памяти выступление Enine.
(Стоит рассказать также про заметно изменившийся состав группы. Хотя изначально шаманская тема возникла благодаря уроженцу Камчатки, вокалисту и басисту Владимиру Косыгину, после его ухода из Enine удачную фишку не только не забыли, но и стали развивать. Теперь за «шаманство» в группе отвечает перкуссионистка Дарья Нигавора, и её присутствие группу только украсило, — прим. ред.)

В паузах между сетами участники феста раздавали интервью, общались между собой, ибо все уже стали добрыми если не друзьями, то знакомыми, что не может не радовать. А вот по части кассового сбора радоваться нечему — народу было не просто немного, но откровенно мало. Казалось, что музыкантов в обоих залах и гримёрке больше, чем публики. Прогрессив-рок – не модная «жвачка», а крепкий орешек, пища для «зубастых мозгов», способных «разгрызть» услышанное. Увы, поклонников такой музыки не так много, как хотелось бы.

 

Третьими на сцену вышли москвичи — дарк-кабаре Absent Sunday. Их песни (а работают они именно в песенном формате) органично разбавили шаманство Enine. Предводительницей, даже атаманшей Absent Sunday является вокалистка и клавишница Озма Нагатовна. Будучи и в жизни экстраординарной и эксцентричной особой, на сцене она превращается в ураганную фурию. И даже привязка к инструменту, с которым не побегаешь по сцене, как с гитарой, её не сдерживает. Привлекает внимание в группе не только Озма — не менее колоритны барабанщик Сергей Рогуля, басист Александр Коноплёв и играющая на скрипке Людмила Юрис. Ещё один пример того, что рок-группа вполне способна существовать без гитариста. «Абсенты» местами отдалённо напоминают слетевшую с катушек Кейт Буш, которой аккомпанируют The Tiger Lillies. Грим и одежды этим ассоциациям только в помощь! Песни сложны и причудливы, потому в прогрессивной тусовке Absent Sunday – в доску свои. Да, их произведения отлично ложатся на слух и великолепно запоминаются, но при кажущейся простоте в каждой композиции немало подводных камней и пищи для пытливого ума. Если резюмировать в двух словах сет первых москвичей Babooinum Fest 11 – огонь и драйв!

   

Следующим был зарубежный гость, и имя его Анхель Онталва. Испанец, гитарист авант-роковой группы October Equus, за последние пару-тройку лет в России едва ли не прописался, но в рамках «Бабуинума» играл впервые. Где он только не выступает! Колесит по городам и весям, двигая своё искусство на радость публике. Увы, немногочисленной. И это объяснимо: музыка Анхеля носит импровизационный характер, то, что он извлекает из своей гитары посредством хитроумных примочек, можно назвать фри-джаз-роком, психоделией и авангардом. Описать его выступления словами практически невозможно, они носят настроенческий характер. Это тоже своего рода шаманство, для восприятия которого необходимо полное погружение. А это — индивидуальный процесс. В моём случае трансформация звуков в личные переживания прошла успешно.

Завершал первый день дада-оркестр «Жвака Галз». Выходцы из Иркутска, они перебрались в Санкт-Петербург и ныне считаются местной командой. «Жвака Галз» называют себя потомками курыкан. Вот что говорит о них Википедия: «Курыканы – общность на территории Сибири, упоминавшейся в древнетюркских рунических надписях VII-VIII веков н. э., союз трёх племён, объединённых этим названием. Курыканы не были коренным народом Байкальского региона, их культура развивалась в тесном контакте с Красноярско-Минусинским регионом». Разодетые в одежды растаманских цветов (жёлтый, зелёный и красный), украшенные гримом, на сцену вышли восемь человек. И как-то не чувствовалось, что она для них мала. Истеричная вокалистка Ирина Вильман с огромными накладными ресницами (до конца сета они, к сожалению, «не дожили» – отклеились) умело манипулировала публикой. То, что играет «Жвака Галз», музыкально ближе всего к ска-панку. Возможно, о таком сближении говорит заводная энергичная ритмика песен, а также наличие в команде брасс-секции. Кстати, в составе есть ещё и балалайка. Словом, ска-панк у «Жваки Галз» нетрадиционный, со своей изюминкой и мозголоминкой, благодаря чему они и оказались на Babooinum Fest. Причудливые тексты, свойственные дадаистской культуре, нестандартный сценический образ и энергия, плещущая со сцены и заражающая слушателя – вот как завершился первый день!

И вновь лирическое отступление. Белую ночь пришлось проспать, дабы сохранить силы на второй день феста. Утро и день прошли в прогулках по центру Санкт-Петербурга в компании гитариста группы «Урсус» Антона Орлова. Когда-то мы с ним вместе играли в барнаульской группе «АнАмАлия». После того, как участники команды без помпезных драк, слёз и взаимных упрёков разошлась в разные стороны, её последний вокалист, ставший басистом Андрей Лунин, барабанщик Евгений Медведев и гитарист Антон Орлов перебрались в Питер и стали играть в формате трио. После записи первого альбома барабанщик сменился. В следующем номере «InRock» будет опубликована рецензия на второй диск «Урсуса», а мы вернёмся в «The Place».

16 июня. Прогметал, фьюжн и вечные Rush

 

Когда я пересёк порог клуба, к выступлению готовились Triptones. Как и в первый день, открывало программу трио, только на сей раз с лидирующей гитарой. Возглавляет коллектив один из соорганизаторов «Бабуинумов» Руслан Собинин. Команда порадовала отменным прог-пост-роком с массой электронных фишек. Прозрачные мелодии, полные раздумчивости, как нельзя лучше пришлись для продолжения фестивальной программы. Triptones не грузят, их музыка создаёт комфортную атмосферу для слушателя, погружая в свой мир, в котором приятно потеряться.

Вышедший после них RMP, или Rozmainsky & Mikhailov Project, устроил, как и вечером раньше OT&DO, презентацию нового концертного альбома. Диск «Adventures at the Babooinum Fest 2017» вышел накануне 11-го «Бабуина» на лейбле ArtBeat Music. Музыка проекта наших драгоценных авторов — гораздо более экспериментальная, чем в их родных коллективах Roz Vitalis и Enine. В ней есть и психоделия, и шаманство, и некий налёт авангардной мозголомности. Всё это было подано в лучшем виде и в этот вечер.

Третьими выступала питерская группа «Круглоугольник». О ней рассказывает Иван Розмаинский: «Это был сет высококачественного фьюжна, исполненного с большим профессионализмом и сыгранностью. Если в начале сета публика встречала коллектив сдержанно, то в конце выступления довольно громко аплодировала». От себя добавлю, то, что фьюжн у «Круглоугольника» окрашен в латиноамериканские тона и в нём гораздо больше джаз-роковых элементов, нежели у OT&DO или Triptones, которых тоже можно причислить к этому стилю.

Предпоследними на сцену вышли Moving Waves, грандиозный трибьют-бэнд великих Rush. Помимо трёх инструменталистов, а это гитарист Михаил Зонов, басист Николай Филимонов и драммер Руслан Парканов, с группой приехали один певец и две певицы. Озма Нагатовна сменила платье на спецовку для «Working Man», открывавшей выступление, второй фронтвумен была вокалистка московской группы DFMA, скрывающаяся под псевдонимом Violin Bliss, третьим стал Иван Дёмин из московской же арт-роковой формации Yukatann. О произведениях Rush писать что-либо бессмысленно; имя говорит само за себя. Самих канадцев в нашей стране мы вряд ли когда увидим, а вот качественный трибьют-бэнд у нас есть. И хоть он играет и не в формате трио, но делает это качественно и на «отлично». Слушать Moving Waves – одно удовольствие. Фестивальный сет длился всего час, но известно, что команда может отыграть без сучка и задоринки программу раза в три дольше.

Закрывали фест питерцы «Квинтэссенция». Группа играет прогметал, у микрофона вокалистка Елизавета Годунова. И вновь слово Ивану Розмаинскому: «‘Квинтэссенции’ не повезло, ей пришлось выступать последней, да и ещё после Moving Waves, которые как будто забрали у публики все эмоции. Тем не менее, команда не ударила в грязь лицом и смогла удержать внимание слушателей на протяжении всего сета. Музыканты исполняли трудно классифицируемый рок с женским вокалом. Что-то похожее могли бы играть The Gathering, если бы были более техничными и пели на русском. Жаль, что Елизавета только в одной  композиции использовала альт, которым она блестяще владеет. Кстати, эта композиция была полностью инструментальной. В конце сета «Квинтэссенция» была награждена заслуженными овациями».

Подводя итог, не могу не вспомнить один из выпусков программы «День Тяжёлый на Своём Радио», посвящённый Babooinum Fest. После него я долго выражал восторги по разным поводам восклицанием «Бабуинум»! Вот и после одиннадцатого фестиваля ничего не приходит на ум иного, кроме фразы Карабаса Барабаса: «Это был праздник какой-то»! И поблагодарить за него всех причастных к организации. Прежде всего – Сергея «Мистера Бабуина» Горчанинова.

Дмитрий КОШЕЛЕВ
при участии Ивана Розмаинского
Фото — Владимир Михайлов, Дмитрий Кошелев, Руслан Собинин.

Общее впечатление

15-16 июня 2019 г.
Санкт-Петербург, клуб "The Place"
Babooinum



Дмитрий Кошелев

Дмитрий Кошелев